Организация работы с одаренными детьми в начальной школе
проект (2 класс) на тему

Вязанкина Наталья Александровна

Инновационный проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_proekt.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс педагогического мастерства

«Профессионал»

Инновационный проект

Учителя начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Большая Ивановка» Вязанкиной Н.А.


Пояснительная записка

        Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач современного образования.

         Проблемы одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных, но существует и возможность другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать не выводя из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

        Понятие «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

        Способный, одаренный ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

        Одаренность бывает художественной, психо-моторной, академической, интеллектуальной, творческой.  

        Постепенный отход образования от «штамповки» и понимания возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.

        Важнейшим направлением решения данной проблемы является реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие их одаренности.

        Мы считаем, что работу с одаренными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности.  Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.

        Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Тема: «Организация работы с одаренными детьми в начальной школе»

Цель: выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одаренных детей.

Задачи:

  • На этапе поступления в школу выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;
  • Разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
  • Определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
  • Организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;
  • Проводить кружки «Великие математики», «Юный журналист» для одаренных детей, мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, конкурсы знатоков, предметные КВН;
  • Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в организации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей,  лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям).

Основные направления реализации проекта:

  • Создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми ( внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы);
  • Методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое, информационное обеспечение проекта);
  • Мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в школьных и городских мероприятиях).

Формы работы с одаренными учащимися:

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
  • Интеллектуальные кружки ,дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
  • Участие в школьных и муниципальных олимпиадах по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру;
  • Психологические консультации, тренинги, тестировании;
  • Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
  • Посещение предметных и творческих студий по способностям, а также спортивных секций по интересам;
  • Проектная деятельность учащихся;
  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по курсу «окружающий мир», электронная энциклопедия);
  • Создание детского портфолио.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  • Принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
  • Принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
  • Принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
  • Принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Участники реализации проекта

Руководители:

  • Руководитель  ШМО;
  • Учителя начальных классов.

Творческая группа:

  • Учителя начальных классов;
  • Школьный библиотекарь;
  • Социальный педагог школы.

А так же:

  • Ученики начальных классов;
  • Родители.

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволит:

  • Сформировать систему работы с одаренными детьми;
  • Создать базу для развития одаренности и таланта в современных условиях;
  • Совершенствовать формы работы с одаренными детьми;
  • Сформировать банк данных одаренные дети.

Этапы реализации:

1 этап: диагностико- прогностический, методологический (2013-2014 годы)

Мониторинг одаренности.

Создание:

  •       банка данных по одаренным детям;
  •       банка творческих работ учащихся;
  •       банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов;
  •        рекомендаций по работе с одаренными.
  •     создание банка портфолио

Организация:

  •    системы дополнительного образования;
  •    внеклассной работы по предмету;
  •  индивидуальных занятий с одаренными детьми.

2 этап: деятельностный (2014-2015 годы)

  •       Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
  •        Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
  •        Внедрение метода проектов.
  •        Учет индивидуальных достижений.
  •      
  •        Проведение выставок детского творчества.
  •         Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

3 этап: констатирующий (2015-2016 годы)

  •       Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.
  •       Внедрение в практику работы  рейтинга учащихся.

Перспективный план работы с одаренными детьми

на 2013-2014 учебный год

Направление реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Изучение нормативных документов, рекомендаций и опыта работы педагогов по вопросу одаренные дети

Консультация «Одаренность: понятие, виды одаренности»

 

Сентябрь

Учителя начальных классов

Практикум «Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми на уроках математики и русского языка»

Март

Учителя начальных классов

2.

Преемственность дошкольных учреждений и начальной школы

Алгоритм поиска и выявление одаренных детей в детском саду и в школе; составление списков будущих первоклассников.

Анкетирование родителей, экскурсия в школу, родительское собрание «Развитие способностей первоклассника»

Март

Апрель

Учителя начальных классов

3.

Создание банка данных одаренных детей начальной школы

Анкетно-биографические сведения по одаренным детям

Сентябрь

Кл.рук.

Анкетирование детей

В течение учебного года

Кл.рук.

Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов

В течение года

Руководитель ШМО

4.

Психологическая помощь одаренным детям

Регулярные психологические консультации для одаренных детей

В течение года

Социальный педагог

Организация психологического сопровождения в ходе олимпиад, турниров и других интеллектуальных и творческих конкурсов

В течение года

Социальный педагог

5.

Создание методической копилки по работе с одаренными детьми

Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по русскому языку и математике, разработки интеллектуальных марафонов, игр)

В течение года

Руководитель ШМО

Работа библиотеки по реализации проекта: создание тематических карточек, подборка отечественной и зарубежной литературы по вопросам одаренности детей.

В течение года

Библиотекарь

6.

Систематизация работы учителей начальных классов с одаренными детьми в урочной деятельности

Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: медиатеки, Интернета, компьютерных игр, электронных энциклопедий.

В течение года

Учителя начальных классов

Применение на уроках современных технологий, игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых и здоровьесберегающих

В течение года

Учителя начальных классов, участники проекта

Использование элементов дифференцированного обучения направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся

В течение года

Учителя начальных классов, участники проекта

Проведение нестандартных форм уроков: урок-КВН, урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская (с целью обмена опытом планируется сделать эти уроки открытыми)

В течение года

Учителя начальных классов, участники проекта

7

Создание условий для работы с одаренными детьми во внеурочное время (предметные, творческие студии, спортивные секции)

Функционирование предметных и творческих студий, а так же спортивных секций: подготовка к олимпиадам (русский язык, математика); кружки «Великие математики», «Юный журналисты», «Родное слово»

В течение года

Педагоги дополнительного образования

Предметные классные, школьные, муниципальные олимпиады (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение)

Октябрь

Декабрь

Февраль

Учителя, работающие в 4 классах

Конкурс «Русский медвежонок» - языкознание для всех

ноябрь

Классные руководители

Конкурс «Мозаика» по английскому языку

Декабрь-

Учитель английского языка

Конкурс «Кенгуру – математика для всех»

Март

Классные руководители

Конкурс «Золотое руно»

Март

Классные руководители

Ярмарка-выставка творческих работ детей

Конкурс «Мастерская Деда Мороза»

Ноябрь

Декабрь

Педагоги дополнительного образования

Участие во всероссийской олимпиаде по основам православной культуры (4 класс)

В течение года

Учитель ОРКСЭ

8

Проведение мероприятий с родителями одаренных детей

Анкетирование родителей с целью определения их основных подходов к данной проблеме

Сентябрь

Социальный педагог

Совместная творчество родителей и детей. Выставки работ. (1 тур школьной олимпиады, выставки рисунков)

Декабрь

Февраль

Педагоги дополнительного образования, родители

Спортивные соревнования «Мама, папа, я  - спортивная семья»

В течение года

Классные руководители

Отправление благодарственных писем родителям учащихся по месту их работы

В течение года

Классные руководители


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная работа на тему "Организация работы с одаренными детьми в начальных классах"

В работе представлен опыт по организации работы с одаренными детьми в начальных классах....

Презентация по теме: "Организация работы с одаренными детьми в начальной школе"

В презентации представлен опыт работы с одаренными детьми....

Программа "Организация работы с одаренными детьми в начальной школе"

laquo;Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный и творческий потенциал» Р.Н. Бунеев...

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...

Теоретические основы организации работы с одаренными детьми в начальной школе.

В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых для стандартных учебных д...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассказыватся о проведнии исследовательской работы с одаренными дтьми в начальной школе....