Проектная деятельность учителя как условие развития образовательных компетенций учащихся
материал по теме
В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача, подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. В мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, а значит, необходимость умения грамотно пользоваться источниками информации, оценивать ее достоверность. Соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями, умение правильно организовать информационный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
griby_broshyura_2011.docx | 2.68 МБ |
proekt_gmo_2011.pptx | 1.23 МБ |
proekt_kompetentnost_uchashchikhsya_2011_gmo.docx | 34.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод проектов - совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы , значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта . (Е.С. Полат )
Цель: понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе)
Задачи: развитие познавательных умений и навыков учащихся; умение ориентироваться в информационном пространстве; самостоятельно конструировать свои знания; интегрировать знания из различных областей наук; критически мыслить
Деятельность учителя Помогает ученикам в поиске нужных информационных источников Сам является источником информации Координирует весь процесс Поощряет учеников Поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Деятельность учеников Ставят цели и сами их реализуют Учатся работать в группах Соотносят свои цели с задачами других Получают реальный продукт коллективной работы Проводят самооценку
Типология проектов: По доминирующей деятельности (методу): информационные , практико-ориентированные, творческие , исследовательские, игровые , другие. По охвату предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания), межпредметный , надпредметный .
Типология проектов: По форме организации: Индивидуальные Парные Групповые По продолжительности проведения: Краткосрочный (несколько занятий) Среднесрочный (от недели до месяца) Долгосрочный (от месяца до нескольких месяцев)
Наши проекты «Окружающий мир» 2 класс «Родословная» «Профессии» «Родной город» «Города России» «Страны мира» «Герб России» «Домашние животные» «Сыны голубой планеты»
Проект «Грибы – часть живой природы» Группы: Оформление брошюры. Написание вводной статьи. Составить и написать правила для грибников. Продумывание формы презентации проекта в заключительный день.
Проект «Грибы – часть живой природы» Съедобные грибы Это грибок – Берёзы сынок. Кто его найдёт, Всяк в лукошко кладёт. подберёзовик
Подосиновик Это гриб нарядный Растёт с осиной рядом, На головку надет Ярко-красный берет .
Белый гриб Я стою на гладкой толстой ножке Под коричневой шляпкой С нежной бархатной прокладкой.
Рыжик Вот грибочек ярко-рыжий, Вы узнали. Это …
Маслята Крепкий маленький грибок, Маслянистый, как блинок.
Грибы - двойники Отличия Опята Ложные опята
отличия Дождевик Дождевик ложный
Проект «Грибы - часть живой природы» Вводная статья. Правила грибника. Виды грибов. Признаки отравления ядовитыми грибами. Помощь при отравлении ядовитыми грибами. Роль грибов в природе
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность учителя как условие развития образовательных компетенций учащихся.
В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача, подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. В мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, а значит, необходимость умения грамотно пользоваться источниками информации, оценивать ее достоверность. Соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями, умение правильно организовать информационный процесс.
Проанализировав существующие трактовки понятия компетенции, я пришла к своему его пониманию. Под компетенцией я мыслю результат образования, готовность ученика к достижению поставленной цели. Идея развития компетенций является одной из ключевых идей модернизации образования. Эта идея выводит цель современного образования за пределы традиционных представлений о ней как о системе передачи суммы знаний и формирования соответствующих им умений и навыков. На современном этапе именно компетенция становится показателем нового качества образования.
Одним из методов подхода является проектная деятельность учащихся. Включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащихся в области решения проблем.
Слайд 1
Метод проектов - совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
(Е.С. Полат)
Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).
Слайд 2
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
При использовании метода проектной технологии ставлю следующие задачи:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- самостоятельно конструировать свои знания;
- интегрировать знания из различных областей наук;
- критически мыслить
Использование проектной деятельности предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Слайд 3
Для этого я:
- Помогаю ученикам в поиске нужных информационных источников.
- Сама является источником информации.
- Координирую весь процесс.
- Поощряю учеников.
- Поддерживаю непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Слайд 4
При использовании проектной технологии ученики:
- Ставят цели и сами их реализуют.
- Учатся работать в группах.
- Соотносят свои цели с задачами других.
- Получают реальный продукт коллективной работы.
- Проводят самооценку.
Слайд 5
Типология проектов:
- По доминирующей деятельности (методу):
- информационные,
- практико-ориентированные,
- творческие,
- исследовательские,
- игровые,
- другие.
- По охвату предметно-содержательной области:
- монопроект (в рамках одной области знания),
- межпредметный,
- надпредметный.
Слайд 6
- По форме организации:
- Индивидуальные
- Парные
- Групповые
- По продолжительности проведения:
- Краткосрочный (несколько занятий)
- Среднесрочный (от недели до месяца)
- Долгосрочный (от месяца до нескольких месяцев)
Слайд 7
Проекты начальной школы
В своей работе использую технологию проектов на уроках и внеурочной деятельности.
- Изучая темы по окружающему миру «Родословная», мы касаемся родословной семьи.
Целью ставлю познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных. Научиться составлять генеалогическое древо своей семьи. Иногда при выполнении такой работы дети выявляют причину своего заболевания. Русский философ Флоренский сказал «История рода должна давать нравственные уроки и задачи».
Для выполнения этого задания раздаю схему в помощь ученику «Как составить родословное дерево».
Задание дается за две недели до урока. В этот период провожу консультации. Предлагается оформление и защита проекта в виде составления схем и презентаций.
Проекты по «Окружающему миру»
2 класс комплект «Школа России»
- «Родословная».
- «Профессии».
- «Родной город», книжка раскладушка.
- «Города России», брошюры.
- «Страны мира», брошюры.
- «Герб России», презентация, брошюра.
- «Домашние животные», презентации.
- «Сыны голубой планеты», видеоролик.
Я предоставлю вашему вниманию проект по теме «Грибы – часть живой природы». На его создание ушло 4 дня:
1 день
Сообщаю тему проекта «Грибы - часть живой природы». Предлагаю создать проект брошюра для детей. Далее идет беседа о том, какую бы хотели дети создать брошюру, чтобы она была интересна для ребят (оформление, содержание). Учащимся даю индивидуальное задание – подобрать и принести материал о любом виде гриба и продумать оформление своего будущего сообщения.
2 день
Учащиеся обмениваются найденной информацией. Обсуждается разнообразие мира грибов. Далее каждый ученик занимается оформлением своего сообщения. После выполнения работы ученики разбиваются на группы. Каждая группа будет выполнять определенную работу по оформлению проекта. Учитываю желания детей и их возможности. У нас получилось 4 группы:
Слайд 8
1. Оформление брошюры.
2. Написание вводной статьи.
3. Составить и написать правила для грибников.
4 . Продумывание формы презентации проекта в заключительный день. (5)
Слайд 9
3 день
Обсуждаем предложения в группах, выполнение групповой работы. Контролирую деятельность каждой группы, направляю работу в нужное русло, помогаю решать спорные вопросы.
4 день
Отчет каждой группы о проделанной работе. Представление и обсуждение всем классом. Объединение работ в единое целое-проект брошюра для детей «Грибы – часть живой природы», утверждение проекта в классе. Подвожу итог о проделанной работе групп, оцениваю работу каждого ученика.
После презентации проекта каждой группы, подвожу итог о проведении проектной недели в классе.
Четвертая группа занималась продумыванием презентации нашего проекта. Рассмотрев разные предложения, было решено попробовать представить проект в стихотворной форме. Сначала было трудно, тогда на помощь пришли строчки из стихотворения Маяковского «Что такое хорошо? Что такое плохо?». Мы переделали начало стихотворения, а дальше, с помощью других учеников класса, предложения стали складываться в четверостишья. У нас получилось свое стихотворение – презентации.
Презентация
1 Наш учитель в класс вошел
И спросил лукаво:
– Что мы знаем про грибы?
– Для чего они нужны?
2 Если гриб растет в лесу,
Если он съедобный,
Каждый знает, что его
Можно положить в ведро.
И, придя, домой,
Вместе сварим суп грибной.
3 В красной шляпке с белой ножкой
Мухомор растет в кусточке
Только ты его не рви,
Для лося прибереги.
4 Если животных изучают биологи,
А растения-ботаники,
То для грибов нашлись микологи,
Изучающие их разнообразие.
5 Но в природе есть грибы
Разной формы, разноцветны,
А иные не видны.
Так зачем они нужны?
А) Гриб полезен, очень важен.
Во Вьетнаме, например, с помощью плесневых грибов готовят соевые соусы.
Б) В медицине применяется пенициллин – полученный благодаря грибу - пенициллу.
В) Некоторые грибы помогают бороться с насекомыми.
Г) Грибы – дрожжи применяются в хлебопечении.
6 Но не все грибы
Так уж хороши.
И, конечно, надо знать
Какой вред от них нам ждать.
7 Может гриб навредить в саду.
Может книге навредить,
Погубить растение,
Из-за невнимания
Вызвать у человека заболевание.
8 Выступали мы не долго,
Не хотим вас утомлять.
Всех грибов не перечислишь,
Лучше взять и прочитать.
Ведь грибы по всюду с нами.
Надо их беречь и изучать.
9 Скажем вам мы по секрету,
Не легко нам всем пришлось.
Много книг мы прочитали,
О грибах узнали мы.
Вы возьмите, посмотрите,
Не пожалеете и вы.
Слайд 10
Брошюра состоит из следующих разделов.
- Вводная статья.
- Правила грибника.
- Виды грибов.
- Признаки отравления ядовитыми грибами.
- Помощь при отравлении ядовитыми грибами.
- Роль грибов в природе
Вводная статья
Встреча с грибами у нас начинается еще весной, когда среди прошлогодней травы появляются строчки и сморчки, ну а уж лето – пора настоящей грибной охоты. Белые, подосиновики, рыжики, маслята…. Этот перечень можно продолжать долго, но попробуйте ответить на вопрос: сколько всего существует видов грибов? Оказывается, насчитывают около ста тысячи различных видов, но многих из них не возможно увидеть невооруженным глазом.
Грибы – удивительные создания, ведь их нельзя назвать ни растениями, ни животными. Они образуют особое самостоятельное царство и занимают промежуточное положение между животными и растениями.
Изучают грибы микологи. Они–то и установили, что наиважнейшими признаками грибов является то, что свойственно по отдельности животному и растительному царствам.
Грибы растут повсюду, но чаще всего на земле, лесной подстилке, на гниющей или живой древесине. Реже они встречаются на мусорной или навозной кучах и на месте пожарищ.
Для роста грибов нужна соответствующая температура и влажность. Наблюдения показывает, что гриб хорошо растет при безветренной тихой погоде, свет для них не так важен.
Тело грибов или грибниц, находясь в почве или в другой питательной среде, разрастается во всех направлениях. Продолжительность жизни грибов различна от одного года до нескольких десятилетий.
В природе грибы выполняют важнейшую функцию: устраняют остатки отмерших животных, растений. Это способствует круговороту веществ в природе.
Человек использует полезные свойства грибов в различных областях промышленности. В пищевой промышленности используют дрожжевые грибки и плесени. В медицине из некоторых грибов изготовляют антибиотики.
Человек с незапамятных времен Начал собирать грибы, что приносит ему удовольствие и радость. А также доставляет ему на стол вкусный и питательный продукт.
К сожалению, грибы являются не только источником радости, но и печали. Многие виды грибов – паразитов причиняют вред культурным растениям в сельском и лесном хозяйстве, уничтожают древесину на складах, шахтах, строительных работах. Различные виды уничтожают уникальные произведения искусства, например, картины, деревянную резьбу, книги. Большие неприятности доставляют людям и животным различные кожные заболевания. Некоторые виды ядовитых грибов вызывают отравления. Образованный человек должен уметь отличать съедобный гриб от несъедобного.
Многообразная жизнь грибов и их функции необходимы на Земле, хотя человеку они приносят и пользу и вред.
Человек как хороший хозяин должен научиться использовать их полезные свойства и избегать вреда, который они могут причинить.
Правила грибника.
- В лес за грибами нужно идти в удобной одежде и обуви – прогулка должна доставлять вам удовольствие.
- Собирайте только те грибы, которые хорошо вам известны. Если возникают сомнения, посоветуйтесь со специалистами. А если специалиста рядом нет, не берите сомнительный гриб.
- Нельзя собирать грибы в городе, и за городом вдоль шоссейных дорог.
- Не берите старые перезревшие грибы. Даже в съедобных боровиках, подберезовиках могут размножаться ядовитые для человека микроорганизмы.
- Не кладите свою «добычу» в полиэтиленовые пакеты! Грибы в них мнутся и ломаются. Кроме того, температура внутри пакета бывает настолько высокой, что грибы «задыхаются и портятся».
- Перерабатывать грибы нужно сразу же, как вернетесь домой из леса. Иначе за несколько часов грибы успеют зачервиветь.
- Грибы лучше срезать ножом. Но можно и аккуратно выкручивать из земли. Главное не ворошить, не разгребать под «корешком» мох, сухие листья, хвою, не разрушать грибницу.
- Мухоморы и поганки не сшибайте, не топчите ногами.
Виды грибов.
В данном разделе помещены творческие работы учеников. Сообщения о разных видах грибов.
Грибы в народной мудрости.
В этом разделе помещены также творческие работы детей, но уже пословицы, поговорки, загадки, стихи о грибах.
Признаки отравления ядовитыми грибами.
- Нарастающая интоксикация.
- Спастическая боль по всему животу. Снижение температуры тела.
- Тошнота.
- Неукротимая рвота.
- Частый жидкий стул.
- Обильное выделение слюны, пота.
Помощь при отравлении ядовитыми грибами.
- Личная безопасность.
- Промыть желудок - дать больному выпить подряд 5-6 стаканов воды или молока. Затем, раздражая пальцем или чайной ложкой корень языка или заднюю стенку глотки, вызвать рвоту, эту процедуру можно повторить 3-5 раз.
- Уложить больного в постель.
- Приложить тёплые грелки к рукам и ногам.
- Непрерывно давать ему тёплое питье, а при резкой слабости - крепкий чай.
- Если нет жидкого стула, только впервые часы после отравления грибами больному можно дать легкое слабительное средство (одна столовая ложка вазелинового или касторового масла или не более 30-50 миллилитров 33%-го раствора сернокислой магнезии).
- Людям, склонным к гипотонии, давать слабительное малыми дозами, чтобы избежать резкого падения артериального давления из-за большой потери организмом жидкости.
- Вызвать врача.
Тяжёлая интоксикация, когда поражаются сразу несколько жизненно важных систем организма, отмечается при отравлении сатанинским грибом, ложными опятами, красными, пантерными и вонючими мухоморами.
Наиболее угрожающее жизни отравление - отравление бледной поганкой. Бледная поганка и близкие виды ядовитых грибов (зелёная, весенняя, зловонная поганки), которые часто путают с зелёной сыроежкой, шампиньонами, содержат чрезвычайно токсичные соединения, под воздействием которых развивается некроз клеток печени и печеночная недостаточность.
Роль грибов в природе.
- Их любит собирать и есть человек.
- В них насекомые откладывают личинки.
- Своим корнем-грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям.
- Санитары леса. Разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной.
- Ими питаются животные.
(Не только съедобные, а даже некоторые ядовитые грибы служат пищей для животных.)
Эффективность, результативность и успех создания проекта проверяется защитой работы. Ведь презентация проекта органично завершает, подытоживает работу и важна как для учащихся, так и для меня. Именно в презентации заложен большой воспитательный эффект: ученики учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, тренируют умение проводить публичные выступления, отвечать на вопросы. Именно в процессе презентации ученик получает от сверстников подтверждение своей значимости, компетентности, успешности. При этом учащиеся учатся понимать и выражать себя, высказывать свое мнение, соглашаться или возражать, вступать в дискуссию, отмечать удачные творческие находки, стараются оценить вклад каждого и умение работать в команде.
Основываясь на собственном опыте, хочу сказать, что такая работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности.
Девизом проектной деятельности в нашем классе являются слова писателя Кларка
«Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Новые подходы к контрольно-оценочной деятельности как условие формирования ключевых компетенций учащихся»
Конспект выступления на тему "Новые подходы к контрольно-оценочной деятельностикак условие формирования ключевых компетенций учащихся"...
«Новые подходы к контрольно-оценочной деятельности как условие формирования ключевых компетенций учащихся»
Презентация на тему«Новые подходы к контрольно-оценочной деятельностикак условие формирования ключевых компетенций учащихся»...
Развитие ключевых компетенций учащихся в проектной деятельности
проектная деятельность...
Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся.
Организация проектной деятельностина уроках окружающего мира в начальной школе как условие развития положительной мотивации учащихся....
Доклад "Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся"
Доклад...
«Использование проектной деятельности в работе учителя-дефектолога по развитию речи неслышащих учащихся во внеурочное время»
Данна статья даёт представление об использовании проектной деятельности во внеурочное время несколькими педагогами, работающими на классе. Приведён пример конкретного мероприятия и работы всех педагог...
Представление педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций младших школьников»
Представление педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций младших школьников»...