Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Постникова Оксана Ивановна

Согласно ФГОС целью обучения  является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.

Работу по выявлению и развитию способностей учащихся  выстраиваю с помощью:

-педагогического наблюдения;

-изучения результатов деятельности;

-диагностики познавательных интересов;

-наблюдения за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности;

индивидуальных бесед с детьми и родителями;

-анкетирования, диагностической методики для выявления способностей обучающихся;

-заданий творческого характера;

Для определения способности к научной (интеллектуальной), творческой деятельности применяю методики, созданные А.И. Савенковым:

«Оценка общей одаренности»;

«Характеристика ученика»;

«Карта одаренности»;

Анкета одаренности (предлагаю заполнить родителям);

-выявление творческих способностей через анализ продуктов деятельности (рисунков, поделок, творческих работ) учащихся;

анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года;

-анализ портфолио учащихся, отражающий творческие способности ребенка.

Одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей, с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность; включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии, формирую навыки исследовательской (проектной) деятельности (учу детей планировать свою деятельность, использовать метод исследования, записывать результаты наблюдений, после чего учащиеся принимают участие в НПК как школьного так и муниципального уровня), подбираю дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня; разноуровневые домашние задания.

Главной задачей  в образовательном процессе является развитие у ученика способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Согласно ФГОС целью обучения  является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.

Работу по выявлению и развитию способностей учащихся  выстраиваю с помощью:

-педагогического наблюдения;

-изучения результатов деятельности;

-диагностики познавательных интересов;

-наблюдения за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности;

индивидуальных бесед с детьми и родителями;

-анкетирования, диагностической методики для выявления способностей обучающихся;

-заданий творческого характера;

Для определения способности к научной (интеллектуальной), творческой деятельности применяю методики, созданные А.И. Савенковым:

«Оценка общей одаренности»;

«Характеристика ученика»;

«Карта одаренности»;

Анкета одаренности (предлагаю заполнить родителям);

-выявление творческих способностей через анализ продуктов деятельности (рисунков, поделок, творческих работ) учащихся;

анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года;

-анализ портфолио учащихся, отражающий творческие способности ребенка.

Одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей, с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность; включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии, формирую навыки исследовательской (проектной) деятельности (учу детей планировать свою деятельность, использовать метод исследования, записывать результаты наблюдений, после чего учащиеся принимают участие в НПК как школьного так и муниципального уровня), подбираю дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня; разноуровневые домашние задания.

Главной задачей  в образовательном процессе является развитие у ученика способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. 

Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям: выявление и развитие.

1-выявление способностейпсихолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся;

2- развитие способностей: проведение предметных недель, факультативных курсов, кружков, участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях.

Включаю в учебный процесс решения задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета, обучаю детей самооценке результатов своей работы, формированию навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных задач повышенной сложности. 

Начинаю с исследования по выявлению способностей, провожу диагностику учебной мотивации учащихся, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. В своей работе использую диагностические карты, листы достижений, комплексные работы по выявлению способностей обучающихся. А далее идёт активная работа по включению каждого ребёнка в учебно-воспитательный процесс, развивая его индивидуальные способности.

Одной из форм диагностических работ в начальной школе является комплексная проверочная работа. Цель: оценка  достижения планируемых результатов учеников начальной школы по междисциплинарной программе формирования  универсальных учебных  действий, что  позволяет  проанализировать выполненные учениками задания  и на основании этого выявить:

Олимпиада является формой внеклассной работы. Она позволяет улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала. Результаты выступления школьников на олимпиадах являются важной составляющей портфеля учебных достижений учащихся (портфолио).

Одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей, с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность; включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии, формирую навыки исследовательской (проектной) деятельности (учу детей планировать свою деятельность, использовать метод исследования, записывать результаты наблюдений, Готовясь к участию в научно-практической конференции, школьники развивают многие метапредметные качества. Ничто так не развивает личность, как «обучение через работу», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, выступает перед аудиторией, отстаивает свою точку зрения. Проектная и исследовательская деятельность развивает ребёнка в целом. Развиваю способности детей, с целью реализации в обучении и в повседневной жизни. Применяю активные форы уроков: уроки-конкурсы, уроки - викторины, урок-игра, урок-проект. Использую в своей практике такой способ развития способностей, как дифференциация по широте и глубине изучаемого материала, а также творческие задания. Всё это направлено на то, чтобы дети смогли раскрыть свой потенциал.

Стараюсь создать благоприятные условия, позволяющие детям реализовывать свои интересы и потребности, проявлять гражданскую и нравственную позицию. Мои ученики всегда имеют возможность свободно воплощать свои задумки. Систематически провожу мониторинговые исследования, что способствует более дифференцированному подходу к личности ребенка. Большое внимание уделяю работе с детьми социального риска, профилактике правонарушений, оздоровлению детей. Постоянно поддерживаю связь с родителями, ищу и нахожу новые формы работы.

Одна из главных целей в моей работе с детьми - это научить учащихся мыслить. Каждый раз, открывая для себя новое, дети с удовольствием погружаются в работу. Ведь урок - это исследование, это поиск. Дети учатся анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. В каждый урок включаю элементы проблемности, задания, активизирующие эмоциональный фактор, требующие самостоятельного поиска. Для расширения кругозора учащихся, на уроке использую компьютерные презентации. Стараюсь все уроки сделать разнообразными, интересными, увлекательными.

К каждому уроку ставлю задачи:

-развитие у детей творческого воображения, умение в обычном видеть необычное;

-пробуждение интереса к современным инструментам творческих задач.

Уроки направлены на развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения, фантазии учащихся. Подбираю интересные и понятные для них темы для логического мышления.

Решая любую проблему, человек может идти двумя путями:

применять типовые решения, общепринятые схемы (исполнительский уровень);

изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все элементы выполнить по-новому своеобразно (творческий уровень).

Я считаю, что каждый ученик вправе выбирать свой путь работы. И радостно, когда второй путь выбирает большее количество детей.

На уроках русского языка провожу разные виды работ.

Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение.

Предлагаю ряд познавательных задач, позволяющих целенаправленно осуществлять работу по развитию творческих способностей детей.

Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом.

Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся, 3 в класс, 2013-2014...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс, 2014-2015 уч. год...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс, 2015-2016 уч.г....