Программа клуба «Безопасное колесо».
рабочая программа по теме

Митина Светлана Валентиновна

 

    Сегодня  в  России  особенно  остро  стоит  проблема  безопасности  дорожного  движения. Ежегодно  в  результате  дорожно - транспортных  происшествий  погибает  более  30  тыс. человек  и  свыше  250  тыс. человек  получают  травмы различной степени тяжести.

Когда ребёнок  с  раннего  детства  знакомится  со сложной техникой  и  становится  участником  дорожного  движения, встаёт проблема его  обучения основам безопасного  поведения  на  улицах и дорогах, необходимость сознательного  выполнения им  Правил  дорожного  движения.
Иногда мы видим аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются дети. Исследования психологов показывают, что в особенностях психики ребёнка наблюдается разрыв в применении  теоретических и практических знаний. Поэтому дети  мало думают об опасностях на дорогах. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей. И поэтому я считаю, что невозможно оставаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей.  Нужно  как  можно  раньше  воспитывать  в  детях сознательное  и  правильное  отношение  к  Правилам  дорожного  движения, которые  должны  стать  нормой  поведения  каждого  человека. Чем раньше  дети  научатся  культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

  Программа   клуба  «Безопасное  колесо»  предназначается  для  учащихся  4, 5, 6  классов  школы- интерната  8  вида. Занятия  проводятся  один  раз  в  неделю  (34  часа  в  год).  Занятия  по  предупреждению  ДДТТ проводятся  дифференцированно  и  индивидуально, как  на  уровне постановки задач, так и при выборе способов и темпов их реализации. Каждое занятие по программе   клуба  «Безопасное  колесо» помогает детям успешно усвоить правила дорожного движения. Главная задача – научить детей культуре поведения на дорогах и улицах. В программу входят занятия, которые помогают детям ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modificirovannaya_programma_kluba_bezopasnoe_koleso.docx64.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  специальное (коррекционное) образовательное

учреждение  для обучающихся воспитанников с ограниченными

возможностями  здоровья общеобразовательная школа-интернат  VIII вида станицы Калининской Краснодарского края

Классы 4, 5, 6  ( 12-14 лет).

по  34 ч. в год.

Составлена  воспитателем

ГС(К)ОУ  общеобразовательной

школы-интерната

Митиной                                                                                                                  Светланой  Валентиновной

                                                                                   Утверждено

                                                  решением педагогического совета

                                                                                           №1           от    30.08.2010        

                                                 Директор школы-интерната

                                                                                        Морозова Л.Н. _________

                                                                                  Утверждено

                                                 на заседании методического совета

                                                                                            № 1             от 24.08.201                        

                                                Председатель методического совета

                                                                              Л.В. Лазаренко.  _____________

                                                                                  Утверждено

                                      на  методическом объединении воспитателей

                                      ГС(К)ОУ общеобразовательной

                                      школы-интерната

№1 от 23.08.2010 года

                                     Руководитель  методического объединения

                                                                           Пивень  Л.А. ______________

 

     Методическая помощь

Лазаренко Л.В.

ст.  Калининская Краснодарский  край

2010 г.

                  Программа клуба «Безопасное колесо».

Пояснительная записка.

            Сегодня  в  России  особенно  остро  стоит  проблема  безопасности  дорожного  движения. Ежегодно  в  результате  дорожно - транспортных  происшествий  погибает  более  30  тыс. человек  и  свыше  250  тыс. человек  получают  травмы различной степени тяжести.

Когда ребёнок  с  раннего  детства  знакомится  со сложной техникой  и  становится  участником  дорожного  движения, встаёт проблема его  обучения основам безопасного  поведения  на  улицах и дорогах, необходимость сознательного  выполнения им  Правил  дорожного  движения.
Иногда мы видим аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются дети. Исследования психологов показывают, что в особенностях психики ребёнка наблюдается разрыв в применении  теоретических и практических знаний. Поэтому дети  мало думают об опасностях на дорогах. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей. И поэтому я считаю, что невозможно оставаться равнодушным, когда речь идет о безопасности детей.  Нужно  как  можно  раньше  воспитывать  в  детях сознательное  и  правильное  отношение  к  Правилам  дорожного  движения, которые  должны  стать  нормой  поведения  каждого  человека. Чем раньше  дети  научатся  культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

  Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность, особенно в наши дни. Необходимы все более разнообразные формы  и  методы  работы с детьми  по  изучению  ПДД, которые  зависят  от особенностей  познавательной  деятельности  и    возможностей детей  с нарушениями  интеллекта. Учитывая  актуальность и значимость  профилактических  мер  по  предупреждению  детского  дорожно- транспортного  травматизма, обучения  и  воспитания  детей   с  нарушением  интеллекта был  создан  клуб  «Безопасное  колесо». Составлена  программа  клуба  «Безопасное  колесо»  для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. При  составлении  программы  были  учтены возрастные  и  психофизиологические  особенности  детей  с  нарушением  интеллекта, рекомендации работников ГИББД, интересы  учащихся.

  Программа   клуба  «Безопасное  колесо»  предназначается  для  учащихся  4, 5, 6  классов  школы- интерната  8  вида. Занятия  проводятся  один  раз  в  неделю  (34  часа  в  год).  Занятия  по  предупреждению  ДДТТ проводятся  дифференцированно  и  индивидуально, как  на  уровне постановки задач, так и при выборе способов и темпов их реализации. Каждое занятие по программе   клуба  «Безопасное  колесо» помогает детям успешно усвоить правила дорожного движения. Главная задача – научить детей культуре поведения на дорогах и улицах. В программу входят занятия, которые помогают детям ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.

Программа включает следующие разделы:

  1. Введение
  2. История ПДД  
  3. Участники  дорожного  движения
  4. Дорога - не  место для игр.
  5. Наш  друг- светофор
  6. Знаки дорожные - друзья надёжные
  7. Транспорт.
  8. Заключение

Чем раньше дети начинают  изучать  Правила  дорожного  движения, тем больше уверенности, что  они  запомнят их на всю жизнь.

Методическое обеспечение программы

     Важным условием реализации предлагаемой программы является совместная работа педагога и воспитанника  клуба, возможность для ребёнка поверить в себя.

     Программа   клуба  «Безопасное  колесо»  рассчитана на 3 года обучения с детьми  4, 5, 6  классов. Программа предполагает проведение теоретических и практических занятий в течение учебного года в объеме 34 часов.

     Занятия, разработанные в соответствии с данной программой, предполагают привлечение родителей  и   работников  ГИБДД. В программе намеренно не занесены сроки проведения мероприятий. Каждый педагог самостоятельно выбирает время их проведения с календарными датами.

     Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по  каждой теме организуется несколько основных занятий. Все темы связаны между собой и подчинены одной цели. Весь материал даётся в доступной и привлекательной для детей форме. Закрепление осуществляется во время наблюдений, практических занятий в группах, работе с дополнительной литературой.

     При  проведении  занятий  используются  различные  формы  проведения: беседы, игры, экскурсии, встречи, доклады  учащихся, тестирование. В конце учебного года проводится обобщение изученного, в  виде  викторины  «Лучший  знаток  ПДД», где  подводятся  итоги  работы  участников клуба  за  прошедший  год.

     С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД.

     Участие  в  конкурсах  рисунков, акциях, оформление  выставок                          ( рисунков  и  фото) развивает у детей творческие  способности, самостоятельность и инициативность, позволяет  лучше  закреплять  ПДД.

     Проведение  викторин, конкурсов, развлечений  позволяет  в  игровой  форме  лучше  усвоить  ПДД.

    На  занятиях  клуба  используются  материалы  из  газеты  «Добрая  Дорога  Детства», что даёт  учащимся  возможность  быть  в  курсе  последних  событий   по  изучению  ПДД. Дети с большим интересом рассматривают в них иллюстрации  и  фотографии, проводится  обсуждение  прочитанных  статей, что способствует коррекции речи, памяти, восприятия и мышления.

    Основу занятий клуба составляют беседы, так как именно  они  дают  педагогу возможность более  полно  раскрыть определённую  тему . Чередуются разные виды работы, что снижает утомляемость детей с нарушениями интеллекта и способствует поддержанию интереса к изучаемому. Перед каждой беседой проводится большая подготовительная работа: экскурсии и  прогулки  по  улицам, рисование по определенной теме, изготовление  поделок, просмотр видеофильмов.

    Одним из важнейших средств являются игры (дидактические  и  подвижные),соответствующие возрасту и особенностям учащихся с отклонениями в развитии. Игра один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт.Игра представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций, общественной жизни. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому она широко используется  на  занятиях  клуба  «Безопасное  колесо».Игра является основным видом активности  учащихся, в процессе которой он  расширяет  кругозор, усваивает социальный опыт.

  В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.

    Клуб   «Безопасное  колесо»  имеет свой девиз: «Кто  знает  правила  движения, тому  почёт  и  уважение!».

    Программа   клуба  «Безопасное  колесо» – это  нетрадиционный подход в обучении   детей  с  нарушением  интеллекта  правилам дорожного движения.

Основные цели  и задачи  программы:

Цели  программы:

1.Образовательные:

  1. формировать  у  учащихся  устойчивые  навыки  соблюдения  и  выполнения  Правил  дорожного  движения  Российской  Федерации;
  2. познакомить  с  основными  причинами  детского  дорожно- транспортного  травматизма;
  3. развивать  умения  пропагандировать  свои  знания  по  ПДД.

2.Коррекционные:

  1. формировать  у  учащихся  умение  ориентироваться  в  дорожно-транспортной  ситуации;
  2. развивать  у  учащихся  такие  умения, как  быстрота  реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное  и  слуховое  восприятие, логическое  мышление, находчивость;
  3.  корректировать  дефекты  психического и физического  развития;
  4. развивать  творческие способности;
  5. развивать  познавательный  интерес  к  изучению  ПДД

3.Воспитательные:

  1. воспитывать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
  2. вырабатывать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
  3. формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и  безопасности окружающих;
  4. воспитывать дисциплинированность, усидчивость, активность, любознательность, ответственность.

Задачи  программы:

1.Обучение  учащихся  правилам  дорожного  движения, углубление  теоретических  и  практических  знаний  по  ПДД.

2.Обеспечение  гармоничного  эстетического  и  физического  воспитания, развитие  творческих  способностей.

3.Формирование  общечеловеческих  нравственных  ценностных  ориентаций.

4. Привитие  первичных  навыков  оказания  доврачебной  медицинской  помощи  при  ДТП.

Данная  программа  способствует:

  1. умственному  развитию- учащиеся  получают  и  закрепляют  знания  по  ПДД, ОБЖ, учатся  логически  мыслить, обобщать, делиться  своими  знаниями  и  впечатлениями, грамотно  излагать  свои  мысли, отвечать  на  вопросы, что  способствует  коррекции  речи, памяти  и  мышления;

  1. нравственному  воспитанию- у  учащихся  формируется  культура  поведения  в  кругу  сверстников, желание  оказывать  помощь  людям  пожилого  возраста  и  учащимся  младших  классов  в  изучении и  соблюдении  ПДД,  закрепляются  навыки  соблюдения  ПДД. Участники  клуба  «Безопасное  колесо» проводят  пропагандистскую  деятельность  по  профилактике  дорожно- транспортного  травматизма;

  1. эстетическому  воспитанию- учащиеся  участвуют  в  различных  конкурсах  рисунков, плакатов, фотоконкурсах, викторинах, праздниках. На  занятиях  учащиеся  работают  с  красочным  материалом. Члены  клуба  «Безопасное  колесо» выступают перед учащимися школы- интерната  и  их  родителями  на общешкольных  линейках, праздниках, родительских  собраниях;

  1. физическому  воспитанию- учащиеся принимают  участие  в  спортивных  конкурсах  и  соревнованиях, на каждом  занятии  проводятся  подвижные  игры и физминутки, что  способствует  развитию  выносливости, ловкости, поддержанию  мышечного  тонуса, развитию  координации  движений;

  1. трудовому  воспитанию- учащиеся  изготавливают необходимые  для  занятий  пособия, дидактические  игры, раздаточный  и  наглядный  материал. Принимают  участие  в изготовлении  декораций  и  костюмов  для  выступлений.

Содержание программы

4 класс

 ( 34 ч. в год, 1 час в неделю)

  1. Введение (1 ч).

 Вводное занятие. Задачи, цели клуба «Безопасное колесо» на учебный год.

2. История ПДД (4 ч)                                          

Как появились первые ПДД. Интересные факты из  истории  ПДД. Чтение  и  обсуждение  газеты  «Добрая Дорога Детства».

Практические работы

Конкурс рисунков «Первые  Правила дорожного движения»

3.Участники  дорожного  движения (11 ч).

ПДД  РФ- государственный  нормативный  документ. Обязанности  пешеходов  и  пассажиров. Обязанности  водителей. ПДД  для  велосипедистов. Как  изобрели  велосипед. Виды  велосипедов.

Практические  работы

Экскурсия  с целью наблюдения за  движением пешеходов через дорогу.

Инструктаж  «Будь  осторожен  на  каникулах». Коррекционное   занятие  (отгадывание  кроссвордов, загадок и  ребусов  о  ПДД ). Чтение  и  обсуждение  газеты  «Добрая  Дорога  Детства».  Тестирование  «Как  правильно  переходить  дорогу». Инструктаж  «Осторожно! Скользкая  дорога!».

4.Дорога - не  место для игр (7 ч)

Дисциплина на улице- залог безопасного движения. Дорожный  этикет. Что  значит  слово  «Дорога». Улица, тротуар.

Практические  работы

Чтение и обсуждение газеты  «Добрая Дорога Детства». Экскурсия  с целью наблюдения  за дорогой. Встреча с  сотрудником  ГИБДД.

  1. Наш  друг- светофор (4 ч)

История  появления  светофора. Сигналы  светофоров.

Практические  работы

Инструктаж   «Правила  безопасного  поведения  на  дорогах  во  время  весенних  каникул».  Аппликация  «Весёлый  светофорик» (изготовление  закладки).

6.Знаки дорожные- друзья надёжные (2 ч)

Как  появились  дорожные  знаки. Группы  дорожных  знаков.

7.Транспорт (4ч)

История  появления  автомобиля. Виды  транспорта. Велосипед. Пассажиры. Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров.

Практические  работы

Инструктаж  «Как  вести  себя  на  улице, дороге  летом».

8.Заключение  (1ч.)

Итоговое  занятие. Подведение  итогов  работы  за  год.

Основные требования                                                                   к знаниям и умениям учащихся.

4 класс

Учащиеся  должны  знать и понимать:

  1. Историю  Правил  дорожного  движения.
  2. Обязанности  пешеходов  и  пассажиров.
  3. Обязанности  водителей.
  4. Что такое дорога, улица, тротуар.
  5. Правила  перехода  дороги.
  6. Виды транспорта.
  7. Значение сигналов светофора.
  8. Правила  ожидание общественного транспорта.
  9. Правила  дорожного  движения  для велосипедистов.
  10. Правила  безопасного  поведения  на  улицах  и  дорогах  во  время  каникул.

Учащиеся  должны  уметь:

  1. Определять, где  следует  переходить  улицу  и  дорогу.
  2. Различать и называть виды транспорта.
  3. Самостоятельно  входить  и  выходить  из  общественного  транспорта  и  безопасно  переходить  дорогу.
  4. Культурно  и  грамотно  вести  себя  на  улице.
  5. Определять  безопасные  места  для  игр  и езды  на велосипеде.
  6. Вести  наблюдение  на  улице  и  дороге  под  руководством  педагога.
  7. Принимать  участие  в  практических  работах  по  изучению  ПДД.
  8. Читать  и  обсуждать  статьи  из  газеты  «ДДД».
  9. Правильно  вести  себя  на  улицах  и  дорогах  во  время  каникул.

5 класс

 ( 34 ч. в год, 1 час в неделю)

  1. Введение (1 ч).

 Вводное занятие. Задачи, цели клуба «Безопасное колесо» на учебный год.

2. История ПДД (3 ч)                                          

Появление  первых  дорожных  правил  в  России. Интересные факты из  истории  ПДД.

Практические  работы

Чтение  и  обсуждение  газеты  «Добрая Дорога Детства».

3.Участники  дорожного  движения (11 ч).

ПДД  РФ. Причины ДДТТ. Что  такое  ГИБДД  и  кто  такой  инспектор  ДПС. Ответственность  за  нарушение  ПДД: общественная, административная, уголовная. Как правильно переходить дорогу. Ты – велосипедист.

Практические  работы

Инструктаж  о  соблюдении  ПДД  во  время  осенних  каникул                       «Как избежать  опасности  на  улице». Экскурсия с целью наблюдения за  движением пешеходов через дорогу. Коррекционное   занятие  (отгадывание  кроссвордов, загадок и  ребусов  о  ПДД ). Чтение  и  обсуждение  газеты  «Добрая  Дорога  Детства».  Инструктаж «Будь  осторожен- гололёд!».

4.Дорога - не  место для игр (5 ч)

Проезжая  часть, дорожная  разметка. Виды пешеходных  переходов.

Практические  работы

Конкурс  рисунков «Детям- безопасные  дороги!».Чтение и обсуждение газеты  «Добрая Дорога Детства». Встреча с  сотрудником  ГИБДД.

  1. Наш  друг- светофор (3 ч)

Виды  светофоров.

Практические  работы

Игра- путешествие «Красный, жёлтый, зелёный». Инструктаж                      «Правила  безопасного  поведения  на  дорогах  во  время                        весенних  каникул».

6.Знаки дорожные- друзья надёжные (4 ч)

О чём говорят дорожные знаки. Дорожные знаки и дополнительные средства информации. Номерные, опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах.

Практические  работы

Экскурсия с целью наблюдения  за дорожными  знаками.

7.Транспорт (3ч)

Специальные  транспортные  средства. Как правильно вести себя в  транспорте. Устройство  и  уход   за велосипедом.

Практические  работы

Практическое  занятие на  учебной  площадке  с целью отработки  навыков  безопасного  управления  велосипедом  и  остановка.

8.Заключение  (1ч.)

Итоговое  занятие. Подведение  итогов  работы  за  год.  Викторина  «Лучший  знаток  ПДД».

Основные требования                                                                   к знаниям и умениям учащихся.

5 класс

Учащиеся  должны  знать и понимать:

  1. Как  появились  первые  дорожные  правила  в  России.
  2. Причины ДДТТ.
  3. Ответственность  за  нарушение  ПДД  (дисциплинарная, административная, уголовная, гражданская).
  4. Понятия  ГИБДД и  ДПС.
  5. Проезжая  часть, дорожная  разметка.
  6. Виды пешеходных  переходов.
  7. Виды  светофоров.
  8. Дорожные знаки и дополнительные средства информации.
  9. Номерные, опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах.

Учащиеся  должны  уметь:

  1. Определять  места  безопасного  перехода  через  проезжую  часть.
  2. Вежливо  и  этично  вести  себя  в  общественном  транспорте.
  3. Различать  виды  пешеходных  переходов.
  4. Правильно  объяснять  младшим  школьникам, как  безопасно  переходить  дорогу  и  как  правильно  вести  себя  в  общественном  транспорте.
  5. Решать  ситуационные  задачи  по  ПДД  с  применением  макетов  и  без  них.
  6. Вести  наблюдение  на  улице  и  дороге  под  руководством  педагога.
  7. Принимать  участие  в  практических  работах  по  изучению  ПДД.
  8. Читать  и  обсуждать  статьи  из  газеты  «ДДД».
  9. Правильно  вести  себя  на  улицах  и  дорогах  во  время  каникул.

6  класс

 ( 34 ч. в год, 1 час в неделю)

  1. Введение (1 ч).

 Вводное занятие. Задачи, цели клуба «Безопасное колесо» на учебный год.

2. История ПДД (3 ч)                                          

Интересные факты из  истории  ПДД . Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Практические  работы

Чтение  и  обсуждение  газеты  «Добрая Дорога Детства».

3.Участники  дорожного  движения (10  ч).

Выполнение требований ПДД пешеходами, пассажирами, водителями – показатель уровня культуры и воспитания. Условия, обеспечивающие пешеходу безопасность на дорогах. Особенности безопасного передвижения в зависимости от времени года; в дневное и вечернее время суток. Анализ причин дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Практические  работы

Инструктаж  о  соблюдении  ПДД  во  время  осенних  каникул «Безопасная  дорога». Чтение и обсуждение газеты   «Добрая Дорога Детства». Подготовка  к  акции  «Юный  пешеход» (сочинение- обращение). Акция                                 «Юный  пешеход» (вручение  памяток  учащимся  школы- интерната). Коррекционное занятие ( отгадывание  кроссвордов, загадок и ребусов о ПДД). Инструктаж   «Внимание! Скользкая  дорога!».

4.Дорога - не  место для игр (5 ч)

Перекрёстки  и  их виды. Железнодорожный  переезд: правила  перехода  и  переезда. Погодные условия, влияющие на безопасность дорожного движения. Предметы, мешающие обзору дороги).

Практические  работы

Чтение и обсуждение газеты  «Добрая Дорога Детства». Встреча с  сотрудником  ГИБДД.

  1. Наш  друг- светофор (3 ч)

История создания средств организации дорожного движения.
(Светофор: создание и совершенствование. Современные конструкции светофора). Правила поведения пешеходов в соответствии с требованиями регулировщика и сигналов светофора.

Практические  работы

Экскурсия к светофору.

6.Знаки дорожные- друзья надёжные (4 ч)

Классификация дорожных знаков. Вандализм на дорогах и транспорте.
(Повреждение дорожных знаков и указателей. Последствия их повреждений для участников дорожного движения. Административная и уголовная ответственность).

Практические  работы

Конкурс «Знак, которого  нет  в  ПДД». Экскурсия с целью наблюдения  за дорожными  знаками.

7.Транспорт (6 ч)

Автомобильный транспорт (Транспорт как средство передвижения. Легковой, грузовой, специальный транспорт. Государственный и технический осмотр). Общественный транспорт  (Правила поведения в общественном транспорте. Аварийная ситуация для пешеходов, находящихся на остановках общественного транспорта.).  Что такое ДТП. Велосипед - механический вид транспорта.

Практические  работы

Чтение и обсуждение газеты «Добрая Дорога Детства». Практическое занятие «Оказание доврачебной медицинской помощи». Спортивное  соревнование  « Юный  велосипедист»   (проезд на  велосипеде  по  полосе  препятствий, фигурное вождение).

8.Заключение  (2 ч.)

                                     Практические  работы

Инструктаж «Правила  безопасного  поведения  на  дорогах  во  время  летних  каникул». Итоговое  занятие. Конкурсно – развлекательная программа «Как ты знаешь правила дорожного движения».

Основные требования                                                                   к знаниям и умениям учащихся.

6 класс

Учащиеся  должны  знать и понимать:

  1. Как  появился  светофора, автомобиля, велосипеда.
  2. Виды, значение  сигналов  светофора и регулировщика. Правила  перехода  проезжей  части  по  этим  сигналам.
  3. Назначение  и  название  дорожных  знаков.
  4. Особенности безопасного передвижения в зависимости от времени года; в дневное и вечернее время суток.
  5. Виды  транспорта (легковой, грузовой, специальный).
  6. Специальные  транспортные  средства. Значение  предупредительных  сигналов, подаваемых  водителями  транспортных  средств.
  7. Государственный и технический осмотр
  8. Что такое ДТП.
  9. Правила  культурного  и  безопасного  поведения  в  транспорте.
  10. Теория  управления  велосипедом.
  11. Требования  безопасности и правила  дорожного  движения  для  велосипедистов.

Учащиеся  должны  уметь:

  1. Ориентироваться  на  дороге  и  определять  опасные  ситуации.
  2. Различать  виды  светофоров, сигналы  регулировщика, виды  дорожных  знаков, виды  транспорта.
  3. Выполнять  требования сигналов  регулировщика.
  4. Соблюдать  требования  правил безопасности  и  культурного  поведения  в  транспорте.
  5. Управлять  велосипедом с соблюдением  правил  и  требований  безопасности  дорожного  движения.
  6. Подавать  сигналы  поворота  правой  и  левой  рукой  при  езде  на  велосипеде.
  7. Правильно  двигаться  на  велосипеде  по  полосе  препятствий.
  8. Уметь оказать доврачебную медицинскую помощь.
  9. Вести  наблюдение  на  улице  и  дороге  под  руководством  педагога.
  10. Принимать  участие  в  практических  работах  по  изучению  ПДД.
  11. Читать  и  обсуждать  статьи  из  газеты  «ДДД».
  12. Правильно  вести  себя  на  улицах  и  дорогах  во  время  каникул.

Тематическое планирование

4 класс

№ п/п

Тема занятия

Часы

Дата

Оборудование

1.Введение (1 ч)

1

Вводное занятие.                Задачи, цели клуба «Безопасное колесо»                  на учебный год.

1

Фотоальбом, анкета, уголок  ПДД

2.История ПДД   (4 ч)

2

Беседа                               «Как  появились  первые  ПДД».

1

Слайд-презентация               «Как  появились  первые  ПДД», компьютер

3

Беседа                         «Интересные факты из  истории  ПДД».

1

Методическая  копилка

4

Практическое занятие    Конкурс  рисунков  «Первые  Правила  дорожного движения».

1

Альбом, цв.карандаши, газета  «ДДД»

5

Чтение  и  обсуждение  газеты                                 «Добрая Дорога Детства».

1

Газета   «ДДД», настольная  игра «Светофор»

3.Участники  дорожного  движения: (11ч)

6

Беседа  «ПДД  РФ- государственный  нормативный  документ».

1

Слайд-презентация «ПДД РФ», компьютер

7

Экскурсия                                        с целью наблюдения за  движением пешеходов через дорогу.

1

Фотоаппарат, флажок  красного  цвета

8

Беседа                          «Обязанности  пешеходов  и  пассажиров».

1

Тест, памятка, методическая  копилка

9

Инструктаж                          «Будь  осторожен  на  каникулах».

1

Слайд-презентация «Осторожно на дороге!», памятка

10

Коррекционное занятие       ( отгадывание  кроссвордов, загадок и ребусов о ПДД).

1

Слайд-презентация «ПДД викторина», компьютер, плакат

11

Беседа                        «Обязанности  водителей».

1

Методическая  копилка, тест

12

Чтение и обсуждение газеты                                 «Добрая Дорога Детства».

1

Газеты  «ДДД»

13

Беседа                                     «ПДД  для  велосипедистов».

1

Методическая  копилка,                   плакат

14

Беседа                                    «Как  изобрели  велосипед. Виды  велосипедов».

1

Плакат, слайд-презентация           «Всё о велосипеде», компьютер, велосипед

15

Тестирование                         «Как  правильно  переходить  дорогу».

1

Тест, памятка, плакат

16

Инструктаж                «Осторожно! Скользкая  дорога!».

1

Методическая  копилка, тест, инд.карточки

4.Дорога - не  место для игр (7 ч)

17

Беседа                          «Дисциплина на улице- залог безопасного движения».

1

Плакат, настольная  игра, макет  улиц и дорог

18

Беседа                            «Дорожный  этикет».

1

Плакат, слайд-презентация «Дорожный  этикет», компьютер,

19

Беседа                                        «Что  значит  слово  «Дорога».

1

Плакат, памятка

20

Беседа                                  «Улица, тротуар».

1

Методическая  копилка, плакат

21

Чтение и обсуждение газеты                                 «Добрая Дорога Детства».

1

газета  «ДДД»

22

Экскурсия                                           с целью наблюдения  за дорогой.

1

Фотоаппарат, памятка

23

Встреча с  сотрудником  ГИБДД.

1

Фотоаппарат, слайд-презентация, компьютер

5.Наш  друг- светофор (4 ч)

24

Беседа                                  «История  появления  светофора».

Методическая  копилка

25

Беседа                                  «Сигналы  светофоров».

1

Плакат, слайд-презентация «Сигналы  светофоров», компьютер, макет  светофора

26

Инструктаж                      «Правила  безопасного  поведения  на  дорогах  во  время  весенних  каникул».

1

Методическая  копилка, тест, памятка

27

Практическое  занятие. Аппликация                      «Весёлый  светофорик» (изготовление  закладки).

1

Цветная  бумага, ножницы,         клей, макет  светофора

6.Знаки дорожные- друзья надёжные (2 ч)

28

Беседа                                        «Как  появились  дорожные  знаки».

1

Методическая  копилка

29

Беседа                                  «Группы  дорожных  знаков».

1

Плакат, набор  дорожных  знаков

7.Транспорт (4 ч)

30

Беседа                               «История  появления  автомобиля».

Методическая  копилка

31

Беседа                                    «Виды  транспорта. Велосипед.».

1

Плакат, слайд-презентация «Виды  транспорта» , компьютер, набор  «Виды  транспорта»

32

Беседа                                «Пассажиры. Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров».

1

Плакат, слайд-презентация «Грамотный пассажир», компьютер

33

Инструктаж                             «Как  вести  себя  на  улице, дороге  летом».

1

Тест, памятка

8.Заключение  (1ч.)

34

Итоговое  занятие. Подведение  итогов  работы  за  год.

Викторина  «Лучший  знаток  ПДД».

1

Слайд-презентация            «Мы - друзья дороги!», компьютер Методическая  копилка

5 класс

№ п/п

Тема занятия

Часы

Дата

Оборудование

1.Введение (1 ч)

1

Вводное занятие.                Задачи, цели клуба «Безопасное колесо»                  на учебный год.

1

Слайд-презентация                    «Я знаю ПДД», компьютер

2.История ПДД   (3 ч)

2

Беседа                              «Появление  первых  дорожных  правил  в  России».

1

Слайд-презентация               «Первые ПДД в России», компьютер

3

Беседа                         «Интересные факты из  истории  ПДД».

1

Методическая  копилка

4

Чтение  и  обсуждение  газеты                                 «Добрая Дорога Детства».

1

Газета   «ДДД»

3.Участники  дорожного  движения: (11ч)

5

Беседа  «ПДД  РФ».

1

Книги                   «ПДД РФ», настольная игра «Дорожный этикет»

6

Причины ДДТТ

1

Методическая  копилка, фотографии

7

Беседа                                    «Что  такое  ГИБДД  и  кто  такой  инспектор  ДПС».

1

слайд-презентация «ГИБДД», компьютер, жезл

8

Беседа     «Ответственность  за  нарушение  ПДД: общественная, административная, уголовная».

1

Методическая  копилка

9

Инструктаж  о  соблюдении  ПДД  во  время  осенних  каникул                       «Как избежать  опасности  на  улице».

1

Тест, памятка, методическая  копилка

10

Экскурсия                                        с целью наблюдения за  движением пешеходов через дорогу.

1

Фотоаппарат, флажок  красного  цвета

11

Чтение и обсуждение газеты                                 «Добрая Дорога Детства».

1

Газета   «ДДД»

12

Коррекционное занятие                                       ( отгадывание  кроссвордов, загадок и ребусов о ПДД).

1

Методическая  копилка, настольные  игры по ПДД

13

Беседа                                «Как правильно переходить дорогу»

1

Слайд-презентация «Как правильно переходить дорогу»,

компьютер

14

Беседа                                   «Ты – велосипедист»

Методическая  копилка,

памятка

15

Инструктаж                    «Будь  осторожен- гололёд!».

1

Тест, памятка

4.Дорога - не  место для игр (5 ч)

16

Беседа                      «Проезжая  часть, дорожная  разметка».

1

Плакат,               слайд-презентация «Проезжая  часть» , компьютер

17

Беседа                              «Виды пешеходных  переходов».

1

Плакат, слайд-презентация «Виды пешеходных  переходов», компьютер

18

Практическое  занятие.                           Конкурс  рисунков «Детям- безопасные  дороги!»

1

Альбом, цв.карандаши, газета  «ДДД»

19

Встреча с  сотрудником  ГИБДД.

1

Фотоаппарат, памятка

20

Чтение и обсуждение газеты                                 «Добрая Дорога Детства».

1

Газета   «ДДД»

  1. Наш  друг- светофор (3 ч)

24

Беседа                         «Виды  светофоров».

1

Плакат, слайд-презентация «Виды  светофоров», компьютер

25

Игра- путешествие «Красный, жёлтый, зелёный».

1

Методическая  копилка

26

Инструктаж                      «Правила  безопасного  поведения  на  дорогах           во  время                        весенних  каникул».

1

Плакат, слайд-презентация «Осторожно – опасность!», компьютер,

  1. Знаки дорожные- друзья надёжные (4 ч)

27

Беседа                             «О чём говорят дорожные знаки»

1

Методическая  копилка,              набор  дорожных  знаков

28

Беседа                           «Дорожные знаки и дополнительные средства информации»

Слайд-презентация «Дорожные знаки»

29

Беседа                           «Номерные, опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах»

Методическая  копилка, плакат, инд.карточки, набор  дорожных  знаков

30

Экскурсия с целью наблюдения  за дорожными  знаками.

Фотоаппарат, флажок  красного  цвета

7.Транспорт (3 ч)

31

Беседа                  «Специальные  транспортные  средства».

1

Плакат, слайд-презентация, компьютер, набор  «Виды  транспорта»

32

Беседа                                «Как правильно вести себя в  транспорте».

1

Плакат, набор  «Виды  транспорта»

33

Беседа                         «Устройство  и  уход   за велосипедом».

Практическое  занятие на  учебной  площадке  с целью отработки  навыков  безопасного  управления  велосипедом  и  остановка.

1

слайд-презентация «Устройство  велосипеда», компьютер, велосипеды

8.Заключение  (1ч.)

34

Итоговое  занятие. Подведение  итогов  работы  за  год.

Викторина  «Лучший  знаток  ПДД».

1

Слайд-презентация            «Я знаю ПДД          на 5!»,               компьютер методическая  копилка

6 класс

№ п/п

Тема занятия

Часы

Дата

Оборудование

1.Введение (1 ч)

1

Вводное занятие.                Задачи, цели клуба «Безопасное колесо»                  на учебный год.

1

Слайд-презентация                    «Мы знаем, мы умеем!», компьютер

2.История ПДД   (3 ч)

2

Беседа                         «Интересные факты из  истории  ПДД».

1

Методическая  копилка,                  слайд – презентация «Карета – ракета»

3

Беседа                                  «Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах?»

1

Слайд-презентация «Весёлые вопросы по ПДД»

4

Чтение  и  обсуждение  газеты                                 «Добрая Дорога Детства».

1

Газета   «ДДД»

3.Участники  дорожного  движения (10ч)

5

Беседа                          «Выполнение требований ПДД пешеходами, пассажирами, водителями – показатель уровня культуры и воспитания.»

1

Слайд-презентация «Советы Светофорика», настольная игра «Дорожный этикет»

6

Беседа                                             « Условия, обеспечивающие пешеходу безопасность на дорогах.»

1

Методическая  копилка,             плакат

7

Беседа                                    «Особенности безопасного передвижения в зависимости от времени года; в дневное и вечернее время суток».

1

слайд-презентация «Школа безопасности», компьютер

8

Беседа                             «Анализ причин дорожно-транспортных происшествий с участием детей».

1

Методическая  копилка

9

Инструктаж  о  соблюдении  ПДД  во  время  осенних  каникул «Безопасная  дорога».

1

Тест, памятка, методическая  копилка

10

Чтение и обсуждение газеты                                 «Добрая Дорога Детства».

1

Газета   «ДДД»

11

Подготовка  к  акции  «Юный  пешеход» (сочинение- обращение).

1

Бумага, ручка, газета  «ДДД»

12

Акция                                 «Юный  пешеход»    (вручение  памяток  учащимся  школы- интерната).

1

Фотоаппарат

13

Коррекционное занятие               ( отгадывание  кроссвордов, загадок и ребусов о ПДД).

1

Методическая  копилка

14

Инструктаж   «Внимание! Скользкая  дорога!».

1

Тест, памятка

4.Дорога - не  место для игр (5 ч)

15

Беседа                              «Перекрёстки  и  их виды».

1

Плакат,                 слайд-презентация «Перекрёстки  и  их виды»,               компьютер

16

Беседа  «Железнодорожный  переезд: правила  перехода  и  переезда».

1

Плакат, слайд-презентация «Железнодорожный  переезд», компьютер

17

Беседа                             «Погодные условия, влияющие на безопасность дорожного движения.
Предметы, мешающие обзору дороги)».

1

Плакат, слайд-презентация «Дорожное движение»

18

Встреча с  сотрудником  ГИБДД.

1

Фотоаппарат, памятка

19

Чтение и обсуждение газеты                                 «Добрая Дорога Детства».

1

Газета   «ДДД»

  1. Наш  друг- светофор (3 ч)

20

Беседа «История создания средств организации дорожного движения.
(Светофор:  создание и совершенствование. Современные конструкции светофора) ».

1

Методическая  копилка

21

Беседа «Правила поведения пешеходов в соответствии с требованиями регулировщика и сигналов светофора».

1

Плакат,                    слайд-презентация «Виды  светофоров», компьютер

22

Практическое  занятие.

Экскурсия к светофору.

1

Фотоаппарат, флажок  красного  цвета

  1. Знаки дорожные- друзья надёжные (4 ч)

23

Беседа                  «Классификация дорожных знаков».

1

Методическая  копилка,              набор  дорожных  знаков

24

Практическое  занятие. Конкурс «Знак, которого  нет  в  ПДД».

1

Бумага, цвет. карандаши, плакат

25

Экскурсия с целью наблюдения  за дорожными  знаками.

1

Фотоаппарат, флажок  красного  цвета

26

Беседа                           «Вандализм на дорогах и транспорте.
(Повреждение дорожных знаков и указателей. Последствия их повреждений для участников дорожного движения. Административная и уголовная ответственность)».

1

Методическая  копилка

7.Транспорт (6 ч)

27

Беседа                    «Автомобильный транспорт.
(Транспорт как средство передвижения. Легковой, грузовой, специальный транспорт. Государственный и технический осмотр).»

1

Слайд-презентация «Транспорт», компьютер,

28

Беседа                   «Общественный транспорт.
(Правила поведения в общественном транспорте. Аварийная ситуация для пешеходов, находящихся на остановках общественного транспорта.)»

1

Плакат , методическая  копилка

29

«Что такое ДТП»

Практическое занятие «Оказание доврачебной медицинской помощи»

1

Слайд-презентация «ДТП и его последствия»,              мед. аптечка

30

Чтение и обсуждение газеты                                 «Добрая Дорога Детства».

1

Газета   «ДДД»

31

Беседа                         «Велосипед - механический вид транспорта».

1

Плакат,                велосипед

32

Спортивное  соревнование  « Юный  велосипедист»   (проезд на  велосипеде  по  полосе  препятствий, фигурное вождение)

1

Велосипеды,              набор  дорожных  знаков,                        кегли

8.Заключение  (2ч.)

33

Инструктаж                 «Правила  безопасного  поведения  на  дорогах  во  время  летних  каникул».

1

Тест, памятка

34

Итоговое  занятие.

Конкурсно – развлекательная программа

«Как ты знаешь правила дорожного движения»

1

Слайд-презентация            «Я и клуб «Безопасное колесо!»,               компьютер методическая  копилка

Список литературы

Методическая литература для педагогов:

  1. Воронова  Е.А. Красный. Жёлтый. Зелёный! ПДД во внеклассной работе.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  2. Ковалько  В.И. Игровой модульный курс  по  ПДД или  школьник  вышел  на  улицу:1-4  классы (мастерская  учителя). -М.:ВАКО, 2006.
  3. 3.Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция).
  4. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (последняя редакция).
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
  6. .Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях (последняя редакция).
  7. Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 гг.».
  8. Кириллов Г.Н., заместитель Министра РФ по чрезвычайным ситуациям. Обучение детей и молодежи по вопросам безопасности жизнедеятельности // "Право и безопасность", № 1 (10) Март 2004 г.

Методическая литература для учащихся:

  1. Ижевский П. В. Безопасное поведение на улицах и дорогах: 1—4 кл.: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / [П. В. Ижевский, Б. О. Хренников, И. В. Александрова, М. В. Маслов; под ред. П. В. Ижевского]. -- 2-е изд. — М.: Просвещение, 2008.
  2. .Ижевский П. В. Обучение правилам дорожного движения: 1—4 классы: метод, пособие / [В. Я. Сюньков, П. В. Ижевский, Б. О. Хренников, И. В. Александрова, М. В. Маслов; под ред. П. В. Ижевского]. — М.: Просвещение, 2008.
  3. Ижевский П. В. Безопасность дорожного движения: учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: 1—4 кл. (12 плакатов) / [П. В. Ижевский, Б. О. Хренников, И. В. Александрова, М. В. Маслов; под ред. П. В. Ижевского]. — М.: Просвещение, 2008.
  4. Рыбин А. Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5—9 кл.: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / [А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2008.
  5. Рыбин А. Л. Обучение правилам дорожного движения: 5—9 классы: метод, пособие / [А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2008.
  6. Рыбин АЛ. Обучение правилам дорожного движения: 10—11 классы: метод, пособие / [А. Л. Рыбин, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2008.
  7. Ковалева Н. В. Конкурсы, викторины, праздники по правилам дорожного движения для школьников / Н. В. Ковалева. - - Ростов -н/Д, 2006.
  8. Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками / М. Р. Максиняева. — М., 2004.
  9. Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками: конкурсы, КВН, викторины, ребусы / М. Р. Максиняева. -- М., 2004.
  10. Петров С. В. Действия при дорожно-транспортных происшествиях / С. В. Петров. - М., 2004.
  11. Романова Б. А. Классные часы по ПДД (5—6 классы) / Е. А. Романова, А. Б. Малюшкина. — М., 2004.

  1. Газета  «Добрая  Дорога  Детства».

  1. Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения.- М.: Транспорт, 1990.
  2.  Юсин А.А. Я купил велосипед.- М.: Молодая гвардия, 1984
  3. В.Белоусов Пленники добрых знаков. Ставрополь, Кн. изд-во,1976.
    2000.
  4.  Логинова Л. 365 уроков безопасности.- М.: Айрис-Пресс, 2000
  5. Е.А. Козловская, С.А. Козловский учебная книжка-тетрадь «Дорожная безопасность» для 1,2,3,4 классов под редакцией Главного государственного инспектора БДД РФ генерал-лейтенанта милиции В.Н. Кирьянова, дополнена и переиздана.- М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005.
  6. Л.А. Михайлов, М.Л. Форштат. Учебное пособие по Правилам дорожного движения для начальных классов, 2007-СПб, «Лики России».
  7. А.П. Добровольская, М.Л. Форштат. Рабочая тетрадь по Правилам дорожного движения для начальных классов, 2007-СПб, «Лики России».
  8. М.Л. Форштат. Методическое пособие по Правилам дорожного движения к учебному пособию и рабочей тетради по ПДД, 2007-СПб, «Лики России».
  9. Е. Козловская, Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: методическое пособие/ под общей редакцией В.Н. Кирьянова. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.
  10. Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни. - 1997. - № 5. - С. 34-37.
  11. Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 - 4: Для детей старшего дошкольного возраста.. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. - М.; Просвещение. - 2006.
  12. Мошкин В.Н. Закономерности воспитания культуры безопасности. // Основы безопасности жизни. - 2005. - № 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для младших школьников по изучению Правил дорожного движения "Безопасное колесо"

Программа рассчитана на учеников 2-4 классов. Цель программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах....

программа "Безопасное колесо" для 1-3 классов

программа по правилам дорожного движения во внеурочной деятельности для 1-3 классов...

Программа кружка "Безопасное колесо" 3 класс

Рабочая программа кружка "Безопасное колесо" для обучающихся  3 класса 2014-2015 учебный год....

Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок "Безопасное колесо"

Рабочая программа предназначена для учащихся 3-4 классов. Содержит материал по изучению правил дорожного движения, медицины и вождения велосипеда....

Районный конкурс «Безопасное колесо – 2015». Представление команды «СТОП» в творческом конкурсе команд «Вместе – за безопасность дорожного движения!»

Тема выступления «Культура в дорожном поведении – залог безопасного движения!» раскрывает деятельность юных инспекторов движения в условиях современности....

Методическая разработка по программе внеурочной деятельности «Безопасное колесо». Тема: "Перекресток"

Занятие разработано для учащихся 3 класса в форме игры. Основные цели занятия: воспитание осознания опасности неконролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения, а также...