ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья (1, 2, 3, 4 класс)
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Власовец Екатерина Валентиновна
учитель начальных классов, ГБОУ Школа № 384, Москва;
Современному человеку для жизни в обществе необходимо выработать свои гражданские позиции и утвердить их в социуме. На сегодня гражданская идентичность теряет свою значимость у подрастающего поколения. Наша задача, как современного педагога, поставить в приоритет духовно – нравственные ценности и воспитать достойного представителя своей родины, уважающего и любящего свою страну. Гражданско - патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, реализации прав и обязанностей, а также укрепление ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха [3].
Гражданскую идентичность надо начинать воспитывать уже с детского сада. Для этого используются различные методы и приемы ее становления. Педагоги в детском саду стараются строить образовательный процесс с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей:
1. Тематические занятия по темам: «Моя семья», «Давайте жить дружно», «Мой город». 2. Проведение словесных игр, ребусов, кроссвордов, загадок, пословиц и поговорок духовно-нравственного содержания. 3. Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с православной культурой: «Православная азбука», «Раскрась пасхальное яичко», «Назови праздники» и другие. 4. Чтение и анализ художественно литературу: В. Бианки, С. Маршак, А. Барто, С. Михалков и другие. 5. Проведение игр: игры-занятия, игры-инсценировки, сюжетно-ролевые игры. 6. Проведение тематических утренников: «День матери», «Наши прадеды», «Люблю березку русскую», «Маленькие москвичи». 7. Создание альбом различной тематики: «Улица моего района», «Ветераны нашего района», «Исторические места Москвы», «Моя семья» и другие.
В детском саду воспитанники формируют первичные представления о гражданской идентичности.
На первой ступени обучения в школе мы продолжаем формировать и совершенствовать навыки гражданской идентичности, используя технологии развивающего и воспитывающего обучения. В основе нашей деятельности развиваются следующие компоненты: 1. Когнитивный (знания о принадлежности к данной социальной общности). 2. Ценностно –смысловой (принятие и непринятие своей принадлежности). 3. Эмоциональный (позитивное, негативное или нейтральное отношение к принадлежности) 4. Деятельностный (участие в социальной деятельности, имеющую общественную значимость) [8].
Для развития следующих компонентов мы используем следующие виды работ: 1. Создание проблемы и поиск ее решений («Должен ли гражданин России знать историю государства?», «Как спасти экологию озера Байкал» и другие). 2. Создание и защита проектных работ (учащиеся выполняют следующие виды работ на заданную тему: а) рисунки; б) макеты; в) презентации; г) книги; д) альбомы; е) газеты; ж) коллаж; например: «Красная книга Подмосковья», «Конституция нашего класса», «Россия будущего», «Герб и гимн нашего класса», «Моя семья», «Родословная», «Дом для пернатых», «Осторожно, незнакомец!» и другие. 3. Выездные экскурсии (Исторический музей, краеведческие музеи, музеи-заповедники, Дарвиновский музей и многие другие). 4. Дискуссии (перед группами учащихся ставится спорный вопрос за определенный промежуток времени обучающиеся должны найти ответ и иаргументировать свою точку зрения, например: «В каком уголке России я хотел бы жить?», «Главные ценности гражданина России», экологические дискуссии, дискуссии о здоровом образе жизни и другие. 5. Дебаты (обучающиеся делятся на три группы, из которых две группы ведут спор, взаимодействуя друг с другом, представляя определенную точку зрения, с целью убедить третью группу (судей, зрителей и т. д., например: «Поступок Муравья в басне «Стрекоза и Муравей», «Вступление Крыма в состав РФ: за или против», «Важна ли этническая принадлежность для жителя Москвы?». 6. Диспуты (организовываем специальное представление, в котором происходит демонстративное столкновение мнений, по какому-либо вопросу/проблеме, например: «Первобытный мир с минимумом людского вмешательства», «Нужна ли государственная символика?», «Отцы и дети», «Родители глазами детей», «О дружбе и друзьях», «Школьный коллектив», «Взаимовыручка», «Смог бы я жить в другом государстве» и другие. 7. Поисковый вид работы на уроках с использованием компьютерных технологий. 8. Сюжетно-ролевые, деловые, обучающие игры («Традиции народов России», «Национальные праздники», «Юные геологи», «По водным ресурсам России», «Мы спасатели», «В пустыне» и другие). 9. Проведение круглых столов с учащимися других городов России. 10. Поисково-исследовательский метод (учитель дает определенную тему, учащиеся проводят сбор информации, опыты, систематизируют полученные данные, делают выводы, например: «Экологическое состояние реки Сетунь», «Плесень — опасная или добрая соседка?», «Крым до и после вступления в РФ», «История русской матрешки», «Ценности семьи» и другие). 11. Интервьюирование (учащиеся делятся на группы, самостоятельно выбирают темы, собирают, обрабатывают информацию и делают выводы). 12. Психологические сказки, обучающие сказки и сказки — проблемы (после инсценировки сказки проводятся обсуждения, диспуты, дебаты о концовке). 13. Праздники («День матери», «День народного единства», «День толерантности», «День школьного самоуправления», «День Защитника Отечества», «Праздник вежливых ребят»). 14. Смотр строя и песни ко Дню Зщатника Отечества. 15. Участие в экспедиции «Рубежи обороны Москвы» с посещением мест боевых действий в годы ВОВ.
Работа по формированию гражданской идентичности у младших школьников помогает нам воспитывать ученика, который соответствует модели выпускника начальной школы и соответствует следующим требованиям гражданина РФ:
- любить свой народ и родину;
- уважать ценности семьи и общества;
- уметь организовывать собственную деятельность;
- отвечать за свои поступки;
- доброжелательно относится к окружающим, уметь слушать собеседника, иметь свое мнение и уметь его аргументировать;
- вести здоровый и безопасный для окружающих образ жизни [1].
Решение вопросов преемственности по развитию гражданской идентичности возможен при целенаправленной, продуманной системе совместной работы всех участников образовательного процесса. В России развитие гражданской идентичности вылилось в актуальную проблему. Это вызвано потребностью в формировании, развитии и укоренении идей, содействующих объединению российского общества. Грядущая демократизация общества дает возможность гражданам приобщиться к целям и интересам развития своей страны и участию в жизни общества и государства.
Список использованной литературы:
- Вилкова И.В., К вопросу об определении сущности понятия Гражданская идентичность//Гуманитарные научные исследования. - 2012.
- Вяземский Е.Е. Основные подходы к повышению квалификации педагогов для организации и проведения воспитательной работы по развитию патриотизма // Новые методы подготовки кадров для организации и проведения воспитательной работы по развитию патриотизма с использованием компьютерных технологий в воинских коллективах, учреждениях образования и культуры. - 2011.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010- 2015 годы» - 2010.
- Даниленко В.И., Современный политологический словарь. - 2000.
- Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное — 2006.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования — 2012.
- Шикова Р.Ю., Гражданская общероссийская идентичность (социологический аспект//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2009.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете по теме "Формы организации воспитательной работы по гражданско- патриотическому и духовно- нравственному развитию учащихся.
Выступление на педагогическом совете школы по теме "Формы организации воспитательной работы по гражданско-патриотическому и духовно- нравственному развитию учащихся (из опыта работы)...
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Социальный кризис в нашей стране отразился на социальном и нравственном здоровье семьи. По...
Программа духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни,включающего воспитательную,учебную,внеучебную,социально-значимую деятельность обучаю...
Формирование гражданской идентичности и духовно-нравственной самореализации личности в условиях перехода на ФГОС второго поколения.
Формирование гражданской идентичности и духовно-нравственной самореализации личности в условиях перехода на ФГОС второго поколения....
Работа с картинами художников на занятиях«Социокультурные Истоки», как средство развития духовно-нравственных качеств у обучающихся начальной школы.
Выступление на открытом мероприятии Форсайт-центр "Тропинки творчества к духовному наследию, как способ повышения духовно-нравственного развития и воспитания детей. Тема: Работа с...
КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию обучающихся Развлекательно - познавательная программа для учащихся 3-х классов «Вперёд, мальчишки»
Цели:познакомить обучающихся с историей возникновения праздника и поздравить будущих защитников Отечества.Задачи: расширить кругозор учащихся;способствовать формированию чувства патриотизма;развивать ...
Развитие духовно – нравственной сферы личности обучающихся с ОВЗ (с легкой и умеренной умственной отсталостью) в соответствии с ФГОС.
Доклад о педагогическом опыте развития духовно - нравственной сферы личности обучающихся с легкой и умеренной умственной отсталостью в соответствии с ФГОС....