Использование воспитательного потенциала среды в учебном процессе
методическая разработка
Школа дает не только полноценное образование, соответствующее современному уровню жизни, но и формирует у учащихся нравственность, гражданственность, трудолюбие, ответственность и целеустремленность, конкурентоспособность и многие другие качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adambaeva_lyudmila_anatolevna_gmo.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Адамбаева Людмила Анатольевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Школа № 5» г. Ирбит
Городское методическое объединение учителей начальных классов
Тема: «Использование воспитательного потенциала среды в учебном процессе»
Современное общеобразовательное учреждение - важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения. Причины усиления воспитательного потенциала системы общего образования известны:
- интегративность России в мировое сообщество, развития диалога культур, демократических процессов в различных сферах общественной жизни, что повышает социальный запрос на творческую, деятельную, развивающуюся личность;
- нарастание негативных явлений в подростковой среде, вызванных усилением националистических, сектантских, криминальных, сексуальных, наркотических влияний на подростков.
Что привело к ценностной дезориентации учащихся? Определенные деструктивные тенденции, в их числе: устранение школы от реализации воспитательных функций, организации воспитательного процесса во внеурочное время, свертывание деятельности органов детского самоуправления, детских общественных организаций в результате крайностей деидеологизации и деполизации школы.
Школа дает не только полноценное образование, соответствующее современному уровню жизни, но и формирует у учащихся нравственность, гражданственность, трудолюбие, ответственность и целеустремленность, конкурентоспособность и многие другие качества. Значительные возможности для решения воспитательных задач имеются в учебном процессе, тем более, что большую часть времени в школе ребенок проводит на уроках.
Для получения знания учитель не нужен, ведь их можно приобрести при желании самостоятельно, а вот освоить социально полезный опыт общения, взаимодействия с людьми, сверстниками, старшими и младшими, научиться решать сложные жизненные проблемы возможно только при специально организованном учебно-воспитательном процессе, который организует педагог. Кроме того, всем известно, что сами по себе знания мало что могут значить для человека, если он не умеет ими распорядиться. Таким образом, от решения воспитательных задач, решаемых участниками образовательного процесса зависит то, как, какими способами выпускник школы реализует свой образовательный и интеллектуальный потенциал, на что будут направлены его усилия: на созидание или разрушение.
Определим ряд идей, реализация которых существенно повышает воспитательный потенциал учебной среды и обеспечивает успешное решение воспитательных задач.
Усиление воспитательных аспектов содержания учебного материала, которое предусматривает:
- связь изучаемого материала с жизнью, будущими личными и профессиональными планами ребенка;
- определение вариативной части изучаемого предмета с учетом интересов и потребностей региона, конкретного социума, интересов и потребностей детей, социального заказа родителей;
- аксеологический подход к отбору содержания учебного материала, акцентирование внимания на ценностных и нравственных аспектах его составляющих;
- привлечение материалов, фактов исторического и культурного наследия своей страны, города, села при решении учебных задач;
- использование краеведческого материала, учет местных традиций и культурных ценностей при изучении предмета;
- привлечение учащихся к решению и обсуждению актуальных проблем страны, местных проблем в процессе изучения соответствующих тем;
- вклад учащихся в разработку проблем района, города, поселка, в преобразование окружающей жизни через выполнение социально значимых учебных проектов, исследовательскую деятельность.
Каждая из образовательных областей имеет свой специфический воспитательный потенциал.
Филологическое образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. Предметы этого цикла предоставляют школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков.
Как это происходит на уроках педагога МАОУ "Школа № 8" Куликовой Лии Александровны мы с вами сейчас и узнаем.
Общеизвестно, что воспитывает не сама деятельность, а те отношения, которые формируются в процессе этой деятельности. Наиболее воспитывающими и развивающими ученика являются сотруднические отношения с учителем и учащимися. Учебно-воспитательная среда, которая царит на уроках литературного чтения, обеспечивает разнообразные способы коммуникации участников образовательного процесса в целях расширения возможностей обучающихся в презентации собственной социально-нравственной позиции. Опыт сотворческой деятельности представит учитель МАОУ "Школа № 10" Борихина Екатерина Александровна: "Уроки литературы - уроки сотворчества учителя и обучающихся: воспитательный потенциал".
