Использование современных педагогических технологий на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)
статья

Современные образовательные технологии (СОТ) способствуют повышению, качества образования, ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. Современные образовательные технологии применяются как на уроках, так и во внеурочное время. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                        

Использование современных педагогических технологий на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)

Понятие «технология обучения» в нашей стране появилось в конце 60-х годов 20 века, а в 70-е годы завоевало большое число сторонников, причем с каждым годом педагогические технологии приобретают все большую значимость. Еще Галина Ивановна Щукина при разработке проблемы формирования интересного урока пришла к выводу, что применение современных обучающих технологий является одним из трех условий создания интересного урока.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии.

Педагогическая технология – проектирование учебного процесса, основанное на использовании совокупности методов, приёмов и форм организации обучения и учебной деятельности, повышающих эффективность обучения, применение которых имеет чётко заданный результат.

        Современные образовательные технологии (СОТ) способствуют повышению, качества образования, ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

-  Информационно – коммуникационная технология

-  Проектная технология

-  Технология развивающего обучения

- Здоровьесберегающие технологии        

- Игровые технологии

-  Модульная технология

-  Технология мастерских

- Кейс – технология

- Технология интегрированного обучения

- Педагогика сотрудничества.

- Технологии уровневой дифференциации

- Групповые технологии.

- Традиционные технологии (классно-урочная система)        

        Современные образовательные технологии применяются как на уроках, так и во внеурочное время. Использование СОТ повышает активность, дает возможность проявить любознательность, формирует у ребенка желание учиться.

        Используя знания возрастной психологии, прежде всего младших школьников, для регулярного использования в начальной школе мною были отобраны:

- игровые технологии;

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии личностно-ориентированного обучения;

- технология портфолио;

- проблемное обучение;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проектные технологии.

        На различных этапах урока необходимо сочетать различные элементы современных образовательных технологий, чтобы процесс обучения был интересным, приносил радость и удовлетворение результатами своего труда.

        Игровые технологии. Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно, в игровую. Игры дают возможность переключиться между различными видами деятельности, помогают снять утомляемость. Благодаря играм развивается кругозор ребенка, его сообразительность. С помощью игры дети воспринимают материал не так, как удобно дать взрослым, а как удобно и доступно взять его детям.

        Здоровьесберегающие технологии. Обеспечивают школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формированию у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни. Регулярно на уроках используются: зарядка для глаз, пальчиковая гимнастика, физминутки, эмоциональные разрядки, дыхательная гимнастика.        

        Проектная деятельность.          Именно данная технология позволяет проявить максимально творчество, самостоятельность, познавательный интерес обучающимся. Конечно, в 1-2 классах речь не идет о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Дети еще слишком малы. По сути это будут лишь элементы классического проектирования, но главное, что для младшего школьника это будет «его» проект. Проект может быть выполнен в группах, в парах, индивидуально. В 1 классе проектная деятельность была применена на уроках литературного чтения («Город букв», «Азбука загадок») и на уроках окружающего мира («Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы»).

        Проблемное обучение. В начальной школе в силу возрастных особенностей используются элементы классического метода, прежде всего при формулировании темы и целей урока, в самостоятельной работе. Проблемно-исследовательский метод применяется по мере возможности на уроках окружающего мира прежде всего. Этот метод помогает проявить самостоятельность младшему школьнику. Чаще всего в практической деятельности учителя начальных классов используются проблемные ситуации с удивлением и затруднением.

        Технология «Портфолио». В 1 классе были заведены портфолио ученика. Портфолио помогает проследить индивидуальный прогресс ребенка, позволяет проявить не только учебные, но и творческие достижения. Технология «Портфолио» создает ситуацию успеха для каждого ученика, повышает самооценку, помогает максимальному раскрытию индивидуальных особенностей каждого ребенка.

        Технологии личностно-ориентированного обучения. Первые годы учебы в школе имеют большое значение. От них во многом зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. В школу дети приходят разные: каждый имеет свои особенности развития и состояния физического и психического здоровья. По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей. Изменения экономической и экологической среды оказывают существенное негативное влияние на физическое и умственное развитие ребенка. Процесс обучения необходимо строить с учетом физиологической готовности к обучению, личной готовности, интеллектуальной готовности, педагогической готовности. Технология личностно-ориентированного подхода обеспечивает становление личности.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) регулярно используются на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Методики обучения на основе ИКТ способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучающихся, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов. Использование ИКТ позволяет использовать разноуровневые задания, активизировать познавательную активность, используя музыку и анимацию.

 В период обучения грамоте на уроках регулярно использовали интерактивное электронное приложение, в более поздний период – различные тренажеры.

Разнообразные СОТ, применяемые современным учителем, способствуют повышению качества обучения, позволяют повысить уровень мотивации, формировать функциональную грамотность учащихся и ключевые компетенции на более высоком уровне, эффективнее развивать потенциальные способности учащихся.

Современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме " Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности".

Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Потому что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном ...

Использование собственного Интернет-ресурса в педагогической деятельности. Из опыта работы учителя начальных классов.

Блог – это среда для записей событий; среда общения; помощник для письма и размышления с помощью компьютера; инструмент для современного урока. ...

Использование современных педагогических технологий на уроке в начальной школе ( из опыта работы)

Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и туже единицу учебного материа...

Использование современных педагогических технологий на уроках математики . Многозначные числа. Разряды и классы.

Практическое использование современных технологий на уроке математике при изучении темы "Многозначные числа. разряды и классы" в 4 классе....

Приемы и методы формирования учебной и познавательной мотивации у обучающихся на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)

В данной статье рассмотрены некоторые приёмы и методя для формирования мотивации у детей начальной школы....

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке ( из опыта работы учителя начальных классов)

Одну из важных  ролей в учебном процессе по развитию грамотности учащихся играет формирование учебной самостоятельности учащихся....

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя начальных классов)

   Современная начальная школа – важнейшее звено системы непрерывного образования развивающейся личности. Немаловажную роль в учебном процессе играет формирование учебной самост...