Выступление на методическом объединении 2019-2020 уч.г.
материал
Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения – один из показателей общего развития познавательной деятельности ребёнка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование навыков беглого чтения. | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование навыков беглого чтения.
Учитель: Афлятунова Кристина Александровна
Актуальность выбранной темы
«Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения»
Л.С. Выготский
Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития речевых и познавательных способностей ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.
Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения – один из показателей общего развития познавательной деятельности ребёнка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи). Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. В данной работе рассмотрим лишь беглость чтения как одно из базовых сторон навыка чтения, взаимосвязанную с остальными и взаимообуславливающую их. По сути, сам процесс обучения чтению начинается с формирования беглости, умения читать по слогам. Далее следует чтение целыми словами. Наблюдение за динамикой процесса чтения позволяет сделать выводы, что чем выше беглость, тем лучше понимание читаемого, то есть сознательность чтения, которая обуславливает правильность. На базе этих трёх качеств формируется выразительность как самое сложное звено в цепи, составляющей навык чтения. Управлять процессом формирования навыка чтения можно при соблюдении следующих условий:
- При формировании этого навыка необходимо опираться на развитие таких важнейших психических процессов, как восприятие, память, мышление.
- Выстраивать процесс обучения необходимо так, чтобы у ребёнка формировался интерес к занятиям, к чтению и книге вообще.
Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.
Главной задачей обучения чтению является выработка этих навыков.
Вначале ребёнок должен освоить технику чтения, уже потом будет понимание. Если не сформировать технику чтения, процесс понимания уходит, возникает так называемое механическое чтение.
Цель исследования: отбрать наиболее эффективные методы и приёмы по формированию навыка правильного, осознанного, беглого чтения для сохранения и повышения качества знаний учащихся
Задачи:
- Изучить литературу по вышеуказанной теме.
- Отобрать наиболее целесообразные методы и приёмы работы, способствующие развитию беглого, осознанного, правильного чтения.
- Отследить результаты внедрения отобранных методов и приёмов.
Гипотеза: с помощью отбранных мною методов и приёмов повысится качество обучения и его успешность?
Фонетическая зарядка.
Цель:
формирование культуры звуковой речи, то есть четкой артикуляции, правильного дыхания, чистого произношения; выработка зрительной памяти;
формирование умения сливать звуки− в слоги, получать слова, добавляя к слогам недостающую часть слова; формирование умения слышать звук, что дает воз-можность абсолютно грамотно писать под диктовку.
Виды упражнений:
Фонетическая зарядка.
Учитель задает детям вопрос, в котором спрашивает о каком-либо действии. Дети произносят звук. Например: что просит произнести врач, когда осматривает горло? (А – а – а...) или как дрожат от холода? (В – в – в...).
Игра «Кто больше?».
Цель игры: придумать слова с новым звуком. Например: придумай слова, в которых звук а был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать) и т.д.
Игра «Кто внимательный?»
Цель игры: узнать новый звук в словах, которые произносить учитель. Например: гусь, грач, книга, игрушка, грабли.
Помоги слову найти последнюю букву.
Оборудование: касса букв и слогов.
Описание игры: учитель пишет на доске в два столбика начала слов и их последние буквы.
СЛО З
ГЛА М
СТО К
ГРО Н
КРИ Л
ПЛО Б
ГРИ В
Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитает полу-чившееся слово.
Слог или слово.
Описание игры: учитель записывает на доске трёхбуквенные слоги и слова. Де-ти должны как можно быстрее прочитать материал и выписать в тетрадь только слова.
Например:
САД
МАК
РОТ
СОН
ШУМ
КРО
ЛУЧ
ШКИ
НИТ
Каждому слову - свой слог
Описание игры: учитель называет слово, дети определяют первый слог, составля-ют его или находят в кассе букв соответствующую карточку и показывают её.
Оборудование: касса букв и слогов.
Поймай выделенное слово.
Описание игры: на доске в столбик написаны 4 – 5 слов. Рядом с каждым из них за вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов, близких к нему по буквенному составу. Вызванный ученик читает слово и находит его среди тех, что раз-мещены за чертой и подчёркивает его или обводит кружочком.
Например:
ЛИСА липа, лиса, лира, лиса, киса
ЛАК лук, лак, сук, мак, рак, лак
ЛАПА липа, лапа, папа, лиса
Слово или не слово
Оборудование: слоговые схемы слов, карточки со словарным материалом.
Описание игры: учитель показывает карточку с написанным на ней словом или бессмыс-ленным наборов слогов. Дети читают материал, представленный на карточке, и либо кри-чат »Слово» и поднимают полоску с соответствующей слоговой схемой, если на карточке окажется слово, либо кричат «Не слово» и не поднимают полоску, если буквенное сочета-ние на карточке не является словом.
Дежурная буква.
Описание игры: учитель показывает букву, дети хором читают её. По сигналу учи-теля все записывают печатными буквами слова, которые начинаются с указанной буквы. Через 2 – 3 минуты учитель подаёт сигнал о завершении работы. Выигрывает тот, кто больше написал слова на заданную букву.
Найди слово.
Описание игры: на доске написаны три столбика слов. Вызванный к доске ученик должен найти в указанном столбике слово, названное учителем.
Подбери слова.
Оборудование: карточки слов.
Описание игры: на наборном полотне установлены два столбика слов, в первом – имена существительные, во втором – имена прилагательные. Нужно составить словосочетания из подходящих по смыслу слов.
БАНТ ВЫСОКОЕ
РЕКА СИНИЙ
КНИГА ГЛУБОКАЯ
ДЕРЕВО ИНТЕРЕСНАЯ
Вызванный к доске ученик выставляет очередную пару слов: синий бант, глубокая река, интересная книга, высокое дерево.
Что изменилось?
Описание игры: на доске попарно записаны слова, которые отличаются друг от друга порядком слогов или букв (например: кони-кино, сон-нос, липа-пила) или буквенным составом (слон-стон, рак-мак, раки-руки). Вызванный ученик читает пару слов и объясняет, что во втором слове изменилось по сравнению с первым.
Найдём ошибку.
Описание игры: на наборном полотне составлены предложения о том, как подают голос животные, но названия действий перепутаны: «Корова лает», «Собака мяукает», «Кот кукарекает», «Петух мычит» и.т .п. вызванный ученик исправляет ошибку в одном предложении. Правильно составленное предложение класс читает хором. Работу по ис-
правлению ошибок продолжает другой ученик.
Читатель «молния».
Описание игры: на доске написаны в столбик 4 – 5 слов, которые закрыты ширмой. Учитель на 4 – 5 секунд открывает ширму и снова закрывает её. Учащиеся должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности в которой они были записаны на доске.
Какие буквы надо дописать к словам, чтобы получилось новое слово?
.. лесень ..вёкла
.. лакат ..калка
.. ровод ..колько
..рятки ..мелость
Занимательные модели.
_ е _ (мел, сел, лес)
Е_ _ (еда, ели, ела)
Е_ _ _(енот, езда, ерши)
_ е_ _ (леса, села, пела)
Слова - невидимки.
Я толстоногий и большой. С_ _ _.
Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С_ _ _.
На мне кузнечики звенят. С_ _ _ .
А я – конечный результат. _ _ _ _.
(Ответ: слон, стон, стог, итог).
Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания.
Темп чтения у младших школьников может замедлять такое явление как регрессии.
Мы использовали упражнения, которые устраняют это явление.
Постепенное наращивание слова.
Лес - лесок - лесник - лесоруб - лесосплав.
Лист - листок - листочек - листопады.
Чтение слов разновеликим шрифтом.
Сгребали
взДУРилась
ТетеРЕвоЧЕК
Деление слов на слоги//и = линиями.
При = бин = то = вал
При // бин // то // вал.
Превращение слов - волшебная цепочка.
Цель игры заключается в замене букв в слове. Например:
зуб - куб - дуб - душ;
Зина - Рина - рана - рама, дама - лама - мама - Маша - каша - Даша;
коса (коза);
дверь (зверь).
Виды упражнений.
Найди лишнее слово.
река слон мама
речка лев моль
ручей мак мела
ручка тигр мила
Раздели слова на две группы.
корова заяц ленивый
соловей горох смелый
коза ёжик честный
ворона медведь жадный
овца капуста добрый
сорока волк трусливый
огурец
Чтобы дети читали правильно, с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приемами чтения, мы составляли памятки, например:
Учись читать правильно:
1. Следи, чтобы глаза двигались построчно.
2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного, если понял его.
3. При чтении будь внимателен к каждому слову.
4. Старайся понять о чем читаешь.
5. Читай ежедневно вслух и «про себя».
В ходе работы я пришла к выводу, что в младшем школьном возрасте не нужны дополнительные занятия для формирования навыка беглого сознательного чтения. Достаточно уроков чтения, на которых умело проводится подобранный комплекс упражнений, формирующих этот навык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».
: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...
Выступление на методическом объединении в форме эссе.
Учительский поиск путей поддержки уникальности ученика....
Выступление на методическом объединении учителей начальной школы Тема: Причины и методы устранения ошибок на пропуски, замену и искажение букв, слогов, слов.
Причины дисграфии у младших школьников....
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: Компетентностно-деятельностный подход в реализации ФГОС
В выступлении раскрываются понятия "компетентность" и "компетенция", а так же показана разница в формулировке заданий в «знаниевом» и компетентностно-деятельностном подходе при обучении ма...
Выступление на педагогическом совете 2019-2020 уч.год
Выступление на педагогическом совете "Игровые технологии в организации учебно-воспитательного процесса для детей, испытывающих трудности в обучении"...
Методическая разработка выступления на методическом объединении классных руководителей по профилактике ДДТТ и пропаганде ПДД. «Использование информационных технологий при изучении правил дорожного движения»
В современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемый участниками образовательного процесса, многократно увеличив...
Выступление на методическом объединении 2019 - 2020 учебный год
Важнейшее значение в контексте изменений, обусловленных введением ФГОС общего образования приобретает сопровождение личностно-профессионального развития педагога.Эффективным инструментом личност...