« ВНЕДРЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ МЕТОДИК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»
материал по теме
Главной целью в своей работе считаю целенаправленное формирование высоконравственной, гармонично-развивающейся личности младшего школьника, готового к правильному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию и саморазвитию. А также я стараюсь научить детей осознанному чтению, письму и счету, правильной и полноценной речи; привить учащимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета воспитывать лучшие нравственные качества, любовь к Родине, своему народу, его языку, духовным ценностям и природе, способствовать раскрытию творческих способностей каждого ученика.
Реализации данных задач помогает мне традиционная система обучения, испытанная и проверенная десятилетиями.
Традиционная система обучения имеет сильные и слабые стороны.
Сильные стороны | Слабые стороны |
-четкость учебного процесса, - логика подачи материала, -систематический характер обучения, - идейно-эмоциональное воздействие личности учителя, - объем информации, наглядности, технических средств обучения, -оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении. | -преобладание вербальных методов обучения, ориентированных на память, -ориентация на среднего ученика, преобладание фронтальных форм работы, - шаблонное построение уроков, их однообразие, -организация действий репродуктивного характера, отсутствие творчества, -субъект - объектный характер отношений между учителем и учащимися. |
Преодолеть данные недостатки традиционной системы мне помогают
- приемы развивающего обучения,
- информационно - компьютерные технологии,
-здоровьесберегающие технологии.
На мой взгляд, современный учебный процесс начальной школы не может осуществляться без обращения к информационным технологиям.
Новые информационные технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Применение ИКТ на уроках способствует повышению качества образования, усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, способствует развитию логического мышления, позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация), обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке.
Простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, потому что учащиеся начальной школы испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним.
Практика показывает, что использование компьютера имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. При использовании компьютера на уроках ученик вовлекается в учебный процесс в качестве активного участника. Это особенно важно при сравнении с традиционными формами обучения, при которых учащийся пассивен. Компьютерные программы позволяют осуществить индивидуализацию обучения, дают возможность организовать самостоятельные действия учащихся. Каждый ученик имеет возможность работать в своём темпе, не завися от более слабых или наоборот сильных одноклассников.
Эффективность информационных технологий зависит и от того, как мы их используем, от способов и форм применения . В своей деятельности я использую следующие модели ИКТ:
-выступление с опорой на мультимедиапрезентацию;
-компьютерное тестирование;
-использование электронных сборников;
-работа с электронными энциклопедиями;
- ресурсы Интернета;
- логические игры;
Использование этих технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Для этого он сам должен владеть основами работы на компьютере, иметь навыки работы с мультимедийными программами, владеть основами работы в Интернет.
Рынок предлагает сегодня большое количество лазерных дисков с игровыми и учебными программами, энциклопедиями и словарями, предназначенными для детей младшего школьного возраста.
В своей работе я использую программно-методический комплекс «Семейный наставник» по математике и по русскому языку. Этот комплекс можно применять на многих этапах урока. Он предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребёнку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях.
Использование программы «Наставник» удобно тем, что не нужно готовить карточки, писать задания на доске.
Учащиеся становятся исследователями, открывателями, а это значит, что они учатся самостоятельно делать выводы, обобщать, исходя из собственного опыта. Таким образом, эти уроки несут детям приятные минуты совместной творческой игры и служат ключом для собственного творчества. Цель таких уроков научить растущего человека самостоятельно мыслить.
Мой опыт показал, что систематическое использование программы «Семейный наставник» на различных уроках помогает учащимся повышать свой уровень знаний.
На уроках окружающего мира активно применяю программу « Мир природы», где дети с удовольствием отвечая на вопросы, узнают новое, интересное. Эта программа ориентирована на учащихся младших классов и охватывает ряд наиболее интересных тем об окружающем нас мире природы, его разнообразии.Яркие анимации, динамические рисунки, схемы и таблицы, красочные фотографии знакомят ребенка с таинственным миром законов природы, рассказывают о круговоротах воды, веществ, жизни в природе, закономерностях смены времен года, дня и ночи на Земле и других интересных явлениях. Все материалы сопровождаются дикторским комментарием, отчего сам процесс просмотра становится более интересным и познавательным. Имеется раздел «Проверь себя», который включает в себя красочные интерактивные развивающие задания. Особенно эта программа помогает при закреплении и проверке домашнего задания. Применяя эти программы можно организовать групповые и индивидуальные формы работы. Ученики учатся самостоятельно оценивать свою работу.
