Активизация учебной деятельности учащихся через использование интерактивного оборудования/
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Дундукова Марина Адольфовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:


                                     
Активизация учебной деятельности учащихся

                                через  использование интерактивного оборудования

        Активизация учебной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.
       Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей активизации учебной деятельности у младших школьников – одна из задач, которую призваны решать многие педагоги, методисты, учителя.
         Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребёнка, развивать его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Особенно последнее важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, мир переполненной информацией. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться. Что может быть важнее?
            Высказывание академика Семёнова А.П. "Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы”, должно стать определяющим в работе каждого учителя.
     В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. Приходя в первый класс, ученики с гордостью говорят, что умеют работать на компьютере. Правда, при дальнейшей беседе выясняется, что вся "работа” заключается в лучшем случае в освоении отдельных развивающих игр.
       Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Исходя из того, что «информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации», главным в практической деятельности учителя становится понимание роли применения ИКТ в учебной деятельности. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии.
    Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.
    Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
 • усилить образовательные эффекты;
 • повысить качество усвоения материала;
 • построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
 • осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
 • организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
       Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. У преподавателя появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. При этом написанное на интерактивной доске может передаваться учащимся, сохраняться на магнитных носителях, распечатываться, посылаться по электронной почте.
     Так же на уроках возможен выход в Интернет, где учащиеся могут самостоятельно получить новую информацию. Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования.
     Преимущества для учащихся:
 • Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
 • Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
 • Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
 • Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
 • Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
      При работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности:
 • Наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе доски по неизвестной причине не все учителя сумеют найти верное решение проблемы.
 • Временные затраты на подготовку урока очень велики.
 • Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.
    Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.
  ИКТ  помогает учащимся самоутвердиться, самореализоваться; побуждает к исследованию; развивает деятельностные навыки.
 Хороший темп урока позволяет «уплотнять» изучаемый материал.
 Основные способы использования интерактивных досок в начальной школе:
 • делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;
 • использование групповых форм работы;
 • совместная работа над документами, таблицами или изображениями;
 • управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)
 • использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.;
 • изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;
 • изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок;
 • сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках;
 • сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради;
 • демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса;
 • демонстрация картин, видеороликов, фильмов;
 • создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;
 • создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке.
     Уже имеющийся небольшой опыт показал, что работа с ИКТ  улучшает восприятие материала учащимися, особенно, начальных классов. Учащиеся считают, что работать с ИД гораздо интереснее, чем с обычной доской или печатным раздаточным материалом. Они признают, что интерактивный подход помогает принимать активное участие в уроке.
     Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия. Учитель в зависимости от предмета, темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат.
      К результативности данного опыта можно отнести:
 • Рост положительной мотивации на уроках с применением ИКТ;
 • Повышение уровня использования наглядности на уроке;
 • Повышение производительности учебно-воспитательного процесса;
 • Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса;
 • Рост качества знаний.
       Использование ИКТ невозможно без специального технического оснащения. Интерактивная доска- это находка для школ готовых работать с компьютерными технологиями. Её использование позволяет реализовать творческий потенциал детей, повысить качество образования, соответствовать реалиям сегодняшнего дня.
     Поэтому перед школой сейчас стоит задача по оснащению кабинетов интерактивными досками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивное обучение как метод активизации мыслительной деятельности учащихся начальных классов

Представление опыта работы по данной теме на городском методическом объединении учителей начальных классов....

Использование ИКТ на уроках начальной школы как способ активизации учебной деятельности учащихся

Предлагаю материал, как можно на уроках эффективно использовать информационно-коммуникативные технологии, чтобы повысить учебную деятельность учащихся....

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся в начальной школе.

Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога....

Информационно-технические ресурсы современного урока как средство активизации учебной деятельности учащегося на уроках информатики на уровне начального общего образования

Информационно-технические ресурсы современного урока как средство активизации учебной деятельности учащегося на уроках информатики на уровне начального общего образования...

Выступление на педагогическом совете: Геймификация как фактор активизации учебной деятельности учащихся и повышения мотивации обучения в условиях внедрения ФГОС

Геймификация как фактор активизации учебной деятельности учащихся и повышения мотивации обучения в условиях внедрения новых Государственных образовательных стандартов. «Игры детей – в...

Активизация учебной деятельности учащихся через использование интерактивного оборудования

Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. И это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать,...

Активизация учебной деятельности учащихся через использование интерактивного оборудования

       Активизация учебной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики....