Выступление на методическом объединении 2019 г.
учебно-методический материал

 Отараева Ирма Игоревна

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках окружающего мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2019.doc114 КБ

Предварительный просмотр:


         Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает доминирующее значение. Внимание к этой проблеме  диктуется условиями современной жизни.

Интеллектуальное  развитие  выступает как важнейший  компонент любой деятельности человека. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому интеллектуальные способности человека развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности.

 2. Диагностика

Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а так же выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся.

Приступая к педагогической работе с детьми, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием среды.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития интеллектуальных процессов нельзя.

 Младший школьный возраст   характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит развитие  всех психических процессов и осознание ребенком  собственных изменений, которые происходят в ходе  учебной деятельности.

В разных психологических  и педагогических источниках понятие «интеллект» раскрывается по-разному.

Как вы понимаете значение этого слова?  (высказывания)

Дэвид Векслер под интеллектом понимает способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания. То есть, интеллект рассматривается им как способность человека адаптироваться к окружающей среде.

Психолог И.А. Домашенко: "Интеллект - общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях".

            Итак, Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется:

- эрудицией: суммой знаний из области науки и искусства;

- способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, их производным: творчеству и абстрагированию;

- способностью к логическому мышлению, умением устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире;

- вниманием, памятью,  наблюдательностью, сообразительностью, различными  видами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью и т.д.

Три причины формирования интеллектуальных способностей школьников: Слайд 4

  • Естественно, немаловажную роль играют задатки.
  • Второе условие – раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию.
  • Третье условие – упорный труд. Способности не получают в «готовом виде».

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Способности тесно связаны с общей направленностью личности, и с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности.

  А что значит интеллектуальные способности?

Интеллектуальные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности.

Под интеллектуальными способностями понимается – память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание.  Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста.

Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не  могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога – развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную  деятельность.

Для этого очень важно создать в начальной школе условия, для полноценного развития детей, сформировать у них устойчивые познавательные процессы, развивать умения и навыки мыслительной деятельности, самостоятельность в поисках способов решения задач.

Где и как мы можем развивать познавательные и интеллектуальные способности?

Интенсивное развитие интеллекта у ребёнка происходит в младшем школьном возрасте. Интеллектуальные способности развиваются в деятельности и что для их развития нужна высокая познавательная активность детей.

В данный момент существует огромное количество УМК, которые предлагают массу возможностей для реализации требований ФГОС . Одним из таких является УМК под редакцией Плешакова. Содержание учебника Окружающий мир по данной программе имеет возможности для развития интеллектуальных способностей школьника. В нём используются различные методы и формы обучения.

Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя. Проводятся беседы, дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, просмотром презентаций и видеофрагментов. После каждой изученной темы, есть интересные задания для домашней работы, имеющие творческое направление. Вот примеры некоторых из них: написать сочинение от имени растений или животных, придумать речь и маску для царей живой природы, изготовить цепь питания и многие другие.

Немаловажную роль в формировании интеллектуальных способностей у детей на уроках окружающего мира, конечно же, играет раздел «Наши проекты». Дети с огромным интересом подыскивают материал по предложенным темам. Это учит их работать с информацией, стимулирует

посещать библиотеки и читать дополнительную литературу, тем самым, расширяя их кругозор. Более того, задания подобного рода очень сближают детей с родителями. Многие из них очень охотно помогают детям в поиске информации или подборке иллюстраций.

Учитель, как участник совместного поиска, создает условия для расширения кругозора, развития познавательного интереса, творческой инициативы и самостоятельности в поиске способов решения нестандартных задач.

В работе я использую разные формы:

- конкурсные игры

 - интеллектуальные игры

- экскурсии

- тематические занятия в библиотеках, и в школьном музее.

Методы работы:

теоретические  - беседы

                           -рассказ

                           - знакомство с научно-познавательной литературой

                           - экскурсии

практические   - игры

                           - интеллектуальные задания (кроссворды, чайнворды,  анаграммы, ребусы, танграмы, графические диктанты,  пальчиковые игры для развития речи и т.д.)речевые разминки

- упражнения на развитие психических процессов (внимания, памяти,   мышления)  

 - соревнования между командами

- самостоятельное составления интеллектуальных  игр

Некоторые из них мы используем постоянно в своей работе, другие – редко, часть  не используем.

Практическая часть

 Я хочу предложить вашему вниманию некоторые из них.

Пальчиковые игры 

Эти  нехитрые упражнения позволяют скоординировать работу правого и левого полушария головного мозга – таким образом, они будут взаимодействовать синхронно и слаженно. Эти игры образовывают своеобразный «мост» между полушариями, тем самым развивая и воображение ребенка (за которое отвечает правое полушарие), и его словесное описание (работа левого полушария). Если этот «мост» крепкий, то и нервные импульсы возникают чаще, мыслительные процессы активизируются, развивается внимание малыша, его способности.

Пальчиковые игры на уроках в начальной школе

В данной работе представлены обучающие пальчиковые игры, сопровождаемые стихами, которые используются на уроках в начальной школе. Каждая пальчиковая игра имеет свое уникальное название. Все игры в работе представлены в алфавитном порядке. Диапазон использования игр с 1 - 4 класс на уроках письма, русского языка, математики, окружающего мира, ИЗО, технологии.

Пальчиковые игры на уроках в начальной школе.

Движение руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию.

                                                                                                           В. М. Бехтерев

Развитие речи и интеллекта ребенка тесно связано с тем, насколько сформировано его моторное развитие. Уникальным средством развития мелкой моторики рук являются пальчиковые игры.

Пальчиковые игры – это упражнения, направленные на развитие и формирование высших психических и познавательных процессов.

Пальчиковые игры существуют очень давно и сопровождают нас в течение жизни. За их простотой скрывается великая педагогическая и воспитательная ценность. В процессе игры происходит речевое и умственное развитие, совершенствуется мелкая моторика рук. Через нервные окончания пальцев рук происходит эмоциональное воздействие на кору головного мозга, что положительно влияет на работу внутренних органов.

Невозможно переоценить роль пальчиковых игр в структуре урока в начальной школе. Учителя используют их перед различными видами ручного труда, рисованием, письмом. Они незаменимы на физкультминутках. При этом роль таких игр велика в расширении словарного запаса ребенка, его представлений об окружающем мире.

В своей работе я активно применяю пальчиковые игры. При этом диапазон их использования не ограничен. Большой интерес у детей вызывают игры не только на уроках письма, но и на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, чтения.

Изучив огромный объем методической литературы по данной теме, опыт коллег и обобщая накопленный опыт, я определила для себя ряд таких игр, используемых мною на уроках. При этом более активно данная работа ведется в первом и во втором классе. 

Арбуз

Посмотрите, вырос мяч!

Левой рукой обхватить правый кулак.

Только он не мчится вскачь (совершать руками движения вверх-вниз, как скачет мяч),

На бахче он у меня,

Положить кисти на стол.

И растет день ото дня.

Постепенно раздвигать пальцы и перевести их в позу «Шарик»

Братья

Большаку – дрова рубить,

Показать кулачок, по очереди, начиная с большого, разгибать пальцы из кулака.

А тебе – воды носить,

А тебе – печку топить,

А тебе – тесто месить,

А малышке песни петь.

Песни петь да плясать,

Выставить ладонь перед собой и шевелить всеми пальцами.

Родных братьев потешать.

Белка

Сидит белка на тележке, Спину выпрямить, голову поднять, согнутые кисти рук прижать к груди, как лапочки.

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке, Правой рукой загибать по очереди пальцы на левой.

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в зобок (погладить себя по горлу сверху вниз),

Кому в платок (протянуть вперед две ладони вместе),

Кому в лапочку. (Протянуть вперед ладонь, сложенную в виде ложечки)

Встреча

Показываем разных животных и то, как они говорят.

Вот пришли к нам два гуся:

Га-га-га! Га-га-га!

Вот пришли два попугая:

Да-да-да! Да-да-да!

Вот пришли к нам два зайчонка: (Шевелим пальцами-ушками.)

Раз-два-три! Раз-два-три!

Вот пришли к нам две собачки:

Посмотри! Посмотри!

Две козы к нам прибежали,

И друг дружку забодали!

В лесу

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять (загибаем пальчики синхронно на обеих руках).

Этот пальчик в лес пошел (Разгибаем пальцы поочередно),

Этот пальчик гриб нашел,

Этот резал,

Этот ел, Ну а этот лишь глядел.

Гусенок

Пальчики, как человечек, идут по ноге до колена.

Шел гусенок по дорожке,

Видит: вкусные горошки. (Указательным пальцем дотрагиваемся до ладошки.)

Ам-ам-ам, ам-ам-ам! (Пощипываем ладошку – гусенок ест.)

Никому я их не дам. (Два пальчика – человечек – идут по ноге до колена.)

Шел гусенок по тропинке.

Видит: вкусные травинки. (Растопыриваем пальчики.)

Ам-ам-ам, ам-ам-ам! (Гусенок щиплет пальчики, как травку.)

Никому я их не дам. (Два пальчика – человечек – идут по ноге до колена.)

Шел утенок через бор

И увидел мухомор. (Показываем мухомор – к кулачку приставляем указательный палец.)

«Знаю точно я, друзья: (Гусенок говорит.)

Мухоморы есть нельзя!» (Качает головой.)

Гули-гули

Люли, люли, люли (хлопать в ладоши),

Прилетели гули (взмахивать кистями рук перед собой, как крыльями).

Сели гули на кровать (ладони поставить друг напротив друга, кончики больших пальцев соединить под прямым углом)

Стали Маше ворковать (сложить пальцы обеих рук щепотью, изображая головки птичек: «клювики» то открываются, то закрываются):

– Баю-бай, баю-бай («покачать» воображаемого младенца),

Поскорее засыпай! Положить ладони под щеку.

Пальчиковые упражнения – это не только забавно, но и очень полезно. Играя, малыши развивают речь, общую координацию, совершенствуют мелкую моторику пальцев и кистей рук, подготавливая их к письму, рисованию и игре на музыкальных инструментах. Пальчиковые игры также способствуют своевременному и гармоничному умственному развитию дошкольников и детей младшего школьного возраста.(1 слайд)

2.Танграм ( слайд 2)

Игра «Танграм» изобретена в Китае. К 1817 году танграм стал популярной головоломкой в Европе, Англии и Америке. Китайцы производили и экспортировали большое количество наборов танграм из слоновой кости, упакованные в красивые резные коробочки. В этих изданиях насчитывалось около 343 задач.

Танграм

Мои учащиеся любят разгадывать головоломки. И я предложила им решить одну из задач танграма и это им очень понравилось. Я предлагаю набор задач танграм.  В наборе есть фигура с подсказкой и фигура, которую дети должны собрать(только контур). Не спешите показать детям фигуру - подсказку, дайте им время подумать. Надеюсь это будет увлекательно, и ваши ученики получат удовольствие, пытаясь решить эти задачи.

  1. Одна из девяти ( вставь недостающую фигуру) ( Слайд 3)
  2. Классификация (слайд 4)
  3. Игра « жук» (слайд 5)
  4. Буквы рассыпались ( слайд 6)
  5. Слово + буква (слайд 7)
  6. Логическая связь ( слайд 8)
  7. Кроссворд  (слайд 9)
  8. Найди слова в таблице (слайд 10)
  9. Составь слова – запомни фигуры и буквы в них (слайд 11)
  10.  Ребусы ( слайд 12)
  11. Графический диктант (слайд 13)

Еще Ян Амос Коменский призывал сделать любой труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. Весь процесс обучения учителю  необходимо строить так, чтобы ребёнок почувствовал: учение - это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением. Поэтому уроки и внеклассные мероприятия обязательно должны быть на высоком уровне интереса и познавательной активности, проходить в доброжелательной обстановке и в ситуации успеха.

Подведение итогов.

 У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а  не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.

Литература

 1. А.Ф.Ануфриев, С.Н.Костромина "Как преодолеть трудности в обучении детей". М., Издательство "Ось-89", 2007.

2. Г.Доман "Как развивать интеллект ребенка", М., АСТ, 1998.

3. И.В.Дубровина "Младший школьник. Развитие познавательных способностей", М., Просвещение, 2003.

4. А.З.Зак "Развитие умственных способностей младших школьников", М.,Просвещение, 1994.

5. А.З. Зак "Совершенствование познавательных умений у детей 5 - 12 лет", Москва - Воронеж, 1999.

6. . А.З. Зак "Различия в мыслительной деятельности младших школьников"., Москва - Воронеж, 2000.

7. Л.Тихомирова "Развитие интеллектуальных способностей школьника", Ярославль, Академия развития, 1996

8. В.Д.Шадрикова "Познавательный процессы и способности в обучении", М., "Просвещение", 1990.

9. Статьи из журналов "Начальная школа":

10. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития дошкольников. – Москва.: ООО «Издательство Астрель», 2006 – 41 с.

11. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.

12. Кислинская Т. А. Гениальность на кончиках пальцев. – Москва.: Генезис, 2008. – 117 с.

13. Мошковская Э. Книга для друга. – М, 1978. – 42 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».

: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...

Выступление на методическом объединении в форме эссе.

Учительский поиск путей  поддержки уникальности ученика....

Методическая разработка выступления на методическом объединении классных руководителей по профилактике ДДТТ и пропаганде ПДД. «Использование информационных технологий при изучении правил дорожного движения»

В современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемый участниками образовательного процесса, многократно увеличив...

Выступление на методическом объединении 2019-2020 уч.г.

Полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения значимость проце...

Выступление на методическом объединении 2018 - 2019 учебный год

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, ш...

Выступление на методическом объединении 2019 - 2020 учебный год

Важнейшее значение в контексте изменений, обусловленных введением ФГОС общего образования  приобретает сопровождение личностно-профессионального развития педагога.Эффективным инструментом личност...