Роль классного руководителя в повышении уровня воспитанности обучающихся (из опыта работы)
статья по теме
Выступление на педагогическом совете из опыта работы учителя начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль классного руководителя в повышении уровня воспитанности обучающихся (из опыта работы)
Сегодня, в условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовных ценностей особенно значимой становится роль школы, как гаранта мира и общественной нравственности. В связи с этим время ставит нас перед необходимостью пересмотреть свои взгляды на воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении. А.С. Макаренко говорил: «Воспитывать – значит учить жить».
Прежде чем говорить о роли классного руководителя в повышении уровня воспитанности, следует определить, какие именно критерии учитываются при определении данного уровня.
Изучив педагогическую литературу, я остановилась на следующих положениях.
Воспитанность – это интегрированный показатель результата воспитательной работы, отражающий сформированность отношений ученика:
К обществу (к природе, стране, к родному краю, своей школе)
К умственному труду (познавательная активность; стремление реализовывать свои интеллектуальные способности; саморазвитие; организованность в учебе)
К физическому труду (инициативность и творчество в труде; бережное отношение к результатам своего и чужого труда; осознание значимости труда)
К людям (уважительное отношение к старшим, дружеское отношение к сверстникам; милосердие; честность в отношении с товарищами, ровесниками, взрослыми)
К себе (самоуважение; соблюдение правил культуры поведения; организованность и пунктуальность; требовательность к себе)
К прекрасному (оценивание красоты в своих делах; видение прекрасного в окружающей жизни; овладение основами художественной и творческой деятельности; понимание доступных произведений искусства)
Мы видим, что работа классного руководителя – это многоплановая деятельность, касающаяся абсолютно всех областей жизни ученика.
В чем же заключается воспитательная деятельность классного руководителя начальных классов? Это прежде всего забота о здоровье детей, создание благоприятной эмоциональной обстановки в детском коллективе, организация свободного времени детей, изучение их индивидуальных особенностей, оказание помощи семье в воспитании ребенка.
Классный руководитель планирует содержание работы детского коллектива. Основная задача планирования — так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. План воспитательной работы направлен на организацию деятельности детского коллектива как со стороны классного руководителя, так и со стороны самих детей. Так как младшие школьники еще не подготовлены к самостоятельному выполнению отдельных видов деятельности, то с ними постоянно во внеурочное время занимаются старшие школьники, родители. Планирование воспитательной работы в начальной школе помогает классному руководителю так определить содержание деятельности детей, чтобы они с большим желанием участвовали во всех делах класса, проявляли познавательную активность.
Для меня план работы – это не догма. Это некий ориентир, которого следует придерживаться в работе. Ежедневно возникает множество ситуаций, которые нельзя предусмотреть никаким планом. Это незапланированные посещения культурно-массовых мероприятий (спектакли, цирковые представления, выставки), участие в различных очных и заочных конкурсах, конфликтные ситуации в классе, когда нужно срочно провести беседу, родительское собрание или классный час. Например, в 1 классе неожиданно возникла проблема кличек и обзываний. Ничего на эту тему запланировано не было. Были проведены классные часы «Час доброты», «Как не надо себя вести», «Обзывалки и прозвища», «Как завоевать друзей», конкурс рисунков «Я и мой класс». Проблема совсем не исчезла, но теперь дети умеют при случае ответить обидчику поговорками, веселыми стишками.
В первом классе, каждый ребенок – это отдельная личность, нет ни общих интересов, нет общих дел, группа существует отдельно. Поэтому в течение года велась работа по сплочению классного коллектива через совместные дела, походы, праздники.
Способствуют сплочению детей коллективные творческие работы на уроках технологии «Солнышко из ладошек», «Таинственный космос», «Жар-птица», «Букет для мамы», совместный выпуск стенгазет. Также сближают детей Дни именинников, проведенные в конце каждой четверти, спортивные соревнования. В результате этого ребята стали меньше обзываться, помогать друг другу, сдружились.
При каждом удобном случае я стараюсь напомнить, внушить своим ученикам: «Мы – одна команда. Мы – друзья и должны помогать друг другу. Мальчики должны не обижать, а, наоборот, защищать девочек, помогать им. Своих одноклассников надо уважать».
Не всегда дети вспоминают эти правила и выполняют их. В классе случаются конфликты и драки. Но, замечаю, что мальчики во время дежурства распределяют обязанности так, чтобы более тяжелая работа досталась им, а не девочкам. Когда кто-то из ребят отправляется на городские конкурсы или соревнования, весь класс от души желает удачи своему товарищу.
Очень важный момент – создание традиций класса. Для нас это – День именинника, проводимый каждую четверть. Также это создание видео- и фотоархива класса. В течение четверти мы вместе с родителями фотографируем детей на уроках и во внеурочное время, а затем вместе смотрим эти фотографии и видеозаписи на классных часах и родительских собраниях.
Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в различных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, концертах делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие. Посещение театров, выставок, музеев так же обогащают нравственный мир школьников, развивают их эстетический вкус. В это время формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.
Одним из критериев воспитанности является самостоятельность в каких-либо делах. Самостоятельность я старалась развивать у детей с самых первых дней учебы.
В начале года в классе был выбран актив. Командиром стала Декасова Лиза, которая была помощником классного руководителя в течение всего года. Ребята с удовольствием выполняют поручения: дежурят по классу, поливают цветы, делают генеральную уборку в классе, следят за опрятностью одноклассников.
