«Мониторинг образовательного процесса в начальной школе».
статья на тему

Наиболее существенная особенность Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования состоит в его принципиальной ориентированности на образовательные результаты , причем на результаты нового типа. Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой, и личностным развитием, которое не подлежит инструментальной диагностике,  была выделена такая группа достижений, как метапредметные результаты.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring_teoriya.doc361 КБ

Предварительный просмотр:

«Мониторинг образовательного процесса в начальной школе».

        Наиболее существенная особенность Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования состоит в его принципиальной ориентированности на образовательные результаты (слайд 2), причем на результаты нового типа. Наряду с предметными достижениями, которые традиционно планировались начальной школой, и личностным развитием, которое не подлежит инструментальной диагностике, (слайд 3) была выделена такая группа достижений, как метапредметные результаты.                

(Слайд 4)Измерительные инструменты:                                 

  • Мониторинг
  • Контрольные срезы
  • Психологическая диагностика

   Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий (УУД) является мониторинг. 

Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, и метапредметные, и личностные образовательные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию, а метапредметные результаты – ещё и оценке. УУД формируются постепенно и поэтапно.  Для того, чтобы отслеживать продвижение каждого ребёнка по пути развития УУД и эффективность собственной педагогической работы, и нужен мониторинг. (слайд 5)

        Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

        Для того,  чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, с опорой на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке.

Цель мониторинга - отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

Слайд 6

Функции мониторинга                                                 

Диагностическая –  определение уровня развития того или иного

                                умения

                                - отслеживание динамики развития ОК по

                                показателям и в целом

Оценочная – наличие критериев эффективности решения поставленных

                        задач (что такое «хорошо»)

Контрольная – критерии успешности работы учителя

Задачи мониторинга

1. Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения  начальной школе.

2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и разработка на этой основе стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.

3. Определение успешности работы педагога по формированию метапредметных УУД учащихся, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса в классе и подбор педагогических и управленческих средств их достижения.  Слайд 7

Периодичность

В 1 классе проводится две диагностические процедуры: в сентябре – методика «Школьный старт», позволяющая поставить педагогические задачи на адаптационный период, и в апреле - первый срез мониторинга. На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год. Затем мониторинг проводится в конце 2 класса (уже по 16 показателям), увидеть динамику развития УУД у каждого ученика, поставить задачи работы на третий год обучения. И так далее, вплоть до конца 4 класса.

Мониторинг метапредметных УУД. 

Мониторинг в 1-ых классах проводился в сентябре прошлого года. Цель диагностики – получение информации об уровне готовности к обучению в школе и прогнозирование особенностей адаптации первоклассников к школьной жизни. 

Психологическая готовность стала в последние годы «стартовым» показателем школьной жизни первоклассников. И это очень хорошо. Но периодически мы сталкиваемся с ситуацией, когда по всем показателям психологической готовности ребёнок находится в рамках возрастной нормы, а учиться, усваивать новый материал, общаться с другими детьми в учебных ситуациях ему очень трудно. Поэтому для определения перспектив обучения конкретного ребёнка в классе предполагается оценка целого ряда показателей.

Слайд 8 Стартовая готовность – это совокупность умений (т.е владение способами действия, мышления, общения), которые позволяют  ребёнку успешно осваивать учебный материал, подаваемый определённым образом, и включаться в образовательные ситуации, которые создаёт для него педагог. Нужны определённые стартовые умения. Речь идёт не об умении читать или считать. Речь идёт о различных способностях метапредметного характера.

        

        

В начале года мониторингу формирования развития УУД предшествовало диагностическое обследование учащихся на основе методики «Школьный старт». Оно проводилось на 3 - 4 неделе сентября и позволило определить стратегию работы с каждым учащимся по достижению высоких образовательных результатов. Слайд 9

Мы использовали рабочую тетрадь «Школьный старт» и методические рекомендации для учителя. Авторы комплекта: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, под редакцией к.психол.н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п.н. С.Г. Яковлевой.

 Все задания выполняются под руководством учителя, на основании его инструкций.

 Слайд 10 Обработка результатов выполнения заданий осуществлялась на основе таблиц «Оценка». Баллы заносятся в сводную таблицу, суммируются . Высокий уровень готовности присваивается сумма выше 20 баллов, средний – от 20 до 10, низкий – ниже 10 баллов.

Ф.И. ребёнка

Инструментальная готовность

Личностная готовность

Допол

нительно

1

2

3

4

5

6

7

8

16

17

-2

1

А.Р.

2

2

2

2

2

2

2

2

30

2

2

4

2

А.М.

2

1

1

2

2

2

2

2

26

2

1

3

А

Высокий уровень %

100

97

Б

Средний уровень %

0

3

В

Низкий уровень %

0

0

Особенность анализа диагностических результатов мониторинга в первом классе состоит в том, что они не оцениваются с точки зрения «достаточности» или «недостаточности», результатам не присваиваются оценочные категории («базовый» и «ниже базового»). Это сделано осознанно и связано с тем, что в первом классе учитель вместе со своими учениками только начинает общий путь к достижению образовательных результатов начальной школы.

Слайд 11, 12

Основным понятием, которое характеризует миссию и цели современного российского образования, является понятие «развитие».  Совместно с психологом  на начало года была проведена диагностическая работа по отслеживанию познавательных процессов учащихся.

№ п/п

Ф.И. учащегося

Исследование личностных универсальных действий

Исследование коммуникативных универсальных действий

ПАРАМЕТРЫ

Мотивация к обучению

Самооценка

Владение способом мобилизации

Общение

со взрослыми

Умение взаимодейст-

вовать

в паре

Умение взаимодейст-

вовать

в  группе

1

А.Р.

 

2

А.Е.

   

Выс. -                                 В/ср. -                                 Ср. -                         Н/ср. -                 

№ п/п

Ф.И. учащегося

Исследование регулятивных универсальных действий

Исследование познавательных универсальных действий

ПАРАМЕТРЫ

Действия по образцу

Умение управлять эмоциями

Умение управлять действиями

Мышление

Память зрительная

Память слуховая

Внимание

1

А.Р.

2

А.Е.

Выс. -                                 В/ср. -                                 Ср. -                         Н/ср. -                                 На основе данных мониторинга была  проводена целенаправленная работа по реализации индивидуального подхода к обучению каждого ребёнка.        

С 1 по 5 марта проводился мониторинг сформированости УУД у учащихся 1 – х классов (по региону).

Целью данного мониторинга  - определить уровень сформированности УУД у учащихся 1-х классов в соответствии с требованиями  к результатам освоения ООП НОО.

За время обучения в первом классе в соответствии с требованиями ФГОС УУД у детей сформированы или находятся в процессе формирования.

Личностные универсальные действия самоопределения оценивались по методике «Беседа о школе» и «Лесенка». У большинства учащихся наблюдалась положительная динамика в формировании личностных универсальных действий (что составило 80%, от общего числа испытуемых) самоопределения и смыслообразования. Учащимся характерно сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни, что свидетельствует о формирующихся мотивах учения и успешности протекания школьной адаптации.

У 96 % учащихся регулятивные УУД сформированы на высоком уровне, у других  4% находятся в процессе формирования, что полностью соответствует возрастным нормативам развития.

При исследовании уровня развития познавательных УУД  84% учащихся выявлен высокий уровень развития логических универсальных действий, у 50%, 12%- средний уровень, у 4 % низкий уровень.

Уровень развития коммуникативных УУД измерялся с помощью методики «Рукавички», предназначенной для выявления уровня развития коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперации). Получены следующие результаты: у 81% обследованных первоклассников выявлен высокий уровень развития коммуникативных действий  

У 19% выявлен средний уровень.

Результаты мониторингового среза первого класса - это объективная психолого-педагогическая информация о том, как на данный момент развиваются УУД у каждого ребенка и класса в целом. Оценить динамику развития метапредметных умений.

Слайд 13

В целом данная система показателей позволила не только отслеживать процесс достижения каждым учеником метапредметных образовательных результатов начальной школы, но и анализировать динамику этого процесса.

№ п/п

Ф.И. учащегося

Исследование личностных универсальных действий

Исследование коммуникативных универсальных действий

ПАРАМЕТРЫ

Мотивация к обучению

Самооценка

Владение способом мобилизации

Общение

со взрослыми

Умение взаимодейст-

вовать

в паре

Умение взаимодейст-

вовать

в  группе

1 п

2п

1 п

2 п

1 п

2 п

1 п

2 п

1 п

2 п

1 п

2 п

1

А.Р.

2

А.Е

Выс. -                         В/ср. -                         Ср. -                         Н/ср. -                         Н -

Для выявления уровня развития метапредметных УУД учащихся 1 класса на конец года  (конец апреля) проводился мониторинг, который позволил отследить приращение в уровне сформированности основных метапредметных УУД. На основе анализа данных оценивается успешность работы за период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год. Слайд 14

Для выявления уровня развития метапредметных УУД  использовали комплект – рабочая тетрадь  «Учимся учиться и действовать» и методические рекомендации для учителя. Авторы комплекта: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, под редакцией к.психол.н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п.н. С.Г. Яковлевой.

В программе реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения в начальной школе и до конца 4 класса. 

Комплект открывает уникальные возможности для индивидуализации процесса обучения и достижения каждым ребенком высокого образовательного результата на основании системного, комплексного изучения его продвижения по образовательной траектории.

Слайд 15, 16, 17, 18, 19

Тетрадь включает 16 диагностических модулей и состоит из двух типов заданий: задания на выполнение и на ориентацию.

 Направления обработки и анализа результатов мониторинга.

В процессе выполнения учащимися мониторинговых заданий, анализа детских вопросов и затруднений у педагога уже появились суждения о том, как развиваются УУД у первоклассников. Последующая обработка и анализ данных дают возможность перейти  от обсуждения к объективным выводам.

 Обработка результатов направлена на получение диагностической информации о каждом ученике и о классе в целом.

Слайд 20

А) об ученике – информация по каждому умению и рейтинг умений.

1. Информация об успешности выполнения ребёнком заданий двух типов (на выполнение задания по образцу и на ориентацию в способе действия) по каждому диагностическому умению.

2. Рейтинг сформированности всех вошедших в мониторинг универсальных учебных действий у каждого ученика. На основе рейтинга можно будет определить первоочередные направления работы для каждого ученика с учётом наиболее «острых» проблем в развитии УУД.

Б) о классе – выявление групп учащихся по уровню сформированности различных умений и рейтинг умений по классу в целом.

1. Для каждого диагностируемого умения учитель сможет определить группы учащихся в соответствии с результатами выполнения заданий двух типов (на выполнение по образцу и на ориентацию в способе действия).

2. По всей совокупности умений, вошедших в мониторинг, учитель сможет получить рейтинг сформированности учебных действий  по классу на основе суммы значений по классу. На основе рейтинга можно будет определить приоритетные направления работы с классом в целом с учётом наиболее «острых» проблем в развитии УУД.

Слайд 21

Первичная обработка результатов

        Первый этап обработки – заполнение мини-таблиц бланка первичной обработки результатов, который находиться в рабочей тетради «Учимся учиться и действовать».

Для каждого из восьми умений, вошедших в мониторинг 1 класса, заполняется отдельная мини-таблица, в которой суммируются результаты выполнения двух диагностических модулей. (1 балл, 0 баллов)

        После этого суммируются баллы, полученные в результате выполнения заданий А по двум модулям и баллы, полученные по заданиям Б и В по двум модулям. Эти результаты записываются в строке «сумма». Затем в строке «общая сумма» вычисляется сумма баллов, набранных ребёнком по всем шести заданиям, относящимся к данному умению.

        В результате заполнения мини-таблицы по каждому умению педагог получает следующие данные:

1. балл для каждого умения по двум типам заданий: на выполнение и на ориентацию

2. итоговый балл по каждому умению (от 0 до 6 баллов)

        Баллы, полученные за задания «на выполнение» и «на ориентацию», понадобятся педагогу для работы с индивидуальными результатами, а также для определения ребёнка в одну из групп в зависимости от успешности выполнения двух типов заданий.

Слайд 22, 23 Итоговые баллы по каждому умению заносятся в сводную таблицу и также используются для анализа результатов мониторинга.

Сводная таблица

Умения

Фамилия   Имя

Планиро

вание

Оценка

Анализ

Синтез

Сравне

ние

Класси

aика

ция

Обобщение

Причинно-следственные

связи

Сумма баллов

1

Абрарова Римма

6

6

6

6

6

6

6

6

48

2

Альянов Егор

6

5

6

6

5

6

6

6

46

3

Аносов Максим

6

6

6

6

5

4

5

4

42

31

Шубин Евгений

6

6

5

6

6

6

6

6

47

Сумма балов по каждому умению

181

170

170

172

179

170

178

163

Слайд 24 Анализ индивидуальных результатов позволяет педагогу решить несколько важных задач.

1. Помогает выявить, какого рода задания вызывают у ребёнка большие трудности и продумать систему заданий, помогающих ученику освоить то или иное универсальное учебное действие.

2. Анализ рейтинга всех восьми умений по таблице рейтингов поможет учителю определить приоритеты в работе с тем или иным учеником: С чего начать? Какие умения сегодня «замыкают» рейтинг? А на какие умения, напротив, можно опереться для создания ситуации успеха для ребёнка? Такая работа особенно важна для учащихся, вошедших в группу 4 по результатам мониторинга (учащиеся, не справившиеся с обоими типами заданий по данному умению).

3. Работа с индивидуальными данными даёт возможность посмотреть на темп выполнения ребёнком диагностических заданий: успевает ли он работать наравне с основной группой класса? Если ребёнок не справился с диагностическими  заданиями, выполняя их со всем классом, но при этом неплохо выполнил их индивидуально, ему требуется особая забота учителя по подбору оптимального темпа работы на уроке, определению объёма выполняемых заданий. У такого ребёнка могут возникнуть сложности при выполнении контрольных и самостоятельных работ, которые предполагают решение определённого числа учебных задач за фиксируемое время.

Если ребёнок работает быстро и качественно, учителю необходимо задуматься над тем, как поддержать учебную мотивацию такого потенциально сильного ученика. Развивающая система Л.В. Занкова предоставляет много возможностей для поддержки интеллектуальной активности одарённых детей, ими нужно обязательно воспользоваться.

4. Работа с индивидуальными результатами помогает понять, есть ли необходимость привлечь к работе с ребёнком таких специалистов, как психолог и дефектолог (логопед).

5. Сравнение результатов диагностики по методике «Школьный старт», оценки навыков чтения на момент поступления в школу с результатами мониторинга позволяет получить и проанализировать информацию о динамике развития

универсальных учебных умений ребёнка.

Анализ результатов по классу в целом

Анализ результатов мониторинга по классу в целом даёт возможность учителю грамотно спланировать работу по развитию метапредметных УУД с учётом уровня развития отдельных умений. Для организации групповой работы на уроке, дифференциации заданий по содержанию и уровню сложности мониторинг позволяет выявить группы учащихся по каждому умению. Группы создаются в соответствии с результатами выполнения заданий двух типов: выполнение по образцу и ориентация в способе действия.

        

Слайд 25

Максимально может быть выделено четыре группы по каждому умению.

Группа 1

Учащиеся, успешно справившиеся с заданиями «на выполнение» и «на ориентацию»

Группа 3

 Учащиеся, не справившиеся с заданиями «на выполнение» и успешно выполнившие задания «на ориентацию»

Группа 2

Учащиеся, успешно справившиеся с заданиями «на выполнение» и не справившиеся с заданиями «на ориентацию»

Группа 4

Учащиеся, не справившиеся с обоими  типами заданий по данному умению

Слайд 26

Это очень важная информация, которая позволит учителю подобрать для той или иной группы детей необходимые для их развития задания, образовательные ситуации, форму работы на уроке, задать нужную степень самостоятельности и т.д.

        Для работы с группой 1  можно рекомендовать подбор заданий, помогающих учащимся осознавать способы действия, содержащиеся в учебных заданиях, и учиться описывать эти способы словами. В работе с ними учитель может ставить задачу на умение словесно описывать сам процесс выполнения задания. Такая работа важна с двух точек зрения. Во-первых, и это самое главное, она позволяет учащимся в полном объёме решить задачи развития метапредметных УУД на уровне представления. Во-вторых, в модулях мониторинга УУД 2 класса для всех 16-ти показателей будут присутствовать задания и «на выполнение», и «на ориентацию», и на «описание» метапредметного способа действия, лежащего в основе учебного задания.

        Учащиеся, принадлежащие к группе 2, должны стать предметом пристального внимания учителя. Дети этой группы сделали первый шаг в освоении УУД, но остановились перед вторым. Они умеют выполнять задания, содержащие способ, по образцу, но в ситуации, когда нужно проанализировать этот способ с точки зрения его полноты и существенных сторон, оказываются некомпетентными и неуспешными.

        Группа 3 не должна быть большой. Если ребёнок попал в эту группу по целому ряду умений, это может говорить о его невнимательности, низкой сосредоточенности, а также нежелании работать по образцу. Такое нежелание  иногда проявляют творчески одарённые дети, у которых, при высоком потенциале, могут с самого начала обучения возникать серьёзные трудности с усвоением норм и правил организации учебного процесса.

        По группе 4 требуется аналитическая работа с результатами каждого отдельного ребёнка.

 Слайд 27 По данным рейтинга сформированности 8 умений по классу в целом можно построить диаграмму – самый удобный способ представления рейтинга.

        

Таким образом, в следующем учебном году учитель ставит задачи, расширяющие и углубляющие работу с метапредметными способами действия. Эта работа позволит вывести учеников на новый уровень. Особое внимание должно быть уделено развитию таких метапредметных УУД, как умение устанавливать аналогии, подводить под понятие, осуществлять простые рассуждения (от частного к общему), строить речевое высказывание в соответствии с учебной коммуникацией, задавать вопросы.

        В конце 2 класса у учителя будет возможность снова провести мониторинг (уже по 16 – ти показателям), увидеть динамику развития УУД  у каждого ребёнка, поставить задачи работы на третий год обучения. И так далее, вплоть до конца 4 класса.

        

Слайд 28

Кроме мониторинга метапредметных умений проводится и мониторинг предметных знаний. Все данные вносятся в лист достижения учащегося.

Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов

п/п

Вид  контрольно-оценочной деятельности

Время проведения

Содержание

Формы и виды оценки

1

Входной контроль (стартовая работа)

Начало сентября

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний

Фиксируется учителем в рабочем дневнике. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку.

2.

Диагности-ческая работа, тестовая диагностичес

кая работа

Проводится на входе и выходе темы

Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках изучения темы

Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции и не влияют на дальнейшую итоговую оценку

3.

Проверочная  работа

Проводится  после изучения темы

Проверяется уровень освоения  учащимися предметных культурных способов/средств действия. Представляет  собой задания разного уровня сложности

Все задания  обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням и диагностирует уровень овладения способами учебного действия

4.

Решение  проектной  задачи

Проводится не менее 2 раз в год

Направлена на выявление уровня освоения  ключевых  компетентностей

Экспертная  оценка по специально созданным экспертным картам

5.

Итоговая проверочная работа

Конец апреля-май

Включает  основные  темы учебного  года. Задания рассчитаны на проверку не только предметных, но и метапредметных результатов. Задания  разного уровня сложности

Оценивание многобалльное, отдельно  по уровням. Сравнение результатов  стартовой и итоговой работы

6.

Предъявление/демонстрация достижений ученика за год

Май

Каждый учащийся в конце года демонстрирует результаты своей учебной и внеучебной деятельности

перенос педагогического ударения с оценки на самооценку. Ученическое портфолио

Таким образом, ежегодное отслеживание развития и формирования УУД даёт педагогу неоценимую помощь в построении целенаправленной и эффективной работы по достижению качества образования для каждого ребёнка.

Профессиональные навыки работы с мониторингом – это развитие самого педагога, его мастерства, подтверждение им готовности и способности быть педагогом нового, ХХI века.

Слайд 29

Спецификация итоговой контрольной работы

за 2011 – 2012 учебный год

Русский язык 1 класс

Блок содержания

Контролируемее знания/умения

1

Фонетика

Умение определять гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки, буквы, обозначающие мягкость и твёрдость согласных (для выполнения задания понадобятся цветные карандаши или ручки)

2

Фонетика

Умение определять ударный гласный звук и слог

3

Фонетика

Умение делить слова на слоги

4

Орфография

Умение записывать имена собственные с заглавной буквы

5

Орфография

Умение правильно обозначать на письме сочетание шипящих с гласными (жи-ши, ча-ща, чу-щу) и сочетаний согласных с шипящими (ЧК, чн, щн, нч)

6

Орфография

Умение обозначать мягкость согласных на письме с помощью ь и букв гласных звуков

7

Орфография

Умение орфографически верно записывать словарные слова

8

Пунктуация

Умение обозначать начало и конец предложения, учитывая интонацию

Текущий контроль позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения.

Тестовая диагностическая работа (“на входе” и “выходе”) включает в себя задания, направленные на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи.

Тематическая проверочная работа проводится по ранее изученной теме, в ходе изучения следующей на этапе решения частных задач, позволяет фиксировать степень освоения программного материала во время его изучения. Учитель в соответствии с программой определяет по каждой теме объем знаний и характер специальных умений и навыков, которые формируются в процессе обучения. Тематические проверочные работы проводятся после изучения наиболее значительных тем программы.

Итоговая проверочная работа проводится в конце учебного полугодия, года. В первом классе – только в конце учебного года. Включает все основные темы учебного периода.

«Портфолио» ученика (демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала) представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.

Динамика обученности учащихся фиксируется учителем (в диагностических картах учащихся).

Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в специальном «Листке достижений». Красным цветом обозначается высокий уровень обученности и развития учащихся, зеленым и синим цветом – соответственно средний и низкий уровень.

Лист индивидуальных достижений

Учени___ 1 ___ класса

Ф.И. __________________________________

Учебные предметы

Период обучения

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

год

Чтение

Осознанность

в

в

в

в

в

Способ

с

в

в

в

в

Выразительность

в

в

в

в

в

Темп

с

с

в

в

в

Правильность

в

в

в

в

в

Речевые навыки

с

с

в

в

в

Умение работать с текстом

с

в

в

в

в

Умение работать с книгой

с

в

в

в

в

Русский язык

Звуковой анализ слова

в

в

в

в

в

Анализ предложения

в

в

в

в

в

Деление слова на слоги

в

в

в

в

в

Постановка ударения

в

в

в

в

в

Каллиграфия

с

с

в

в

в

Орфография

с

в

в

в

в

Развитие устной речи

в

в

в

в

в

Математика

Устные вычислительные навыки

в

в

в

в

в

Письменные вычислительные навыки

в

в

в

в

в

Умение решать простые задачи

в

в

в

в

в

Ориентировка в простейших геометрических понятиях

в

в

в

в

в

УУД

Ознакомление с окружающим миром

в

в

в

в

в

Личностные

с

в

в

в

в

Регулятивные

с

в

в

в

в

Познавательные

в

в

в

в

в

Коммуникативные

в

в

в

в

в

Условные обозначения:         

В – высокий уровень;         С – средний уровень;         Н – низкий уровень

В целом данная система показателей позволяет  не только отслеживать процесс достижения каждым учеником метапредметных образовательных результатов начальной школы, но и анализировать динамику этого процесса.

2 часть

«Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальной школы: проектирование, мониторинг».

Цель мониторинга - отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса.

Периодичность

В 1 классе проводится две диагностические процедуры: в сентябре – методика «Школьный старт», позволяющая поставить педагогические задачи на адаптационный период, и в апреле - первый срез мониторинга. На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с учащимися на предстоящий год.

В начале года мониторингу формирования развития УУД предшествовало диагностическое обследование учащихся на основе методики «Школьный старт». Оно проводилось на 3 - 4 неделе сентября и позволило определить стратегию работы с каждым учащимся по достижению высоких образовательных результатов.

Ф.И. ребёнка

Инструментальная готовность

Личностная готовность

Допол

нительно

1

2

3

4

5

6

7

8

16

17

-2

1

А.Р.

2

2

2

2

2

2

2

2

30

2

2

4

2

А.М.

2

1

1

2

2

2

2

2

26

2

1

3

А

Высокий уровень %

100

97

Б

Средний уровень %

0

3

В

Низкий уровень %

0

0

Основным понятием, которое характеризует миссию и цели современного российского образования, является понятие «развитие».  Совместно с психологом  на начало года была проведена диагностическая работа по отслеживанию познавательных процессов учащихся.

№ п/п

Ф.И. учащегося

Исследование личностных универсальных действий

Исследование коммуникативных универсальных действий

ПАРАМЕТРЫ

Мотивация к обучению

Самооценка

Владение способом мобилизации

Общение

со взрослыми

Умение взаимодейст-

вовать

в паре

Умение взаимодейст-

вовать

в  группе

1

А.Р.

 

2

А.Е.

   

Выс. -                                 В/ср. -                                 Ср. -                         Н/ср. -                 

№ п/п

Ф.И. учащегося

Исследование регулятивных универсальных действий

Исследование познавательных универсальных действий

ПАРАМЕТРЫ

Действия по образцу

Умение управлять эмоциями

Умение управлять действиями

Мышление

Память зрительная

Память слуховая

Внимание

1

А.Р.

2

А.Е.

Выс. -                                 В/ср. -                                 Ср. -                         Н/ср. -                 

Сформированность универсальных учебных действий первоклассников

Ф.И.

уч-ся

 Личностные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

методика №1

методика №2

методика №3

методика №4

методика №5

методика №6

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

Н

С

В

А.Е.

Х

Х

Х

Х

Х

Х

В целом данная система показателей позволила не только отслеживать процесс достижения каждым учеником метапредметных образовательных результатов начальной школы, но и анализировать динамику этого процесса.

№ п/п

Ф.И. учащегося

Исследование личностных универсальных действий

Исследование коммуникативных универсальных действий

ПАРАМЕТРЫ

Мотивация к обучению

Самооценка

Владение способом мобилизации

Общение

со взрослыми

Умение взаимодейст-

вовать

в паре

Умение взаимодейст-

вовать

в  группе

1 п

2п

1 п

2 п

1 п

2 п

1 п

2 п

1 п

2 п

1 п

2 п

1

А.Р.

2

А.Е

Выс. -                         В/ср. -                         Ср. -                         Н/ср. -                         Н -

Сводная таблица

Умения

Фамилия   Имя

Планиро

вание

Оценка

Анализ

Синтез

Сравне

ние

Классификация

Обобщение

Причинно-следственные

связи

1

А.Р.

