« Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи»
методическая разработка

Хоткевич Ольга Петровна

 Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей.

В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалось структура малодеятельного мозга». Три составляющих – семья, школа, библиотека, создают окружение формирующие человека читающего. Дефицит внимания хотя бы одной из сторон негативно сказываются на ребёнке в целом.   Семейное чтение  - источник  формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Тема: « Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи»

Петрушкова О.П.

Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей.

В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалось структура малодеятельного мозга». Три составляющих – семья, школа, библиотека, создают окружение формирующие человека читающего. Дефицит внимания хотя бы одной из сторон негативно сказываются на ребёнке в целом. Речь сегодня пойдет о семье – семейном чтении как источника формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи.

 «Человек рождается не в мир, а в семью – именно здесь будет его дом, если родители готовы  позаботиться об этом.»

 Семья – это особый социальный институт, вводящий ребенка в мир культуры, в том числе читательской. Именно в семье формируется интерес к книге, здесь пробуждается и развивается его читательская индивидуальность, формируются его запросы и, в конечном итоге, его литературные интересы. Формирование духовной культуры личности в России всегда рассматривалось через чтение, книгу. Русская историческая традиция семейных чтений показывает, как велика была у народа тяга к духовному совершенству. Книга служила не только источником информации, но и пищей для души, сердца, объединяла людей, воспитывала культуру общения, являлась носителем нравственных и духовных ценностей.

Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.

Как непростительно мало молодое поколение знает о жизни своих отцов и дедов! И дело здесь не в дефиците времени или раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных поколений внутри семьи.  

Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение    является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений.

Несмотря на то, что традиция семейного чтения в России была практически утрачена, именно в нашей стране семейное чтение имеет удивительную историю развития.

 На протяжении всей истории России книги непременно шли рука об руку с нами. Легче всего эту взаимосвязь можно проследить по людям, стоявшим во главе государства. Например, еще сочинения Владимира Мономаха являются ярким памятником древнерусской литературы и могут служить фактом становления традиции семейного чтения.

 Возможно, наиболее ярким примером силы книги можно назвать последние дни императора России Николая II. До последних часов семья императора не выпускала из рук книги - родители читали библию, дабы подготовить свою душу к уходу в иной мир, дочери императора читали легкий романы, чтобы как-то отвлечься от происходящего, а маленький сын был увлечен разглядыванием книги о паровозах. Регулярные чтения вслух за общим столом были приняты во многих семьях в начале 20 века.

Сегодня хорошая традиция семейных чтений стала ослабевать, потому что появилось телевидение, занимающее в   семье большое место. Воспитательное и образовательное значение телевизионных передач бесспорно, но они - это уже всем ясно - не могут заменить книгу.

В семьях, где родители не руководят чтением детей и книга не в почёте, телевизор может принести вред чтению, а, следовательно, и развитию ребят.

Известный психолог Леонтьев сказал, что происходит "обнищание души при обогащении информации". Вы знаете, что  ребенок может получить информацию через телевизор, компьютеры, радио, беседуя со сверстниками и т.д. А главным доступным источником информации, которая нравственно и духовно обогащает человека, бала, есть и должна быть КНИГА.

 В современном мире, традиция семейного чтения становится, как никогда, актуальна. Где, если ни в книгах, человек может найти утешение и ответы на многие вопросы. Книги, которые формируют «домашний круг» должны в первую очередь отличаться теплотой, объединять молодую семью.

Семейное чтение призвано заложить основы, породить интерес к чтению, развить потребность читать. Чтение необходимо рассматривать как непреложное семейное занятие, придать ему творческую направленность, духовно обогащающую семью.

В приобщении детей к книжной культуре родителям не обойтись без библиотек, способных помочь в стимулировании  у детей интереса к чтению, формированию устойчивой привычки обращаться к книге, как источнику духовного, интеллектуального, творческого развития.  

Многие современные дети читают книги нетерпеливо, поверхностно. Привычка видеть художественные произведения только в режиссерской и актёрской трактовке лишает ребёнка радости общения с писателем, умения воспроизвести в своём воображении нарисованные им картины и наслаждаться поэтическим словом.

Наша с вами общая задача: формировать в детях читателей. Быть читателем совсем не просто. Недаром, писатель Ю. Яковлев, обращаясь к детям в предисловии к хрестоматии по внеклассному чтению "Живой родник", пишет: "Наберись терпения. Ведь чтение - это не забава, это труд. Интересный, увлекательный, но труд".

