Движение учащихся по инивидуальному маршруту как фактор развития образовательных компетенций
презентация к уроку
Движение учащихся по индивидуальному маршруту как фактор развития образовательных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnye_obrazovatelnye_marshruty_-_eto_tehnologiya_budushchego.docx | 132.44 КБ |
iom_okonch_var.pptx | 111.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Движение учащихся по инивидуальному маршруту как фактор развития образовательных компетенций
Иванова М.С.
Индивидуальные образовательные маршруты – это технология будущего, которая способствует самореализации обучающихся, и направлена на формирование и развитие широко образованной, социально адаптивной, творческой личности.
ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий обучаться как с опережением, так и ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.
Процесс движения учащихся по индивидуальному маршруту обеспечивает становление и развитие образовательных компетенций на уровне каждого учащегося при условии использования в процессе реализации маршрута:
- возможностей для выбора учащимися уровня освоенияучебного содержания в соответствии с особенностями и потребностями учащихся;
- образовательных технологий, обеспечивающих активную позицию ученика при взаимодействии с информацией и окружающим миром;
- мониторинговая системы оценивания результатов обучения.
При выстраивании ИОМ для каждого обучающегося с проблемами в развитии необходимо учитывать следующие принципы:
1) систематическая диагностика;
2) индивидуальный подбор педагогических технологий;
3) контроль и корректировка;
4) систематические наблюдения;
5) пошаговая фиксация.
Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача педагога - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.
Выбор того или иного индивидуального образовательного маршрута определяется комплексом факторов:
- особенностями, интересами и потребностями самого ученика и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
- профессионализмом педагогического коллектива;
- возможностями школы удовлетворить образовательные потребности учащихся;
- возможностями материально-технической базы школы.
Логическая структура проектирования ИОМ включает в себя следующие этапы:
- постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели предпрофильной подготовки),
- самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (например, требованиям профиля);
- выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели,
- конкретизация цели (выбор курсов, факультативов),
- оформление маршрутного листа.
Базовыми школами были апробированы различные варианты оформления индивидуального образовательного маршрута. Рассмотрим один из вариантов ИОМ
ИОМ (индивидуально-образовательный маршрут)
ученика (цы) __ класса (фамилия, имя ученика) учитель______________________
Цель: ликвидация пробелов по предмету _____________________
Индивидуально-образовательный маршрут
ученика (цы) __ класса (фамилия, имя ученика) учитель______________________
Цель: ликвидация пробелов по предмету _____________________
Тема | ЗУН | ОУУН | Задания, способы работы | Сроки | Форма контроля | Отметка о выполнении |
|
|
|
|
|
|
|
Родители (ознакомлены): _____________ Классный руководитель: _______________
Выбор индивидуального образовательного маршрута основывается на согласовании предложений всех заинтересованных сторон (учащегося, родителей, педагогов, психологов) и определяется:
уровнем готовности учащегося к обучению по данному образовательному маршруту;
здоровьем и психическим состоянием учащегося;
потребностями учащегося;
социальным запросом (пожеланиями родителей в выборе направления обучения).
Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по ИОМ, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.
Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор “своего” домашнего задания, темы творческой работы.
Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка.
В результате ликвидации пробелов в ЗУН ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребёнка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально-образовательного маршрута).
Все дети разные, поэтому на уроках можно использовать личностно-ориентированный подход в обучении, который проявляется через такие аспекты, как:
* Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет увеличить время на самостоятельную работу учащихся;
* Использование в работе взаимо- и самоконтроля;
* Использование методик, при которых учащиеся составляют опорные конспекты;
* Организация индивидуальной работы с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп;
* Индивидуализация домашнего задания;
* Использование проектных технологий;
* Организация работы учащихся в группах как на уроке, так и дома;
* Организация исследовательского эксперимента;
* Формирование индивидуальных маршрутов обучения как сильных, так и слабых учащихся;
* Постановка проблемы и поиск ее решения (проблемный метод);
* Организация самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.
В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами:
• реализуется положительная динамика качества обучения в классе
• повышается уровень предметных и метапредметных результатов
• повышается уровень самооценки учебно-познавательной деятельности
• увеличивается число учащихся – победителей конкурсов и олимпиад
Любой ученик, какой бы он не был, одаренный или нет, способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению.
На мой взгляд обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.Рекомендации по профилактике трудностей в обучении у детей с низким уровнем учебной мотивации.
1.При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.
2.Расширять и осваивать разные приемы развития познавательных интересов детей.
3.Замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.
4.Обеспечит на занятиях преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы доброжелательности.
5.Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.
6.Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.
7.Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействия учителя истощает запас нервно – психологической прочности ребенка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.
2. Рекомендации по планированию работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
- Пропуски занятий по болезни;
- Слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
- Задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в отсутствие классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
- Педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
- Прогулы.
Важно, чтобы в первую очередь классный руководитель знал, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники. Учителя при беседе с классным руководителем узнают эту информацию от него и используют в работе.
3.План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
1.Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.
Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей.
б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации
2.Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, встречи с отдельными родителями и, особенно, в ходе беседы с самим учеником.
3.Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.
4.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.
5.Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учеников класса.
В повседневной работе удобно использовать таблицы требований по отдельным темам и общему разделу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для чего нужны образовательные маршруты? Практика внедрения ИОМ предусмотрена ФГОС И первоочередная задача таких маршрутов- профильная направленность .
Необходимость организации индивидуального образовательного маршрута ИОМ - специфический метод индивидуального обучения , помога-ющий обучаться как с опережением , так и ликвидировать пробелы в знаниях , умениях , навыках учащихся , овладеть ключевыми образователь-ными технологиями , осуществить психолого-педагогическую поддержку ребенка , а значит повысить уровень учебной мотивации.
Значение индивидуального образовательного маршрута для учащегося Процесс движения учащихся по ИОМ обеспечивает становление и развитие образовательных компетенций на уровне каждого обучающегося при условии использования в процессе реализации маршрута : возможностей для выбора обучающимися уровня освоения учебного содержания в соответствии с особенностями и потребностямиучащихся -образовательных технологий , обеспечивающих активную позицию ученика при взаимодействии с информацией и окружающим миром - мониторинговой системы оценивания результатов обучения
Какие виды маршрутов уже известны и успешно применяются в педагогической практике? для детей с ослабленным здоровьем ; для слабоуспевающих ; для одаренных учащихся с индивидуальными особенностями характера ; для детей , опережающих развитие
Значение индивидуального образовательного маршрута для учащегося Ученик: приобретает способность ставить собственные цели; выбирает пути и способы их достижения; работает в индивидуальном темпе; осваивает учебное содержание на оптимальном индивидуальном уровне сложности; принимает активное участие в обсуждении проблем и пути их решения, использует интернет, литературное наследие Вывод: Это способствует более успешному формированию ключевых компетентностей
Информационно-коммуникативная компетенция Умеет слушать собеседника, проявляет уважение и терпимость к чужому мнению; грамотно, в культурной форме высказывает своё мнение, разрешает конфликты в общении, находит оптимальный выход из них. Умеет анализировать и планировать свою деятельность. Самостоятельно находит, систематизирует, оценивает необходимую информацию. Активно использует для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники в т.ч. интернет-ресурсы. Уверенно владеет навыками самопрезентации .
Принципы выстраивания ИОМ систематическая диагностика индивидуальный подбор педагогических технологий контроль и корректировка систематические наблюдения пошаговая фиксация
Организация педагогом индивидуального образовательного маршрута Основная задача педагога: Провести диагностику уровня развития учащегося: Предложить ему весь спектр возможностей, в соответствии с его потребностями, интересами. Выбор ИОМ определяется комплексом факторов: особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата; возможностями удовлетворить образовательные потребности одаренной личности; ресурсными возможностями
Примерный алгоритм введения ИОМ 1 Информационный этап Учитель организует беседу с детьми и родителями , в ходе которой объясняет суть , цели и возможности индивидуальных маршрутов . На данном этапе ученик фиксирует , что он должен знать им уметь к концу прохождения маршрута . 2 Диагностика и выбор методов
Примерный алгоритм введения ИОМ 3 Определение целей и задач ИОМ 4 Составление ИОМ Теперь важен вопрос : «Как я буду двигаться к выполнению цели ? » В маршруте указываются цели , которые нужно достичь , способы реализации , источники получения знаний , сроки для каждой задачи в отдельности , способ контроля и итоговые результаты .
Примерный алгоритм введения ИОМ 5 Итоговый этап После завершения прохождения учеником ИОМ обязательно проводится итоговая аттестация . Здесь важно не только оценить знания ребенка и уровень егот умений и навыков , но и определить , насколько успешным было прохождение ИОМ , уложился ли он в срок , с какими трудностями ребенок столкнулся , что ему необходимо доработать .
ИОМ- примеры и образцы 1 Индивидуальный образовательный маршрут ученика младших классов Цель : устранение пробелов по теме «Существительное» тема подтема УУД Источники информации Виды работ сроки Вид контроля самооценка Оценка учителя Имя существительное 1определение имени существительного Учебник Консультация учителя Консультация одноклассника 1 чтение учебника 2заучивание опре деления 3-4 октября Устный ответ 2 роль имени существительногов предложении Учебник Урок Информация из интернета 1 чтение учебника 2выполнение упр 3 дополн занятие 4-5 октября тест Подпись родителей : Подпись учителя :
Возможные формы занятий для одаренных учеников , занимающихся по ИОМ Игра. Беседа. Экскурсия. Бенефис. Наблюдение. Практическое занятие. Размышление. Тренинг. Творческая мастерская. Творческий отчет. Эксперимент. Беседа эвристическая. Круиз. Мозговой штурм. «Фабрика». Занятие-погружение.
Рекомендации Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо. Не давайте прямых инструкций, относительно, чем они должны заниматься. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. Научите ребенка прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций.
индивидуальный образовательный маршрут учащихся. Его значение для педагога Постоянное самосовершенствование Поиск новых решений Тесный контакт с семьёй учащегося Постоянно быть в роли навигатора , корректора, единомышленника, друга… Педагогу необходимо быть успешным. Интересным детям, всем: и одарённым, и которые не одарённые, но и другие…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компетентностно-ориентированных заданий как фактор развития компетенций младших школьников
Мы учим не для школы, а для жизни. Не просто дать знания, а научит учиться - вот наша задача. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные зада...
Проектная деятельность учителя как условие развития образовательных компетенций учащихся
В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача, подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. В мире, в котором ускоряется пр...
Инновационный проект «Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с низкими учебными возможностями».
Инновционный проект «Индивидуальный образовательный маршрут как средство развития детей с низкими учебными возможностями» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом началь...
«Развитие профессиональной компетенции педагога как фактор повышения качества образования в условиях реализации ФГОС НОО»,
Доклад на августовском совещании...
Факторы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы в рамках образовательной модели «Начальная школа XXI века»
Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко....
«Успех как фактор развития личностных компетенций школьника»
Сборник материалов второй международной научно-практической конференции « Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образован...
Развитие коммуникативных компетенций у учащихся средствами современных образовательных технологий
Основная задача иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции т.е. способностей и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. Для реализации этого...