Практические наработки в обучении детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации
статья
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
serova_statya_2019g._1.docx | 262.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Серова Юлия Сергеевна
Учитель начальных классов, первой квалификационной категории
МБОУ ОШ № 3 г.Гуково
Практические наработки
в обучении детей с ОВЗ
в условиях
общеобразовательной организации
Каждый ребёнок - особенный,
Все дети - равные.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании.
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность его способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. С каждым годом таких детей становится всё больше в образовательных учреждениях.
Назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.
Нарушение слуха, каким бы тяжелым оно ни было, не является непреодолимым препятствием при обучении ребенка.
Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом. Слабослышащие дети более замкнуты и обидчивы, у них понижена инициатива общения с окружающим миром. Таким детям требуется больше внимания, понимания, терпения и, конечно же, индивидуальный подход.
Выработано несколько общих рекомендаций для педагогов, которые осуществляют индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ. Во-первых, необходимо составлять план занятий, учитывая особенности ребенка и его диагноз. Во-вторых, проводить не только индивидуальные занятия, но и групповые, повышать активность ребенка и умение работать в группе. В-третьих, внимание на психическое состояние ребенка до проведения занятий. Оказывать помощь при выполнении заданий и поручений. Развивать моторику посредством специальной гимнастики, игр, заданий. [1]
При работе со слабослышащими детьми учителю необходимо следить за успеваемостью: после каждой части нового учебного материала; проверять понял ли его ребенок; поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делать замечание, если что-то делают неправильно; разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги.
Вот уже третий год в моём классе обучается ребёнок с ОВЗ (вариант 2.1 слабослышащий). В классном коллективе ребёнок чувствует себя комфортно, имеет друзей, помощников среди своих сверстников. В связи с заболеванием мальчик имеет специальное оборудование (слуховой аппарат). Обучается по адаптированной программе, составленной на основе УМК «Школа России».
При составлении адаптированной рабочей программы в соответствии с ФГОС начального общего образования учтены специфические образовательные потребности обучающегося с ОВЗ. Обучение построено на индивидуально-дифференцированном подходе, обеспечивающим коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.
Сложные для восприятия темы даются в ознакомительном плане. Базовые знания сопровождаются созданием специальных условий на уроке (таблицы, памятки, карточки и т.д.)
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, проблемно-поисковые, личностно-ориентированные, технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.
Учитывая особенности этого ребёнка, на уроках использую специальные приемы и методы подачи материала, которые активизируют познавательную деятельность и способствуют развитию речевых умений и навыков.
При работе с ребёнком учитываю основные направления коррекционной работы:
- развитие абстрактных понятий;
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
-развитие речи и обогащение словаря;
-коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках
-анализ учебных действий. [2]
Используя коррекционные подходы в работе в течении первого года обучения ребёнок приобрёл навыки использования специальных индикаторов в учебной деятельности. Он умеет формировать просьбу о помощи. Даёт понять, когда он не услышал, адекватно оценивает свои силы, понимает, что можно и нельзя.
Следуя рекомендация ПМПК, ребёнок сидит на первой парте. В ходе учебных занятий и занятий по внеурочной деятельности использую такие же технические средства обучения, как и для всех остальных детей (магнитная доска, экран, проектор, интерактивная доска, телевизор, компьютер). Специальных учебников у ребёнка нет, так как в этом нет необходимости. Большую часть урока нахожусь, как можно ближе к этому ребёнку. Особенно при объяснении нового материала.
Урок выстраивается с учётом особенности заболевания этого ученика.
Работая с ним третий год, учитываю психологические особенности и возможности. На уроке учебный материал даю небольшими дозами, постепенно его усложняя, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. На уроках литературного чтения в качестве разминки проговариваем скороговорки, чистоговорки, что рекомендую делать и дома.
Методические приёмы:
- материал урока выстроен таким образом, чтобы каждое последующее задание вытекало из предыдущего (для преодоления сложности в переключении внимания с одного задания на другое);
- соблюдение в определении объема изучаемого материала принцип необходимости и достаточности;
- урок запланирован так, чтобы учащемуся были доступны все компоненты самостоятельной деятельности: осмысление цели, самоконтроль, сопоставление конечного результата работы с заданной целью, использование справочного материала учебника;
- оказание слабослышащему учащемуся помощи в заданиях, вызвавших особые трудности;
- использование дополнительных наводящих вопросов, особое значение придается практической направленности изучаемого материала, опираясь на жизненный опыт ребёнка;
- при выполнении самостоятельных заданий - направляющую помощь (ссылка на таблицу, правило, записи в тетради);
- особое внимание уделяется самопроверке: оценить свою работу, объяснить, почему ту или иную работу он считает лучшей. Проверку заданий осуществляется по алгоритму;
- обучение приемам умственной деятельности и учебной работы; применение проблемно-поисковые методы обучения;
- дифференцирование заданий с целью предоставления возможности освоения посильного для восприятия обучающимися материала соответственно их способностям и возможностям, для организации коррекционной индивидуальной работы;
- при выполнении проверочной, а иногда и контрольной работы использование рабочих тетрадей и учебника;
- учёт рекомендации педагога-психолога и логопеда. Для предупреждения быстрой утомляемости переключение ученика с одной деятельности на другую.
Для этого ребёнка очень важен тактильный контакт, смена темпа и интонации голоса. Индивидуальную работу в течении 4-6 минут провожу на каждом уроке.
У ребёнка очень хорошо развита кратковременная зрительная память, всё, что он видит в течении 30 сек.-1 мин., может воспроизвести при помощи письменной речи или рисунка. Со слов специалистов - врачей происходит процесс компенсации. У ребёнка развиты художественные способности воспроизведения увиденного. Родителям были даны рекомендации о посещении дополнительного образовательного учреждения в направлении изобразительное искусство.
Что же касается устной речи, она затруднена. Ребёнок не выговаривает многие звуки, не всегда может четко сформулировать предложения, особенно сложные. Данному ученику легче ответить на вопрос письменно, чем устно. Поэтому речевой материал дается этому ребёнку на слухо-зрительной основе: новые слова и фразы пишутся на табличках черным печатным шрифтом.
Обучая такого ученика, нахожусь в тесном контакте с родителями этого ребёнка. Семья занимается здоровьем ребёнка:
- систематически посещают Ростовский областной центр для глухих и слабослышащих детей,
- 2 раза в неделю посещают занятия с логопедом,
- коррекционные занятия с педагогом-психологом.
Систематическое использование специальных приемов и методов в обучении слабослышащего ребёнка помогает мне создать условия для расширения возможностей компенсации дефекта как за счет развития и использования слуховых данных, так и за счет других сохранных анализаторов.
В учебном процессе слабослышащему ученику иногда бывает трудно объяснить на словах некоторые явления, а компьютер – это уникальная машина, благодаря мультимедийным возможностям которой ученикам становится легче воспринимать окружающий мир и развиваться интеллектуально. Кроме этого, новые информационные технологии, позволяющие легко варьировать громкость, в частности актуализируя конкретные частоты аудиоматериалов, могут быть использованы для тренировки остаточного слуха и для развития речевых навыков. А это играет огромную роль в системе социальной адаптации слабослышащего ребенка.
Особую роль в педагогической деятельности, обращенной к слабослышащим детям, играют видеоматериалы. Они полезны при работе с учебным материалом, связанным с изучением различных процессов и явлений, сурдологическое описание которых затрудняется ограниченным словарным запасом детей. Важную обучающую функцию выполняют компьютерные модели и конструкторы, компьютерный лабораторный практикум. [3]
На индивидуальных занятиях с особым ребёнком я использую готовые электронные материалы:
“Игры для Тигры”. Компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры” предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: "Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение" http://www.logopunkt.ru/images/ss3-b.jpg
“Баба-Яга учится читать”. Программа предназначена для того, чтобы ребенок легко и естественно приобщился к чтению, а буквы и слова стали для него добрыми приятелями в играх.
Ключевые достоинства:
- методика опережающего обучения;
- красочная мультипликация и анимация;
- игры озвучены известными актерами;
- сказочные герои с яркими характерами. [4]
“Кроссворды”.
- Тренажер по математике в начальной школе.
- “Маленький гений. Тренируем внимание”
- “Тетрис. Математический тренажер”.
Составляю электронные приложения к урокам, коррекционным и внеклассным занятиям, интегрированным урокам, к отдельным темам уроков и занятий, праздничным мероприятиям.
Необходимо отметить, что использование ИКТ в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем информационно-коммуникационные технологии не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность.
Литература
- Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя, - 2-е изд., - исп. – М.: Просвещение, 1988.
- Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. - М., Академия, 2000.
- Шафигуллина А. Г. Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи. — СПб.: Реноме, 2012
4."Фонематика", "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение" http://www.logopunkt.ru/images/ss3-b.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
С каждым годом в общеобразовательную школу приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. В нашей школе обучается 42 ребенка с ОВЗ, это дети с различными интелл...
"Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы"
Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников в стенах образовательного учреждения. Совместное обучение - сложная про...
Обучение детей с РАС в условиях общеобразовательной школы.
(Из опыта работы)...
Организация инклюзивного обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы
Выступление на педагогическом совете...
форсайт-центра «Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной организации»
форсайт-центра «Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательной организации»...
Статья. Специальные условия обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в общеобразовательной организации
В работе с детьми, имеющими нарушения слуха, основное внимание учителя должно быть сосредоточено на раскрытии своеобразия ребенка, особенностей его развития....
Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации
Инклюзивное образование в школах Донецкой Народной Республики развивается, но далеко не каждый учитель представляет себе, как работать с учениками с ограниченными возможностями здоровья. Какие у...