Развитие коммуникативных компетенций у учащихся средствами современных образовательных технологий
статья по иностранному языку (1, 2, 3, 4 класс)

Основная задача иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции т.е. способностей и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. Для реализации этого необходимо знать не только лексику, но грамматику иностранного языка, так как знание грамматики заметно влияет на качество письменной и устной речи учащихся, а также способствует усвоению всего языкового материала. Ученикам 2-4 классов тяжело понять суть сложных правил, так как у них мало представлений о самом языке, маленький словарный запас, а кроме этого нужно учитывать, что не все грамматические понятия имеют идентичные универсалии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных компетенций у учащихся средствами современных образовательных технологий

Калмакова Ирина Евгеньевна,

учитель английского языка

 МКОУ "СОШ №9 г.Нижнеудинск"

Совершенствование системы современного российского образования влечёт за собой изменение подходов к обучению и воспитанию молодого поколения, что, в свою очередь, вызывает необходимость поиска эффективных путей реализации содержания образования, ориентированного на развитие  обучающихся, учёт их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Обязательным требованием ФГОС является сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире.  Основной стратегией обучения становится личностно-ориентированный подход, ставящий личность ребенка, его возможности и способности, склонности и потребности в центр учебно-воспитательного процесса. Все это может быть реализовано на основе новых образовательных технологий.

Обучение иностранному языку как практическому средству межкультурной коммуникации требует широкого внедрения прогрессивных технологий, позволяющих изменить парадигму иноязычного образования путём вовлечения обучающихся в активную познавательную деятельность на изучаемом языке.

Основная задача иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции т.е. способностей и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. Для реализации этого необходимо знать не только лексику, но грамматику иностранного языка, так как знание грамматики заметно влияет на качество письменной и устной речи учащихся, а также способствует усвоению всего языкового материала. Ученикам 2-4 классов тяжело понять суть сложных правил, так как у них мало представлений о самом языке, маленький словарный запас, а кроме этого нужно учитывать, что не все грамматические понятия имеют идентичные универсалии.

Для того что бы учащиеся легко запоминали лексические единицы и понимали грамматические правила и не потеряли мотивации к изучению языка, необходимо преподносить материал интересно, учитывая психологические особенности учеников.

Одной из таких современных методик является методика интерактивного обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс строится таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Интерактивная методика позволяет сделать процесс обучения активным и для учителя, и для ученика.

C:\Users\admin\Desktop\111.jpg

1) Одним из способов активизации учащихся в процессе обучения иностранным языкам является метод проектов, когда ученик самостоятельно планирует, создаёт, защищает свой проект, т.е. активно включается в процесс коммуникативной деятельности.  

Так, например в 3 классе обучающиеся делают проект по теме «Моя семья».

 В 4 классе защищают проект по теме «Моя любимая еда».

  Учащиеся 2-х классов защищают мини-проекты по теме «Моя комната».

2) Занятия с использованием компьютерных технологий пользуются большой популярностью у школьников. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать.

3) В качестве здоровьесберегающих технологий можно различные формы релаксации, физкультминутки.

4) Очень большую роль в организации речевого общения играют                                                                                                      всевозможные опоры, именно они признаны облегчить обучаемым процесс овладения иностранным языком, снять различного рода трудности, сконцентрировать внимание на новом материале, сформировать прочные  навыки и умения.  

В своей работе использую различные интерактивные шаблоны с использованием различных интерактивных элементов: кармашков, мини-книжек, книжек-гармошек, дидактических игр, направленные на изучение и закрепление тем.

Интерактивные шаблоны можно использовать:

- для введения материала

- для отработки материала

- для повторения темы

- как демонстрационный материал.

Детям интересно открывать, достать, смотреть, находить и самим что-то заполнять.

Например, при изучении темы «Одежда» в интерактивной тетради используется шаблон – шкаф, в котором находится различная одежда. Дети называют на английском языке одежду, достают ее из шкафа и примеряют на бумажную куклу (готовый шаблон).

При изучении лексики «Цвета» запоминают цвет с помощью шаблона- карандаша.

Шаблоны могут быть готовыми, с картинками и текстами, а могут быть - пустые для заполнения, творческий потенциал раскрывают шаблоны, сделанные своими руками.

5) Игры на уроках английского языка — отличный стимул в обучении. В процессе игры развивается навык, которому в школах, как правило, уделяется недостаточно внимания — говорение. Ведь мы учим язык, чтобы общаться. Поэтому практика речи — важнейшая составляющая в изучении языка.

Супермаркет — пример ролевой игры, которую можно использовать на уроках английского. 3D модель супермаркета вызывает у детей интерес и позволяет погрузиться в воображаемую ситуацию.

Перед началом игры ученикам предстоит подготовить магазин к работе. Для того, чтобы дети запоминали правильное произношение слова, берем карточку с продуктом и спрашиваем:

  • These are oranges. Where can I find oranges?
  • Oranges are in aisle number four (пример).

Так расставляем все продукты по полкам.

Расставив продукты, ученик берет листочек и составляет список покупок, опираясь на карточки с названиями продуктов.

Ученики делятся на пары. Один в роли продавца, другой — покупателя. Потом можно поменяться.

В качестве подспорья могут воспользоваться флэпбуком. На одной стороне написан вопрос, на другой — ответ.

Покупатель спрашивает: Where can I find… cake? (for example).

Продавец  отворачивает листочек с вопросом и читает ответ, подставляя правильный отдел супермаркета.

Так, вопрос за вопросом, ребята проговаривают весь диалог.

How much is it?

Do you have…juice?

How would you like to pay?

Игры на уроках английского помогают детям почувствовать язык, расширяют словарный запас, вовлекают в общение на иностранном языке. Игра — это ситуация из реальной жизни, а не просто заученные наизусть правила.

6) Использование видеоматериалов в процессе обучения иностранным языкам способно существенным образом повысить эффективность обучающей деятельности учителя, так как видеоматериалы представляют собой образцы аутентичного языкового общения, создают атмосферу реальной языковой коммуникации, делают процесс усвоения иноязычного материала более живым, интересным, проблемным, убедительным и эмоциональным.

Например, с целью облегчить понимание и сконцентрировать внимание учащихся на важнейшей информации, передаваемой видеоматериалами, могут быть предложены следующие задания:

- посмотрите и ответьте на следующие вопросы;

- посмотрите и скажите, о чем повествует видеофрагмент (4-5 предложений);

- посмотрите, согласитесь или не согласитесь со следующими высказываниями;

- посмотрите и организуйте следующие предложения в порядке их следования в видеофрагменте;

- посмотрите и соедините стрелками начало и конец предложений, чтобы получилось мини-повествование об увиденных событиях;

- расскажите «по цепочке» сюжет увиденного;

- закончите нижеследующие предложения (ориентируйтесь на увиденный видеофрагмент и т.д.).

7) И еще хотелось бы рассказать о методе «Портфолио». «Портфолио» - иностранное слово. В переводе с французского оно означает «собрание листов», с итальянского – «портфель», «папка с документами», с английского – «портфель для документов».

Из статьи «Метод портфолио – нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки». Автор В.К. Загвоздкин:

«…В нашей стране, говоря о папке или портфеле индивидуальных учебных достижений учащихся, чаще всего имеют ввиду простое собрание работ учащихся или новый способ оценки учебных достижений. В этом смысле элементы портфеля учебных достижений широко применялись в отечественной педагогике еще в начале XX века и даже раньше… Обзор современной зарубежной литературы, посвященной портфолио в обучении, показывает, что сторонники портфолио видят в нем нечто гораздо большее, чем просто альтернативный способ оценивания или собрание работ. За этой идеей стоит целая образовательная философия. Идея портфолио связывается с новым пониманием сути учебного процесса, с новыми целями образования. Самым главным здесь является не портфолио, как таковое, а так называемый «портфолио-процесс» - совокупность процессов обучения и учения, выстраиваемый в связи с портфолио. Само же портфолио получается как побочный продукт этого процесса…»

Портфолио во многом отражает потребности нового Федерального государственного образовательного стандарта в новых формах оценивания, потому что сами условия стандарта диктуют эти требования к целой группе новых результатов. Одним из результатов является формирование у обучающихся личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных навыков и компетенций. Оценка процесса становления этих навыков и компетенций и их итоговый уровень – прекрасное поле для применения портфолио, так как действующая система оценивания чаще всего не позволяет этого сделать.

8) Обучение в сотрудничестве – это обучение в малых группах. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности всех учащихся. Обучающиеся разные - одни быстро усваивают все объяснения преподавателя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями, другим требуется больше времени и дополнительные примеры, разъяснения. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого обучающегося, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы.

Основные принципы данной технологии:

  • группы учащихся формируются преподавателем заранее с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть сильный, средний и слабый учащийся;
  • группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы;
  • оценивается работа не одного учащегося, а всей группы;
  • преподаватель сам выбирает обучающегося, который будет отчитываться за задание.

Стоит отметить, что данная технология очень экономит время на уроке.

9) Суть блочно-модульного обучения – это самостоятельное изучение темы учащимися по материалам, разработанным и предоставленным преподавателем. Роль учителя – организовать, проконсультировать и проконтролировать.

Блок подразделяется на модули – уроки. Учителем пишется методическое пособие для учащихся или, как еще называют модульная карта. Что включает в себя модульная карта:

  • формулировка темы урока;
  • формулировка интегрирующей цели, где сформулировано, что к концу урока учащийся должен знать;
  • учебный материал с выделенными основополагающими идеями;
  • упражнения на закрепление материала;
  • контроль усвоения знаний.

Плюсы такой технологии то, что учащиеся учатся работать самостоятельно и у учащихся есть возможность работать в индивидуальном ритме.

10) Под проблемным обучением понимают обучение, протекающее в виде разрешения создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций. Т.е. ученик ищет ответ на вопрос самостоятельно.

Различают три формы проблемного обучения:

  • метод проблемного изложения, когда преподаватель сам ставит проблему и решает ее;
  • частично-поисковый метод (совместное обучение), при котором преподаватель ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися;
  • исследовательский метод, при котором учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение. В этом методе учащиеся проявляют наивысшую самостоятельность.

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Интерактивные и мультимедиатехнологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Образовательные информационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что современные интерактивные педагогические технологии – это огромное количество возможностей, приводящих к мотивации, как к основному двигательному механизму образования и самообразования человека, что и является отображением  педагогического кредо - «желание -это тысяча возможностей, нежелание -тысяча причин…».

Информационные источники.

  1. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Пособие для учителей, аспирантов и студентов. (Отв. ред. М.К. Колкова). – СПб.: КАРО, 2008. – 224с.
  2. Портфолио в основной школе. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А.В. Иванов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 160с.
  3. https://infourok.ru 
  4. https://multiurok.ru 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ УСПЕШНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Я давно отметила, что одна из проблем современного образования в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Очень часто происходит наоборот. Почему? Может быть, мы не учим детей чему-то ...

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету при формировании коммуникативных компетенций

    Всякое познание предполагает включение познающего субъекта в активную деятельность. Вот почему так остро стоит вопрос об организации этой деятельности учителем. Заинтересованность...

Статья "Современные образовательные технологии как основные компоненты и способы реализации коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и чтения"

В статье описывается практическое применение современных образовательных технологий как способов реализации коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка и чтения....

Доклад на тему: "Возможности формирования нового результата средствами современных образовательных технологий"

В докладе рассматриваются некоторые современные образовательные технологии, которые могут быть использованы в предметно-образовательной сфере и внеурочной деятельности....

Статья Использование современных образовательных технологий на уроках истории, как средство развития познавательной активности учащихся коррекционной школы

Использование современных образовательных технологий на уроках истории, как средство развития познавательной активности учащихся коррекционной школы...