Формирование у младших школьников опыта проектной деятельности.
учебно-методический материал на тему

Соловьева Ирина Владимировна

Этапы работы над проектом. Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО.

Формированиею у младших школьников опыта проектной деятельности как одно из условий достижения планируемых результатов.

Учитель начальных классов Соловьева И.В.

1 класс.

        Работа в статичных парах, затем работа в динамичных парах. Следующий этап- работа в группах.

    2 класс.

Прежде чем перейти к проектной деятельности непосредственно, необходимо было доступно объяснить и научить детей 7  лет вести эту работу в группе или самостоятельно. Так как для этого возраста ведущей деятельностью является игра, то первое тренировочное задание организовала в форме игры.

 

Первый этап – тренировочное занятие.

Для знакомства ребят с методикой проведения проектной деятельности понадобилось три фронтальных занятия в течении одной недели. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта.

Подготовка к занятиям.

Для проведения тренировочных занятий я приготовила карточки с символичными изображениями этапов:

-        выбрать тему

-        подумать

-        спросить у другого человека

-        получить информацию из книг

-        понаблюдать

-        посмотреть по телевизору

-        провести эксперимент

-        обсудить в группе

-        подведение итогов, оформление результатов

-        представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.);

-        презентация проекта

Размеры карточек – половина альбомного листа.

На доске вывешивается тема. Стараюсь использовать метод символического видения.

Н-р:  тема «Вода». Класс  делится на  группы. Ребята методом мозгового штурма подбирают то, что, по их мнению, относится к теме, отвечают на вопросы: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Прием «Восполняющие вопросы».

Карточки с подтемами заготавливаю заранее.

        

                      ° осадки                                               ° стихийные бедствия 

                               °   формула воды                         ° айсберг  

   °   мировой океан                                             ° ледник

             °  туман,иней,роса                      °Облака                         ° св-ва воды  

                                          Гейзеры     °            

или  «Здоровье»                «Война»                                                

                                

                                                               

Результат: Выбор детьми своих подтем.

 На таких же те листах учитель предлагает детям готовые темы проектов (рисунки животных, растений, людей и т.д.).

 Разработка плана проекта.

Дальше, я объяснила ребятам, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по выбранной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?

Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому я предупреждаю, что существует много способов получения необходимых знаний.

- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?

- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?

Отвечая на мои вопросы, ребята предлагали разные варианты действий. Однако я старалась подвести их к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол легла карточка с символом «подумать».

Выбор темы проекта и разработка плана проекта.

Для тренировочного проекта я выбрала самый простой вид – информационный.

Каждая группа расположилась за общим столом, где в центре располагались карточки с этапами и темами проекта. После того, как ребята расположились, я объявила, что сегодня мы будем учиться выполнять очень интересную научную работу, которую выполняют взрослые учёные. Но для начала каждая группа должна выбрать тему своего научного исследования (карточка «выбери тему»). После того, как в каждой группе учащиеся совместно определили тему своего проекта, лишние карточки с темами были убраны.

Дальше, я объяснила юным учёным, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?

Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому я предупреждаю, что существует много способов получения необходимых знаний.

- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?

- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?

Отвечая на мои вопросы, ребята предлагали разные варианты действий. Однако я старалась подвести их к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол легла карточка с символом «подумать».

Следующий вопрос, который я задала детям:

- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?

Отвечая на него, дети постепенно выстроили линию и карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент», «обсудить в группе», «подведение итогов», «оформление результатов», «представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.)» и «презентация проекта».

 

Сбор информации.

Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов сбора информации есть не что иное, как план проекта, в упрощённом виде. Важно сообщить ученикам сразу, что собираемые данные лучше сразу фиксировать, чтобы они не были забыты.

  1. подумать;

Например, подумав, школьники могут сделать такие заключения о местах обитания попугаев, кошек и собак. Для этого чтобы зафиксировать, ученикам надо написать несколько предложений или нарисовать на листочке схематически, так как умение письменно фиксировать информацию у детей развито слабо.

