«Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ, как средство дальнейшей социализации»
материал
При формировании коммуникативных умений детей с нарушением слуха необходимо учитывать следующие условия:
- взаимодействие школы и семьи (и особенно важно взаимодействие с матерью, так как её роль в воспитании ребёнка является одной из главных)
- учёт психологических и индивидуальных особенностей детей с нарушением слуха, уровня их развития;
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ, как средство дальнейшей социализации»
«Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ОВЗ, как средство дальнейшей социализации»
В современных условиях резко возросло внимание к такому социальному феномену, как коммуникация. На первый план выходят коммуникативные знания и умения, необходимые любому члену общества для осуществления культурного взаимодействия. Сформированность коммуникативной деятельности характеризует уровень возможностей ребенка по овладению достижениями социума.
Для успешной социализации ребёнку необходимо владеть коммуникативными умениями и навыками, благодаря которым происходит его взаимодействие с окружающими людьми, получение жизненно важной информации, которые формируют его представление о мире, о себе и понимание своего места в этом мире. Но есть категория детей, для которых общение является весьма серьёзной проблемой, а её решение требует огромных усилий со стороны педагогов, психологов и других специалистов. Это дети с нарушением слуха. Их восприятие окружающего мира и людей имеет свои особенности, что часто затрудняет их взаимодействие с теми, кто общается вербально, т.е. при помощи словесной речи. Говоря об особенностях детей с нарушением слуха, Л.С. Выготский отмечал, что всё их культурное развитие «будет протекать по иному руслу, с помощью иных способов и средств». Это связано с тем, что они применяют такие средства общения, как мимико-жестовую речь, дактилологию, чтение с губ. При формировании коммуникативных умений детей с нарушением слуха необходимо учитывать следующие условия:
- взаимодействие школы и семьи (и особенно важно взаимодействие с матерью, так как её роль в воспитании ребёнка является одной из главных)
- учёт психологических и индивидуальных особенностей детей с нарушением слуха, уровня их развития;
- создание образовательно – развивающей среды в условиях учебного заведения;
- связь обучения с жизнью, т.е. с условиями нашего общества, в котором предстоит жить выпускнику школы;
- подготовка детей к трудовой деятельности, которой они могут заниматься в силу своих особенностей;
- расширение круга общения детей с нарушением слуха за счёт взаимодействия со слышащими людьми;
- приобщение детей к ценностям культуры, искусства через взаимодействие с социо-культурными учреждениями.
Основные методические пути по формированию коммуникативных навыков у глухих детей . Начиная работу с глухим ребенком, необходимо убедиться в том, что ученик, имеющий нарушение слуха, обязательно слухопротезирован, т. е. имеет индивидуальные слуховые аппараты. Учитель, обучающий ребёнка с нарушением слуха в общеобразовательном классе, должен: 1) посадить ребенка за первую парту;
2) не поворачиваться спиной к обучающемуся;
3) чётко задавать вопросы, обращаясь к ребёнку;
4) проверять рабочее состояние слуховых аппаратов;
5) разрешать детям оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека;
6) широко применять наглядность в целях более полного и глубокого осмысления учебного материала.Виды работ по формированию коммуникативных навыков могут быть самые разнообразные: работа с текстами, работа с деформированным текстом, составление планов к тексту, рассказы по плану, работа по картам, ответы на вопросы, речевые игры, изложения, работа над диалогами и т.д. Речевой материал дифференцируется в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся. Необходимо учитывать состояние произношения, уровень развития речи, уровень обучаемости и общее развитие ребенка. Для сильных учеников подбирается речевой материал большего объема и с более сложными речевыми конструкциями. При выборе коммуникативных ситуаций учитывается их необходимость для общения, соответствие жизненному и эмоциональному опыту детей, содействие их личностному развитию, расширению и обогащению познавательных интересов.
Такая работа расширяет кругозор учащихся и помогает им успешнее ориентироваться в социокультурных условиях.
Существует несколько методов работы по формированию коммуникативных навыков у глухого или слабослышащего ребенка:
1.Позволить глухому ребенку находиться в полноценной слухоречевой среде, предполагающей активное устное общение между детьми.
2.Развивать речевые умения и навыки правильного речевого поведения в реальных ситуациях через упражнения, основанные на моделировании проблемных ситуаций речевого общения, ролевых тренингов, дидактических и сюжетно-ролевых игр. 3. Создавать ситуации, нужные для использования определенного слова, словосочетания.
4. Во внеклассное время общение воспитанников школы происходит в естественной ситуации.
5. Организация занятий может проходить в игровой форме (сюжетно-ролевая игра, подвижные игры с речевыми заданиями), в форме театрализованной деятельности; в процессе которой дети целенаправленно побуждаются передавать эмоциональное содержание высказывания (радость, удивление, огорчение, разочарование, восхищение) в достаточно естественной и эмоциональной речи при использовании невербальных средств коммуникации: естественных жестов, мимики, контакта глаз, позы, телодвижений, пространственно-временной организации общения и др.
Можно выделить следующие направления учебно-воспитательной работы, способствующей формированию коммуникативных умений учащихся:
- проведение экскурсий в музеях города и выездных экскурсий в другие города;
- организация мероприятий муниципального и регионального уровней, посвященных различным праздникам и значимым событиям;
- организация разнообразные выставок и конкурсов, в которых активно принимают участие учащиеся школы;
- учащиеся, стремящиеся развить свои творческие способности и актерское мастерство, могут заниматься жестовым пением, т.е. исполнением современных эстрадных песен на русском жестовом языке. Таким образом, обоснованные условия и направления работы, с учащимися с нарушением слуха способствуют развитию коммуникативных умений, навыков детей и более успешной их социализации. Вывод, который можно сделать, однозначен: людям, страдающим нарушениями слуха необходима специализированная педагогическая помощь, направленная на развитие коммуникативных способностей. Нецелесообразным является ограничение только сурдопедагогическими методами и приемами восстановления коммуникации. Формирование речи детей с аномалией слуха — это задача двух направлений дефектологии: сурдопедагогики и логопедии, а также специальной педагогики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по учебно - методическому комплекту "Предшкольная пора" как средство успешной социализации будущего первоклассника.
Необходимость разработки программы предшкольной ступени обучения, организация процесса воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможно...
Формирование толерантности на уроках и во внеклассной работе как средство успешной социализации младших школьников.
«Толерантные люди – песчинки, склеивающие наш мир, который каждый день трещит по швам.»...
Значение игровой деятельности как средство активизации, социализации и адаптации детей младшего школьного возраста
Данный материал можно использовать на методическом объединении воспитателей и для подготовки и проведения родительского собрания...
Личностно-ориентированный подход- как средство успешной социализации детей. (Обобщение опыта работы )
В статье приводится описание авторской методической система работы по социализации детей....
Доклад на тему: "Развитие эмоциональной сферы как средство успешной социализации детей с ОНР"
В настоящее время возросло количество случаев, когда у ребенка в процессе обучения возникают трудности, связанные с различными нарушениями речи разной сложности, при этом, дети имеют нормальные потенц...
Доклад на тему:«Изобразительная деятельность в обучении детей с ОВЗ как средство формирования жизненных компетенций и социализации» (из опыта работы)
Личность, по определению Л. С. Выготского - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности ...