Мониторинг образовательного процесса
проект
Проект «Мониторинг образовательного процесса в начальной школе»
Введение:
Наиболее существенная особенность Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования состоит в его принципиальной ориентированности на образовательные результаты
Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой, и личностным развитием, которое не подлежит инструментальной диагностике, была выделена такая группа достижений, как метапредметные результаты.
Измерительные инструменты:
• Мониторинг
• Контрольные срезы
• Психологическая диагностика
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий (УУД) является мониторинг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект Мониторинг образовательного процесса в начальной школе | 58.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ№7 г. Азнакаево» Азнакаевского района РТ
Руководитель ШМО Харисова Э.А.
Проект «Мониторинг образовательного процесса в начальной школе»
Введение:
Наиболее существенная особенность Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования состоит в его принципиальной ориентированности на образовательные результаты
Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой, и личностным развитием, которое не подлежит инструментальной диагностике, была выделена такая группа достижений, как метапредметные результаты.
Измерительные инструменты:
• Мониторинг
• Контрольные срезы
• Психологическая диагностика
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий (УУД) является мониторинг.
Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
- Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
- Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
- Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
- Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования
Ожидаемые результаты:
- получение экспертизы состояния образовательного процесса,
- улучшение функций управления образовательным процессом, обеспечивающих получение обратной связи;
- систематическое накопление банка данных для принятия педагогических решений
Актуальность:
Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, и метапредметные, и личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, а метапредметные результаты – ещё и оценке. УУД формируются постепенно и поэтапно. Для того, чтобы отслеживать продвижение каждого ребёнка по пути развития УУД и эффективность собственной педагогической работы, и нужен мониторинг.
Гипотеза: заключается в том, как выстроить грамотно мониторинг качества образования и как именно здесь могут помочь информационные технологии.
Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.
Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, с опорой на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке.
Мониторинг рассчитан на 4 года (на начальную ступень образования). Представляет собой исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования.
По программе мониторинга оценивание УУД начинается с первого класса (проводится в начале и в конце учебного года).
В проекте представлены технологические карты формирования различных видов универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных), которые предусматривают 3 уровня сформированности УУД: высокий, средний, низкий (см. приложение)
Функции мониторинга:
Диагностическая - определение уровня развития того или иного умения - отслеживание динамики развития по показателям и в целом
Оценочная - наличие критериев эффективности решения поставленных задач
Контрольная - критерии успешности работы учителя
Для проведения мониторинга важно знать:
- что собираются отслеживать;
- какие возможные результаты предполагают получить;
- как можно повлиять на эти результаты;
- каковы пути коррекции полученных результатов с учетом поставленных в процессе обучения целей.
С целью анализа результативности работы педагогического и ученического коллективов, в целом результативности работы школы в течение учебного года осуществляется педагогический мониторинг по разным направлениям. Мониторинг предусматривает различные источники и способы получения информации (промежуточный и итоговый контроль, итоговая аттестация обучающихся, анкетные опросы участников образовательного процесса, экспертное оценивание, внутришкольная отчетность и др.). Отслеживается уровень обученности и качество знаний по предметам, четвертям, по годам; определяется успешность работы учителя в конкретном классе, выявляется резерв качества, т.е. отслеживается успешность обучающихся, имеющих одну-две тройки и т.д.
С внедрением информационных технологий связано более широкое понимание управление обучением, осознаваемое не только как управление школой, но и как управление процессом обучения каждого ученика. В 2019-2020 учебном году в школе создали гуглдиск, в котором собирается вся информация, все отчёты. Ведётся мониторинг всех контрольных работ: входных, текущих, четвертных; мониторинг четвертных отметок. По итогам составляется индивидуальный маршрут каждого учителя по работе с высокомотевированными и низкомотевированными учащимися.
Это побуждает учителей к глубокому системному анализу образовательной ситуации, осмыслению результатов своей работы, ее положительных сторон и недостатков. Все направления нашей деятельности взаимосвязаны и позволяют выявить наиболее перспективные с точки зрения использования новых информационных технологий функции и задачи управления школой, создавать новые, более благоприятные условия эффективной совместной деятельности участников образовательного взаимодействия.
Такая работа для школьного коллектива трудна, но полезна и очень необходима: она помогает осознать как сильные, так и слабые стороны в работе, увидеть перспективу, наметить пути дальнейшего совершенствования, определить приоритеты для развития.
В конечном итоге система педагогического мониторинга позволяет получить точную, объективную и сопоставимую информацию о сильных и слабых сторонах деятельности образовательного учреждения и на ее основе своевременно корректировать эту деятельность и прогнозировать дальнейшее развитие системы. На внутришкольном уровне с учетом данных мониторинга организуется личностно ориентированный процесс. По итогам мониторинга в зависимости от его формы, целей и задач и с учетом реального положения дел проводятся заседания педагогического, методического советов, совета школы как органа общественного управления, совещания при директоре; выявленные проблемы и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы.
Методика мониторинговых исследований проста. Работа начинается при составлении календарно - тематического плана, когда составляется подробный план диагностики знаний, умений и навыков учащихся по ключевым темам программы данного класса. Это значит, что учитель должен знать программу по предмету и программные требования к знаниям, умения и навыкам обучающихся. Одно из положений мониторинга качества обучения: контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все, то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Поэтому учитель планирует входной контроль до изучения темы, текущий контроль в течение изучения темы и промежуточный контроль после изучения темы.
Цель входной диагностики - оценка уровня сформированности предметных умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественного усвоения темы.
Промежуточная (текущая) диагностика - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Её цель - систематический анализ процесса формирования общеучебных умений и навыков, стимулирование учебного труда ребенка. Учитель оценивает надежность сформированности тех способов действий, которым он учил, выявляет динамику развития учащихся, намечает пути повышения успешности обучения отдельных учащихся. Такой подход к организации контроля учебных достижений обучающихся позволяет учителю также оценить эффективность применяемой технологии и методики обучения, при необходимости внести изменения в организацию учебного процесса.
Учителями начальной школы создан банк проверочных работ. При организации диагностики чаще всего используются тестовые работы, состоящие из разноуровневых заданий. Проверочная работа имеет определённую структуру и состоит из 2 частей. Первая часть проверяет умение работать в стандартной ситуации. Цель - проверить понимание изучаемого материала. Эта часть заданий обеспечивает проверку фактических знаний, соответствующих базовому уровню.
Вторая часть проверяет уровень сформированности умений применять фактические знания в изменённой ситуации. Задания 2 части предусматривают самостоятельный поисковый характер. Причём эти задания не требуют дополнительных знаний, выходящих за рамки программы. Они развивают познавательный интерес, дают возможность школьнику показать свой уровень развития, умение найти выход из нестандартной ситуации. Это заставляет учителя разрабатывать дополнительно задания творческого характера и использовать их на каждом уроке.
Какие же основные подходы к оценке образовательных достижений нами используются?
Во-первых, делается вывод о том, освоен или не освоен проверяемый материал (достиг стандарта или нет).
Во вторых, учитель оценивает уровень и процент освоения изученного материала (определяет уровень качественной, абсолютной успеваемости и степень обученности).
В-третьих, учитель оценивает уровень конкретного ученика. Результатом оценки в этом случае является темп усвоения и объем усвоенного материала по сравнению с его начальным стартовым уровнем.
Кроме обычной оценки уровня сформированности предметных знаний и умений, учитель анализирует уровень сформированности умения. Оптимальный уровень 80-100%. Допустимый уровень 65-80%, критический уровень - 50-65%, недопустимый уровень до 50%. Отдельно по этим же критериям рассматриваются ошибки. Причём каждая ошибка анализируется как в количественном соотношении, так и в процентном отношении.
Если обучающимися в проверочной работе допущено большое количество ошибок, то учитель намечает план коррекционной работы и через определённый промежуток времени вновь проверяет уровень сформированности умения или навыка.
Очень важный момент мониторинга качества обучения на уровне ученик - аналитическая тетрадь, которую введёт каждый учитель. Здесь фиксируются ошибки каждого ученика, качество усвоения программного материала, планируются темы, которые нуждаются в коррекции. Аналитическая тетрадь позволяет располагать данными об уровне подготовки, как каждого школьника, так и класса в целом.
Мониторинг - сложное педагогическое явление, которое может быть охарактеризовано и как система, и как процесс. Как система мониторинг представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: цели его проведения, объекта отслеживания, субъектов организации и осуществления мониторинга, комплекса критериев и показателей оценки, методов сбора информации, одновременно выступая подсистемой управления образованием. Цель является системообразующим элементом мониторинга как и любой деятельностной системы: чтобы система работала, необходимо определить, ради чего она должна действовать. Цель как центральная нить мониторинга пронизывает все остальные элементы системы: исходя из цели, выделяется комплекс критериев и показателей оценки качества образования, подбираются методы изучения, выстраивается процедура проведения мониторинга
Нам предстоит продолжить начатую работу. Повысить качество знаний в каждом классе, организовать участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, как школьных, так в муниципальных и республиканских, поэтому подбираем новые технологии в работе. На конкурсе мастер-классов «Чтобы детям было интересно» представили новую технологию Аджайл, которую активно внедряем в школе для повышения качества образования.
План работы по основным направлениям деятельности на 2019-2020 учебный год:
Аналитическая деятельность
Планируемые действия | Сроки | Ответственные |
Изучение методических рекомендаций учителями начальных классов на 2019 - 2020 учебный год | август | Руководитель МО |
Составление рабочих программ по предметам, внеурочной деятельности. | август | Учителя МО |
Отчет об участии учащихся во всероссийских предметных олимпиадах. | в течение года | Руководитель МО Учителя МО |
Знакомство с новинками методической литературой. | в течение года | Учителя МО |
Информационная деятельность. Работа с документами.
Планируемые действия | Сроки | Ответственные |
Изучение методических рекомендаций учителям начальных классов на 2019 - 2020 учебный год | август | Руководитель МО |
Составление календарно-тематического планирования по предметам | август | Учителя МО |
Знакомство с новинками методической литературой | в течение года | Учителя МО |
Организация методической и инновационной деятельности
Планируемые действия | Сроки | Ответственные |
Основные направления модернизации учебного процесса: дальнейшее внедрение новых современных технологий, позволяющих переосмыслить содержание урока с целью формирования основных компетентностей у учащихся | в течение года | Учителя МО |
Взаимное посещение уроков | в течение года | Учителя МО |
Проведение открытых уроков | в течение года | Учителя МО |
Участие в муниципальных, региональных конкурсах, семинарах | в течение года | Учителя МО |
Методическое сопровождение работыс мотивированными и талантливыми детьми
Планируемые действия | Сроки | Ответственные |
Организация и проведение предметных олимпиад | в течение года | Учителя МО |
Организация участия в конкурсах | в течение года | Учителя МО |
Проведение школьного этапа конкурса мастер-классов «Чтобы детям было интересно» | январь | Мударисова Р.И. Шарифуллина А.Г. |
Организация участия обучающихся в предметных олимпиадах. | в течение года | Учителя МО |
Организация участия в метапредметной олимпиаде «Одаренный ребёнок» | февраль | Учителя МО |
Участие в X научно-практической конференции «Открытие» | январь | Хафизова Г.Н.,Рахматуллина Р.М., Кашапова В.Х. |
Проведение школьного этапа конкурса «Лучший ученик года» | февраль | Учителя МО |
Проведение школьного этапа конкурса «Литературная беседка» | март-апрель | Учителя МО |
Мониторинговая деятельность
Планируемые действия | Сроки | Ответственные |
Диагностическое оценивание ЗУН. | в течение года | Учителя МО |
Промежуточное оценивание. | в течение года | Учителя МО |
Коррекционная работа по устранению пробелов и расширению ЗУН. | в течение года | Учителя МО |
Итоговое оценивание уровня учебных достижений. | в течение года | Учителя МО |
Составление таблиц, графиков, диаграмм результатов мониторинга. | в течение года | Учителя МО |
Анализ процесса отслеживания ЗУН и обобщение результатов. | конец каждой четверти | Учителя МО |
Проведение и анализ итоговых комплексных работ | апрель | Учителя МО завуч |
Проведение и анализ промежуточного, итогового контроля по предметам | декабрь, май | Учителя МО завуч |
Проведение Всероссийских проверочных работ. | согласно расписанию | Учителя нач.кл |
Приложения
Пример мониторинга освоения учебных предметов
Класс/Ф.И.О. учителя | Входной контроль | Текущий контроль (1 полугодие) | Промежуточный | Качество знаний % | Средний балл | |||||||||||||
5 | 4 | 3 | 2 | 5 | 4 | 3 | 2 | 5 | 4 | 3 | 2 | в | т | п | в | т | п | |
2а/Иванова М.И. | ||||||||||||||||||
2б/Петрова И.А. | ||||||||||||||||||
2в/Сидорова Е.Н. |
Лист оценки предметных результатов обучения в 1-м классе
Класс ____учебный год Русский язык
Лист оценки предметных результатов обучения в 1-м классе
Класс _____ _________________учебный год
Русский язык
Ф.И.О. уч-ся Критерий оценивания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |
Базовый уровень - под руководством учителя создавать короткие устные и письменные высказывания; | ||||||||||||||||||||||||||||||||
- соблюдать основное правило переноса слов (по слогам, не оставляя и не перенося одну букву); | ||||||||||||||||||||||||||||||||
- писать слова с проверяемыми парными согласными на конце слова; | ||||||||||||||||||||||||||||||||
- не употреблять ь в буквосочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ; | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Повышенный уровень - оформлять свои мысли в устной и письменной форме (в виде предложения или небольшого текста); | ||||||||||||||||||||||||||||||||
- обнаруживать и исправлять графические и орфографические ошибки в специально предложенных и собственных записях; | ||||||||||||||||||||||||||||||||
- правильно писать изученные слова с удвоенными согласными; | ||||||||||||||||||||||||||||||||
- составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя, составлять текст из предлагаемых абзацев (восстановление деформированного текста); | ||||||||||||||||||||||||||||||||
- писать безударные гласные, проверяемые ударением, в двусложных словах. |
Условные обозначения:
+ сформировано - не сформировано
Карта формирования познавательных УУД по результатам ___полугодия ___класс _____ учитель ________________________
Схема фиксирования результатов наблюдения:
Дата | Ф.И.ученика | Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, | Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. | Находит необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях | Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям | Находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу | Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план. | Умение наблюдать и делать самостоятельные выводы | ВЫВОД | |
1 | 1.02 | Иванов Иван | ||||||||
2 | 1.02 | Смирнов И | ||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 | ||||||||||
ВЫВОД | высокий - | высокий - | высокий - | высокий - | высокий - | высокий - | высокий - | высокий - | ||
средний - | средний - | средний - | средний - | средний - | средний - | средний - | средний - | |||
низкий - | низкий - | низкий - | низкий - | низкий - | низкий - | низкий - | низкий - |
Карта формирования коммуникативных УУД по результатам __полугодия__ класс ____
учитель __________________________________________
Схема фиксирования результатов наблюдения:
УМЕНИЯ | ||||||||
№ | Ф.И.Ученика | Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). | Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки | Выразительно читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, пересказывать текст. | Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | ВЫВОД | |
1 | 1.02 | Иванов И. | В | С | С | С | С | С |
2 | 1.02 | Смирнов И. | С | С | С | С | С | С |
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
12 | ||||||||
13 | ||||||||
ВЫВОД | высокий - | высокий - | высокий - | высокий - | высокий - | высокий - | ||
средний - | средний - | средний - | средний - | средний - | средний - | |||
низкий - | низкий - | низкий - | низкий - | низкий - | низкий - |
Карта формирования регулятивных УУД по результатам полугодия класс ___
учитель _______________________________
Схема фиксирования результатов наблюдения:
УМЕНИЯ | ||||||||
№ | Ф.И.ученика | Умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. | Умение учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. | Умение учиться планировать учебную деятельность на уроке. | Умение высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки | Умение работать по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты) | Умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем | ВЫВОДЫ |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 | ||||||||
11 | ||||||||
ВЫВОД | высокий - | высокий - | высокий - | высокий - | высокий - | высокий - | высокий - | |
средний - | средний - | средний - | средний - | средний - | средний - | средний - | ||
низкий - | низкий - | низкий - | низкий - | низкий - | низкий - | низкий - |
Личностные качества ____________________________________
Логика и мышление | |
Организованность | |
Способность к наукам | |
Сообразительность | |
Острая память | |
Способность к решению задач | |
Быстрая обучаемость | |
Абстрактное мышление |
Черты характера | |
Добродушие | |
Ответственность | |
Терпеливость | |
Смелость | |
Внимательность | |
Правдивость | |
Аккуратность | |
Трудолюбие | |
Решительность |
Социальные навыки | |
Вежливость | |
Уступчивость | |
Умение слушать | |
Способность к поддержке | |
Умение быть в команде | |
Лидерство | |
Способность к примирению | |
Способность к сопереживанию |
Внешность | |
Аккуратность | |
Привлекательность | |
Статность осанки |
Лингвистические способности | |
Богатый словарный запас | |
Умение творчески писать | |
Умение рассказывать | |
Умение хорошо говорить |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мониторинг образовательного процесса в начальной школе».
Наиболее существенная особенность Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования состоит в его принципиальной ориентированности на образовательные результаты , ...
Мониторинг образовательных достижений, процессуальный мониторинг.
Результаты обследования учащихся первого и второго класса в конце учебного года (2014, 2015 г.)...
Аверьянова Л.В. Педагогический мониторинг УУД, как основа планирования образовательного процесса
В статье показана система педагогической диагностики УУД, которая включает в себя: педагогическое наблюдение, оценка работ на межпредметной основе, психодиагностическое обследование, анализ содер...
Мониторинг образовательного процесса в начальной школе
Проект «Мониторинг образовательного процесса в начальной школе»Введение:Наиболее существенная особенность Федерального Государственного Образовательного Стандарта ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГОВ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГОВ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...
Использование результатов мониторингов для планирования и коррекции образовательного процесса
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ МОНИТОРИНГОВ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И КОРРЕКЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА...