«Проблемно-диалогическое обучение в условиях реализации ФГОСНОО».
статья
Проблемно-диалогическая технология принципиально меняет роль учащегося на уроке. Ученик активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок. Свобода выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Повышается познавательная мотивация учащихся, уровень развития психических процессов: памяти, внимания, мышления, творческих способностей, уровень развития компонентов учебной деятельности и в целом – повышается качество освоения образовательных программ учащимися.
Проблемно-диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем ученику нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников. При выходе из проблемной ситуации учитель побуждает ребят осознать противоречие и сформулировать проблему, в результате развиваются творческие способности и, конечно, речь. Таким образом, проблемный диалог сначала накрывает ученика волной интереса к новому материалу, а затем дарит ему острую радость самостоятельного открытия знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemno_dialogovoe_obuchenie.pdf | 1.66 МБ |
1_model_pdt.docx | 14 КБ |
2_plan.docx | 27.13 КБ |
3_kriterii.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Модель технологии
формирование УУД с помощью применения технологии проблемно - диалогового обучения на уроках (математики).
Образовательный мониторинг НОО «Итоговые комплексные работы». | ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ | Выявление уровня обученности учащихся, сформированности УУД по предмету. |
1.Проанализировать научно – методическую литературу по проблеме и определить теоретические основы проблемного обучения 2.Организация учебного процесса с помощью технологии проблемно – диалоговое обучение. а) Систематизировать приёмы организации проблемного обучения на уроках математики. б) Разработать материал для уроков с элементами проблемного обучения и составить подборку проблемных заданий (на основе курса математики Л.Г.Петерсон). в) Экспериментально апробировать эти уроки и проблемные задания. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ | Технологизация учебного процесса |
Анализ итоговой комплексной работы Мониторинг уровня сформированности УУД, | РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ | Итоговая комплексная работа |
Предварительный просмотр:
Перспективный план создания и реализации технологии «Проблемно – диалоговое обучение» в образовательном процессе.
Обоснование: В своей практике технологию «Проблемно – диалогового обучения» я использую на каждом предмете. Эффективность данной технологии я предполагаю апробировать на уроках математике. Каждый урок начинается с «Самоопределения» к деятельности, учащиеся сталкиваются с проблемой, ставят цель урока для её решения. При планировании экспериментальных уроков с элементами проблемного обучения и проблемными заданиями, 1/3 уроков отводится на самостоятельные и контрольные работы. Самостоятельные работы носят обучающий характер. Их цель - выявить и своевременно устранить имеющиеся пробелы в знаниях. Оценку за самостоятельные работы рекомендуется выставлять после исправления возможных ошибок. Главный критерий оценки самостоятельных работ – качество работы ребёнка над собой. В процессе деятельности учащихся я наблюдаю эффективность «Проблемно – диалогового обучения». Учащиеся при самостоятельной работе проводят исследовательскую деятельность, сталкиваются с проблемами, в диалоге (обсуждении) с учителем, одноклассниками приходят к успешному решению проблемы. Технология «Проблемно – диалогового обучения» помогает ребёнку работать над собой, преодолевать трудности, поверить в свои силы. Эффективные методы и приёмы «ПДО» направленные на тренировку метапредметных универсальных действий и формирование главного умения – научиться учить себя.
Этапы. | Характеристика деятельности. | Мероприятия по времени. | |
Дата проведения | Тема | ||
|
| Сентябрь 201. – 201. .уч.год. | Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2; 3 класс / Логинова О.Б., Яковлева С.Г. / Под ред. О.Б. Логиновой. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012.: - (Стандарты второго поколения). |
|
| В течение 201. – 201. года. | Технология «Проблемно – диалогового обучения» |
|
| Январь 201. – 201. .уч.год. В течение учебного 201.- 201. года. В течение учебного 201.- 201. года. Апрель 201. – 201. учебный год. Май 201. – 201. учебный год | Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2; 3 класс / Логинова О.Б., Яковлева С.Г. / Под ред. О.Б. Логиновой. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012.: - (Стандарты второго поколения). Календарно-тематическое планирование. Математика. 3 класс. 136 часов (4 часа в неделю). Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2; 3 класс / Логинова О.Б., Яковлева С.Г. / Под ред. О.Б. Логиновой. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2012.: - (Стандарты второго поколения). |
Предварительный просмотр:
КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ: формирование УУД с помощью применения технологии проблемно - диалогового обучения на уроках (математики).
Личностные универсальные учебные действия предполагают самоопределение ученика к деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия предполагают умения выбирать цель деятельности, действовать по плану, сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск путей и способов достижения цели.
Коммуникативные учебные действия предполагают сотрудничество с учителем и сверстниками; умение оценить действие партнера.
Учащиеся учатся ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, осваивают структуру учебной деятельности в ее целостности.
- на этапе актуализации опорных знаний и фиксации затруднений в деятельности у детей формируется умение фиксировать затруднение в индивидуальной деятельности;
- на этапах постановки учебной задачи и фиксации затруднения в деятельности они выделяют существенные признаки явлений действительности, устанавливают причинно-следственные связи, определяют цели и задачи собственной учебной деятельности, выбирают средства и способы реализации целей, выдвигают и проверяют гипотезы, осваивают навыки коммуникации, принятия решений и работы с информацией, систематизируют и обобщают;
- на этапе первичного закрепления во внешней речи они взаимодействуют с другими людьми в достижении поставленных общих целей, формулируют собственную позицию, осваивают навыки решения проблем;
- на этапе «Самостоятельная работа с проверкой по эталону» проводят самоконтроль, а на этапе рефлексии − самооценку достигнутых результатов.
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
КРИТЕРИИ | ПОКАЗАТЕЛИ |
Самостоятельная работа. | Оценка за самостоятельные работы ставится только после того, как проведена работа над ошибками. Оценивается не только то, что ребенок успел сделать во время урока, но и то, как он поработал для успешного усвоения материала.
|
Контрольная работа. | Контроль знаний. «3» - не менее 50 % работы; «4» - не мене 75 % работы; «5» - работа содержит не более двух недочетов. |
Комплексная работа. | Итоговая диагностика проводится по серии Стандарты второго поколения. «Итоговые комплексные работы.Мои достижения». О.Б.Логинова.С.Г.Яковлева. Для успешного проведения итоговой диагностики работа ведётся в течение всего учебного года. Готовимся к мониторингу учебных достижений в новой форме - Комплексные работы для младших школьников. Учителя начальной школы используют технологию «Смысловое чтение, работа с текстом», в которой заявлено 3 группы читательских умений(1.поиск, понимание; 2.преобразование интерпретация; 3.оценка). Уровни успешности: необходимый, программный, максимальный. Мини: отметка за продуктивные решения; самооценка ученика + в диалоге с учителем. Макс: таблица требований в дневниках учащихся; текущие отметки могут выставляться по желанию учащихся, тематические – обязательны для всех. Оценивание многобалльное, отдельно по уровням. Результаты учащихся складываются в целостную картину по классу, определяются рейтинги умений. Результаты мониторинга в 3 и 4 классе уже позволяют сделать вывод о работе учителя по формированию УУД, дать прогноз относительно достижения или недостижения учащимися конкретного класса метапредметных образовательных результатов начальной школы. |
МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ УУД
УУД формируются постепенно и поэтапно. Для того чтобы отслеживать продвижение каждого ребёнка по пути развития УУД и эффективность собственной педагогической работы, и нужен свой инструмент, который должен
1) быть межпредметным,
2) позволять отделять знание или незнание фактической информации от владения или не владения, «способом обращения» с этим знанием (УУД),
3) изучать процесс развития УУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие.
Наиболее точным измерительным инструментом для исследования и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать – решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Система критериев и показателей уровня сформированности УУД. выступают: - соответствие возрастно – психологическим нормативным требованиям; - соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям; - сформированность учебной деятельности учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся. Характеристика качественной и цифровой отметки (согласно сборника методических рекомендаций "Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М. : Просвещение, 2009"). В результате анализа и интерпретации полученных результатов необходимо сделать следующие выводы о достижении планируемых результатов: 1. "Обучающийся овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения учебной деятельности и способен использовать их для решения простых учебнопознавательных и учебнопрактических задач средствами математики", если выполнено не менее 50% заданий базового уровня. 2. Обучающийся овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, если выполнено не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня. 3. Обучающийся не овладел опорной системой знаний и учебными действиями (пониженный уровень), необходимыми для продолжения учебной - познавательной деятельности по данному предмету. Данный результат определяет потребность организации коррекционной работы с обучающимися для ликвидации пробелов по учебному предмету. 4. Превышение базового уровня (выполнение заданий базового уровня и определенного количества заданий повышенного и высокого уровня) свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый: а) повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»), б) высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»). Характеристика цифровой отметки: "2" - работа выполнена, соответствующая менее 50% от общего количества баллов выполненных заданий базового уровня (уровень 3). "3" - работа выполнена, соответствующая 50% от общего количества баллов выполненных заданий базового уровня (уровень 1). "3" - работа выполнена, соответствующая 100% выполненных заданий базового уровня (уровень 2). "3" - работа выполнена, соответствующая 65% от общего количества баллов за выполнение заданий базового уровня и 50% от общего количества баллов за выполнение заданий повышенного уровня (уровень 2). "4" - работа выполнена, соответствующая более 65% от общего количества баллов за выполнение заданий базового уровня и более 65% от общего количества баллов за выполнение заданий повышенного уровня (уровень 4 (а). "5" - работа выполнена, соответствующая более 85% от общего количества баллов за выполнение заданий базового уровня и более 85% от общего количества баллов за выполнение заданий повышенного уровня (уровень 4 (б). Система баллов переводится следующим образом: Базовый уровень: "2" - менее 8 баллов (3 уровень) "3" - 8 - 10 баллов (1 уровень) "3" - 11 - 16 баллов (2 уровень) Общее количество баллов: "3" - 11-16 баллов (базовый уровень) + 7 баллов (повышенный и высокий уровень) (2 уровень) "4" - 16 баллов (базовый уровень) + 9 - 12 баллов (повышенный и высокий уровень) (4 уровень (а)) "5" - 16 баллов (базовый уровень) + 13 - 14 баллов (повышенный и высокий уровень) (4 уровень (б)) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно-диалогическое обучение в условии реализации ФГОС
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся...
Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках в начальной школе.
Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках в начальной школе.(из опыта работы)Семеева Н.С., учитель начальных классов Важнейшая задача школы – предоставить каждому у...
Использование проблемно-диалогических технологий как средство успешной реализации требований ФГОС к результатам образования.
Использование проблемно-диалогического обучения на уроках для достижения поставленных задач Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования...
Доклад по теме :" Проблемно-диалогические методы обучения"+ Презентация
Данный материал содержит общую характеристику методов обучения, методы постановки учебной проблемы: побуждающий диалог, создание проблемной ситуации....
Использование проблемно-диалогической технологии обучения в учебном процессе. Презентация.
Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, - я смогу запомнить.Позволь мне это сделать самому,И это станет моим навсегда (Древняя мудрость)...
"Реализация требований стандарта к контролю результатов обучения. Возможности мониторинга достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения в условиях реализации ФГОС. Использование результатов мониторинга в корректировке
Представленная презентация содержит значимый материал по ФГОС второго поколения. Результаты обучения представлены аспектно в трёх параметрах: личностные, предметные, метапредметные. Очень важно для по...