Педагогический проект «Организация взаимодействия семьи и школы по формированию интереса к чтению у младших школьников »
проект (2 класс) по теме
Содержание
- Обоснование необходимости проекта
- Цель и задачи проекта
- Основное содержание проекта
- Принципы, лежащие в основе педагогического проекта
- Основные формы и методы реализации проекта
- Средства диагностики результатов
- Планируемые результаты
- Список использованных источников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 40.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
по теме «Организация взаимодействия семьи и школы по формированию интереса к чтению у младших школьников »
Самара- 2013 г.
Содержание
- Обоснование необходимости проекта
- Цель и задачи проекта
- Основное содержание проекта
- Принципы, лежащие в основе педагогического проекта
- Основные формы и методы реализации проекта
- Средства диагностики результатов
- Планируемые результаты
- Список использованных источников
Обоснование необходимости проекта
В настоящее время в российском обществе совершенно очевидно снижается статус чтения. В Национальной Программе поддержки и развития чтения, принятой в ноябре 2006 года, говорится, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежения к чтению, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры.
По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49% до 26%. Приведённые данные говорят о том, что у нас в стране существует проблема с детским чтением.
В начальной школе ученик – маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Как важен этот первый шаг! Проводниками для детей становимся мы- взрослые, родители и учителя.
Целью уроков литературного чтения в свете ФГОС является формирование читательской компетенции младшего школьника. Такой читатель умеет выбирать и отбирать, что надо прочесть и как надо прочесть. Самостоятельная читательская деятельность ребёнка является важным фактором в интеллектуальном, культурном, духовно-нравственном развитии.
Зрелый читатель умеет:
- проявить целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
- планировать свою деятельность, выполнять намеченное, оценить свои результаты;
- взаимодействовать с другими обучающимися и окружающим миром.
Зрелый читатель имеет:
- культуру учебного и интеллектуального труда, основанного на развитых интеллектуальных умениях (анализа, синтеза, обобщения и др.);
- духовно-нравственную культуру;
- интерес к работе с книгой, информационными, компьютерными технологиями.
Таким образом, у учащихся формируются все виды УУД.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской деятельности. Чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению-кладезю знаний, идей, мудрости опыта.
Кризис детского чтения проявляется не только в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере.
Л. С. Выготский считал, что «прежде, чем ты хочешь призвать ребёнка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею. А интерес к любому занятию, в том числе к чтению, будет стабильным при условии, если ребёнок готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что ребёнок будет действовать сам. Преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность.
Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Необходимо подчеркнуть, что чтение в семейной среде играет особую роль. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Такое положение крайне негативно сказывается на духовном климате семьи и не способствует формированию ребенка-читателя. Не читающие родители воспитывают не читающих детей. Следовательно, на сегодняшний день возрождение, дальнейшее развитие и выведение на новый уровень традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума. Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве школы и семьи.
Цель проекта: создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников в семье
Задачи проекта:
- организовать сотрудничество “ученик-родитель-библиотекарь”;
- возродить традиции семейных чтений;
- повысить культуры чтения в семье;
- приобщить учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки.
Основное содержание проекта
Изучение психолого-педагогической литературы
Необходимо остановиться на некоторых базовых понятиях.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам, а постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.
Моя работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.
2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.
3. Умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. Учащиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями.
4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.
Изучение положительного опыта
Проблема формирования интереса к чтению у младших школьников была изучена в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева и других.
И. П. Подласный считает, что «общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того, чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-то интересующим нас, с чем-либо уже знакомыми, вместе с тем, должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным».
Если нет новой информации, то насыщение любопытства достигается быстро, поэтому, поддерживая интерес к чтению, надо стараться разнообразить тематику чтения, выбирать книги, доступные данному возрасту. До чтения очень важно на первом этапе рассматривать книгу, рисунки, надписи и ответить на вопросы: кто с читателем будет говорить, о чём пойдёт речь, предугадать развитие событий.
По мнению И. И. Тихомировой, «чтобы пробудить интерес у детей к чтению, надо удивить их самим процессом чтения». Приманка к чтению путём удивления исходит от чего - либо находящегося вне ребёнка, а интерес – изнутри. Внешние стимулы не гарантируют устойчивого интереса к чтению, а только способствуют развитию интереса: ученик непроизвольно может открыть в тексте то, что взволнует его, увлечёт, заставит включиться в жизнь персонажей. Только через эмоциональную сферу можно заразить человека чтением. В этом случае читатель выходит на уровень познавательного интереса.
Однако необходимо отметить, что в настоящее время проблема развития интереса к чтению остаётся актуальной.
Календарный план реализации проекта для учащихся 2-х классов
№ | Название мероприятия | Форма проведения | Сроки |
1. | Диагностика учащихся и родителей по проблеме | анкетирование | сентябрь |
2. | Марафон родительских собраний | круглый стол, дискуссия, лекция, просмотр видеофильма | в течение года |
3. | Акция родителей “Подарим библиотеке книжки” | акция | октябрь |
4. | Семейный поэтический конкурс «Золотая осень» | конкурс чтецов | ноябрь |
5. | Встреча с интересными людьми | беседа | декабрь |
6. | Книжкин дом | экскурсия в книжный магазин | январь |
7. | Любимые произведения семьи | проект- презентация | февраль |
8. | По дорогам сказки | литературная семейная викторина | март |
9. | Книга в моей семье | конкурс семейных мини- сочинений | апрель |
10. | Читаем вместе в школе и в семье | семейный праздник, подведение итогов | май |
11. | Встреча с учителем | индивидуальные консультации для родителей | в течение года |
Принципы педагогического проекта:
| |
| |
| |
| |
| |
Основные формы и методы реализации проекта
Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. Тематика родительских собраний
Темы проектов и исследований в области чтения 1.Библиотека моей семьи. 3. Книги, которые передаются в семье по наследству.
Родительские ринги- одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
Основные результаты взаимодействия семьи и школы по формированию интереса к чтению у учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: анонимные анкеты, позволяющие анализировать отношение родителей и детей к чтению литературы, самооценочные суждения детей. Анкета для родителей
Анкета для детей
10.Какие книги тебе больше всего нравится читать? Планируемые результаты 1. Формирование модели информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников, включающей программы родительских лекториев, методические материалы для родителей. 2. Повышение уровня влияния школьной библиотеки на контингент учащихся, достижение 100% охват школьников библиотечным обслуживанием. 3. Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению. Увеличение группы систематически читающих школьников до 50%. 4. Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников, активное участие родителей в реализации мероприятий данного проекта. 5. Изменение отношений “ученик-родитель-библиотекарь”, создание коллектива единомышленников. 6. Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность. 7. Возрастание интереса к чтению художественной и познавательной литературы, повышение востребованности школьной библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития. Список использованных источников
gublibrary.ru›lib/Konferenciya_ chtenie |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по чтению 2 класс по теме <<Формирование интереса к чтению у младших школьников>>
В работе дается теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников. Раскрывается роль чтения-общения в становлении личности ребенка-читателя, психологиче...
Связь уроков литературного чтения и внеурочной деятельности как условие формирование интереса к чтению у младшего школьника.
Формирование интереса к чтению предполагает стимулирование активности, мотивированности на читательскую деятельность; овладение содержанием и способами деятельности; формирование цен...
Презентация "Возможные приёмы организации взаимодействия семьи и школы по формированию коммуникативной компетентности"
В данной презентации показаны приёмы организации взаимодействия семьи и школы по формированию коммуникативной компетентности....
Возможные приёмы организации взаимодействия семьи и школы по формированию коммуникативной компетентности
В данном материале учитель использует нетрадиционные формы взаимодействия родителей и детей по формированию коммуникативной компетентности школьника....
Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника
Эффективность взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника зависит от того как складываются отношения между семьёй и школой....
Формирование интереса к чтению у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.
Создание условий для формирования устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы младшими школьниками....
Родительское собрание «Роль семьи и школы в формированию интереса к чтению. Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника»
Родительское собрание «Роль семьи и школы в формированию интереса к чтению. Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника» для 4 класса...