6

6

6

6

6

6

6

6

2

6

5

6

Сумма баллов по каждому умению

12

Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов

п/п

Вид  контрольно-оценочной деятельности

Время проведения

Содержание

Формы и виды оценки

1

Входной контроль (стартовая работа)

Начало сентября

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний

Фиксируется учителем в рабочем дневнике. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку.

2.

Диагности-ческая работа, тестовая диагностичес

кая работа

Проводится на входе и выходе темы

Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках изучения темы

Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции и не влияют на дальнейшую итоговую оценку

3.

Проверочная  работа

Проводится  после изучения темы

Проверяется уровень освоения  учащимися предметных культурных способов/средств действия. Представляет  собой задания разного уровня сложности

Все задания  обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням и диагностирует уровень овладения способами учебного действия

4.

Решение  проектной  задачи

Проводится не менее 2 раз в год

Направлена на выявление уровня освоения  ключевых  компетентностей

Экспертная  оценка по специально созданным экспертным картам

5.

Итоговая проверочная работа

Конец апреля-май

Включает  основные  темы учебного  года. Задания рассчитаны на проверку не только предметных, но и метапредметных результатов. Задания  разного уровня сложности

Оценивание многобалльное, отдельно  по уровням. Сравнение результатов  стартовой и итоговой работы

6.

Предъявление/демонстрация достижений ученика за год

Май

Каждый учащийся в конце года демонстрирует результаты своей учебной и внеучебной деятельности

перенос педагогического ударения с оценки на самооценку. Ученическое портфолио

Спецификация итоговой контрольной работы

за 2011 – 2012 учебный год

Русский язык 1 класс

Блок содержания

Контролируемые знания/умения

1

Фонетика

Умение определять гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки, буквы, обозначающие мягкость и твёрдость согласных (для выполнения задания понадобятся цветные карандаши или ручки)

2

Фонетика

Умение определять ударный гласный звук и слог

3

Фонетика

Умение делить слова на слоги

4

Орфография

Умение записывать имена собственные с заглавной буквы

5

Орфография

Умение правильно обозначать на письме сочетание шипящих с гласными (жи-ши, ча-ща, чу-щу) и сочетаний согласных с шипящими (ЧК, чн, щн, нч)

6

Орфография

Умение обозначать мягкость согласных на письме с помощью ь и букв гласных звуков

7

Орфография

Умение орфографически верно записывать словарные слова

8

Пунктуация

Умение обозначать начало и конец предложения, учитывая интонацию

Лист индивидуальных достижений

Обучающего 3 класс

Ф.И. Климина Данилы

Учебные предметы

Период обучения

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

год

Чтение

Осознанность

Способ

Выразительность

Темп

Правильность

Речевые навыки

Умение работать с текстом

Умение работать с книгой

Русский язык

Звуковой анализ слова

Анализ предложения

Деление слова на слоги

Постановка ударения

Каллиграфия

Орфография

Развитие устной речи

Математика

Устные вычислительные навыки

Письменные вычислительные навыки

Умение решать простые задачи

Ориентировка в простейших геометрических понятиях

УУД

Ознакомление с окружающим миром

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Условные обозначения:         

В – высокий уровень;         С – средний уровень;         Н – низкий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место ИКТ в образовательном процессе в начальной школе

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Поэтому учитель должен педагогически грамотно применять средства информат...

Образовательный проект «Применение игр-предположений в образовательном процессе в начальной школе»

Значение игр в обучении младших школьников. Применение игр-предположений во внеурочной деятельности....

Выступление на муниципальных педагогических чтениях по теме"Мониторинг образовательных достижений обучающихся начальной школы."

Выступление на муниципальных  педагогических чтениях  по теме «Мониторинг   образовательных  достижений  обучающихся    в начальной школе». Как...

ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...

Мониторинг образовательного процесса в начальной школе

Проект «Мониторинг образовательного процесса в начальной школе»Введение:Наиболее существенная особенность Федерального Государственного Образовательного Стандарта ...