СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
учебно-методический материал по теме
Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Социальный кризис в нашей стране отразился на социальном и нравственном здоровье семьи. Потенциальные возможности ее жизнедеятельности, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей за последние два десятилетия существенно изменились.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lavrukhina_rozhdestvenskie_chteniya.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО
И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ
Лаврухина М.И.
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №15»
Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Социальный кризис в нашей стране отразился на социальном и нравственном здоровье семьи. Потенциальные возможности ее жизнедеятельности, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей за последние два десятилетия существенно изменились.
Явно обострились социальные проблемы современной семьи, что обусловлено следующими факторами:
- резким социально- экономическим расслоением общества;
- неустойчивостью, неопределенностью финансирования бюджетной сферы;
- ростом эмиграции и явной безработицы;
- миграцией населения из-за различных чрезвычайных ситуаций;
Наблюдается тенденция снижения внимания родителей к воспитанию детей, сокращения времени на общение с детьми.
И все же семья для многих детей по–прежнему остается необходимой средой полноценного развития и успешного социального становления.
Работая с детьми, я пришла к такому выводу: семья как воспитательный коллектив обладает рядом специфических особенностей. Прежде всего - это коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельностью по ее достижению, но и кровнородственными связями. Родительские чувства, родительская любовь – своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности.
Во-вторых, это сравнительно стабильный коллектив, где общение происходит постоянно, в самых широких сферах, в разнообразных видах деятельности.
В-третьих, семья – разновозрастной коллектив, где старшие выступают естественными воспитателями детей, осуществляется передача опыта старших поколений младшим.
Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание важнейших качеств личности. В ней ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности.
Закон «Об образовании» обязывает родителей воспитывать детей в традициях высокой нравственности, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии, создавать необходимые условия для того, чтобы дети могли своевременно получать образование.
Так как ребенок значительную часть времени проводит в школе, родителям целесообразно знать условия обучения и воспитания детей, их контакты со сверстниками.
Школа старается организовать постоянную и разнообразную деятельность учащихся, учитывая и развивая интересы и способности каждого ребенка. Для родителей должно быть очевидным, что чем интересней и разнообразней деятельность детского коллектива, тем комфортней их ребенку в школе. Участвуя в организации учебно-воспитательного процесса, делах класса, родители способствуют развитию и сплочению коллектива, формированию и развитию каждого ребенка.
Т.к. взаимодействие школы и семьи – источник и важный механизм их развития, то и основными проявлениями этого взаимодействия являются взаимопонимание, взаимопознание, взаимоотношения, взаимовлияние. Вступая в контакт, учитель, родители и дети осознанно или неосознанно познают друг друга. Важно, чтобы было единство требований учителя и семьи к воспитанию ребенка.
Характер взаимодействия зависит от позиции родителей по отношению к школе, их участия в делах класса, школы. При положительных отношениях родители стремятся содействовать педагогу в его замыслах и делах, участвовать в решении проблем, в совместной работе. Значительная часть родителей осознает важность, необходимость взаимодействия с учителем. Сотрудничество может быть плодотворным, если будут соблюдаться следующие обстоятельства:
- общие цели и задачи воспитания детей;
- возможность всестороннего изучения детей и координации влияния на их развитие;
- необходимость согласованности действий педагогов и родителей;
- возможность объединения усилий учителя и родителей в решении проблем ребенка;
- возможность взаимного обогащения семей классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.
Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей, и направлена она на решение следующих общих задач воспитания детей:
- формирование нравственности и культуры поведения учащихся;
- подготовка школьников к семейной жизни;
- формирование потребности в здоровом образе жизни.
Как правило, необходимость решения этих задач не вызывает сомнения ни у родителей, ни у детей.
Взаимодействие учителя и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания детей.
Создание воспитательной системы в классе и определение задач для создания условий для совместной работы учитель – родители - дети, т.к. функции семейного воспитания неотделимы от задач и принципов содержания учебно-воспитательного процесса школы. Продолжение данной воспитательной системы в среднем звене.
Дети, родители, учитель – члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия.
Совместная деятельность детей, родителей и педагога может быть успешной, если дети, родители, учитель настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл.
Школа должна сотрудничать с семьей. Это означает – ни одного родительского собрания без умного и толкового, полезного педагогического выступления, ни одного собрания и мероприятия вхолостую. Нужно помнить, что человеческий фактор – главное в работе с родителями, поэтому нужно повышать их педагогическую культуру. В этом случае родительские собрания будет посещать все большее количество родителей.
Использование тесного контакта учитель – родители - дети показывает высокое качество результата совместного труда, как в воспитательной работе, так и в учебной. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача классного руководителя. Привлечение родителей к общественной жизни класса и школы расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к школе, способствует пониманию того, что воспитание детей – это своеобразное искусство, которое требует терпения. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно воздействуют на формирование гражданское – патриотическое и духовно – нравственное становление личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное становление личности младших школьников
формирование патриотизма через знакомство с народным фольклором, народными традициями, обычаями, приобщение детей к истокам русского народного творчества, воспитание любви к родному краю на основе эле...
Методическая разработка проекта «Семейное чтение как средство духовно – нравственного становления личности»
Сегодня из многих народных бед и страданий особую роль и беспокойство вызывает духовное состояние наших детей и молодежи. Уже давно бьют тревогу учителя, библиотекари, а теперь и родители - дети не хо...
Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности
Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания...
Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности
Статья для родителей о семейном чтении. О самом коротком и доступном пути приобщения детей к жизненному опыту, как средство духовно-нравственного воспитания личности....
РОЛЬ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает обязательным для изучения в 4 классе курс «Основы религиозных культур и светской этики». Каждая школа, в...
Обобщение педагогического опыта "Создание условий для духовно-нравственного становления личности через взаимодействие школы и семьи"
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ»...
Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»
Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....