Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности
учебно-методический материал на тему

Муратова Светлана Анатольевна

Выступление на заседания ШМО учителей начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ Староюрьевской СОШ

 в с.Староалександровка

Формирование готовности

 младших школьников

 к проектной деятельности

выступление учителя С.А.Муратовой

                                             на заседания ШМО

                                                             учителей начальных классов

 

2012 г.

В настоящее время ведущим принципом процесса обучения является деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников, направленный на формирование средств и способов самостоятельной мыслительной деятельности. В своей практической деятельности я стремлюсь реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе, в том числе использую метод проектов. Метод проектов – это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Соотношение проблемы и практической реализации полученных результатов ее решения или рассмотрения и делает метод проектов привлекательным для системы образования. Сегодня,  ученическое проектирование получает известность как универсальное средство решения различных проблем образования, становится популярной формой организации творческой активности учащихся.

Для продуктивной проектно – учебной деятельности младшим школьникам  необходима особая готовность.

Нужно отметить, что перед детьми младшего школьного возраста, учитывая их психологические особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Следует включать в работу различный вспомогательный дидактический материал (памятки, инструкции, шаблоны), обращаться за помощью к родителям.

Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем:

1) наличие у детей ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать, то есть выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий;
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументировано его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

2) развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду формирование обобщенности умственных действий как интерактивной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформирование алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность. К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

3) опыт развернутой, содержательной, дифференцированной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на позитив;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Работу по внедрению проектной деятельности веду следующим образом.

В первом и втором классах провожу подготовку к осуществлению введения в проектную деятельность. Учащиеся овладевают элементарными знаниями и выполняют разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. В рамках традиционных занятий использую специальные организационные формы и методы: проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия. На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике и русскому языку анализируют и придумывают задания для одноклассников. Подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме. Узнают с помощью книг, журналов новую информацию и представляют их одноклассникам в виде сообщений. В силу психологических особенностей детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы чаще носят индивидуальную форму выполнения с непосредственным участием родителей.

В третьем и в четвёртом классах работа над проектом принимает уже классический вид:

ЭТАПЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Обоснование, осознание и принятие идеи (погружение в проект).

Осмысленная и принятая идея, задача, проблема.

2.Технологическая разработка идеи.

Доведение идеи до возможности ее практической реализации.

3. Практическая работа над идеей.

Практическая реализация идеи.

4. Опробование проекта в работе, представление своей идеи, самооценка своей работы

Анализ решения творческой задачи и рефлексия деятельности.

При работе над учебным проектом учитываю  постепенное увеличение степени детской самостоятельности и уменьшение различных видов учительской помощи. Поэтому с учениками 2 классов разрабатываем недолговременные проекты (1-2 урока), а с учениками 3 - 4 классов – долговременные (2 - 4 недели).

Считаю, что проектирование – очень хороший инструмент для формирования функциональной грамотности личности, развития творческих способностей ребёнка, совершенствования таких качеств как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную деятельность происходит формирование и развитие личностных качеств ребёнка – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть терпимым к своим товарищам. Планирую применять данный метод и в воспитательной работе с классом. Такая деятельность на начальном этапе обучения позволяет ребятам прийти в среднюю школу подготовленными к более серьезной работе над долгосрочными проектами.

Литература:

1) Журнал «Начальная школа» № 7,8,10,11\2010 г

2) Журнал «Начальная школа» № 2,4,6 \2011 г

Интернет:

1.Standart.edu.ru  ФГОС «Проектные задачи в начальной школе»

2.Festival.1september.ru «Проектная деятельность в начальной школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся  целенаправленност...

Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся  целенаправленност...

Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся  целенаправленност...

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....

Формирование УУД через проектную деятельность.

Тема «Формирование УУД через проектную деятельность».         Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, чт...

ФОРМИРОВАНИЕ УУД В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья с презентацией В статье рассматриваются этапы работы над проектом, какие УУД формируются у обучающихся при работе над проектом...

Формирование команды в проектной деятельности

Проектная деятельность, реализующаяся в команде, играет огромную роль не только для развития и поддержания у учащихся устойчивого познавательного интереса, но и гармонизирует межличностные отношения, ...