Программы ВД "Азбука безопасности"
рабочая программа (1 класс)
Цель курса – создание условий для воспитания у учащихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vd_azbuka_bezopasnosti_1_klass.docx | 55.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 12»
РАССМОТРЕНО: методическим советом МБОУ «СШ № 12» протокол от 28.08.2020 № 1 | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «СШ № 12» ____________ О.А. Лещинская приказ от 31.08.2020 № 790/01-13 | |
ПРИНЯТО: педагогическим советом МБОУ «СШ № 12» протокол от 31.08.2020 № 1 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Азбука безопасности»
для обучающихся 1Б класса
на 2020-2021 учебный год
Автор-составитель:
Валеева Зенфира Юнусовна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории
г. Нижневартовск,
2020 год
Пояснительная записка
Формирование культуры безопасной жизнедеятельности в детском возрасте - важнейшая составная часть процесса формирования общей культуры.
Занятия по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» посвящены одной из главных проблем - формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретению ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни условиях, а также при оказании помощи пострадавшим.
Программа кружка «Азбука безопасности» составлена на основе «Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование)», разработанных в рамках реализации проекта «Разработка Требований к структуре основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами», в соответствии с основной образовательной программой начальной школы МБОУ «СШ №12» с углубленным изучением отдельных предметов». Программа предназначена для обеспечения дополнительной подготовки учащихся начальных классов по правилам дорожного движения, пожарной безопасности и безопасности в природе на ступени начального образования с учётом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности.
Цель курса – создание условий для воспитания у учащихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
Задачи курса:
- обучать учащихся умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;
- раскрывать систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;
- прививать учащимся навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;
- формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
- воспитывать культуру безопасности, ответственности за личную безопасность; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
- развитие духовных качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в опасных ситуациях жизнедеятельности.
Программа занятий состоит из следующих разделов:
- Безопасное поведение на улице.
- Безопасное поведение дома.
- Твоё здоровье.
- Безопасное поведение в природе.
5. Правила дорожной транспортной безопасности.
6. Правила пожарной безопасности.
7. Чрезвычайная ситуация – что это?
8. Предупреждение бытового травматизма.
9. Правила поведения на водоеме.
10. Основные правила поведения учащихся на улице и дороге. Детский дорожно-транспортный травматизм.
11. Движение пешеходов по улицам и дорогам.
12. Элементы улиц и дорог.
13. Безопасность пассажиров.
Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на дороге, на улице, в школе, в природных условиях.
Данная программа предусматривает изучение учащимися начальных классов правил дорожного движения и пожарной безопасности, правил безопасного поведения на водоёмах, в лесу и в быту, обучение умению ориентироваться в дорожных ситуациях и ситуациях, связанных с угрозой возникновения и возникновением пожара, умению на практике применять свои знания.
Программа «Азбука безопасности» имеет цель не механическое заучивание ПДД и ПБ, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;
-первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
-первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.
Изучение данного курса позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
-формирование у детей необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
-развитие самостоятельности суждений.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
-расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;
-знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение режима дня;
-расширение кругозора и культурного опыта школьника.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания и конструировании курса особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов изучения. С этой целью планируется у учащихся формирование следующих универсальных учебных действий:
-познавательные как способность применять для решения практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
-регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
-коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Формы и режим занятий: работа занятий «Азбука безопасности» рассчитана на 4 года, включает 33 часа в 1 классе, во 2 – 4-х классах 34 часа из расчета 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут. Занятия проходят в кабинетах класса и ОБЖ с использованием мультимедийных средств, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра презентаций, учебных видеофильмов и мультфильмов по ПДД и ПБ.
Основными принципами программы являются:
- Системность;
- Доступность;
- Целостность;
- Рефлексивность;
- Сотворчество;
- Принцип возрастного соответствия.
Системность содержания обеспечивается логикой построения учебного материала.
Целостность содержания - учитывать знания и интересы учащихся, полученные в ходе обучения.
Доступность осуществляется подбором упражнений и заданий в зависимости от подготовленности детей (т.е. работа ведётся в зоне «ближайшего развития»).
Рефлексивность заключается в обязательном разъяснении значения для развития и здоровья детей каждого упражнения и задания.
Принцип сотворчества предусматривает выполнение упражнений и заданий учащимися вместе с учителем, родителями и друг с другом.
Принцип возрастного соответствия означает, что профилактика должна соответствовать возрастным возможностям и особенностям развития детей.
В результате изучения правил дорожного движения и пожарной безопасности ученик должен знать:
- историю возникновения ПДД и ПБ;
- правила движения по дороге;
- дорожные знаки и знаки пожарной безопасности;
- сигналы светофора и пожарной сигнализации;
- виды транспорта;
- средства пожаротушения;
- причины ДТП и случаев возгораний, пожаров;
- меры предосторожности при пользовании бытовыми газовыми и электроприборами;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания.
уметь:
- ориентироваться в дорожных ситуациях;
- оценивать своё поведение на дороге;
- перечислить последовательность действий при возникновении пожара в жилище и подручные средства, которые можно использовать для ликвидации возгорания;
- перечислить порядок действий населения по сигналу «Внимание всем!» и назвать минимально необходимый набор предметов, который необходимо взять с собой в случае эвакуации;
К концу прохождения курса учащиеся должны знать:
- общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации.
- наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Основные дорожные знаки. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть; - источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома; опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;
- правила безопасного поведения при возникновении пожара или утечке газа в доме;
правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу;
опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты. - правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
- ядовитые растения, грибы, ягоды.
- правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
- правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.
Приобретенные знания и умения учащиеся должны использовать в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ведения здорового образа жизни;
- действий в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- пользования бытовыми приборами;
- соблюдения общих правил безопасности дорожного движения;
- соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;
- соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;
- вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.
Игровые технологии, видео-уроки, применяемые в программе, дадут возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения дома, на дорогах и улицах.
Примерное планирование занятий в 1 классе
№ | Тема занятия | Дата | Задачи |
1 | «Профессия водитель» | 01.09 | Знакомство с профессией – Шофер. Активизация в речи детей слов: кабина, кузов, легковая, грузовая. Познакомить детей с видами машин. Воспитывать интерес к профессии шофера. |
2 | «Грузовой транспорт» | 08.09 | Уточнять представление о грузовой машине, об основных ее частях; развивать речевую активность детей; воспитывать у детей интерес к образовательной деятельности. |
3 | «Автомобиль» | 15.09 | Уточнять представление о легковой машине, об основных ее частях; закреплять знания детей о профессии шофера; развивать речевую активность детей; воспитывать у детей интерес к образовательной деятельности. |
4 | «Пассажирский транспорт» | 22.09 | Формировать представление детей о транспорте, его классификации, составных частях. Продолжать учить узнавать и называть светофор, его сигналы и действия пешеходов. Развивать логическое мышление, внимание детей. Активизировать в речи детей слова: грузовой, легковой, светофор, пешеходный переход, название частей машины, проезжая часть, тротуар. |
5 | «Ребенок в городе» | 29.09 | Знакомить детей с сигналами светофора. Активизировать словарь по теме. Развивать память, речь, зрительное восприятие. Создать положительный эмоциональный настрой при изучении материала. Привить потребность в соблюдении правил поведения детей на улицах города. |
6 | «Не попади в беду на дороге» | 06.10 | Воспитывать уважение к другим пешеходам, культуру поведения «на дороге»; развивать интерес к машинам, правилам дорожного движения, знаниям о сигналах для машин и людей; продолжать знакомить с работой светофора; учить различать сигналы светофора и подчиняться им |
7 | «Происшествие в лесу» | 13.10 20.10 | Уточнить представления детей о том, что на проезжей части играть нельзя. Закрепить знания о значении сигналов светофора. Вызвать эмоциональный отклик на сказку. Воспитывать умение применять в повседневной жизни полученные знания. |
8 | «Мы пассажиры» | 10.11 | Познакомить с понятием пассажир. Приучать быть внимательными при посадке в транспорт. Знакомить с правилами поведения в транспорте. |
9 | «Улица» | 17.11 | Знакомить детей с улицей, ее особенностями, с правилами поведения на улице: быть внимательным, идти по тротуару по правой стороне, переходить улицу по переходу. |
10 | «Наш помощник – пешеходный переход» | 18.11 | Знакомить детей с основными элементами дороги. Расширять представления детей о назначении пешеходного перехода. закрепить знание детей о понятии «островок безопасности» и его назначении. |
11 | «Здравствуй Светофория» | 25.11 | Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о назначении сигналов светофора. |
12 | «Дорожные знаки» | 01.12 | Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта». Закреплять представления о назначении дорожных знаков. |
13 | «Машины на нашей улице» | 08.12 | Закреплять знания детей о специальных видах транспорта: «Скорая помощь», пожарная машина, «Полиция», машина МЧС. Закреплять знания детей о том, что переходить улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора. |
14 | Сказка-игра «Азбука пешехода» | 15.12 | Совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах и дорогах. Закрепить знания о значении сигнала светофора. Развивать внимание, быстроту реакции. Вызвать эмоциональный отклик. |
15 | «Мы знакомимся с улицей» | 22.12 | Знакомить детей с улицей, ее особенностями; закрепить правила поведения на улице: быть внимательным, идти по тротуару по правой стороне, переходить улицу по переходу. |
16 | «В городском транспорте» | 29.12 | Закрепить знания детей о городском транспорте, о правилах дорожного движения; воспитывать культуру поведения в транспорте |
18 | «Зачем нужны дорожные знаки» | Уточнить знания детей о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки - переход; познакомить с новыми знаками: «зебра», внимание, осторожно - дети. | |
19 | «Знай и выполняй правила дорожного движения» | Закрепить с детьми знаний правил уличного движения; знать, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора. | |
20 | «Нам на улице не страшно» | Закрепить с детьми знания об обстановке на улице, об основных правилах поведения на улице | |
21 | Разработка безопасного маршрута «Дом – школа» | Знакомить с названиями ближайших к школе улиц и улиц, на которых живут дети; учить детей свободно ориентироваться в своем комплексе. | |
22 | «Улица города» | Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улицах. Расширять знания детей о светофорах. | |
23 | «Улица не место для игр» | Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улицах. Создать положительный эмоциональный настрой при изучении материала. Привить потребность в соблюдении правил поведения детей на улицах города. | |
24 | «Мой путь в школу» | Знакомить с названиями ближайших улиц и расположением школы; учить детей свободно ориентироваться в своем комплексе. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улицах. | |
Итого | 33ч. |
Список литературы, учебных видеоматериалов и ресурсов Интернета:
- Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 55с. : ил.
- Нуждина Т. Д. Мир животных и растений. Ярославль: Академия развития: Академия и К: Академия Холдинг, 2000.
- Нуждина Т. Д. Мир вещей. Ярославль: Академия развития: Академия и К, 1998.
- Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 – 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост. Г. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006.
- Поляков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 3-е изд. М.: Дрофа; ДиК, 1998.
- Поторочина Е. А. Плурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1 класс. – М,: ВАКО, 2008. – 128с. – (В помощь учителю).
- Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. Ч.1. Ч.2. – СПБ.: ИД «М и М», 1998.
- Усачёв А. А., Березин А. И. Школа безопасности: Учебник для 1 класса начальной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». 3-е изд. М.: АСТ, 1999.
- Цвилюк Г. Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей. М.: Просвещение, 1994.
- Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах: 1 класс: Методическое пособие для учителя. М.: АСТ-ЛТД, 1997.
Учебные видеоматериалы и ресурсы Интернета:
- Спас-Экстрим – портал детской безопасности, Спас-Экстрим - портал детской безопасности 11;
- Видеофильм «Улица полна неожиданностей» для детей 6-8 лет, Москва видеостудия «Кварт», 1998г.
- Видеофильм «Основы пожарной безопасности» для детей 8-14 лет, Москва видеостудия «Кварт», 2004г.
- Видеофильм «Безопасность детей в транспортном мире», для детей 6-10 лет, Москва ООО «Эконавт» 2000г.
- Видеофильм «Безопасность в доме», для детей 6-10 лет, Москва ООО «Эконавт» 2000г.
- Марченко Е.Ю. Серия уроков по пожарной безопасности в начальной школе. http://www.openclass.ru/dig-resource/86743
- 10.Николаева Л.Н. Огонь друг или враг? 1 класс. http://nach.21205s02.edusite.ru/p14aa1.html
- Всероссийская газета «Добрая дорога детства», http://www.dddgazeta.ru/ ;
- Компьютерная игра по правилам дорожного движения «Не игра» на диске СD для учащихся 6-10лет, Москва, Санкт-Петербург, ООО «АБТ», ООО «Росполитехсофт» 2008г.
- Компьютерная игра по правилам дорожного движения «Дорога в школу»;
- Мультимедийное издание «ПДД для детей», Readme. txt, 2008г.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа клуба «Безопасное колесо».
Сегодня в России особенно остро стоит проблема безопасности дорожного движения. Ежегодно в результате дорожн...
рабочая программа "Азбука безопасности"
Программа курса «Азбука безопасности» предназначена для учащихся начальных классов и составлена на основе программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Я — пешеход...
Программа «Основы безопасности жизнедеятельности. Охрана здоровья»
Предлагаемая программа обеспечивает обучение младших школьников правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях, помогает использовать полученные знания в практической деятельности....
Оздоровительно-развивающая и профилактическая программа "Город БезОпасности».
Данная пограмма разработана для летнего оздоровительного пришкольного лагеря с дневным пребыванием. Эта программа состоит из двух блоков: профилактика дорожно-транспортных происшествий и профилактика ...
Внеурочная программа «Школа безопасности на дороге»
Первая частьРазвитие современной цивилизации неразрывно связано с проблемами безопасности человека. Безопасность детей – одна из главных и первостепенных задач взрослых....
Программа кружка "Безопасное колесо" 3 класс
Рабочая программа кружка "Безопасное колесо" для обучающихся 3 класса 2014-2015 учебный год....
Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 4 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» авторы: Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. Москва. ПросвещениеРабочая программа рассчитана...