Следующим предложение может быть предложение о размерах, внешних особенностях и окраске животных, питании.

Следующий пункт плана:

  1. спросить у другого;

Я нацелила ребят на то, что они могут расспрашивать о животных можно и взрослых и других детей. На первых порах это вызвало затруднения. Дети в силу особенностей возрастного развития эгоцентричны, поэтому им сложно сформулировать вопрос к другому, нелегко воспринимать его ответ. Развитие навыков постановки вопроса и восприятия ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения игр – проектов с младшими школьниками, поскольку даже среди взрослых людей нередко встречаются такие, которые не умеют спрашивать и слушать других людей.

  1. получить информацию из книг;

Мною заранее была подобрана дополнительная литература по темам, которые выбрали дети. Доступную информацию дети почерпнули из различных справочников и детских энциклопедий. Детские справочники и энциклопедии являются хорошим источником знаний для ребят в процессе работы над проектом.

Особенно ценны в проектной деятельности (если проект предусматривает исследовательскую работу):

  1. наблюдения и эксперименты;

Темы, выбранные детьми, допускают возможность их использования, поскольку во многих домах есть данные животные. Ученики без труда могут пронаблюдать и отметить особенности поведения и питания данных животных. Я предложила дома выяснить: любят ли животные музыку, чем питаются, как спят, во что любят играть и с кем.

Данное занятие, помня о том, что у младшего школьника способность концентрировать внимание ещё недостаточно развита, я старалась не затягивать, поддерживая темп работы над проектом «на одном дыхании».

 

Обобщение информации.

 В каждой группе в течение нескольких дней шёл сбор информации, а я в индивидуальном порядке работала с каждой по мере необходимости.

Но чтобы дети помнили про план работы, я прикрепила альбомные листы – карточки на классном стенде, чтобы каждый ребёнок мог их видеть.

Работая с детьми на данном этапе, я выясняла, что нового и интересного узнали ребята, помогала делать выводы по собранной информации, что они могут рассказать, основываясь на своих исследованиях. Для ученика начальной школы это очень сложно. Однако в процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Они учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего учёного. Они учатся высказываться свободно и смело.

 

Сообщение по результатам работы (презентация проекта).

Как только информация обобщена, мы вместе с каждой группой приступили к подготовке сообщения по теме. Первые работы были очень короткими. Было решено объединить их и выпустить в каждой группе газету или маленькие книжечки. После того как газеты (а группы выбрали именно газеты) были готовы, каждый участник группы рассказал о том вкладе, который он внёс в процессе работы. До начала данного этапа работы, я предупредила детей, что если у них возникнут вопросы к создателям проекта, то можно их задавать после окончания защиты. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу, особенно отметить, что у них хорошо получилось.

 

Первое занятие по обучению работы над проектом закончилось. Важнейшим результатом его работы стало, как я считаю, знакомство с общей схемой – планом проектной деятельности. Теперь моим детям предстояло пройти этот долгий, но увлекательный путь совершенствования своих исследовательских навыков в ходе самостоятельной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коллектива младших школьников средствами проектной деятельности

Организация проектной деятельности - важнейшее условие развития отношений сотрудничества между детьми. Замысел проекта объединяет, роли распределяются, далее идёт содержательная работа. Так скла...

Формирование УУД младших школьников через проектную деятельность

Показан теоретический материал для формирования УУД...

Формирование у младших школьников основ проектной деятельности

Данная работа поможет учителям начальных классов из представленных технологий выбрать ту, которую удобно и целесообразно будет использовать на определнном уроке....

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....

Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности

Выступление на заседания ШМО учителей начальных классов...

Публичное представление инновационного педагогического опыта Рыбченко О.Н. "Формирование УУД младших школьников посредством проектной деятельности"

quot;Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку, два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".Японская мудрость "Формирование УУД младших школьников посредством п...

От удивления к проекту. Формирование мотивации младших школьников к проектной деятельности.

выступление на методическом объединение о формировании устойчивой мотивации младших школьниов...