Методические рекомендации по обучению детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе.
методическая разработка

Рудько Галина Григорьевна

Методические рекомендации по обучению детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по обучению детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе.

       В настоящее время увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, интегрированных в общеобразовательные школы. В силу различных причин родители либо не хотят, либо не имеют возможности отдать ребенка в специализированные учреждения. Но общеобразовательная школа часто оказывается не готовой к принятию ребенка с отклонениями в развитии. Отсутствует необходимое нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение процесса образовательной интеграции школьников, в том числе с нарушением слуха.

     Что же делать педагогу, если у него обучается или будет обучаться ребенок с особыми образовательными потребностями? Зачастую педагоги массовых школ не имеют представления о психофизиологических особенностях таких детей, поэтому сталкиваются с трудностями при их обучении и воспитании. Возникает опасность игнорирования особых потребностей неслышащего ребенка, его обучение может оказаться лишь формальным пребыванием в стенах массовой школы. Мы предлагаем методические рекомендации для педагогов, обучающих глухих и слабослышащих детей в общеобразовательных классах, которые помогут им в работе и в поиске путей решений из сложных педагогических ситуаций.

Особенности познавательной деятельности детей с недостатками слуха.

      Глухие и слабослышащие дети отличаются от сверстников особенностями познавательной деятельности. Из-за нарушения слуха у них наблюдается  недоразвитие познавательных функций: внимания, восприятия, памяти, мышления. Но самое главное, у них отсутствуют широкие речевые возможности.  Затруднение в  овладении устной речью не позволяет детям с нарушенным слухом в полной мере включиться в общество слышащих и перейти от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, что оказывает глубокое влияние на становление их  личностных качеств.

Устная и  письменная речь неслышащих детей аграмматична, много пропусков букв и слов, отмечаются проблемы, связанные с пониманием словесных форм высказываний и формулированием собственных мыслей по законам языка; трудности, связанные с использованием речи в качестве мыслительных средств. Из-за  бедного словарного запаса с такими детьми нужно  разбирать значение каждого слова, отсюда теряется интерес к чтению. Тексты читаются механически, неосознанно, запоминаются дословно. В речи используются однотипные грамматические конструкции, однообразные слова и фразы. Кругозор  детей с нарушениями слуха ограничен непосредственным окружающим миром. В межличностном общении они более замкнуты и обидчивы. Все эти факторы не позволяет неслышащим учащимся эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки.

Одна из наиболее важных и сложных задач обучения и воспитания детей с нарушенным слухом – формирование у них устной речи. Это одно из главных условий компенсации потери слуха у неслышащего ребенка. Это объясняется той исключительной ролью, которую играет в жизни людей устная речь как способ общения, основа владения языком и инструментом мышления. При этом задача формирования и коррекции произношения является наиболее специфической, т.к. реализуется в условиях нарушения единства слуха и речи. Дети с нарушенным слухом овладевают устной речью в процессе подражания речи взрослых. Успех зависит от усвоения словаря, грамматического строя языка, навыков восприятия устной речи и произношения, а также навыков общения с окружающими.

Образование учащихся с нарушениями слуха в условиях массовой школы

Интегрированному обучению по программам общеобразовательной школы (при наличии соответствующих условий) подлежат дети,  имеющие снижение слуха (в речевой области) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии. Основанием для зачисления неслышащих детей в общеобразовательный  класс является заявление родителей (или лиц, их заменяющих) и заключение ПМПК. Показаниями к обучению детей с нарушенным слухом  в массовой школе считаются:

  • желание родителей, их стремление и готовность помогать в процессе обучения;  
  • уровень психофизического и речевого развития, хотя и отстающий от возрастной нормы, но все же позволяющий овладеть учебными программами в сроки, предусмотренные для нормально развивающихся детей;
  • психологическая готовность к обучению среди нормально развивающихся сверстников;
  • личностные качества ребёнка, особенно такие, как активность, самостоятельность, инициативность, которые положительно влияют на развитие общения с другими детьми и педагогами.

Ребенок с нарушенным слухом, не готовый к обучению со слышащими сверстниками, не сможет эффективно осваивать программу. Но даже в том случае, когда ребенок признан готовым к обучению в массовой школе, у него могут возникнуть серьезные затруднения. Они связаны с двумя областями школьной жизни - это усвоение программы массовой школы и общение со слышащими сверстниками.

При интегрированном обучении для детей с нарушенным слухом разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана специального (коррекционного) образовательного учреждения соответствующего вида и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету учебного плана на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребенка, и на основании федеральных государственных образовательных стандартов.

Для проведения коррекционных и развивающих занятий в учебном плане предусматриваются часы за счет части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, либо за счет реализации программ дополнительного образования интеллектуально-познавательной направленности.

Если сроки освоения общеобразовательной программы не совпадают с нормой, то для детей рекомендуется  заводить отдельный классный журнал, где фиксируют прохождение программного материала.

Специфичность построения учебно-воспитательного процесса с учащимися, имеющими нарушенный слух, проявляется в сочетании и необходимости решения  двух групп задач, различных по своему характеру:

1.Задачи пропедевтического характера  - практическое овладение языком, расширение, уточнение, коррекция представлений, знаний детей об окружающем мире, развитие слухового восприятия, формирование наглядных и словесных обобщений. Решение этих задач  способствует совместному развитию неслышащих детей, готовит их к сознательному овладению школьными знаниями.

2.Планомерное, целенаправленное обучение основам наук, овладение знаниями и навыками, необходимыми для жизни, любой сферы трудовой деятельности.

Эти задачи в процессе обучения и воспитания  решаются в органическом единстве, так как успехи, достигнутые в каждом направлении, оказывают положительное взаимное влияние друг на друга.

Организация коррекционно-педагогической поддержки школьника с нарушениями слуха в условиях общеобразовательного учреждения

Для того чтобы максимально реализовать имеющийся потенциал глухого и слабослышащего ученика, необходимо организовать его комплексное сопровождение в условиях общеобразовательного учреждения. Поэтому учитель массовой школы должен действовать в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом, социальным педагогом и учителем-дефектологом (сурдопедагогом, учителем - логопедом).

Главная задача коррекционно-педагогической поддержки интегрированного школьника с нарушением слуха - создание оптимальных условий для выявления и реализации его особых образовательных потребностей. Важным этапом на пути решения поставленной задачи является изучение программного и учебно-дидактического обеспечения учебного процесса.

      Учителю-предметнику необходимо выделить области предметных знаний, усвоение которых ребенком с нарушенным слухом сопряжено с особыми, специфическими трудностями; рассмотреть возможности адаптации методов и приемов обучения слышащих школьников применительно к учащимся с нарушениями слуха; организовать непрерывное взаимодействие с учителями-дефектологами, психологами и родителями. Решение этих задач поможет раскрыть потенциальные возможности и повысить уровень обучаемости детей с нарушенным слухом.

       У детей с нарушениями слуха возникают серьезные проблемы в получении полноценного образования наравне со слышащими одноклассниками, поэтому им необходима коррекционная помощь учителя-дефектолога, сурдопедагога или логопеда. Если такого педагога нет в школе, родителям нужно обратиться за помощью в психолого-медико-педагогические консультацию, психолого-педагогические медико-социальные центры или сурдологические центры и консультативные пункты при специальных школах.

     Основными направлениями коррекционной поддержки со стороны учителя-дефектолога (сурдопедагога) являются: преодоление недостатков произносительной стороны речи и ее грамматического оформления, развитие слухового восприятия, диалогической и монологической речи, контроль  успеваемости ребенка по общеобразовательным предметам, оказание помощи при возникновении трудностей усвоения массовой программы. Разработка содержания коррекционных занятий, подбор лексико-грамматического материала проводятся с опорой на тематическое планирование педагога массового класса и во взаимосвязи с общеобразовательными предметами.

     На индивидуальных занятиях отрабатываются темы, которые вызвали затруднения в овладении материалом общеобразовательной школы, оказывается помощь при выполнении домашнего задания. В развивающих занятиях сурдопедагог может использовать специальные компьютерные программы «Мир за твоим окном», «В городском дворе», «Лента времени». Помощь может быть постоянной в виде регулярных коррекционных занятий (для младших школьников) или краткосрочной - по мере обращения родителей или самого ученика (в старших классах). Все зависит от конкретных образовательных потребностей  каждого ребенка.

Педагог-психолог осуществляет психологическое сопровождение детей, выявляет особенности  интеллектуального развития, личностные и поведенческие реакции, оказывает помощь в создании психологически комфортной среды; предупреждает проявления дезадаптации детей; разрабатывает конкретные рекомендации педагогическим работникам, законным представителям по оказанию помощи в вопросах развития, обучения и воспитания детей; проводит развивающие занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на исправление возможных нарушений общения и поведения. Большое внимание психолог должен обращать  на формирование межличностных отношений между интегрированными ребятами и их сверстниками, что помогает решать этические и правовые проблемы. Для этого на занятиях педагог-психолог должен использовать игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастику и релаксацию, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кисти рук.

Социальный педагог оказывает помощь неслышащим учащимся в организации различных видов совместной социально значимой деятельности, свободного времени; в социальном и профессиональном самоопределении, трудоустройстве, оздоровлении.

Интегрированное обучение должно предусматривать не только сопровождение неслышащих учащихся, но и методическую поддержку педагогов массовой школы. Эта поддержка может быть организована:

  • школьным или межшкольным психолого-педагогическим медико-социальным центром (в составе которого имеются медики, специальные педагоги, психологи, логопеды, социальные работники);
  • внутренними координаторами по специальному образованию (завучем по специальному обучению);
  • педагогом-дефектологом, учителем со специальным образованием;
  • организацией школьных психолого-педагогических консилиумов;
  • консультированием внешних специалистов (из ПМПК, специальной школы, центров реабилитации, логопедических служб);
  • повышением квалификации учителей (курсы, семинары, конференции).

Задачи методической поддержки:

  • вызвать у педагогов общеобразовательной школы адекватное отношение к появлению в классе неслышащих детей, расположить их к детям;
  • раскрыть потенциальные возможности и высокий уровень обучаемости детей с нарушенным слухом;
  • познакомить педагогов с особенностями психического развития детей с нарушенным слухом;
  • дать информацию о методах и приемах коррекционной поддержки неслышащего ребенка в процессе школьного обучения. 

Особое место в образовательном процессе занимает работа с родителями. Родители посещают коррекционные и консультативные занятия их ребенка с сурдопедагогом. Сурдопедагог составляет рекомендации для родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка. Очень важно исключить дублирующее обучение, когда ребенок приходит на урок с уже изученным дома материалом. В том случае, если такой вариант является единственно возможным для успешного обучения, встает вопрос о целесообразности пребывания ребенка в массовой школе. Полезнее для данного ученика может быть организация совместной со слышащими детьми внеклассной деятельности, участие в праздниках и спортивных мероприятиях при оказании постоянной коррекционной помощи.

Общение детей с нарушениями слуха со слышащими сверстниками

Образовательный процесс в массовой школе основан на взаимодействии учителя и ученика, а также ученика и других учеников. Это взаимодействие базируется        на речевом        общении участников образовательного         процесса. С самых первых дней школьного обучения ребенок с нарушенным слухом может испытывать специфические трудности в установлении и поддержании такого взаимодействия. В основе возможных трудностей лежит то, что ребенок не может  в новых условиях учебной коммуникации реализовать раннее усвоенные способы речевого общения. Для того чтобы помочь ребенку полноценно включиться в сложную образовательную среду массовой школы, необходимо развивать у него следующие способности:

  • воспринимать речь в разных акустических условиях;
  • понимать обращенную речь и верно оценивать действия собеседника;
  • образовывать продуктивные речевые высказывания, отвечающие общей теме и ситуации общения;
  • устанавливать товарищеские и дружеские отношения со слышащими сверстниками;
  • накапливать собственный жизненный опыт и активно использовать его в процессе общения и обучения.

Для активизации речевой и познавательной активности неслышащего ребенка необходимо использовать не только различные ежедневные ситуации, но и собственные ресурсы, формировать умение находить самостоятельный выход из проблемы (задавать вопросы, обращаться за помощью к учителю и одноклассникам, уточнять сказанное).

Постоянное облегчение условий коммуникации и своеобразная гиперопека со стороны учителя мешает развитию у неслышащего ребенка способности к успешному речевому общению в разных коммуникативных ситуациях.

Образовательная интеграция ребенка с нарушением слуха предполагает обучение в коллективе слышащих сверстников на равных условиях. В связи с этим сложно предусмотреть все варианты и ситуации взаимодействия между детьми, а также их результат. Чрезвычайно важным становится психолого-педагогическое сопровождение неслышащего ребенка в процессе его общения со слышащими сверстниками.

Интерес нормально развивающихся школьников к однокласснику с нарушением слуха естественен. У слышащих учащихся возникает множество вопросов по поводу особенностей восприятия окружающего мира неслышащими детьми, значения звукоусиливающей аппаратуры. Неправильное произношение слова  ребенком с нарушенным слухом может вызвать бурную эмоциональную реакцию, при этом аналогичная ошибка у слышащего ученика остается незамеченной, поскольку она не связана с дефектом, глухотой.

В этой связи огромное значение имеет позиция взрослого человека (педагога, родителей), так как представление о ребенке с нарушением слуха у слышащего школьника складывается под влиянием окружающих взрослых. Если учитель испытывает страх за здоровье неслышащего учащегося, пытается оградить его от возможных травм, держит во время перемены за руку, в то время, когда все остальные дети играют, то и другие школьники будут поддерживать постоянную дистанцию в отношениях с ребенком, не включая его в свои игры.

Для того чтобы позволить ребенку с нарушениями слуха быть успешным в среде слышащих сверстников и помочь преодолеть возникающие у него на первых этапах обучения коммуникативные трудности, его необходимо активно включать в коллективные формы игровой и предметной деятельности, во внеурочные мероприятия.

Правила поведения при общении с учащимися 
с нарушенным слухом

  • Всегда располагайтесь так, чтобы Ваше лицо было повернуто к источнику света и хорошо освещено.
  • Говорите в нормальном темпе (не очень быстро и не очень медленно).
  • Не кивайте головой при разговоре.
  • Не размахивайте руками, не закрывайте нижнюю часть лица.
  • Следите, чтобы ребенок понимал Вашу речь.
  • Будьте доброжелательны, не высказывайте раздражения и недовольства при затруднениях ученика.

Владейте способами помощи ребенку, если он затрудняется считывать с губ речевой материал:

  • напишите слово или фразу на доске, в тетради,  палочкой на снегу, земле;
  • повторите всю фразу в более медленном темпе, но без выраженной артикуляции;
  • сделайте перестановку слов в предложении, сделав фразу более знакомой, общепринятой;
  • замените словосочетание или отдельное слово, не меняя смысла фразы;
  • напишите свою фразу с последующим одновременным проговариванием.

Учитель общеобразовательной школы, работающий с неслышащими детьми, должен руководствоваться следующими принципами и правилами коррекционной работы: осуществлять индивидуальный подход к ученику, в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка; использовать методы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие  устную и письменную речь и формирующие необходимые учебные навыки.

Для предотвращения возникающего утомления следует чередовать умственную и практическую деятельность, преподносить материал небольшими дозами, использовать интересный и красочный дидактический материал и средства наглядности, включать в материал урока игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов.

Дети с нарушениями слуха имеют хорошую зрительную память, прекрасно считывают с губ, особенно когда привыкают к артикуляции педагога, поэтому учителю нужно, обращаясь к ребенку, говорить четко и внятно, не поворачиваться при разговоре к нему спиной. При ответах других ребят неслышащему ученику можно разрешать оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего  человека. Более полному и глубокому осмыслению учебного материала  на уроке будет способствовать применение различных средств наглядности, опорных схем, таблиц, алгоритмов действий,  речевых образцов и алгоритмов речевых высказываний.

Ученик, имеющий нарушение слуха, обязательно должен иметь индивидуальные слуховые аппараты. Учителю нужно следить, чтобы аппараты были в рабочем состоянии и оснащены элементами питания.

На уроках и занятиях необходимо активизировать речевое общение детей за счет диалога,  учить слушать речь разных людей с разной манерой и тембром голоса (учитель, дефектолог, психолог, одноклассники), что позволяет формировать навыки восприятия речи и готовит детей к общению с широким кругом людей, что важно для адаптации в обществе.

Эффективным приемом коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с нарушениями слуха является организация взаимопомощи слышащих неслышащим детям, поощрение даже за малейшие успехи в учебе и положительные поступки, которое способствует развитию  в них веры  в собственные силы и возможности. Учитель должен соблюдать профессиональную этику, не использовать замечания в некорректной форме, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной работы, если это может нанести вред ребенку.

Таким образом, для успешного обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе необходимо соблюдение следующих условий:

предварительная подготовка всех участников образовательного процесса (дети, родители, учителя), своевременное консультирование учителей и родителей по вопросам обучения и воспитания, создание оптимальных условий для выявления и реализации особых образовательных потребностей детей, повышение статуса неслышащего ученика в коллективе нормально развивающихся сверстников путем организации совместных видов деятельности. Достаточно высокий результат при этом достигается только в совместной целенаправленной работе всех, кто причастен к процессу обучения и социализации ребенка, и в  профессиональном и компетентном подходе к решению вопросов интегрированного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей детей с нарушением слуха по использованию слухового аппарата.

В данной статье даны полезные советы родителям о  слуховых аппаратах...

Метод проектов в рамках реализации компетентностного подхода к обучению детей с нарушением слуха в начальной школе

В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих...

Методическая разработка по индивидуальному маршруту обучения детей с нарушение слуха

В данной разработке описываеться 3 маршрута обучения. 1- рабочая программа индивидуальных занятий одной ученицы; 2- индивидуальные занятия для отстающих по общей программе;3- индивидуальный маршрут от...

Методические рекомендации по обучению детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе

     Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в под...

Статья. Специальные условия обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в общеобразовательной организации

В работе с детьми, имеющими нарушения слуха, основное внимание учителя должно быть сосредоточено на раскрытии своеобразия ребенка, особенностей его развития....

Методические рекомендации по обучению детей с ЗПР учителем начальных классов в общеобразовательной школе.

Методические рекомендации по обучению детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) учителем начальных классов в общеобразовательной школе, адресованы учителям начальной школы, у которых в массо...