Работа классного руководителя по повышению правового воспитания школьников
статья (3 класс)
Правовое воспитание является составной частью единого процесса комплексного воспитания.
Цель воспитания правовой культуры в начальной школе – создание условий для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Работа классного руководителя по повышению правового воспитания школьников».
Правовое воспитание является составной частью единого процесса комплексного воспитания.
Цель воспитания правовой культуры в начальной школе – создание условий для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам.
Основными задачами правового образования детей в начальных классах являются:
- Воспитание уважительного отношения к законам страны и убеждение в необходимости их выполнения, привитие навыков законопослушного поведения.
- Приобретение опыта общения и отношений со сверстниками и взрослыми на основе культурно – нравственных норм.
- Формирование правовой культуры, системы ценностей и отношений соответствующих обществу.
Изучать право и осуществлять воспитательную работу по правовому воспитанию в школе необходимо начинать с начальных классов, так как основы правосознания как фундамент формирования личности должны закладываться как можно раньше.
В основном ведущей формой организации правового обучения в школе является урок, включающий элементы морально-правовой беседы. Так, например, в прошлом году , 12 декабря в самом начале первого урока, когда ученики сообщают, что они знают о наступившей дате, мы поговорили о Конституции и какие права прописаны в этом документе.
Формы внеклассной работы, применяемые мной - это наблюдения, беседы, экскурсии, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, игры-путешествия, просмотр видеороликов.
Правовое воспитание реализуется мною по следующим направлениям :
1.Гражданско-патриотическое воспитание.
Одной из задач гражданско-патриотического воспитания это формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, о поведении человека в обществе .
Наши школьники имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это поведение общество. Основные формы работы, использованные мной, являются беседы и с детьми, и с родителями. В прошлом учебном году в декабре на классном часе : «Мой край родной» мы говорили не только о крае, в котором живём, но и говорили об отношении к своей малой Родине, о том что мы можем сделать сейчас , чтобы наш край был красивым.
При проведении инструктажей по технике безопасности у обучающихся, прививается чувство ответственности за своё поведение, о юридических последствиями их поступков. Эта информация доводилась до ребят в виде памяток, видеороликов, мультфильмов и бесед.
2.Нравственно-эстетическое направление.
С целью усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками стало проведение занятий внеурочной деятельности курса «Азбука нравственности», основу которой составляет воспитание следующих нравственных качеств личности:
- умение оценивать свои поступки (самооценка) и поступки сверстников;
- умение справляться со своими чувствами;
- умение сопереживать;
- умение договариваться;
- умение уважать чужое мнение и интересы другого человека;
- умение стараться быть справедливым.
Приобщению обучающихся начальной школы к первичным формам нормотворчества помогает совместная работа по выработке детьми законов (правил) жизни класса
- освоению возможности собственной активности и ответственного поведения в школе способствует дежурство в классе, где обязанности дежурных, их права доступны для обсуждения,
- индивидуальные беседы по правилам поведения на улице, в транспорте, в музее и т.д.
- при выполнении плаката к 9 маю, работа на школьном участке по благоустройству школьной территории, каждый ученик знал, что он выполняет свою гражданскую обязанность по отношению к школе.
3.Физкультурно-оздоровительное направление.
- Проводя беседы о здоровье на классных часах по правилам дорожного движения, пожарной безопасности выясняли, почему это так важно, какие есть права и обязанности в плане сохранения нашей жизни. Беседуя о правилах поведения на каникулах, всегда объясняем, что мы живем в обществе, как следует себя вести, что нужно знать, так как на каждом шагу мы соприкасаемся с другими людьми.
Большую роль в правовом воспитании обучающихся играет взаимодействие педагога с семьей. Проблема заключается в том, что у младшего школьника уже сложился небольшой опыт житейских отношений, определенные обычаи и традиции. Все это регулирует правовое поведение ученика, его отношение к людям, природе, учебной и игровой деятельности.
С целью повышения правовой культуры родителей проводились родительские собрания и индивидуальные беседы ( Родительский лекторий « Родительские права и обязанности», « Ваш ребенок и его друзья»).
В содержание правового воспитания и выполнения гражданских обязанностей входит правовое отношение к государству, к труду, к семье, к общественности, государственной и частной собственности. Каждый младший школьник должен усвоить нормы и правила поведения в обществе, свои права и обязанности, основные положения о труде, регулирующие отношения родителей к детям и детей к родителям, законодательство о здравоохранении, основные положения гражданского и уголовного кодекса законов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/14/picture-27539-1479116199.jpg)
"Роль классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся".
Выступление на ШМО классных руководителей....
Программа работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников
Программа «Вместе весело шагать» - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности. Содержа...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/29/picture-133567-1351522996.jpg)
Роль классного руководителя в повышении уровня воспитанности обучающихся (из опыта работы)
Выступление на педагогическом совете из опыта работы учителя начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-210685-1361705588.jpg)
Работа классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию младших школьников
В данной работе представлен опыт работы по формированию гражданской позиции детей младшего школьного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/31/picture-928602-1496193938.jpg)
Выступление на ШМО классных руководителей. Тема: «Работа классных руководителей по повышению правового воспитания школьников».
Главным во все времена считалась идеология общества, формирование и развитие личности будущего человека. Самым важным было и остается, каким будет человек, как сформировать, воспитать, настоящего граж...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/31/picture-794647-1464695014.jpg)
Роль классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся.
В подавляющем большинстве случаев воспитательную работу с классным коллективом общеобразовательного учреждения проводит классный руководитель. Работа классного руко...