Обобщение опыта по теме самообразования"Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста посредством применения игровых технологий "В сказку за знаниями"
методическая разработка на тему

Заболотняя Светлана Петровна

 

 

Развитие познавательных способностей у детей посредством применения игровых технологий .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста посредством применения игровых технологий "В сказку за знаниями"

Цели и задачи: 

  • развитие познавательных способностей у детей;
  • развитие речи, сенсорных способностей, мелкой моторики рук;
  • формирование умения ориентироваться в основных направлениях: верх, низ, право, лево;
  • формирование образных представлений, умения классифицировать предметы, закрепление знаний о форме, величине, цвете;
  • формирование умения определять на слух короткие и длинные слова;
  • развитие памяти, воображения, сообразительности, умения быстро ориентироваться в ситуации;
  • воспитание культуры поведения, умение слышать друг друга.

Материал к занятию:

1.     Домашний кукольный театр "Русские народные сказки" (куклы: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь).
2.     Объёмный теремок.
3.     Плоскостные изображения героев русской народной сказки "Теремок" (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь).
4.     Сюжетные картинки с изображением лисы из разных сказок.
5.     Картинки: теремок, дуб, берёза, мак, колокольчик, воробей, бабочка, ёж, жук, пень, гриб.
6.     Полоски (схемы)   к словам из цветного картона: длинные – зелёные, короткие – красные.
7.     Набор из геометрических фигур разных по цвету, размеру и форме.
8.     Плоскостное изображение яблони и яблок из цветного картона (красные, жёлтые, зелёные).
9.     Разноцветные цветы из цветного картона, разные по размеру с напечатанными на них буквами.
10.   Мешочек тряпочный.

Оборудование: магнитофон.

План занятия:

1. Организационная часть.
1.1. Игра "Отгадай сказку".

2. Основная часть.
2.1. Игра на лесной полянке.
2.2. Упражнение "Поиграем со словами".
2.3. Физминутка "Зайка".
2.4. Игра "Добрые слова".
2.5. Игра "Вспомни сказку".
2.6. Физминутка "Как у наших у зверят".
2.7. Игра "Найди на ощупь".
2.8. Игра "Рассели зверей".
2.9. Игра "Зашифруй сказку".

3. Заключительная часть.
3.1. Игра "Посадим яблоню".
Итог занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационная часть

1.1. Игра "Отгадай сказку"
У. Ребята, посмотрите, какие разноцветные, красивые, яркие цветы выросли. Они приглашают нас в сказку. А в какую сказку, вы узнаете, если рассадите цветы по порядку от самого длинного до самого короткого. А сейчас сложите буквы, написанные на цветах, и прочитайте, в какую русскую народную сказку приглашают нас цветы.
Д. Теремок.
У. Молодцы, ребята. Сегодня мы отправимся в увлекательные путешествие по русской народной сказке "Теремок". Здесь нас ждут игры, загадки, весёлые стихи, упражнения на смекалку и сообразительность. Итак, сказка начинается.

 

Формировать умение детей классифицировать предметы по размеру.
Составлять из букв слова и читать их.

2. Основная часть

2.1. Игра "На лесной полянке"
У. Сказку ты, дружок послушай.
Мышка серая, Норушка,
Вышла в поле погулять,
Сладких зёрен поискать.
И оказалась она, ребятки, на лесной полянке. Увидела она большой
дуб.
(Дети самостоятельно располагают картинки относительно дуба).
У. На дубе сидит воробей. Справа от дуба растёт берёза. Под берёзой расположился трухлявый пень. На пенёк заполз жук. Под дубом справа вырос колокольчик, а слева вырос мак. Под берёзой слева вырос гриб. Над маком летает бабочка. Около пня притаился ёж.
Молодцы, ребята, какая красивая полянка получилась.
У. Видит мышка теремок.
В чистом поле одинок.
Мышка очень удивилась,
Подошла, остановилась.
М. Кто там, в тереме живёт?
Может в гости позовёт.
Постучусь-ка лапкой в двери…
Чей, скажите, это терем?
У. Но никто не отозвался,
Дом свободным оказался.
М. Буду в тереме я жить,
Песни петь и не тужить.
У. День-другой живёт Норушка.
М. В тереме одной мне скучно!
Не с кем петь и танцевать…
Не с кем даже поиграть!

 

Развивать у детей пространственные отношения: слева, справа, на, над, под.

2.2. Упражнение "Поиграем со словами".

У. В ту пору одна лягушка –
Пучеглазая Квакушка,
Вышла в поле погулять,
Вкусных мошек поискать.
Видит: чудо-теремок,
В чистом поле одинок.
Тут лягушка удивилась,
Подошла, остановилась.
Л. Кто тут в тереме живёт?
Может в гости позовёт?
М. Мышка тут живёт Норушка.
Ну а ты что за зверушка?
Л. Я – зелёная лягушка,
Я – весёлая квакушка.
Знаю я одну игру,
На полянке покажу.
У. Ребята, лягушка предлагает мышке и вам поиграть в длинные и короткие слова. Посмотрите сколько на полянке картинок. Если картинка называется длинным словом, т.е. в нём много звуков, прикрепим рядом зелёную длинную полоску. Если слово короткое, т.е.  в нём мало звуков, прикрепим короткую красную полоску.
(Дети выполняют задание с комментированием:
– Дуб слово короткое, я прикреплю короткую красную полоску.
– Бабочка слово длинное, я прикреплю рядом длинную зелёную полоску и т.д.)
У. Какие вы ребята ловкие, сообразительные, быстро справились с заданием лягушки.
М. Так давай-ка вместе жить.
Будем мы с тобой дружить.
У. Стали жить да поживать,
Песни петь да танцевать!
Прискакал из леса зайчик,
Длинноухий Побегайчик.

Формировать умение детей определять на слух короткие и длинные слова, т.е. обследовать их звуковую оболочку и находить нужную полоску (схему)

2.3. Физминутка "Зайка"
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
Нас играть с собой зовёт.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок,
А затем в присядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
З. Ой, глади-ка! Теремок,
В чистом поле одинок!
Постучу-ка лапкой в двери.
Чей скажите, это терем?
М. Мышка здесь живёт Норушка.
Л. И Лягушка с ней, Квакушка.
М. Ну а ты-то кто? Ответь!
Л. Может дверь нам запереть?
З. Что вы? Нет! Я просто Зайчик,
Развёселый Побегайчик.

Снять у детей усталость и напряжение.

2.4. Игра "Добрые слова"
М. Ну-ка, дай-ка нам ответ,
Ты воспитанный, иль нет?
З. Слов я вежливых не знаю,
В речи их не применяю.
У. Ребята, давайте прочитаем зайцу стихотворения о добрых, вежливых словах, ведь не зря их называют волшебными.
(Дети по очереди читают наизусть стихи)
1 Р. Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
 Доброе утро.
2 Р. Если кого-то
Обидел ты зря,
Скажи непременно:
 Простите меня.
3 Р. Когда угощают
Не гоже молчать,
– Большое
спасибо
Нужно сказать.
4 Р. Спасибо услышал,
Сказать не забудь:
 Пожалуйста.
Добрым и вежливым будь!
5 Р. А если прощаться
Настала пора,
Скажи:
До свиданья, до встречи, друзья.
6 Р. Добрые слова не лень
Повторять мне каждый день.
Доброта живёт на свете
Только в добром сердце, дети.
З. Ай, спасибо вам, друзья,
Буду впредь культурным я.
М. Ну, Косой, иди к нам жить.
Будем мы с тобой дружить!
З. Ой, спасибо! Прыг да скок,
Скок-поскок да в теремок.
У. Стали жить да поживать,
Песни петь да танцевать.
Вышла из лесу лисица.
Л. Где ж ручей? Воды б напиться!
Что за чудо-теремок,
В чистом поле одинок?
Подойду-ка я поближе…
Смех весёлый в доме слышен.
Постучу-ка лапкой в двери…
Чей, скажите, это терем?
М. Мышка здесь живёт Норушка.
Л. И Лягушка с ней, Квакушка.
З. Ну, а вместе с ними зайчик,
Развёселый Побегайчик.
В теремочке мы втроём
Дружно-весело живём.
М. Ну, а ты-то что за зверь?
Ну-ка, Заинька, проверь!
З. Ой, там рыжая лиса,
Знаю я, она хитра.
Л. В разных сказках про меня
Говорят, что я хитра.

Развивать умение детей выразительно читать наизусть небольшие стихотворения и воспитывать культуру поведения.

2.5. Игра "Вспомни сказку"
У. Ребята, а давайте вспомним народные сказки, в которых жила лиса.
(Дети вспоминают сказки с участием лисы: "Колобок", "Заюшкина избушка", "Петушок-золотой гребешок", "Лисичка-сестричка и Серый волк", "Лисичка-судья", "Лиса и журавль", "Кот и лиса". Дети находят сюжетную картинку с изображением главной героини соответствующую названной сказки).
Л. Трудно мне одной прожить,
Вот приходится хитрить.
Обещаю я, лисичка,
Буду всем вам как сестричка.
М. Так иди же с нами жить,
Раз умеешь ты дружить!
У. Стали жить да поживать,
Песни петь, да танцевать.
Вышел из лесу волчок
Греть на солнышке бочок.
В. Это что за теремок
Стоит в поле одинок?
Голоса слышны за дверью.
Чей, скажите, это терем?
М. Мышка здесь живёт Норушка.
Л. И Лягушка с ней, Квакушка.
Тут и Заяц и Лисица.
Любим петь и веселиться.
М. Ну, а ты-то что за зверь?
Ну-ка, Лисонька, проверь!
В. Я то – Серенький волчок,
Серый хвостик и бочок.
Можно с вами буду жить?
Не с кем мне в лесу дружить.
Л. Можно, право, потесниться!
Буду вежливой лисицей:
Пропущу я в терем волка,
Дверь закрою на защёлку.

Развивать умения детей вспоминать сказки с участием лисы, опираясь на сюжетные картинки.

2.6. Физминутка "Как у наших у зверят"
У. Ребята, давайте покажем, как дружно и весело звери живут в теремке.
Как у наших у зверят
Лапки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ,
А устали ножки,
Хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп,
А потом в присядочку
Пляшут звери рядышком.
А как пустятся бежать –
Никому их не догнать.

Снять у детей усталость и напряжение.

2.7. Игра "Найди на ощупь"
У. Вышел мишка косолапый,
Почесал затылок лапой,
М. Что за чудо-теремок
Стоит в поле одинок?
Слышно в тереме веселье,
Здесь у вас не новоселье?
М. Кто там?
Л. Кто?
Мед. Да я, Медведь.
Дверь бы надо отпереть.
…Одному – ну хоть ори,
Скучно, что ни говори!
Буду славным вам соседом,
Мёду принесу к обеду.
М. Ты, медведь – огромный зверь,
Не пролезешь в эту дверь!
Мед. Не беда, не гордый Миша,
Проживу у вас на крыше.
У. Только Мишка взгромоздился,
Терем – бах! – И развалился.
Перепуганные звери
Еле выскочить успели.
И все спрятались в мешок,
Отыщи-ка их, дружок.
У. Ребята, давайте поможем зверушкам выбраться из мешка. Только одно условие – отгадать животное на ощупь, не глядя.
У. Молодцы, ребята, всех животных нашли.
Но друзья непобедимы –
Целы все и невредимы.
Знают все, была б охота –
Будет ладиться работа!
Будут бревнышки носить,
Станут досочки пилить
И построят теремок,
Будет крепок он, высок.
Места хватит в нём для всех,
Зазвучит в нём снова смех!

Развивать у детей сенсорные способности и мелкую моторику рук.

2.8. Игра "Рассели зверей"
У. Ребята, посмотрите, какой большой и просторный стал новый теремок. Для каждого зверя своя комната. Скажите, кто будет жить в комнате с самым маленьким окошком.
Д. Мышка.
У. Правильно. А почему?
Д. Она самая маленькая из всех зверей.
(Дети расселяют зверей в теремке, соединяют мелом окошко с животным соответствующего размера)
У. Молодцы, ребята, теперь у каждого животного будет своя комната в соответствии с его размером.

Формировать умение детей сравнивать предметы по величине.

2.9. Игра "Зашифруй сказку"
У. А сейчас давайте зашифруем нашу сказку с помощью геометрических фигур. Теремок – большой коричневый квадрат, а звери будут круги, только нужно вспомнить размер и цвет животного.
Д. Мышка-Норушка серая и самая маленькая. Я возьму серый маленький круг. Лягушка-Квакушка – побольше – зелёный круг, Зайчик-Побегайчик ещё больше – белый круг. Для Лисички-Сестрички – средний, оранжевый круг. Волчок – тёмно-серый круг – побольше. А для медведя возьму самый большой коричневый круг.
У. Молодцы, ребята, нам осталось только зверятам на память посадить яблоню.

Формировать умение детей с помощью геометрических фигур зашифровать сказку, учитывая цвет, форму и размер сказочных персонажей.

3. Заключительная часть

3.1. Игра "Посадим яблоню"
У. Яблоню мы посадили, но на ней чего-то не хватает.
Д. Яблок.
У. Правильно. У меня на тарелке яблоки трёх цветов. Тот из вас, кто считает, что он очень хорошо помог зверушкам, пусть возьмёт красное яблоко. Тот, кто считает, что он старался, но у него немного не получилось, пусть выберет жёлтое яблоко. Тот, кто
думает, что он ничем не помог животным, пусть возьмёт зелёное яблоко.
(Дети выбирают яблоки, учитель подводит итог занятия. Звери угощают детей сладостями)
Итог занятия.

Развивать умение детей оценивать свою деятельность, обобщать, делать выводы, высказывать своё мнение.

Литература:

1.   Дьяченко О.М., Астаськова Н.Ф., Булычева А.И. Дети в школу собирайтесь. Книга для родителей и воспитателей детского сада.– М.: "Просвещение", 1996 г.
2.  
Дурова Н.В. и др. От слова к звуку. – М. "Школа-Пресс", 1998 г.
3.  
Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей. Сборник тестов и развивающих упражнений.– СПб: "Дельта", 1997 г.
4.  
Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к с. 1 и 2.– М.: "Баласс", 2003 г.
5.  
Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к с. 3 и 4.– М.: "Баласс", 2003 г.
6.  
Климанова Л.Ф. и др. Школа вежливости. Азбука первоклассника. М.: "Просвещение", 1995 г.
7.  
Коваленко В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников.– М.: "ВАКО", 2008 г.
8.  
Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д. Праздник в детском саду (Сценарии детских праздников) – Ростов н/д: "Финикс", 2001 г.
9.  
Куцакова Л.В., Губарева Ю.Н. 1000 игр и головоломок для дошкольников.– М.: ООО "Астрель", 2000 г.
10.
Моисеева М.Ф., Фёдорова А.И. Сказочная угадайка. Конспекты занятий по математике с использованием сказочных сюжетов для дошкольного возраста.– СПб: "Смарт", 1996 г.
11.
Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для учителя.– М.: "Просвещение", 1996 г.
12.
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька. Математика для детей и их родителей. 1 ч. М.: "Ювента", 2006 г.
13.
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.– М.: "Ювента", 2006 г.
14.
Пилипко Н.В. Приглашаем в мир общения.– М.: "Перспектива", 2000 г.
15.
Поляк Л.Я. Театр сказок. Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок.– СПб: "Детство-Пресс", 2001 г.
16.
Фесюкова Л.Б. Год перед школой.– Харьков: "Фолио".– М.: АСТ, 2000 г.
17. Чтение. Вся дошкольная программа.– М.– ЗАО "Росмэн-Пресс", 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...

Тема по самообразованию:«Активизация познавательной деятельности младших школьников путём применения современных технологий на уроках русского языка»

  Процесс развития современного мирового сообщества характеризуется повышением требований к уровню культуры и образования его граждан. В Концепции модернизации российского...

Опыт работы по теме "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"

     Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельной и совмес...

Выступление из опыта работы «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе использования игровой технологии»

Рассматриваются игровые технологии по математике, как часть педагогических технологий. Это игровая форма взаимодействия педагога и воспитанников через реализацию сюжета (игры, сказки, спектакля, делов...

«Формирование социо-коммуникативных основ у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича» (опыт работы по программе С. В. Макушкиной «Умные игры в добрых сказках»)

В докладе представлено краткое описание парциальной программы «Умные игры в добрых сказках», разработанной для старших дошкольников (автор Светлана Вячеславовна Макушкина)....

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Тема: «Развитие детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»Актуальность темы.Во все времена становления педагогики, проблема развития детского творчества, ко...