От удивления к проекту. Формирование мотивации младших школьников к проектной деятельности.
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Михайлюта Наталья Мансуровна

выступление на методическом объединение о формировании устойчивой мотивации младших школьниов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_metodobedinenie.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

От удивления к проекту. Формирование мотивации младших школьников к проектной деятельности.

Произошедшие в последние годы изменения в образование не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения.

Обновляющейся школе потребовались методы, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место принадлежит сегодня методу проектов.

Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования. Проектный метод об учения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния.

В начальной школе необходимо начинать пропедевтику проектной деятельности со всеми учащимися и возможно подготовить проект с заинтересованными, активными ребятами. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

При этом не стоит забывать, что навязать и заставить детей если и получится, то в результате такой работы может даже произойти отторжение и отрицание продолжения работы. Как же вызвать мотивацию к деятельности? В моем классе выход нашелся сам собой. 19 ноября мой класс ( как и многие ) посетил выставочный поезд РЖД. Помимо учащихся с нами пошло 13 родителей и несколько друзей, братьев сестер. В общем, масштабный культпоход. Хотя правильней будет сказать –технический массовый шок переходящий в восторг. Наглядность представленных экспонатов, непрерывное движение макетов и высокий профессионализм разработчиков удивили всех присутствующих. Даже родители периодически подзывали или указывали на различные экспонаты( а вот в этом вокзале  человечек моет окна, а у фотографа вспышка работает!). То есть  благодаря эмоциональному всплеску появилась мотивация к изучению увиденного. Сейчас мы с детьми разрабатываем 2 проекта- один «Роль железно- дорожного транспорта  в Великой отечественной войне»,а другой «Создание макета дворца принцессы Софии». Хочется отметить, что активность авторов достаточно высокая. Мальчик вместе с папой изучает тему Великой Отечественной войны. А девочка конструирует свой макет и изучает технологию изготовления дворцов и объемных предметов».

Коротко о проектах:

Тема ««Роль железно- дорожного транспорта  в Великой Отечественной войне».

Сейчас разработаны :

Цель: изучить значение железнодорожного транспорта Великой Победе.        

Задачи:

  • изучить стратегическое значение жд транспорта для обороняющейся и нападающей сторон.  
  • провести сравнительный анализ  особенностей строения транспорта в начале 20 века и во время войны.
  • найти описание битв  и обороны городов в которых использовали железнодорожный  транспорт.
  • выявить нововведения в работе жд транспорта в условиях военного времени.

Проект «Создание макета дворца принцессы Софии»

На данный момент подготовлены:

Цель: изготовить самостоятельно макет сказочного дворца, имеющий максимальное сходство с любимым мультиком .

Задачи:

  • изучить технологию изготовления макетов.( составление схемы желаемого объекта, создание объемных предметов, крепление зданий к основе макета, раскрашивание, проработка деталей)
  • рассмотреть макеты дворцов в различных источниках
  • составить план изготовления макета.
  • выполнить макет с минимальным использованием помощи взрослых.

Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.

Изучая литературу, материалы Интернета и опыт коллег, для себя составила «Условия успеха в организации проектной деятельности в начальных классах» Более подробно рассматриваю следующие условия:

  1. Организация подготовительной работы
  2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
  3. Обеспечение мотивации.
  4. Создание небольших микрогрупп учащихся.
  5. Учет возможностей учебных предметов в реализации проектной деятельности младших школьников.
  6. Учет и избегание подводных камней.

Но самое главное, нужно учитывать, что невозможно работать над проектом по экологии с ребятами, которые никогда не были в лесу. Те нужно сформировать мотивацию к деятельности, и чем естественней будет эта мотивация, чем выше уровень заинтересованности проектом, тем легче проработка всех этапов проектов и качество полученного исследования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коллектива младших школьников средствами проектной деятельности

Организация проектной деятельности - важнейшее условие развития отношений сотрудничества между детьми. Замысел проекта объединяет, роли распределяются, далее идёт содержательная работа. Так скла...

Формирование УУД младших школьников через проектную деятельность

Показан теоретический материал для формирования УУД...

Формирование у младших школьников основ проектной деятельности

Данная работа поможет учителям начальных классов из представленных технологий выбрать ту, которую удобно и целесообразно будет использовать на определнном уроке....

Формирование у младших школьников опыта проектной деятельности.

Этапы работы над проектом. Из опыта работы....

Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности

Выступление на заседания ШМО учителей начальных классов...

Публичное представление инновационного педагогического опыта Рыбченко О.Н. "Формирование УУД младших школьников посредством проектной деятельности"

quot;Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".Японская мудрость "Формирование УУД младших школьников посредством п...

Статья "Формирование мотивации младших школьников к учебной деятельности"

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения и деятельности. Содержание мотивационной системы ...