Организация работы с одаренными детьми в начальной школе
проект (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс педагогического мастерства
«Профессионал»
Инновационный проект
Учителя начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Большая Ивановка» Вязанкиной Н.А.
Пояснительная записка
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного образования.
Проблемы одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных, но существует и возможность другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать не выводя из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятие «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одаренность бывает художественной, психо-моторной, академической, интеллектуальной, творческой.
Постепенный отход образования от «штамповки» и понимания возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.
Важнейшим направлением решения данной проблемы является реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие их одаренности.
Мы считаем, что работу с одаренными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.
Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Тема: «Организация работы с одаренными детьми в начальной школе»
Цель: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей.
Задачи:
- На этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;
- Разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
- Определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
- Организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;
- Проводить кружки «Великие математики», «Юный журналист» для одаренных детей, мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, конкурсы знатоков, предметные КВН;
- Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в организации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям).
Основные направления реализации проекта:
- Создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми ( внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы);
- Методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое, информационное обеспечение проекта);
- Мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в школьных и городских мероприятиях).
Формы работы с одаренными учащимися:
- Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
- Интеллектуальные кружки ,дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
- Участие в школьных и муниципальных олимпиадах по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру;
- Психологические консультации, тренинги, тестировании;
- Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
- Посещение предметных и творческих студий по способностям, а также спортивных секций по интересам;
- Проектная деятельность учащихся;
- Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по курсу «окружающий мир», электронная энциклопедия);
- Создание детского портфолио.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- Принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
- Принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
- Принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
- Принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
- Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Участники реализации проекта
Руководители:
- Руководитель ШМО;
- Учителя начальных классов.
Творческая группа:
- Учителя начальных классов;
- Школьный библиотекарь;
- Социальный педагог школы.
А так же:
- Ученики начальных классов;
- Родители.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит:
- Сформировать систему работы с одаренными детьми;
- Создать базу для развития одаренности и таланта в современных условиях;
- Совершенствовать формы работы с одаренными детьми;
- Сформировать банк данных одаренные дети.
Этапы реализации:
1 этап: диагностико- прогностический, методологический (2013-2014 годы)
Мониторинг одаренности.
Создание:
- банка данных по одаренным детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
- рекомендаций по работе с одаренными.
- создание банка портфолио
Организация:
- системы дополнительного образования;
- внеклассной работы по предмету;
- индивидуальных занятий с одаренными детьми.
2 этап: деятельностный (2014-2015 годы)
- Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
- Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
- Внедрение метода проектов.
- Учет индивидуальных достижений.
- Проведение выставок детского творчества.
- Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.
3 этап: констатирующий (2015-2016 годы)
- Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.
- Внедрение в практику работы рейтинга учащихся.
Перспективный план работы с одаренными детьми
на 2013-2014 учебный год
№ | Направление реализации проекта | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу одаренные дети | Консультация «Одаренность: понятие, виды одаренности» |
Сентябрь | Учителя начальных классов |
Практикум «Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках математики и русского языка» | Март | Учителя начальных классов | ||
2. | Преемственность дошкольных учреждений и начальной школы | Алгоритм поиска и выявление одаренных детей в детском саду и в школе; составление списков будущих первоклассников. Анкетирование родителей, экскурсия в школу, родительское собрание «Развитие способностей первоклассника» | Март Апрель | Учителя начальных классов |
3. | Создание банка данных одаренных детей начальной школы | Анкетно-биографические сведения по одаренным детям | Сентябрь | Кл.рук. |
Анкетирование детей | В течение учебного года | Кл.рук. | ||
Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов | В течение года | Руководитель ШМО | ||
4. | Психологическая помощь одаренным детям | Регулярные психологические консультации для одаренных детей | В течение года | Социальный педагог |
Организация психологического сопровождения в ходе олимпиад, турниров и других интеллектуальных и творческих конкурсов | В течение года | Социальный педагог | ||
5. | Создание методической копилки по работе с одаренными детьми | Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по русскому языку и математике, разработки интеллектуальных марафонов, игр) | В течение года | Руководитель ШМО |
Работа библиотеки по реализации проекта: создание тематических карточек, подборка отечественной и зарубежной литературы по вопросам одаренности детей. | В течение года | Библиотекарь | ||
6. | Систематизация работы учителей начальных классов с одаренными детьми в урочной деятельности | Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, Интернета, компьютерных игр, электронных энциклопедий. | В течение года | Учителя начальных классов |
Применение на уроках современных технологий, игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых и здоровьесберегающих | В течение года | Учителя начальных классов, участники проекта | ||
Использование элементов дифференцированного обучения направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся | В течение года | Учителя начальных классов, участники проекта | ||
Проведение нестандартных форм уроков: урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская (с целью обмена опытом планируется сделать эти уроки открытыми) | В течение года | Учителя начальных классов, участники проекта | ||
7 | Создание условий для работы с одаренными детьми во внеурочное время (предметные, творческие студии, спортивные секции) | Функционирование предметных и творческих студий, а так же спортивных секций: подготовка к олимпиадам (русский язык, математика); кружки «Великие математики», «Юный журналисты», «Родное слово» | В течение года | Педагоги дополнительного образования |
Предметные классные, школьные, муниципальные олимпиады (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение) | Октябрь Декабрь Февраль | Учителя, работающие в 4 классах | ||
Конкурс «Русский медвежонок» - языкознание для всех | ноябрь | Классные руководители | ||
Конкурс «Мозаика» по английскому языку | Декабрь- | Учитель английского языка | ||
Конкурс «Кенгуру – математика для всех» | Март | Классные руководители | ||
Конкурс «Золотое руно» | Март | Классные руководители | ||
Ярмарка-выставка творческих работ детей Конкурс «Мастерская Деда Мороза» | Ноябрь Декабрь | Педагоги дополнительного образования | ||
Участие во всероссийской олимпиаде по основам православной культуры (4 класс) | В течение года | Учитель ОРКСЭ | ||
8 | Проведение мероприятий с родителями одаренных детей | Анкетирование родителей с целью определения их основных подходов к данной проблеме | Сентябрь | Социальный педагог |
Совместная творчество родителей и детей. Выставки работ. (1 тур школьной олимпиады, выставки рисунков) | Декабрь Февраль | Педагоги дополнительного образования, родители | ||
Спортивные соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья» | В течение года | Классные руководители | ||
Отправление благодарственных писем родителям учащихся по месту их работы | В течение года | Классные руководители |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная работа на тему "Организация работы с одаренными детьми в начальных классах"
В работе представлен опыт по организации работы с одаренными детьми в начальных классах....
Презентация по теме: "Организация работы с одаренными детьми в начальной школе"
В презентации представлен опыт работы с одаренными детьми....
Программа "Организация работы с одаренными детьми в начальной школе"
laquo;Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал» Р.Н. Бунеев...
Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"
Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...
Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...
Теоретические основы организации работы с одаренными детьми в начальной школе.
В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых для стандартных учебных д...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассказыватся о проведнии исследовательской работы с одаренными дтьми в начальной школе....