 Разберем поэтапно воспитание книгой детей от младшего возраста до подростков:

ВОСПИТАНИЕ КНИГОЙ В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ

В первые несколько лет жизни человека закладываются основы для его духовного роста. На этом этапе родители полностью отвечают за ребенка и должны дать ему представление о красоте, нравственности добре и зле.

В этой сложной задаче родителям может помочь детская литература.

«В дошкольном и младшем школьном возрасте воспитание книгой чаще всего происходит через подражание. Ребенок жаждет быть хорошим, и потому внутренне ориентируется на положительных персонажей, хочет быть похожим на них.» - пишет в своей статье «Воспитание чтением: как это происходит?»  

 

ВОСПИТАНИЕ КНИГОЙ ПОДРОСТКА

В подростковом возрасте родителям очень трудно найти с ребенком общий язык и оказать на него влияние. Бунтарский характер подростка не подвластен назиданиям и требованиям. И опять на помощь приходит художественная литература.

Подросток – уже достаточно сформировавшаяся личность, с собственным, пусть и небольшим, жизненным опытом. Он уже способен сопоставлять себя с героем литературного произведения.

«Чтение формирует шкалу ценностей, помогает читателю идентифицировать себя с определенной личностью или группой людей, создает установку на определенный тип человеческих отношений. Благодаря нелогическим элементам, присущим искусству, литература способна внешние по отношению читателя социальные нормы, превращать во внутренние регуляторы поведения, закрепляться в сердце, действовать как безусловный императив» (И. И. Тихомирова).

Родители, сформировав дома библиотеку из книг определенной направленности, и ненавязчиво предлагая ему то или иное произведение, способны привить ребенку вкус к настоящей литературе и помочь ему выстроить собственную систему ценностей, не вступающую в противоречие с нормами морали.

Как же происходит воспитание чтением?

ВОСПИТАНИЕ ЧТЕНИЕМ

 «Читать — это еще ничего не значит, что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело». К. Д. Ушинский.

 Чтение лежит в основе духовного воспитания личности, и задача родителей – привить ребенку любовь к чтению.

 В статье «Воспитание чтением: как это происходит?» Ирины Ивановны Тихомировой, кандидата педагогических наук, доцента Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств приведены выдержки из книги «Художественная классика как средство духовного возрождения» ученого В.А. Левидова. Их можно использовать как руководство для родителей применительно к детскому чтению

- Подбирайте произведения детской художественной классики с учетом возрастных потребностей детей и их жизненного опыта.

- Если книга слишком сложна для понимания в определенном возрасте, юный читатель следит за развитием сюжета, выхватывает только то, что лежит на поверхности, упуская из виду сложную психологическую сторону описываемых событий и характеров. Он не может осознать прочитанного, в результате художественное произведение остается непонятым.

 В отобранных произведениях выделите ситуации, с которыми, или подобными им, может встретиться, или уже встречался ребенок в реальной жизни. Вскройте воспитательный потенциал этих ситуаций. Продумайте, какие законы душевной жизни сконцентрированы в них.

- Замечательная семейная традиция – читать и обсуждать книги. Обсуждая с ребенком на равных поступки героев и ситуации, описанные в книге, вы построите с ним доверительные отношения, научите его формулировать и высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других.

 Предложите ребенку изложить свое отношение к ситуации и привести по возможности аналогичные примеры из жизни. С помощью вопросов побудите его высказать свои соображения, почему произошла ситуация, почему каждый из героев вел себя именно так, а не иначе, одинаковыми ли мотивами они руководствовались, как это сказалось, или могло сказаться на судьбах других людей.

 Это научит ребенка тщательно взвешивать свои слова и поступки, он будет задумываться о том, как они повлияют на чувства и настроение близких ему людей. Очень важно научить ребенка сопереживать, любить, жалеть и прощать – это основная задача духовного воспитания в семье, и помочь в этом могут прекрасные произведения писателей-классиков.

 Родители могут проиграть разбираемую в книге ситуацию в виде ролевой игры, с тем, чтобы ребенку было легче представить себя на месте персонажей и действовать с их позиции. Начинать такого рода работу можно с самого раннего возраста, когда ребенок наиболее активно впитывает и осваивает нравственный опыт.

- Обратите внимание на то, что и как читает ваш ребенок, чтобы книга из доброго друга и наставника не превратилась во врага. Сформировать у ребенка иммунитет к низкопробным книгам, авторы которых ставят под сомнение ценность традиционных святынь – труда, семьи, любви к Родине – задача не только учителей, но и родителей.

