Тема самообразования "Развитие речи детей в игровой деятельности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
проект
Самообразование по речевому развитию детей. Разработано на три года: 1 младший возраст, 2 младший и средний возраст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2019-21.docx | 32.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Сивинского района Пермского края
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
«Северокоммунарская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом МБОУ
Протокол №_____ от «___»_____2019 г.
УТВЕРЖДЕНО
директор МБОУ «Северокоммунарская СОШ»
________________ Е. А. Овчинникова
М.п.
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»
Воспитатель МБОУ
«Северокоммунарская СОШ»
Чадова Олеся Александровна
п. Северный Коммунар, 2019 г.
Тема самообразования: Развитие речи в игровой деятельности у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Актуальность темы: В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет.
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи со взрослым. Потому что речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например, звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов. Т. е. нарушение звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико - грамматических конструкций. У многих детей нарушения звукопроизношения осложняются дизартрией, которая проявляется как вялость, малоподвижность артикуляционного аппарата, повышение или понижение мышечного тонуса языка и т. д. Всё более распространенной становится несформированность фонематического слуха, что приводит к трудностям формирования процессов письменной речи. Отмечается большое количество детей с несформированностью лексико - грамматического строя речи. Типичным для таких детей является неадекватное использование суффиксов, трудности в выборе производящей основы слова, трудности в употреблении предлогов. Отмечается нарушение в согласовании в роде, числе, падеже; ошибки в употреблении прилагательных. Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет зачастую состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний.
Часто дошкольники с трудом понимают логико - грамматические конструкции. Не знают, как закончить смысловую программу предложения. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов.
Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ.
Также надо отметить, что развернутая связная речь теряет свою значимость, т. к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы поп-звезд, героев боевиков, телевизионной рекламы, третьесортных мультфильмов и разнообразных реалити - шоу. Альтернативы такому речевому поведению, а, следовательно, всему ходу речевого развития, никто не предлагает. И взрослые не имеют ничего против.
Нельзя не отметить, что речь ребенка зависит и от сформированности других высших психических функций. Приходится говорить о нарушении пространственных представлений, произвольного внимания, слухоречевой памяти - ребенок не может запомнить предложение из 5 - 6 слов.
Необходимо помнить, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной. А взаимодействие детского сада и семьи может решить проблему развития речи детей.
Таким образом, дети нуждаются в комплексной коррекции, где коллегиально должны работать логопед, психолог, невролог, воспитатель, муз. руководитель, физический инструктор. Что и делают сотрудники нашего детского сада.
Предмет исследования: использование игровой деятельности как формы развития речи детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: уровень развития речи детей дошкольного возраста будет повышаться, если: педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса обучения дошкольников; педагоги будут использовать различные (дидактические, подвижные, пальчиковые, речевые и т. д.) игры, как на занятиях, так и в повседневной жизни ребенка; для развития речи будут использоваться разнообразные игры.
Ведущая педагогическая идея темы: идея сотрудничества воспитателя и дошкольников на основе взаимного уважения и доверия; обучение без принуждения, основанное на переживании радости познания мира, на подлинном интересе; идея свободного выбора.
Срок работы над темой: 3 года.
План работы над темой
Этапы | Содержание работы | Сроки |
I. Диагностический | 1. Анализ затруднений. | I год работы над темой |
II. Прогностический | 1. Определение цели и задач работы над темой. | I год работы над темой. |
III. Практический | - Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы. | I год, II год и III год работы над темой |
IV. Обобщающий | 1. Подведение итогов. | III год работы над темой |
V. Внедренческий | 1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности. |
I. Диагностический.
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития.
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.
В целях развития речи детей раннего возраста используются игры и занятия, которые включают:
- потешки, хороводы, игры сюжетными игрушками, игры – инсценировки звукоподражательные и др.;
- чтение и рассказывание сказок, стихов, историй;
- рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;
- игры – занятия с предметными и сюжетными картинками;
- разгадывание простых загадок;
- игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Все эти игры и занятия способствуют развитию у детей речи.
Игры, потешки и хороводы полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов. Важно, что входе, таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком. По мере овладения он начинает самостоятельно играть в эти игры. В звукоподражательных играх развивается фонетический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи.
Чрезвычайно полезно для развития речи совместное чтение книг, рассматривание иллюстраций.
Особое место в работе по развитию речи принадлежит занятиям и играм с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают персонажей, охотно называют их, вспоминают, что знали раньше. Привлекательность для детей занятий с картинками связана с их наглядностью, сочетающейся со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие определенные словесные обозначения и названия. В педагогическом процессе можно использовать тематические наборы картинок (посуда, одежда, овощи, фрукты); сюжетные картинки с изображением действий (кошка пьет молоко, дети катаются на санках) .
Дети не только называют изображенные на картинках предметы и действия, но и подбирают их по словесной инструкции, развернуто начинают отвечать на вопросы.
Картинки играют важную роль в формирование способности оперировать образами, вызванными словом. Особое место в играх, направленных на развитие речи, занимают игры на развитие мелкой моторики. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центрального мозга, ведающего, в том числе, развитием мелкой моторики.
Таким образом, речь выступает как основа существования сознания – качественного своеобразия психической деятельности людей, как центральная духовная потребность, обеспечивающая сознательную, глубоко человеческую мотивацию поступков. Речь – основа всей познавательной деятельности личности, самостоятельный познавательный процесс, и, наконец, она выступает как средство общения, в котором объективируются содержания сознания человека и его личностные качества.
Перечень использованных источников:
- Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. – М., 2007.
- Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2006. - 320 с.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 2004.
- Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб.: 1993.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. - 424 с.
- Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.
- Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя. - М., 2005.
- Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. - СПб.: Акцент, 1996. - 128 с.
- Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед.училищ. Под ред. Л.А. Венгера. М.: «Просвещение», 1975. 239 с. с ил.
- Никитин, Б. П. Развивающие игры /Б.П.Никитин. - М.: Педагогика, 2000.
- Николенко, Л.А. Игры в педагогическом процессе. Методические рекомендации /Л.А.Николенко. - М.:Просвящение,1997г.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 2006. - 203 с.
- Петровский А.В., Кларина Л.М., Смывина Л.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993.
- Подкасистый, П. И., Хайдаров, Ж. С. Технология игры в обучении и развитии /П.И.Подкасистый.- М.:Просвящение, 1996г.
- Программа воспитания и развития детей в детском саду «Детство» / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др. - М., 2006.
- Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2
- Сиденко, А. Игровой подход в обучении № 8 /А.Сиденко. - М.: Просвещение, 2000.
- Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: пособие для родителей и педагогов/ В.А.Солнцева, Т.В.Белова. – М.: АСТ: Астрель, 2007.
- Эльконин Д. Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет. - М: Учпедгиз, 2006. - 456 с.
II. Прогностический.
Цель: Развитие речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Задачи: создание совокупности условий развития ребенка; создание здоровьесберегающей среды (благотворное влияние обучения и воспитания на здоровье детей); соблюдение валеологических требований на занятиях; формирование у педагогов, детей и родителей интереса к обучению и воспитанию посредством игровой деятельности.
Педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения и воспитания, дифференцированного (индивидуализированного) обучения и воспитания; проблемного обучения и воспитания; обучения и воспитания без насилия; эффективной речевой деятельности; диалогового обучения и воспитания; рефлексивного обучения и воспитания; технология перспективно-опережающего обучения.
Принципы обучения и воспитания: научности; креативности (творчество воспитателя, ребенка, а также их совместное творчество на занятии); вариативности (многообразие вариантов решения проблем); практической направленности (означает связь теории с практикой); интегрированности (связь с другими образовательными технологиями); системности (построение всего педагогического процесса на проблемной основе); диалогичности (использование диалога); рефлексивности.
Формы и методы учебно-воспитательной работы: групповой, игровой, индивидуальный, фронтальный, соревновательный.
III. Практический.
В процессе работы над данной темой планируется проектная деятельность, направленная на развитие мелкой и крупной моторики, развитие речи, фонематического слуха, грамматического строя речи, пополнение словарного запаса (проект «Увлекательная логоритмика). Так же планируется пополнение развивающей среды играми на развитие мелкой моторики рук, речевыми играми, подвижными играми, музыкальными играми.
Ряд мероприятий, которые планируется провести:
- Показать открытое занятие по логоритмике для педагогов.
- Провести совместное занятие по логоритмике с родителями.
- Провести родительские встречи по развитию мелкой моторики, по речевому развитию.
- Подготовить консультации для родителей по речевому развитию, по играм, по развитию мелкой моторики.
- Провести с родителями совместные игровые развлечения.
- Создать папки с речевыми играми.
- Продолжить изготовление игр на развитие мелкой моторики.
- Продолжить обучение по методике О. Н. Тепляковой.
Раздел плана | Мероприятие | Срок | Цели и задачи | Ожидаемый результат |
Самореализация | - Изучение литературы по данной теме. - Разработка проекта «Увлекательная логоритмика» - Оформление речевого уголка, центра сенсорики, книжного уголка. | 2019-2020 уч. год | Изучить теоретические и практические знания в образовательной области «Речевое развитие». | Изучена литература по проблеме. Систематизация имеющегося опыта. |
Работа с детьми | - Проведение занятий по логоритмике - Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие». - Открытое занятие по логоритмике для педагогов | 2019-2022 уч. год 2019-2022 уч. год 2020-2021 уч. год | Развивать мелкую моторику рук и речь. Проблема развития речи важна и для личностного развития самого ребенка. | Проведён мониторинг. Проведены занятия по логоритмике Проведено открытое занятие по логоритмике для педагогов. |
Работа с родителями | - Индивидуальные беседы с родителями о развитии речи детей - Консультации на тему «Развитие речи», «Развитие мелкой моторики». - Родительские встречи по теме - Совместная игровая деятельность с детьми и родителями. - Совместные занятия по логоритмике. | 2019-2022 уч. год | Найти общий язык с родителями воспитанников, слышать пожелания родителей, считаться с их мнением. | Проведены консультации и индивидуальные беседы, родительские встречи, совместные игровые развлечения. |
Работа с педагогами | - Консультации для педагогов по развитию речи детей через игровую деятельность - Открытый просмотр по логоритмике. | 2019-2022 уч. год | Познакомить педагогов с формами, методами и приёмами работы с детьми по данному направлению. | Распространение опыта среди педагогов. Проведены консультации, мастер-класс. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условия дошкольного учреждения
Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (...
практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и
Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...
Развитие речевых компетенций у детей дошкольного возраста в условиях предшкольной подготовки (Из опыта работы учителя-логопеда)
ФГОС предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой ее ступени – дошкольному обучению и воспитанию. Чтобы вчерашний дошкольник мог безбол...
Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста.
Самообразование....
Выпускная итоговая работа. ТЕМА: «Дифференцированный подход к развитию внимания на уроке математики в 3 классе у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»
Курсы ПК «Особенности организации образовательной деятельности детей с ОВЗ»...
Система работы по выявлению предпосылок одарённости у детей дошкольного возраста в условиях детского сада
Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Цель: Создание единого раз...