Ведется систематическая работа по развитию познавательного интереса детей, вовлечению их в интеллектуальную деятельность. Дети принимают участие в предметных неделях по математике, русскому языку, краеведению, с азартом решают задания дистанционных интеллектуальных конкурсов «Эрудит-марафон учащихся», «Человек и природа», «Конкурс творческих команд».
В первом классе, едва научившись читать, дети выполняли задания «Эрудит-марафона». В этом году они сами напомнили о том, что нужно подать заявку на участие в этом конкурсе.
Приняли участие в городском и школьном конкурсе чтецов, в городской викторине по экологии.
Ребята не заняли там призовых мест, но я считаю это неплохим опытом, т.к. результаты участия мы стараемся обсуждать вместе со всем классом и делать выводы: почему не получилось победить, что для этого нужно сделать в следующий раз.
Радует, что они осознают причины своих промахов. Недавно, после подведения итогов викторины «Знаешь ли ты сказки?», из уст детей прозвучала пословица: «Кто много читает, тот много знает».
Чтобы поощрять интерес детей к чтению, родительский комитет уже второй год в качестве подарков именинникам покупает детские книжки.
У младшего школьника существует безусловное доверие к учителю, его словам, поступкам, оценкам. «Так велела учительница» — складывать книги в портфель, учить стихотворение, делать гербарий, помогать бабушке, хорошо относиться к младшим и т.д. — в этих часто произносимых ребенком словах отражается его вера в учителя, в его правоту, доверие к его знаниям и требованиям.
Авторитет учителя – это авторитет старшего, более умного, более знающего, умеющего и справедливого. Поэтому учитель сам должен серьезно относиться к своему авторитету, понимать, что его каждое действие, оценка явлений и людей сознательно или бессознательно усваивается учениками.
Особенность профессии учителя состоит в том, что за его работой, за его словами и поступками следят дети. Они замечают все: как он одет — небрежно или тщательно, как он разговаривает с другими людьми: родителями, своими товарищами — учителями, с директором или завучем, со своими учениками. Как он относится к разным ребятам, отличникам и неуспевающим, как оценивает их поведение. Выполняет ли свои обещания или нет, может ли признать свою неправоту или нет. Не всегда эти наблюдения осознаются, но они накапливаются и составляют представление об учителе, его знаниях, справедливости, человечности.
Классный руководитель, учитель, даже самый талантливый, самый опытный не сможет добиться положительных результатов в воспитании детей, если не будет поддержки семьи. Только от того, как в семье будет поддерживаться авторитет учителя, будет зависеть и отношение к нему ребенка.
Постоянно ведется работа с родителями. Был выбран родительский комитет, который помогал классному руководителю в организации работы класса. Проведены родительские собрания, явка на которых всегда была 80-100%. Проведены беседы об адаптации первоклассников, о режиме дня и здоровье младших школьников, о семейных традициях и их значении в воспитании ребенка. Совместно с родителями, бабушками и дедушками проведены праздники «День матери», «Мы – будущие защитники Отечества», «Праздник бабушек и мам», «Праздник Азбуки», «Прощание с первым классом», Дни именинников.
Родители откликаются на все просьбы учителя, оказывают активную помощь в подготовке к праздникам, конкурсам, сопровождают детей в поездках.
В этом году мы запланировали провести серию классных часов об истории семьи и начать исследовательскую работу по этой теме с целью знакомства учащихся с историей своей семьи, воспитания чувства патриотизма, в чем, надеюсь, нам помогут активные родители, бабушки и дедушки.
Воспитание начинается с установления правильных взаимоотношений с детьми. Ни количество самых увлекательных мероприятий, ни степень охвата ими детей не имеют определяющего значения для накопления детьми положительного нравственного опыта. Главное — это стиль отношений учителя и детей, который должен быть основан на разумной и требовательной любви к детям, на глубоком уважении к детям.
МОУ «Основная общеобразовательная школа № 7»
Роль классного руководителя
в повышении уровня воспитанности
обучающихся
(из опыта работы)
Подготовила
учитель начальных классов
Е. М. Канавина
2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/14/picture-27539-1479116199.jpg)
"Роль классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся".
Выступление на ШМО классных руководителей....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/15/picture-163708-1355563845.jpg)
Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников
Моё исследование направленно на поиск организационно-педагогических воспитательных условий, эффективно влияющих на повышение качества образования, в чём немалую роль играет и классный руководите...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-230969-1364474400.jpg)
Роль классного руководителя в повышении качества образования
Это выступление я готовила к педсовету. Создала презентацию....
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/31/picture-928602-1496193938.jpg)
Выступление на ШМО классных руководителей. Тема: «Работа классных руководителей по повышению правового воспитания школьников».
Главным во все времена считалась идеология общества, формирование и развитие личности будущего человека. Самым важным было и остается, каким будет человек, как сформировать, воспитать, настоящего граж...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/31/picture-794647-1464695014.jpg)
Роль классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся.
В подавляющем большинстве случаев воспитательную работу с классным коллективом общеобразовательного учреждения проводит классный руководитель. Работа классного руко...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/11/picture-176695-1357931404.jpg)
Роль классного руководителя по повышению качества знаний в работе с родителями
Только в тандеме учитель-ученик-родитель можно добиться высоких результатов в обучении. автор на примере своего опыта раскрывает роль родителей в повышении качества знаний....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/18/picture-1283100-1608269891.jpg)
Работа классного руководителя по повышению правового воспитания школьников
Правовое воспитание является составной частью единого процесса комплексного воспитания.Цель воспитания правовой культуры в начальной школе – создание условий для формирования у детей э...