Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.
Работу по выявлению и развитию способностей учащихся выстраиваю с помощью:
-педагогического наблюдения;
-изучения результатов деятельности;
-диагностики познавательных интересов;
-наблюдения за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности;
индивидуальных бесед с детьми и родителями;
-анкетирования, диагностической методики для выявления способностей обучающихся;
-заданий творческого характера;
Для определения способности к научной (интеллектуальной), творческой деятельности применяю методики, созданные А.И. Савенковым:
«Оценка общей одаренности»;
«Характеристика ученика»;
«Карта одаренности»;
Анкета одаренности (предлагаю заполнить родителям);
-выявление творческих способностей через анализ продуктов деятельности (рисунков, поделок, творческих работ) учащихся;
анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года;
-анализ портфолио учащихся, отражающий творческие способности ребенка.
Одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей, с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность; включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии, формирую навыки исследовательской (проектной) деятельности (учу детей планировать свою деятельность, использовать метод исследования, записывать результаты наблюдений, после чего учащиеся принимают участие в НПК как школьного так и муниципального уровня), подбираю дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня; разноуровневые домашние задания.
Главной задачей в образовательном процессе является развитие у ученика способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Согласно ФГОС целью обучения является всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом, государством, уважающей права и свободы других граждан, конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотрудничеству между людьми.
Работу по выявлению и развитию способностей учащихся выстраиваю с помощью:
-педагогического наблюдения;
-изучения результатов деятельности;
-диагностики познавательных интересов;
-наблюдения за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности;
индивидуальных бесед с детьми и родителями;
-анкетирования, диагностической методики для выявления способностей обучающихся;
-заданий творческого характера;
Для определения способности к научной (интеллектуальной), творческой деятельности применяю методики, созданные А.И. Савенковым:
«Оценка общей одаренности»;
«Характеристика ученика»;
«Карта одаренности»;
Анкета одаренности (предлагаю заполнить родителям);
-выявление творческих способностей через анализ продуктов деятельности (рисунков, поделок, творческих работ) учащихся;
анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года;
-анализ портфолио учащихся, отражающий творческие способности ребенка.
Одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей, с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность; включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии, формирую навыки исследовательской (проектной) деятельности (учу детей планировать свою деятельность, использовать метод исследования, записывать результаты наблюдений, после чего учащиеся принимают участие в НПК как школьного так и муниципального уровня), подбираю дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня; разноуровневые домашние задания.
Главной задачей в образовательном процессе является развитие у ученика способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком.
Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности строится по двум направлениям: выявление и развитие.
1-выявление способностей: психолого-педагогические диагностики, педагогическое наблюдение; изучение результатов деятельности учащихся;
2- развитие способностей: проведение предметных недель, факультативных курсов, кружков, участие в олимпиадах, викторинах и конкурсах различного уровня, участие в научно-практических конференциях.
Включаю в учебный процесс решения задач повышенной сложности, побуждение к прочному усвоению изучаемого материала, углубленному изучению предмета, обучаю детей самооценке результатов своей работы, формированию навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов решения различных задач повышенной сложности.
Начинаю с исследования по выявлению способностей, провожу диагностику учебной мотивации учащихся, для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении. В своей работе использую диагностические карты, листы достижений, комплексные работы по выявлению способностей обучающихся. А далее идёт активная работа по включению каждого ребёнка в учебно-воспитательный процесс, развивая его индивидуальные способности.
Одной из форм диагностических работ в начальной школе является комплексная проверочная работа. Цель: оценка достижения планируемых результатов учеников начальной школы по междисциплинарной программе формирования универсальных учебных действий, что позволяет проанализировать выполненные учениками задания и на основании этого выявить:
Олимпиада является формой внеклассной работы. Она позволяет улучшить качество знаний, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала. Результаты выступления школьников на олимпиадах являются важной составляющей портфеля учебных достижений учащихся (портфолио).
Одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей, с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность; включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии, формирую навыки исследовательской (проектной) деятельности (учу детей планировать свою деятельность, использовать метод исследования, записывать результаты наблюдений, Готовясь к участию в научно-практической конференции, школьники развивают многие метапредметные качества. Ничто так не развивает личность, как «обучение через работу», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, выступает перед аудиторией, отстаивает свою точку зрения. Проектная и исследовательская деятельность развивает ребёнка в целом. Развиваю способности детей, с целью реализации в обучении и в повседневной жизни. Применяю активные форы уроков: уроки-конкурсы, уроки - викторины, урок-игра, урок-проект. Использую в своей практике такой способ развития способностей, как дифференциация по широте и глубине изучаемого материала, а также творческие задания. Всё это направлено на то, чтобы дети смогли раскрыть свой потенциал.
Стараюсь создать благоприятные условия, позволяющие детям реализовывать свои интересы и потребности, проявлять гражданскую и нравственную позицию. Мои ученики всегда имеют возможность свободно воплощать свои задумки. Систематически провожу мониторинговые исследования, что способствует более дифференцированному подходу к личности ребенка. Большое внимание уделяю работе с детьми социального риска, профилактике правонарушений, оздоровлению детей. Постоянно поддерживаю связь с родителями, ищу и нахожу новые формы работы.
Одна из главных целей в моей работе с детьми - это научить учащихся мыслить. Каждый раз, открывая для себя новое, дети с удовольствием погружаются в работу. Ведь урок - это исследование, это поиск. Дети учатся анализировать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения. В каждый урок включаю элементы проблемности, задания, активизирующие эмоциональный фактор, требующие самостоятельного поиска. Для расширения кругозора учащихся, на уроке использую компьютерные презентации. Стараюсь все уроки сделать разнообразными, интересными, увлекательными.
К каждому уроку ставлю задачи:
-развитие у детей творческого воображения, умение в обычном видеть необычное;
-пробуждение интереса к современным инструментам творческих задач.
Уроки направлены на развитие познавательной активности, творческих способностей, воображения, фантазии учащихся. Подбираю интересные и понятные для них темы для логического мышления.
Решая любую проблему, человек может идти двумя путями:
применять типовые решения, общепринятые схемы (исполнительский уровень);
изобрести (создать, спроектировать) новый способ достижения цели или все элементы выполнить по-новому своеобразно (творческий уровень).
Я считаю, что каждый ученик вправе выбирать свой путь работы. И радостно, когда второй путь выбирает большее количество детей.
На уроках русского языка провожу разные виды работ.
Творческий подход к детям поможет решить ряд задач, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение.
Предлагаю ряд познавательных задач, позволяющих целенаправленно осуществлять работу по развитию творческих способностей детей.
Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом.
Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 1 класс...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 2 класс...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 3 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. 4 класс...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся, 3 в класс, 2013-2014...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 2 класс, 2014-2015 уч. год...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся 3 класс, 2015-2016 уч.г....