метапредметные образовательные результаты
статья

Рудько Галина Григорьевна

Виды деятельности учащихся по формированию универсальных учебных действий

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnye_obrazovatelnye_rezultaty.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Виды деятельности учащихся по формированию универсальных учебных действий

Предложенное распределение видов учебной деятельности используйте:

  • для создания пояснительной записки к РП;
  • для разработки технологической карты урока;
  • при планировании курсов внеурочной деятельности;
  • во время подготовки карт педагогического наблюдения;
  • на этапе отбора средств оценки достижения учащимися образовательных результатов.

Представлены основные виды учебной деятельности.

Виды деятельности учащихся по формированию универсальных учебных действий

Деятельность, направленная на развитие рефлексивных и личностных УУД

Деятельность, направленная на развитие познавательных УУД

Деятельность, направленная на развитие коммуникативных УУД

Постановка целей учебной деятельности.

Самоконтроль и самооценка.

Выбор способов деятельности.

Планирование содержания деятельности.

Инициирование учебного взаимодействия с целью получения информации.

Инициирование консультации у педагога.

Корректировка способов деятельности.

Планирование объема домашнего задания.

Организация индивидуального рабочего места

Анализ понятий.

Установление аналогий.

Классификация (в том числе, подбор критериев для классификации).

Установление причинно-следственных связей и построение логических заключений.

Кодирование информации различными способами (из одного источника):

  • план (простой, сложный, тезисный, цитатный),
  • конспект,
  • таблица,
  • схема, рисунок, кластер, символы.

Переработка информации из нескольких источников:

  • сообщение,
  • реферат,
  • доклад.

Моделирование явлений и процессов.

Преобразование одной формы кодирования информации в другую

Работа в группе, в паре.

Организация и участие в совместных проектах.

Участие в дискуссиях, круглых столах.

Защита реферата.

Выступление с сообщением, докладом с последующими ответами на вопросы.

Презентация проекта.

Постановка вопросов, включение в диалог.

Участие в коммуникативных тренингах (упражнениях)


Как разработать программу формирования/развития УУД

Как выстроить содержание программ

Используйте единую структуру и подходы к планированию, чтобы обеспечить преемственность программ по уровням общего образования.

Независимо от уровня общего образования включите в программы:

  • описание планируемых результатов освоения программы (УУД, метапредметные понятия и термины);
  • характеристику связи планируемых результатов с содержанием предметов учебного плана;
  • характеристику связи планируемых результатов с содержанием мероприятий и курсов внеурочной деятельности;
  • типовые задачи применения универсальных учебных действий;
  • систему оценки достижения планируемых результатов;
  • описание учебной деятельности по формированию и развитию ИКТ-компетенций;
  • взаимодействие с организациями-партнерами; привлечение консультантов, экспертов, научных руководителей.

Программу развития УУД для основной и старшей школы дополните описанием организации деятельности учащихся над индивидуальным проектом.

Как описать планируемые результаты программ

Прежде чем описать результаты, их надо спланировать. Используйте единые для всех образовательных результатов методики планирования.

Планируйте УУД сразу на все три уровня общего образования, чтобы показать, что добавляется к результату с переходом на каждый последующий уровень. Сведите спланированные таким образом УУД в общую таблицу и выделите курсивом то, что изменяется в содержании результата. Если изменений нет и планируемое УУД одинаково для каких-то уровней, покажите его объединенной ячейкой.


Пример описания результатов в группе «Коммуникативные УУД»

Наличие сводной таблицы будет говорить о системном подходе к формированию УУД и покажет, что вы учли предусмотренное ФГОС развитие обучающегося по мере перехода на следующий уровень общего образования.

Далее работайте с конкретным уровнем общего образования, распределяя спланированные УУД по классам.

Так, УУД «Учащийся способен организовывать учебное сотрудничество» может быть распределено по классам следующим образом:

5 класс – учащийся имеет опыт работы в паре;

6 класс – учащийся имеет опыт группового решения ситуационной задачи; учащийся может оценить свой вклад в решение задачи;

7 класс – учащийся имеет опыт организации творческой группы для выполнения краткосрочного группового проекта; учащийся может оценить свой вклад в выполнение проекта;

8 класс – учащийся имеет опыт руководства группой одноклассников в процессе выполнения учебного задания на уроке;

9 класс – учащийся самостоятельно принимает решение об организации учебного взаимодействия, способен объяснить педагогу преимущества групповой работы в решении учебной задачи.

Аналогичный пример по УУД «Работа с информацией»:

5 класс – чтение столбчатой или круговой диаграммы; нахождение, обобщение и сравнение информации, представленной на столбчатой или круговой диаграмме;

6 класс – распознавание одной и той же информации, представленной в разной форме (таблица, столбчатая диаграмма);

7 класс – перевод информации, заданной в форме столбчатой диаграммы, в табличную и наоборот;

8 класс – построение столбчатой диаграммы (на основе задачи, имеющихся данных; с поиском нужной информации);

9 класс – комплексные задания (чтение столбчатой диаграммы, составление задачи, выбор соотнесение данных с записями, схемой задачи, установление истинности утверждения).

Чтобы оптимизировать работу по распределению УУД на классы, привлеките к ней руководителей методических объединений.


Закрепите ответственность в распределении УУД по классам следующим образом:

  • методическое объединение словесников – распределение коммуникативных УУД;
  • методическое объединение математиков – распределение познавательных УУД;
  • методическое объединение педагогов общественно-научного цикла – распределение регулятивных УУД.

Педагогу-психологу или заместителю руководителя по воспитательной работе поручите разработать сетку личностных УУД.

Готовые варианты распределения образовательных результатов по классам перенесите в программу.

Как охарактеризовать связь планируемых УУД с содержанием предметов учебного плана

Охарактеризуйте возможности каждого включенного в учебный план предмета в реализации целей программы. За основу возьмите требования ФГОС к предметным результатам и характеристику учебных предметов, размещенную в ООП.

Отметьте в тексте программы, что содержание предметного обучения, направленное на формирование/развитие УУД, отражено в РП.   

Ориентируйтесь на понимание УУД, которое дано в ООП: универсальные учебные действия означают «умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта». Предметное обучение – основной ресурс реализации программы.

Как охарактеризовать связь планируемых УУД с содержанием внеурочной деятельности

 Внеурочная деятельность дополняет потенциал уроков в формировании и развитии УУД. Поскольку эту деятельность организуют на добровольной основе, используют прежде всего инициативу ученика. Мотивированный ученик открыт для активной познавательной практики, он готов выполнять работу, требующую значительных волевых усилий.

Чтобы охарактеризовать связь планируемых УУД с содержанием внеурочной деятельности, предварительно обсудите мероприятия и курсы на предмет их направленности на формирование/развитие УУД.

Включайте в программы формирования/развития УУД только те мероприятия и курсы внеурочной деятельности, содержание которых действительно способствует достижению планируемых результатов программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стартовая проверочная работа, направленная на оценку метапредметных образовательных результатов выпускников начальной школы, 4 класс

Стартовая работа метапредметных результатов проводится в выпускном классе начальной школы. в работе представлены задания из разных учебных дисциплин начальной школы. Задания состоят из 10 задач (блоко...

Городской семинар-практикум для заместителей директоров, завучей, методистов, учителей - предметников "Оценка и технологии достижения метапредметного образовательного результата в средней школе".

В данном разделе опубликована программа городского семинара- практикума для заместителей директоров, завучей, методистов, учителей-предметников "Оценка и технологии достижения метапредметного образова...

«Компетентностная задача как одно из средств достижения и измерения метапредметных образовательных результатов младших школьников»

В статье  даны примеры компетентностных задач для обучающихся начальных классов, направленных на достижение и предъявление метапредметных образовательных результатов, а также - экспертные листы с...

«Методическая разработка учебных заданий, направленных на достижение метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО».

Учебные задания, направленные на достижение метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

О проблеме оценивания метапредметных образовательных результатов

Современный выпускник – человек нового формата. Важно не только овладеть предметными знаниями, но и метапредметными учебными действиями. Именно они позволяют успешно обучаться, намечать стратеги...

Сетевой проект как одна из форм оценивания и средство формирования метапредметных образовательных результатов.

В данной статье описывается как через участие в сетевых проектах учитель может оценить метапредметные результаты школьников...

Проектирование уроков, ориентированных на достижение метапредметных образовательных результатов

Данный материал поможет учителю при проектировании урока в соответствии с требованиями ФГОС...