Область точных наук, а именно, социальная направленность учебного предмета "Математика" проявляется в воспитании интереса к математике, стремлении использовать математические знания в повседневной жизни, возможности осуществлять межпредметные связи с другими предметами начальной школы, но только в том случае, если учитель организует воспитывающую среду. Елена Сергеевна Лежнева, учитель МАОУ "Школа № 18" представит нам свой опыт использования воспитательных возможностей уроков математики.
Большое воспитательное значение в формировании базовых национальных ценностей, социальных способностей для обучающихся имеет учебный курс «Окружающий мир». В ходе его изучения у младших школьников формируются основы экологической и культурологической грамотности, целостная картина мира и осознание места в нем человека. Как превратить абсолютно известную всем информацию в эврестические знания, организовать на этих уроках такую среду, чтобы она носила и интегративный характер. Конечно, используя и традиционные игровые технологии, о преимуществах которых в воспитательном направлении расскажет Фоминцева Татьяна Романовна, учитель МАОУ "Школа № 10".
Предметы области «Искусство» помогают реализовывать целый комплекс воспитательных задач. Дисциплины этого цикла направлены на развитие у учащихся способности эмоционально реагировать на культурно-эстетические достижения народов разных стран, умение понимать и оценивать творения художников разных эпох. Воспитание учащихся в контексте лучших традиций отечественной и мировой культуры позволяет приобщать их к духовно-нравственным ценностям. Своим опытом по теме "Воспитание обучающихся на уроках художественно-эстетического цикла" поделится учитель МАОУ "Школа № 18" Малюкова Кристинья Шухратовна.
Знания по философии, религии, искусствоведению помогают ученику формировать собственное мировоззрение. Знакомство школьников с разными культурами на уроках ОРКСЭ содействует воспитанию личности, готовой участвовать в диалоге культур, бережно относиться к богатствам цивилизации, к собственной национальной культуре. Мы много говорим о толерантности и это понятие до сих пор вызывает споры у ученых. Но учителя начальных классов, на мой взгляд, всегда создавали такое образовательное пространство, которое работало на его формирование. Об эффективных приемах воспитания толерантного поведения нам расскажет Смирнова Юлия Владимировна, учитель МБОУ "Школа № 1".
Реализация воспитательного потенциала в образовательном процессе средствами учебных предметов и курсов позволяет создавать в школах воспитывающую среду, формировать целостную воспитательную систему и повышать уровень готовности выпускников начальной школы к проектированию жизненного пути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« ВНЕДРЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ МЕТОДИК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»
Главной целью в своей работе считаю целенаправленное формирование высоконравственной, гармонично-развивающейся личности младшего школьника, готового к правильному взаимо...
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе и внеклассной работе учителя начальных классов Кузьминой Е.Г.
В данной работе излагается использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеклассной работе...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ современных образовательных технологий в учебном процессе.
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в пед...
Использование воспитательного потенциала метода проектов для создания условий формирования духовно-нравственной, личности.
Здесь представлен мой опыт использования метода проектов во внеурочной работе....
Использование воспитательного потенциала учебных занятий как фактор успешной социализации обучающихся.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к саморазвитию, саморазвитию и правильному взаимодействию с окружающим миром. Чтобы помочь ребенку, необходимо ...
Использование воспитательного потенциала образовательной среды в духовно-нравственном развитии школьника
В данном докладе описана воспитательная работа на занятиях ОДНКНР по учебнику Н.Ф.Виноградовой....
Создание здоровьеразвивающей среды в учебном процессе.
Одной из важнейших задач в развитии нашего общества является сохранение здоровья нации. Для работы с детьми с ОВЗ сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением....