Проектирование мониторинга достижения планируемых результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС
методическая разработка
В процессе реализации ФГОС НОО И ФГОС НОО ОВЗ становится актуальным разработка контрольно-диагностических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность. В такой деятельности педагогу необходимо создавать условия для надежного достижения обучающимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы ведущей образовательной компетенции-учения учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adambaeva_lyudmila_anatolevna_gmo_31.01.20.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Адамбаева Людмила Анатольевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Школа № 5» г. Ирбит
Городское методическое объединение учителей начальных классов
Тема: «Проектирование мониторинга достижения планируемых результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС»
В процессе реализации ФГОС НОО И ФГОС НОО ОВЗ становится актуальным разработка контрольно-диагностических материалов, обеспечивающих включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность. В такой деятельности педагогу необходимо создавать условия для надежного достижения обучающимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы ведущей образовательной компетенции-учения учиться.
Умение учиться, способность к самоизменению и саморазвитию наиболее эффективно способствует сегодня духовно-нравственному становлению обучающихся, освоению младшими школьниками научной картины мира, успешному вхождению в культуру созидательную жизнь общества, самоопределению и самореализации.
Необходимость изменения и оптимизации подхода к организации мониторинга достижений обучающимися планируемых результатов освоения НОО состоит в следующем:
- изменились целевые установки контроля (задания ориентированы на проверку сформированности универсальных и специфических способов действий);
- появилась необходимость в использовании критериального подхода при разработке заданий. Основными критериями оценивания при этом выступают планируемые результаты освоения НОО;
- предметом диагностики выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения;
- изменилась роль учителя при проведении работ (активный участник, рефлексивная позиция при анализе и коррекции, наблюдатель при проведении).
Именно такой подход обеспечивает педагогам возможность в деятельностном режиме осваивать новые способы организации оценочной деятельности. Особенность технологии организации мониторинга достижений учащимися планируемых результатов освоения НОО заключается в том, что в проектировании контрольно-измерительных материалов (далее - КИМ) активное участие принимают сами учителя. В ходе проектировочной деятельности по разработке контрольно-диагностических материалов педагоги получают возможность повысить уровень компетентности в организации учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС.
Понятие контрольно-измерительных материалов (КИМ) включает два существенных момента: контроль и измерение. КИМ предназначен для оценки уровня освоения образовательной программы по учебному предмету.
Целью разработки КИМ является установление соответствия уровня подготовки учащихся на данном этапе обучения требованиям к уровню подготовки учащихся, предусмотренных рабочей программой по учебным предметам, курсам.
Задачами КИМ являются:
- контроль и управление процессом приобретения учащимися необходимых знаний и умений, определенных ФГОС;
- контроль и управление достижением целей реализации ООП, определенных в виде набора общих компетенций учащихся;
- оценка достижений учащихся в процессе изучения предметов, курсов с выделением положительных (отрицательных) результатов и планирование предупреждающих (корректирующих) мероприятий;
- обеспечение соответствия результатов обучения требованиям к уровню подготовки выпускников через совершенствование инновационных методов обучения.
В таблице представлено описание технологии организации мониторинга достижений учащимися планируемых результатов освоения НОО.
Таблица 1. Описание технологии организации мониторинга достижений учащимися планируемых результатов освоения НОО.
Цель этапа | Содержание деятельности | Результат | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
Этап 1. Самостоятельное составление педагогами заданий для диагностической работы | |||
Формирование у учителей ориентации на достижение обучающимися метапредметных и личностных результатов | Предварительный отбор заданий учителями дает возможность обучиться проектированию заданий для оценки достижений планируемых результатов на критериальной основе | Вариант диагностической работы | Учителя, методисты |
Этап 2. Экспертиза представленных материалов | |||
Изучение коллегами, методистами представленных учителями материалов варианта диагностических работ | Разработка или утверждение варианта диагностической работы | Общий вариант диагностической работы | Учителя ОО, методисты |
Этап 3. Адаптация общего варианта диагностической работы | |||
Методический анализ учителями варианта диагностической работы | Анализ варианта диагностической работы, корректировка заданий | Скорректированный вариант диагностической работы | Педагоги ОО |
Этап 4. Проведение диагностической работы | |||
Мониторинг достижения младшими школьниками планируемых результатов | Наблюдение за обучающимися, заполнение протокола затруднений обучающихся | Оформление протокола | Методисты, заместитель директора по УВР, учителя |
Этап 5. Анализ результатов диагностики | |||
Анализ (самоанализ) результатов педагогической деятельности по формированию у обучающихся УУД | Количественный а качественный анализ результатов диагностики, интерпретации полученных данных | Методические рекомендации | Учителя, методисты, заместитель директора по УВР |
Структура контрольно-диагностических материалов
Контрольная/диагностическая работа может содержать 6 заданий и рассчитана на один урок (45 мин.). Годовая контрольная работа может состоять из 8 заданий.
При оценивании предметных знаний и умений, проверяемых при выполнении контрольных работ, рекомендуется использовать правила, ориентированные на формирование индивидуального развития учащихся. В соответствии с этими правилами, каждая контрольная работа состоит из двух частей – обязательной и дополнительной.
Задания обязательной части (в каждой из контрольных работ, кроме годовой, это первые четыре задания, а в годовой контрольной работе – первые шесть заданий) относятся к базовому или необходимому уровню (соответствующему необходимым требованиям овладения учебными умениями и навыками, отражённым в стандартах российского образования).
Задания дополнительной части (в каждой из контрольных работ - это последние два задания) относятся к двум разным уровням: максимальный и творческому/креативному – это самое последнее задание каждой контрольной работы.
Максимальный уровень и творческий/креативный уровень соответствует требованиям предполагает высокую степень самостоятельности мышления учащихся.
Пример: Проверяем умение решать нестандартные задачи.
В нашем распоряжении имеется линейка без делений. Длина линейки 8 см, причём на расстоянии 3 см от одного края линейки имеется отметина. Как с помощью этой линейки на заданном луче отложить от начала луча отрезок длиной 12 см?
Система оценивания
Программный уровень, как явствует из его названия, соответствует требованиям авторской программы. Творческий уровень соответствует требованиям, превышающим как требования стандарта, так и требования авторской программы и предполагает высокую степень самостоятельности мышления учащихся.
Перечисленные уровни можно охарактеризовать следующим образом.
К необходимому уровню относятся задания, позволяющие выяснить, насколько ученик овладел знаниями на уровне стандарта. К программному уровню относятся задания, позволяющие отследить, насколько ученик овладел знаниями на уровне авторской программы. Наконец, к творческому уровню относятся задания креативного характера, позволяющие определить, насколько ученик может самостоятельно применять имеющиеся у него знания в нестандартной ситуации, в необычных обстоятельствах, не описанных подробно в учебниках и не отработанных на занятиях.
Таким образом, за каждую контрольную работу может быть выставлено от одной до трёх отметок, в зависимости от того, сколько уровней из трёх (необходимый, творческий) смог пройти учащийся (проще говоря, за каждый уровень выставляется отдельная отметка). При этом обязательной является только одна отметка – за обязательную часть контрольной работы, состоящую из заданий базового (необходимого) уровня.
Результаты выполнения заданий программного и творческого уровней оцениваются только в том случае, если они выполнены полностью и только положительной отметкой, причём эта отметка выставляется в журнал только по желанию учащегося. Если задания одного из этих уровней выполнены неправильно, ошибки фиксируются, но пишется фраза «без отметки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему"Преемственность в системе оценки достижения планируемых результатов в соответствии с ФГОС"
Данная презентация может быть использована при проведении МО, педсовета....
МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Мониторинг достижения планируемых результатов по основным предметам: математика, русский язык, литературное чтение; личностное развитие (таблицы)...
«Методическая разработка учебных заданий, направленных на достижение метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО».
Учебные задания, направленные на достижение метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
Система оценивания планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС
Презентация познакомит с системой оценивания в начальной школе....
Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении.«Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС»
Выступление на районном профессиональном (методическом) объединении учителей начальных классов. Практикум «Организация проектной деятельности как условие достижения планируемых образовательных р...
«Приемы работы, используемые в урочной и внеурочной деятельности, способствующие достижению планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС»
Достижение планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС можно добиться через вовлечение обучающихся в исследовательские проекты, творческие задания и занятия, спортивные меро...
ВКР на тему "Формирующее оценивание как средство достижения планируемых результатов в условиях введения требований ФГОС НОО"
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную прогр...