Доклад на тему:«Изобразительная деятельность в обучении детей с ОВЗ как средство формирования жизненных компетенций и социализации» (из опыта работы)
творческая работа учащихся по изобразительному искусству (изо)

Личность, по определению Л. С. Выготского - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности – творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений.  (слайд 2)

Согласно современным исследованиям, одним из определяющих факторов воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья является искусство.

ЦЕЛЬ: развитие творческого потенциала у детей, как способ применения знаний в художественной сфере.

ЗАДАЧИ:

  • формирование возможного навыка самостоятельности, связанного с приобретением первичных знаний, формированием практических умений и навыков;
  • развитие социально значимых качеств личности;
  • эстетическое познание окружающего мира;
  • формирование творческих проявлений ребенка с проблемами в разных видах изобразительного искусства;
  • развитие кругозора;
  • ориентированность на позитивный итог. (слайд 3)

Изобразительная деятельность является уникальным средством формирования образного мышления, художественных и творческих способностей.

С помощью изобразительного искусства происходит становление и развитие личностных качеств ребенка. Например, на данных уроках ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, благодаря которым развивается его внутренний мир. Через регулярные занятия художественно – эстетической направленности у детей с ОВЗ формируются такие личностные качества как: трудолюбие, ответственность, настойчивость, терпение, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности, получать новые знания. (слайд 4)

Так же занятия изобразительным искусством позволяют развивать у детей с ОВЗ эстетический вкус, наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, расширяют культурный кругозор, формируют знания и умения в творческой области, выявляют способности детей, мелкую моторику рук.

Занятия творческой деятельностью способствуют более успешной адаптация детей с ОВЗ к жизни и организации социального самоутверждения. Так, занятия художественной направленности позволяют детям с ОВЗ самореализовываться в доступной для них сфере. (слайд 5)

Можно выделить, что компетенции - это формирование общих знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, как способ детей реализовывать на практике свои способности, умения, навыки. Формирование жизненных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья - это не только приоритетное, но и обязательное направление работы любого образовательного учреждения. (слайд 6)

Творческая деятельность подводит учеников с ОВЗ к пониманию того, что изобразительное искусство отражает окружающий мир посредством линий, красок, цвета, формы. Дети знакомятся с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются в процессе изобразительной деятельности. (слайд 7)

На занятиях по ИЗО для детей с ОВЗ я использую нетрадиционные приемы рисования (пальчиковое рисование, пластилинография, обрывная аппликация, штампы, выдувание и др.). С помощью данных техник решаются коррекционные задачи: развивается произвольное внимание, речевая и общая инициатива, воображение, преодолевается двигательная расторможенность, развивается самоконтроль.

Использование нетрадиционных приемов рисования позволяет:

  • развивать качество цветового восприятия;
  • обогащать знания об окружающем мире;
  • развивать восприятие, внимание, пространственное воображение, мышление;
  • воспитывать эстетический вкус и аккуратность в работе;
  • повысить навыки мелких и точных движений пальцев обеих рук.

Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого качества - значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. (слайд 8)

 Одним из действенных средств воспитания детей выступает декоративно-прикладное искусство. Оно позволяет сделать уроки яркими, интересными и запоминающимися, дети учатся мастерить оригинальные поделки из природных материалов, которые развивают их тактильность. (слайд 9)

Различные виды аппликации имеют разную сложность и могут использоваться в работе с детьми с различным уровнем интеллектуального развития, развития мелкой моторики. В частности, для детей, имеющих низкий уровень развития мелкой моторики и ручных умений, занятия могут быть начаты с изготовления изделий в технике рваной (обрывной) аппликации. (слайд 10, 11)

Так же на уроках изучаем приемы пластилинографии. Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, заглаживание и др. Овладение базовыми навыками поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение. При выборе того или иного способа лепки следует обратить внимание на возраст и индивидуальные способности ребенка. Чем хуже моторные навыки, тем логичнее лепить поделки, используя как можно меньше лишних деталей. Поэтому первоначально концентрируется внимание на свойствах пластилина: цвете, форме, пластичности. Занятия по пластилинографии положительно влияют на развитие мелкой моторики. (слайд 12, 13)

«Пальцевая живопись» — это способ передачи эмоций, чувств. Для данных занятий живописью не требуется умение рисовать. Занятия настолько увлекательны, что дети и взрослые сами не замечают, как вовлекаются в процесс терапии. Происходит процесс трансформации негативных мыслей и эмоций в созидательные чувства. Эти чувства находят отражение в картине. (слайд 14, 15)

Вывод: изобразительная деятельность способствует формированию у ребенка навыков жизненно важных факторов: развитие моторики, устойчивость руки к письму, развитие воображения, пространственного мышления. (слайд 16, 17)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ РАООП «Старогородковская

специальная ( коррекционная ) школа – интернат

им. Заслуженного учителя РФ Фурагиной А.В.»

Доклад на РМО тема:

«Изобразительная деятельность в обучении детей с ОВЗ как средство формирования жизненных компетенций и социализации»

(из опыта работы)

Подготовил:

учитель начальных классов

 Бучацкая О.В.

Личность, по определению Л. С. Выготского - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности – творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений.  (слайд 2)

Согласно современным исследованиям, одним из определяющих факторов воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья является искусство.

ЦЕЛЬ: развитие творческого потенциала у детей, как способ применения знаний в художественной сфере.

ЗАДАЧИ:

  • формирование возможного навыка самостоятельности, связанного с приобретением первичных знаний, формированием практических умений и навыков;
  • развитие социально значимых качеств личности;
  • эстетическое познание окружающего мира;
  • формирование творческих проявлений ребенка с проблемами в разных видах изобразительного искусства;
  • развитие кругозора;
  • ориентированность на позитивный итог. (слайд 3)

Изобразительная деятельность является уникальным средством формирования образного мышления, художественных и творческих способностей.

С помощью изобразительного искусства происходит становление и развитие личностных качеств ребенка. Например, на данных уроках ребенок может проявлять те индивидуальные возможности, благодаря которым развивается его внутренний мир. Через регулярные занятия художественно – эстетической направленности у детей с ОВЗ формируются такие личностные качества как: трудолюбие, ответственность, настойчивость, терпение, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности, получать новые знания. (слайд 4)

Так же занятия изобразительным искусством позволяют развивать у детей с ОВЗ эстетический вкус, наглядно-образное мышление, творческое воображение, память, расширяют культурный кругозор, формируют знания и умения в творческой области, выявляют способности детей, мелкую моторику рук.

Занятия творческой деятельностью способствуют более успешной адаптация детей с ОВЗ к жизни и организации социального самоутверждения. Так, занятия художественной направленности позволяют детям с ОВЗ самореализовываться в доступной для них сфере. (слайд 5)

Можно выделить, что компетенции - это формирование общих знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, как способ детей реализовывать на практике свои способности, умения, навыки. Формирование жизненных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья - это не только приоритетное, но и обязательное направление работы любого образовательного учреждения. (слайд 6)

Творческая деятельность подводит учеников с ОВЗ к пониманию того, что изобразительное искусство отражает окружающий мир посредством линий, красок, цвета, формы. Дети знакомятся с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются в процессе изобразительной деятельности. (слайд 7)

На занятиях по ИЗО для детей с ОВЗ я использую нетрадиционные приемы рисования (пальчиковое рисование, пластилинография, обрывная аппликация, штампы, выдувание и др.). С помощью данных техник решаются коррекционные задачи: развивается произвольное внимание, речевая и общая инициатива, воображение, преодолевается двигательная расторможенность, развивается самоконтроль.

Использование нетрадиционных приемов рисования позволяет:

  • развивать качество цветового восприятия;
  • обогащать знания об окружающем мире;
  • развивать восприятие, внимание, пространственное воображение, мышление;
  • воспитывать эстетический вкус и аккуратность в работе;
  • повысить навыки мелких и точных движений пальцев обеих рук.

Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого качества - значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу. (слайд 8)

 Одним из действенных средств воспитания детей выступает декоративно-прикладное искусство. Оно позволяет сделать уроки яркими, интересными и запоминающимися, дети учатся мастерить оригинальные поделки из природных материалов, которые развивают их тактильность. (слайд 9)

Различные виды аппликации имеют разную сложность и могут использоваться в работе с детьми с различным уровнем интеллектуального развития, развития мелкой моторики. В частности, для детей, имеющих низкий уровень развития мелкой моторики и ручных умений, занятия могут быть начаты с изготовления изделий в технике рваной (обрывной) аппликации. (слайд 10, 11)

Так же на уроках изучаем приемы пластилинографии. Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, заглаживание и др. Овладение базовыми навыками поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение. При выборе того или иного способа лепки следует обратить внимание на возраст и индивидуальные способности ребенка. Чем хуже моторные навыки, тем логичнее лепить поделки, используя как можно меньше лишних деталей. Поэтому первоначально концентрируется внимание на свойствах пластилина: цвете, форме, пластичности. Занятия по пластилинографии положительно влияют на развитие мелкой моторики. (слайд 12, 13)

«Пальцевая живопись» — это способ передачи эмоций, чувств. Для данных занятий живописью не требуется умение рисовать. Занятия настолько увлекательны, что дети и взрослые сами не замечают, как вовлекаются в процесс терапии. Происходит процесс трансформации негативных мыслей и эмоций в созидательные чувства. Эти чувства находят отражение в картине. (слайд 14, 15)

Вывод: изобразительная деятельность способствует формированию у ребенка навыков жизненно важных факторов: развитие моторики, устойчивость руки к письму, развитие воображения, пространственного мышления. (слайд 16, 17)


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Т. А. Колосова «Развитие и коррекция цветовосприятия у дошкольников и младших школьников с умственной отсталостью» - 2011 г.
  2.  Обучение в 4 классе по учебнику «Изобразительное искусство» Н. М. Сокольниковой. Программа, тематическое планирование, методические рекомендации - 2014 г.
  3. Д. Н. Колдина «Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий» - 2010 г.
  4. Школярова М. «Рисуйте в нетрадиционной технике. Дошкольное воспитание» - 1995 г.
  5. П. М. Горев «Путешествие в Страну творчества» - 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект – средство формирования ключевых компетенций и развития социального опыта обучающихся.

Обобщение опыта работы МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский по теме : "Педагогический проект - средство формирования ключевых компетенций и развития социального опыта обучающихся"....

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ.

Из опыта работы по применению технологии театрализации на уроках литературного чтения....

Формирование жизненных компетенций у младших школьников с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В работе представлена организация процесса обучения и воспитания по формированию жизненных компетенций у младших школьников с нарушением интеллекта. Рассмотрены факторы, усложняющие процесс социализац...

Читательский дневник как средство формирования читательской компетенции младших школьников. (из опыта работы)

В материале рассматривается применение на уроках и во неурочной деятельности читательского дневника как средства формирования читательской компетенции младших школьников....

Формирование читательской компетенции младших школьников. Из опыта работы

В статье выступления содержатся направления работы учителей нашей школы по формированию читательской компетентности младших школьников...

Доклад на тему: Изобразительная деятельность как средство формирования, у обучающихся способности воспринимать эстетику природных объектов, эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой.

В докладе рассматривается важная роль изобразительной деятельности в развитии эстетических чувств у детей. Обсуждаются принципы уроков рисования, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка...