Опыт работы на тему «Применение технологии рефлексии на уроках в начальной школе»
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Чеботарёва Наталья Александровна

В данном материале описывается опыт работы учителя начальных классов на тему  "Применение технологии рефлексии на уроках в начальной школе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

 на тему «Применение технологии рефлексии на уроках

в начальной школе»

Актуальность. Новые образовательные стандарты начального общего образования нацеливают деятельность педагога на формирование у младшего школьника основ умения учиться и способностей к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку. Этого можно достичь, если у ребенка будут сформированы рефлексивные умения. 

В современной педагогической науке под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. 

Применение технологии рефлексии будет способствовать  формированию самоконтроля, самооценки, осознанного отношения к своей деятельности, развитию критического мышления учащихся, если:

- будет организована рефлексивная деятельность на различных этапах урока не эпизодично, а постоянно из урока в урок;

- приёмы рефлексии на уроках будут разнообразными, вариативными и нестандартными, а также будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

Цель работы: формирование навыков рефлексии  учащихся начальной школы.

Задачи:

1. Проанализировать теоретические аспекты технологии рефлексии в педагогической науке.

2. Изучить особенности применения рефлексивной технологии в современном педагогическом процессе начальной школы.

3. Организовать учебный процесс с использованием технологии рефлексии.

4. Изучить эффективность использования технологии рефлексии

5. Разработать педагогические рекомендации по применению приёмов рефлексии на уроках в начальной школе.

Основной формой обучения является урок. К современному уроку в начальной школе предъявляется множество требований.  Одним из них является рефлексия. Рефлексия — это не пустая трата времени, а важная и необходимая составляющая учебного процесса в начальной школе. Все, что делается на уроке по формированию рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитие очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Новизна в моей работе в том, что  технологию рефлексии стала  применять на различных этапах урока с использованием разнообразных, вариативных и нестандартных приёмов рефлексии. Рефлексия использовалась не только в конце урока, как раньше, но и на других его этапах, а также по итогам изучения темы, по итогам учебной четверти.

В начале учебного года (2015-2016г) провела входную диагностику.

Что я умею делать на уроках

Количество учеников (в %)

Определяю цель работы на уроке с помощью учителя и самостоятельно

50%

Нахожу и формулирую проблему вместе с учителем

50%

Планирую работу на уроке

60%

Высказываю свою версию, предлагаю способ ее проверки

60%

Работая по плану, использую учебник, простейшие приборы и инструменты

50%

Определяю, успешно ли выполнено задание (в диалоге с учителем)

60%

Результаты говорят о том, что дети испытывают трудности в планировании своей работы на уроке; высказывании своей версии, предложении способа ее проверки; при работе по плану не все умеют использовать учебник, простейшие приборы и инструменты; в определении успешности выполненного задания.

С целью формирования рефлексивных умений свою работу строила следующим образом.

В начале и в конце урока использовала рефлексию настроения и эмоционального состояния. В начале урока - установление эмоционального контакта,  в конце урока - выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой.

Приемы:

1. «Смайлики»

2. Использование различных изображений: «Букет настроения», «Дерево чувств» и т.д.

3. « Солнышко и тучка».

4. Эмоционально-художественное оформление.

5. Оценка своего эмоционального состояния: учащиеся отвечают на вопрос «Какие эмоции ты испытываешь?»

На этапе проверки домашнего задания, а также при защите проектных работ, в конце урока - рефлексия деятельности. Рефлексия деятельности – это осмысление способов и приёмов работы с учебным материалом, поиск более рациональных приёмов.

Приемы:

1. «Поезд». Дети опускают «веселое личико» в вагончик, с самым интересным заданием, а «грустное личико» в тот, который символизирует менее интересное задание.

2. «Волшебный мешочек». Собираем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»

3. «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Прикрепляем свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

4. «Корзина идей». Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

5. «Дерево». Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.

На этапе изучения учебного материала - рефлексия содержания учебного материала, которая позволяет выявить уровень осознания содержания пройденного.

 Приемы:

1. Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.

В конце учебного занятия обучающимся предлагаю устно или письменно закончить следующие предложения.

Варианты: "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

"Я похвалил бы себя…";

"Сегодня мне удалось…";

"Я понял, что…";

"Я научился…";

2. Анкета.

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Мое настроение стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был понятен / не понятен

3."Синквейн".

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

4. Оценочная лесенка. Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий

Результативность опыта работы. 

В конце года провела повторную диагностику.

Что я умею делать на уроках

Количество учеников (в %)

Определяю цель работы на уроке с помощью учителя и самостоятельно

80%

Нахожу и формулирую проблему вместе с учителем

80%

Планирую работу на уроке

80%

Высказываю свою версию, предлагаю способ ее проверки

80%

Работая по плану, использую учебник, простейшие приборы и инструменты

100%

Определяю, успешно ли выполнено задание (в диалоге с учителем)

80%

Результаты исследования показали, что уровень формирования рефлексивных умений повысился. Кроме того, ученики стали более сознательно относятся к учебе, активно участвуют в учебной и внеурочной деятельности. Учащиеся не боятся высказывать свое мнение, даже если оно ошибочно, активно включаются в учебную деятельность.

Результат говорят о том, что применение технологии рефлексии дает положительные результаты. Дети учатся:

- адекватно воспринимать себя;

- ставить цель деятельности;

- определять результаты деятельности;

- соотносить результаты с целью деятельности;

- определять наличие ошибок в собственном поведении;

В результате рефлексивной деятельности младший школьник учится критически мыслить, аргументировать свое мнение, оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников.

Учителю рефлексия на уроке даёт возможность сделать вывод и наметить стратегию дальнейшей работы над конкретной темой или блоком тем, а также оценить уровень психоэмоционального комфорта на занятии. Кроме этого, приём позволяет: определить цели работы; скорректировать работу отдельных учеников и всего класса в целом; сформировать универсальные коммуникативные учебные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности применения технологии группового обучения в начальной школе

правила общения в группе, формы образования групп, способы организации работы в группе, индивидуально-коллективный способ организации работы в группе, совместно-последовательный способ организации раб...

Опыт работы по теме: "Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах"

Опыт работы по теме «Применение активных методов обучения на уроках в начальных классах» 1.Теоретические основы проблемы активности личности в обучении и активных методов обучения.2.Х...

Опыт работы по теме "Использование ИКТ на уроках в начальной школе"

В результате использования ИКТ на уроках более легко, свободно и быстро протекает учебная деятельность ребят нашего класса, благодаря чему снимается утомляемость....

Опыт работы над изучением слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе (словарные слова)

Опыт работы над изучением слов  с непроверяемыми написаниями в начальной школе(словарные слова). Материал может быть использован учителями начальной школы в работе на уроках русского языка....