Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся в начальной школе.
статья по теме
Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interakt._tekhn._moy_doklad.docx | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся в начальной школе.
“Скажи мне - я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать это,
И это станет моим навсегда”
Мы учим так, как учили нас. Мы как преподаватели часто полагаемся на те методы обучения, которые всегда используем, не обращая внимания на те исследования, которые свидетельствуют о желании учеников учиться активно. Известно, что дети обучаются эффективно, если они имеют возможность следовать своим интересам, осуществлять выбор, активно взаимодействовать друг с другом. Нам хочется развить у детей желание и любовь к учебе, критическое мышление, воспитывать творческих и социально ответственных личностей через активное обучение, которое побуждает учеников использовать разные учебные формы и думать о том, что они делают. Наиболее стабильная образовательная реформа будет иметь успех, если каждый отдельный учитель будет видеть себя реформатором своего собственного ежедневного опыта. Первый шаг на пути к изменениям – это выбор тех учебных стратегий активного обучения, которые осуществить легче всего.
Говоря об инновационных интерактивных технологиях обучения следует помнить, что дети учатся эффективно:
-когда имеют мотивацию к обучению;
-в доброжелательном комфортном окружении;
-когда используются методы, отвечающие разным стилям и способам обучения;
-когда используются их знания и умения;
-когда достигают успеха.
(Нам, учителям не стоит забывать слова В.А. Сухомлинского «Есть успех - есть и желание учиться. Особенно важно это на первом этапе обучения – в начальной школе, где ребенок не умеет преодолевать трудности, где неудача приносит настоящее горе. »);
-когда имеют возможность испытывать новые знания на практике и использовать полученную информацию;
-когда полностью включаются в процесс обучения;
-когда имеют достаточно времени на усвоение новых знаний и умений;
-когда могут увидеть применение полученных знаний и умений на практике.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет :
• активизировать познавательную деятельность учащихся;
• индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
• усилить образовательные эффекты;
• повысить качество усвоения материала;
• осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
• проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
• развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира,
• овладевать практическими способами работы с информацией,
Важным направлением в работе является обеспечение компьютерного сопровождения собственной педагогической деятельности. Возможности здесь неограниченны.
Компьютер в обучении младших школьников должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребёнка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития.
Продуктивность уроков с использованием ИКТ очень высокая.
Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения каждому ребёнку предоставлена возможность "путешествовать" по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой-нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности.
Особенно интересно можно использовать мультимедиа-технологии для иллюстрации рассказа учителя на этапе объяснения нового материала. Компьютерные программы помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение, что способствует лучшей реализации принципа наглядности в обучении.
Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным (обычная иллюстрация (в 1 классе)); использование анимации в слайдах; мультимедиа – панорама (более интересный приём наглядности).
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей – создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач.
В процессе обучения интерактивная доска используется
- как обычная доска для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);
- как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;
- как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.
Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально было на уроках в 1 классе, позволяет заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр
Проецируя на доску отсканированную страницу тетради по математике с печатной основой, страницу "Прописей" или "Азбуки" отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать.
На доске, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит совпало ли его написание с правильным начертанием, изображённом на доске .Повышается концентрация внимания.
Младшие школьники охотно работают с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.
Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра
Важно отметить, что повышение эффективности обучения в начальной школе не происходит само по себе с приобретением интерактивной доски. Важно подобрать материал для уроков или сделать его самостоятельно на должном уровне.
Поскольку организация интерактивных методов часто требует специального оборудования, продолжительного времени для реализации, определённое наполнение групп, то не все методы возможно и целесообразно использовать в начальной школе. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Китайская мудрость гласит: "Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься".
Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Не бойтесь новых знаний, а, наоборот стремитесь к ним. Стремление к самообразованию является отличительной чертой современного педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов
Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...
Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Данная презентация содержит опыт, представленный на конкурсе "Педагог года 2012"...
Мастер-класс ": Использование интерактивных методов обучения как средств активизации познавательной деятельности обучающихся"
Этот мастер-класс поможет наглядно рассмотреть методы и приёмы организации интерактивных методов обучения,другими словами поработать в интерактиве....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня.Тема "Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся"
В данном материале указаны цели, задачи профессионального развития, сроки реализации.Изучение литературы,связанной с совершенствованием профессионального мастерства,разработка методических материалов,...
Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Активизация учебной деятельности учащихся через использование интерактивного оборудования...
Методический семинар по теме: "Использование интерактивных методов обучения как средств активизации познавательной деятельности обучающихся"
Сегодня перед педагогами стоит важнейшая проблема: как сделать процесс образования еще более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы среди них не было ск...
«Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся».
Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать у...