Теоретически все хорошо понимают, что и как надо делать, но потом до дела так, и не доходит. Все знают: чтобы воспитать в ребенке привычку к чтению, взрослому надо читать самому, читать ребенку вслух, читать с ним по очереди. Тогда в один прекрасный день он согласится с героем знаменитой «Читалочки» Валентина Берестова: «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку трясти» . Народная мудрость гласит: «Проблемы наших детей - продолжение наших, только они более заметны. Родитель сделает - ребёнок повторит».

(Анализ анкет «Семейное чтение»)

   Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а следовательно, и средство духовно-нравственного воспитания личности.

Одна из задач педагогов ОУ – помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у него читательского вкуса, отношения к книге как к явлению культуры. Педагоги должны информировать родителей о том, какие произведения входят в круг детского чтения каждой возрастной группы.   Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать.

     В семье обязательно должен быть человек, который будет читать малышу «нужные книжки», где торжествует добро: где жалеют и выпускают жука, жужжащего между рамами, не превращают в боксерскую грушу старого плюшевого мишку, потому, что он – «друг детства». Такие книжки учат говорить правду, научиться быть смелым, как Том Сойер, не побоявшийся на суде рассказать про индейца Джо.

Семейное чтение – чтение вслух родителей и детей друг другу:  

-  помогает установить контакт между детьми и взрослыми;

-  обеспечивает необходимое эмоциональное развитие;

-  учит видеть красоту и понимать прекрасное;

-  обогащает словарный запас, развивает память и воображение;

-  учит думать, концентрирует внимание;

-  способствует развитию самоуважения;

-  расширяет знания;

-  облегчает процесс учебы, улучшает успеваемость в школе;

-  помогает воспитанию моральных ценностей;

-  отвлекает от долгого сидения у телевизора или за компьютером;

-  нейтрализует негативное влияние массовой культуры;

-  нацеливает на получение новых знаний.

     Читать ребенку ежедневно не менее 20 минут!

-  Чтение малышам вслух стимулирует их умственное развитие;

-  Чтение вслух помогает детям познать мир и себя самих;

-  Совместное чтение с подростками помогает справиться с проблемами подросткового периода.

Такое общение, сближающее людей разных возрастов, воспитывает порой больше, чем прямое назидательное слово. Чтобы формировать хороший вкус у детей, заниматься воспитанием эстетически развитых читателей надо соблюдать некоторые правила:

-  точно выбирать «объект», то есть, прежде всего, важно, ЧТО читать, КАКИЕ книги;

-  уметь заинтересовать детей предлагаемой для чтения книгой;

-  точными вопросами помогать видеть главное – как в содержании, так и в способе его художественного воплощения;

— уважать и учитывать мнение детей, добиваться от них обоснования собственной точки зрения, умения отстаивать ее, спорить, если необходимо;

— вдохновлять детей на продолжение чтения, расширяя их кругозор, постоянно ссылаясь на другие, уже известные им произведения или интригуя новыми, завлекая, заманивая в «следующие круги», в свою очередь, расширяющие их духовное пространство.

Если родители  систематически занимались и занимаются с ребенком, воспитывая у него интерес и любовь к книге, они могут быть уверены: основы культуры чтения ими заложены, а следовательно - созданы важнейшие предпосылки для дальнейшего развития его ума, нравственности и эстетического восприятия мира.

Век новых технологий требует большей гибкости от пользователей информации - визуальная грамотность, равно как и навыки управления электроникой, требуют и большего развития традиционных навыков грамотности. Кроме того, книги остаются и останутся не только и не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают их эмоциональной, интеллектуальной и социальной поддержкой. Книги дают ребенку:

- интеллектуальное и эмоциональное развитие;

- развитие языка;

- социальное и образовательное развитие;

- влияют на социализацию личности.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия школьной библиотеки и родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста. Они должны играть роль стимулятора интереса к чтению, поскольку в наш век полноценным читателям надо успеть стать в детстве, иначе жизнь может не оставить для этого времени.

Главное отличие семейных чтений от других его видов — классного, внеклассного и домашнего, состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.

Это одновременно и специфическая форма общения ребенка с автором произведения и миром его идей. Это, наконец, своеобразный монолог ребенка, в котором он размышляет над нравственным содержанием произведения литературы, учится выявлять и выражать его идею.

Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению. Школьная библиотека может способствовать формированию в семье новых отношений с миром, во многом определяющих жизненный путь ребенка, осознанию семьей своей культурной, социальной значимости в обществе.

Для оказания помощи родителям в освоении этой роли школьной библиотеке необходимо разрабатывать специальные программы педагогической поддержки, программы детского развивающего чтения, стимулирующие взаимодействие детей и взрослых.

Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.

Анкета для родителей  «Семейное чтение»

1.Есть ли у детей домашняя библиотека, фильмотека?_____________________________________________________________________________________________

2.Читаете ли Вы детям книги, по чьей инициативе и как часто?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Проводите ли Вы после чтения беседы?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Делятся ли своими впечатлениями, полученными от чтения, от просмотра кинофильма, с другими?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Отведены ли в режиме дня Вашего ребенка специальные часы для самостоятельного чтения?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.Играете ли Вы с детьми дома в литературные, словесные игры: придумывание загадок, определений к загаданному слову, сравнений; продолжение чтения наизусть стихотворения, начатого взрослым, придумывание рифмованных слов?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какое участие принимают дети в семейных праздниках (готовясь к празднику, учат ли стихи, инсценируют ли их, сочиняют поздравления)?_________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Ваш ребенок как:

- Читатель;

- Зритель;
- Слушатель.

9. С вашей точки зрения, семейное чтение – это:

- обсуждение прочитанного всей семьей или некоторыми ее членами; чтение вслух для всех членов семьи;

- книги для каждого члена семьи отдельно;

- когда все члены семьи заняты чтением.

Анализ анкет: «Семейное чтение»

Анализ анкет дал нам представление об организации чтения ребенка в семье, об отношении к чтению родителей, об участии родителей в этом увлекательном и сложном процессе.

      Всего было обработано: 7 анкет. Из них мы узнали:

  1. Что библиотека и фильмотека есть в основном у всех детей, в одной семье  книг очень мало.
  2. Книги детям читают каждый день 5 семей. 1 семья читает иногда и в 1 семье дети читают сами.  
  3. После чтения книг 6 семей проводят беседы, обсуждения с детьми после прочитанного. 1 семья  иногда.
  4.  Делятся ли своими впечатлениями, полученными от чтения с другими: 4 семьи ответили – да, 3 – нет.
  5. В 4 семьях соблюдается режим чтения книг.   В 3 семьях режим не соблюдается вообще.
  6. Родители, которые играют с детьми в словесные игры, разгадывают кроссворды, загадывают загадки и т. д. только в 5 семьях. В 1 семье с детьми не занимаются и в 1 – иногда..
  7. Принимают участие в семейных праздниках только 4 семьи. В 1семье этого не делается вообще и в 2 – иногда.
  8. На вопрос: «Ваш ребенок – читатель, зритель, слушатель» ответили: 1 семья – и слушатель, и зритель. 1 – только читатель, 5 - читатель, зритель, слушатель.
  9. Семейное чтение – это: 6 семей ответили, что семейное чтение – это обсуждение прочитанного всей семьей или некоторыми членами; чтение вслух для всех членов семьи. И 1 семья ответила, что  книги для каждого  члена семьи отдельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное чтение как фактор формирования духовно-нравственных качеств личности.

Готовность родителей к семейному чтению как межличностному духовному общению находится в прямой зависимости от уровня их культуры, в том числе от «функциональной и педагогической грамотности»....

Книга- основа духовности в семье

Классный час проводится совместно с представителями родителей. Цель этого мероприятия- воспитывать духовность и нравственность через семейные чтения....

Педагогический проект «Организация взаимодействия семьи и школы по формированию интереса к чтению у младших школьников »

СодержаниеОбоснование необходимости проекта Цель и задачи проекта Основное содержание проекта Принципы, лежащие в основе педагогического проекта Основные формы и методы реализации ...

Традиции семейного чтения как средство развития интереса ребёнка.

Есть одно удивительное чудо света, оно лежит всегда под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, рассказать об интересных событиях....

«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг у младших школьников на уроках литературного чтения»

«Формирование интереса к чтению научно-познавательных книг  у младших школьников на уроках литературного чтения»...

Роль семейного чтения в формировании интереса у ребёнка к книгам

Доклад на родительском собрании Цель: создание условий для осмысления родителями важности чтения (и семейного чтения, в частности), и формирования, педагогически обоснованной позиции в отношении п...