Не обойтись без компьютера на уроках развития речи – здесь можно показать все: и ключевые понятия темы, и портрет художника, и репродукцию картины, гораздо лучшую, чем предлагает учебник. Использование ИКТ дает возможность послушать в хорошем исполнении стихи, романсы, песни и посмотреть фрагменты изучаемых по литературе произведений. Применение их делает урок эмоциональным и эффективным, пробуждает интерес к предмету.
К урокам татарского языка и литературного чтения мало готовых дисков, материалов. Поэтому приходится самой составлять презентации. Такие уроки больше интересуют детей, чем традиционные.
Также я использую ИКТ на уроках ИЗО и технологии. Электронное приложение к каждому уроку позволит ребятам увидить много нового и интересного, побывать в гостях у народных мастеров, научиться поэтапно создавать красивые и полезные вещи из самых разнообразных материалов. Благодаря электронной поддержке, учащиеся побывают в мастерских, где даже обычные краски наполнены волшебным светом и теплом, а умелые руки мастера, как в сказке , превращают комочек глины в забавную игрушку, кусочек бумаги – в красивый сервиз.
Успешно пройдя курсы в Институте непрерывного педагогического образования по теме «Управление мотивацией учащихся начальной школы при организации обучения с использованием информационных технологии », овладев программой Microsoft PowerPoint, составляю мультимедийные презентации для уроков и внеклассных мероприятии .
Мною созданы мультимедийные презентации к урокам математики, русского и татарского языка и литературы, окружающего мира, рисования, труда .
-“Ия белән хәбәр арасында сызык кую очраклары”;
-“Кәҗә белән Сарык хикәясе” к уроку татарского языка;
-“Тапкырларга табышмак”;
-“Зирәклеккә мәсьәләләр”;
-«Рисую дятла» к уроку рисования ;
-«Ашъяулык бизибез» к уроку труда.
Благодаря нашему директору, Самикову Р.М., у нас в начальной школе имеется 30 ноутбуков. Сам директор заинтересован в применении ИТ на уроках. С этой целью наша школа приобрела множество учебных программ, дисков.
С первых дней появления в классе компьютера дети особенно заинтересовались презентациями PowerPoint. Наконец, нашлись желающие узнать «как там все само двигается». Приносили заготовки из дома, что-то доделывали в классе, обменивались секретами. Использование детских презентаций на уроке многократно повышает мотивацию детей, особенно авторов материалов. В данном случае ученик выполняет роль учителя, комментируя не только содержание собственной презентации, но и объясняя, аргументируя использование тех или иных возможностей PowerPoint. После просмотра, ребята задают уточняющие вопросы по содержанию, дают советы по оформлению и использованию эффектов анимации. Это помогает ребятам не только усвоить материал урока, но и научиться разрабатывать простейшие мультимедийные продукты.
Одна из серьёзнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому, татарскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Общение с компьютером прививает интерес к языкам как к предмету изучения, применение ряда упражнений тестового характера в сочетании с современной методикой даёт положительный результат.
Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании ИКТ: наглядность, доступность и относительно низкие затраты на оборудование.
С помощью ИКТ мною были проведены:
· Новогодние спектакли;
· Осенний бал;
· “Без Тукай шәкертләре”;
· “День учителя”;
· “Карга боткасы”.
Мои ученики также охотно получают и музыкальное образование, посещают музыкальную школу, занимаются живописью, лепкой. Считаю, что всевозможные виды внеурочной деятельности такие, как: инсценировки, импровизации на тему, музыкально-литературные вечера с использованием ИТ - не только формируют у детей способность к сотрудничеству, но и расширяют тематику речевого общения, обогащают словарный запас учащихся.
Таким образом, современные информационные технологии могут предложить довольно много вариантов для эффективного включения информационного компонента в структуру уроков с учениками начальной школы. Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет решить одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний. Компьютер на уроке – уже жизненно необходимое средство обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гигиенические требования к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий Алдакева Н. Г.
Задача педагога, проводящего занятия с использованием технических средств обучения, - снять или свести до минимума их отрицательное влияние на здоровье учащихся. Мультимедийный урок може...
Статья "Использование информационных технологий в учебном процессе"
Использование цифровых систем...
Внедрение информационных технологий в учебный процесс
Презентация к выступлению по теме "Внедрение информационных технологий в учебный процесс"....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЛИЦЕЯ
Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы лицея...
"Внедрение информационных технологий в учебный процесс"
Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учето...
Педагогические принципы и цели обучения при использовании информационных технологий в учебном процессе начальной школы.
Включение компьютерного практикума в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для формирования их учебной деятельности и р...
Использование информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе для повышения качества обученности и воспитанности учащихся
Представление опыта работы учителя начальных классов...