Рабочая программа по внеурочной деятельности "Азбука нравственности" 1-2 классы
рабочая программа
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_nravstvennosti_1-2_klassy.docx | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности» определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
2. Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе.
3. Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
4. Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
На изучение курса в 1 классе отводится 16 часов (0,5 часа в неделю), во 2 классе - 17 часов (0,5 часа в неделю).
Результаты освоения курса
Личностные:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные:
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Содержание курса
Школьный этикет
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Правила общения
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций. Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
О трудолюбии
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Культура внешнего вида
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Правила поведения в общественных местах
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.
Формы организации и виды внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы:
• беседы;
• встречи с интересными людьми;
• литературно-музыкальные композиции;
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
• показательные выступления;
• праздники;
• викторины;
• интеллектуально-познавательные игры;
•трудовые дела;
• наблюдение учащихся за событиями в стране;
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
• заочные путешествия;
• акции благотворительности, милосердия;
• творческие проекты, презентации;
• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
• сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания.
Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы организации и виды деятельности | Дата | ||||
по плану | по факту | |||||||
1 класс | ||||||||
1 | Школьный этикет Мы пришли на урок | 3 1 | Знакомство с правилами поведения на уроке. Ролевая игра «Учитель-ученик» | |||||
2 | Зачем нужны перемены? | 1 | Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки | |||||
3 | Мы в школьной столовой | 1 | Знакомство с правилами поведения в школьной столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой» | |||||
4 | Правила общения Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? | 5 1 | Составление правил вежливости в общении. Чтение и обсуждение рассказа В.Осеевой «Волшебное слово» | |||||
5 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам | 1 | Правила общения со сверстниками. Разучивание стихотворений | |||||
6 | Мой учитель | 1 | Правила общения с учителем. Проблемная ситуация «Как надо относиться к учителю?» | |||||
7 | Думай о других: сочувствие, как его выразить? | 1 | Знакомство с понятием «сочувствие» Проблемная ситуация «Как выразить сочувствие?» | |||||
8 | Моя семья | 1 | Проект «Моя семья» | |||||
9 | О трудолюбии Что помогает учиться лучше (старательность)? | 3 1 | Беседа «Что помогает учиться лучше?» | |||||
10 | Как мы трудимся: в школе и дома. | 1 | Беседа «Как мы трудимся в школе и дома» Знакомство с пословицами и поговорками о труде, их обсуждение | |||||
11 | Бережливость (береги свои школьные вещи). | 1 | Знакомство с правилами бережливости Разучивание стихотворений | |||||
12 | Культура внешнего вида Основные правила Мойдодыра. | 2 1 | Знакомство с основными правилами Мойдодыра Чтение и обсуждение сказки К.Чуковского «Мойдодыр» | |||||
13 | Каждой вещи своё место. | 1 | Знакомство с правилами порядка Разыгрывание ситуаций | |||||
14 | Правила поведения в общественных местах Правила поведения на улице, в транспорте. | 2 1 | Знакомство с правилами поведения на улице и в транспорте. Проблемная ситуация «Как я веду себя в автобусе?» | |||||
15 | «Спасибо» и «пожалуйста» | 1 | Знакомство с правилами благодарности Моделирование ситуаций | |||||
16 | Чему нас научила «Азбука нравственности?» | 1 | Беседа «Чему нас научила «Азбука нравственности?»» Проведение тестов | |||||
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | Формы организации и виды деятельности | Дата | ||
по плану | по факту | |||||
2 класс | ||||||
1 | Школьный этикет Дисциплина в школе и классе. | 3 1 | Повторение правил поведения в школе и классе. Веселые инсценировки | |||
2 | В библиотеке: люби книгу. | 1 | Правила поведения в библиотеке. Поиск нужной информации в библиотеке. Чтение и обсуждение стихотворений о книгах. | |||
3 | Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. | 1 | Беседа о соблюдении чистоты и порядка в школе и классе Наведение порядка в классе. | |||
4 | Правила общения Сопереживание, помощь друзьям. | 4 1 | Разговор о дружбе, помощи, сопереживании Коллективные игры | |||
5 | Дал слово — держи его. | 1 | Чтение и обсуждение рассказа А.Пантелеева «Честное слово» | |||
6 | Диалоги со сверстниками. | 1 | Разговор о добром, терпимом отношении к сверстникам. Ведение диалогов со сверстниками. | |||
7 | Диалоги со взрослыми | 1 | Правила общения со взрослыми. Участие в диалоге с учителем. Освоение в речевой и поведенческой практике слов вежливости. | |||
8 | О трудолюбии Учусь всё делать сам. | 3 1 | Беседа о значении труда в жизни. Поиск и разучивание пословиц и поговорок о труде. | |||
9 | Взаимопомощь дома и в школе | 1 | Беседа о взаимопомощи дома и в школе. Чтение и обсуждение сказки «Колосок». Инсценировка сказки. | |||
10 | Беречь результаты труда | 1 | Разговор о бережливости, об уважении к своему результату труда и труду др.людей. Самоанализ своих действий во время дежурства, уроков технологии. | |||
11 | Культура внешнего вида Правила личной гигиены. | 2 1 | Повторение правил личной гигиены. Практические советы друг другу. | |||
12 | Бережное отношение к одежде. | 1 | Беседа о бережном отношении к своей одежде. Одежда для дома и школы. Оценка внешнего вида человека. | |||
13 | Правила поведения в общественных местах Правила поведения на улице, в транспорте. | 4 1 | Повторение правил поведения в общественных местах. Рассказ по картинкам. | |||
14 | Как приветствовать людей и знакомиться с ними | 1 | Беседа о правилах приветствия. Моделирование ситуаций. | |||
15 | Умейте ценить своё и чужое время | 1 | Чтение и обсуждение «Сказки о потерянном времени» Е.Шварца | |||
16 | Бережное отношение к природе | 1 | Разговор о бережном отношении к природе. Создание проекта «Мы и природа» | |||
17 | Чему нас научила «Азбука нравственности?» | 1 | Беседа-обобщение «Чему нас научила «Азбука нравственности»?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы внеурочной деятельности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 2 класс
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст м...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс
Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Нравственно-патриотическое направление «Моя малая Родина» 2 класс .
«Краеведение – это радость подробного узнавания жизни, прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у человека понятие «Отечество»» В. Песков....
Рабочая программа по курсу «Азбука нравственности» для 2 класса
Рабочая программа по курсу «Азбука нравственности» для 2 класса...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1-4 классе "Азбука нравственности" 2016-2020 уч. год
программа разработана на 4 года...