Традиции семейного чтения как средство развития интереса ребёнка.
классный час (2 класс) по теме

Кузина Татьяна Леонидовна

Есть одно удивительное чудо света, оно лежит всегда под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, рассказать об интересных событиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word122.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

 Выступление.          

Есть одно удивительное чудо света, оно лежит всегда под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, рассказать об интересных событиях.

Мы поговорим о книге... Об этом гениальном изобретении человека.

Книга входит в жизнь человека из раннего детства, и мы привыкаем к ней, как к воздуху. Ещё не научившись читать, мы перелистываем книжки - картинки и в рисунках познаём окружающий мир. Потом приходит пора сказок, мудрых, весёлых и грустных, где угадывается настоящая жизнь.

Чем старше становимся мы, тем шире круг нашего чтения. Учебники, книги о путешествиях, рассказы о героях, справочники, словари. Книжки - малышки, умещающиеся в кармане, и увесистые тома большого формата, скромные книги без иллюстраций и красочные альбомы. Да разве можно перечислить всё книжное богатство, окружающее нас!

Такое вот "ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО"

Меня заинтересовал вопрос : почему дети перестали читать?

Тема моего выступления: Традиции семейного чтения как средство развития интереса ребёнка.

Актуальность    темы    состоит  в  том, что  решающее

значение  в  развитии  личности ребёнка имеет его  интерес  к  чтению  и  одним  из  средств  развития  интереса  к  чтению  являются   традиции  семейного  чтения.

           Цель  работы  -  определить  эффективность  традиций  семейного  чтения  как  средства  развития  интереса  ребёнка  к  чтению.

Задачи  работы

  • выявить взаимосвязь между чтением и воспитанием ребёнка;
  • определить роль традиций семейного чтения в развитии интереса ребёнка к чтению;
  • определить  формы и методы, позволяющие семье решать задачи развития интереса  ребёнка к чтению. 

      Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье. Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры. Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Я считаю, отсутствие потребности в чтении — следствие несформированности ее с раннего детства. По  данным  социологических  исследований, 37%  россиян  не  читают  книг вообще, а  52%  не покупают  газет  и  журналов.
Число  постоянно  читающих  за  последнее  десятилетие  уменьшилось  с  49%  до  26%,
а тех, кто  вообще  не  читает  книги, возросло  с  23%  до  34%.
40% опрошенных читают  книги  от  случая  к  случаю. Россия  по  грамотности  и  уровню  чтения  занимает  28  место  среди  32  развитых  стран мира. И  это  та  страна, которую  когда-то называли самой читающей  
в  мире.

Читать - это значит, и разбирать, и анализировать, и воспринимать текст.  Не читающий человек  не способен  анализировать. А тот, кто не способен анализировать, не может сделать осознанного выбора: будь то выбор жизненного пути, будь  то   книги для чтения.                Интерес к чтению постепенно пропадает или качественно видоизменяется. Особенно хорошо это видно на примере детского населения России. По результатам библиотечных исследований, дети сейчас читают не меньше, чем раньше. Только делают это  они по-другому. Примерно три  четверти запросов детей, которые приходят в библиотеку, связаны с учёбой.

             Уходит, практически ушло то общество, в котором читать было престижно, а не читать - стыдно. Сейчас детям не стыдно признаваться, что они не любят читать. В советское время, говорят работники библиотек, на первом месте среди ответов на вопрос « Что ты любишь делать в свободное время?» всегда стояло – «читать книги». Сейчас чтение ушло на третье - четвёртое место после просмотра телевизионных программ, прослушивания музыки, игры или работы на компьютере.

              Конечно, там, где в семье есть традиции чтения, а, к сожалению, эту семейную традицию чтения мы тоже утрачиваем, дети читают по-другому. . Я считаю, что нам необходимо создавать национальную программу поддержки чтения в России, уделив особое внимание детскому чтению и книгоизданию, воспитанию читательской культуры родителей и детей. Необходимо сформировать социальный заказ на издание детских книг, увеличить часы, отведенные на преподавание литературы в школе. Но этого недостаточно. Необходимо возродить добрую и старую традицию семейных чтений. Семейные традиции чтения – это одно из самых благотворных воспитательных средств, которое не только образовывает детей, но и цементирует подлинно участливые, дружеские взаимоотношения старших и младших в семье.

             На сегодняшний день в читающей России можно заметить некий парадокс. Возникают крупные издательства, появляются молодые писатели, постоянно выходят  новые книги. Но читают люди меньше. На основании выше сказанного мы делаем вывод о том, что проблема чтения и воспитания через чтение в нашей стране является одной из самых серьёзных и актуальных.     Семейное чтение - традиция прекрасная,  естественный атрибут духовного общения.

Очень важно сделать чтение привычкой ребёнка, ведь воспитательное воздействие книги на развивающуюся личность ребёнка неоспоримо. Именно в детском и юношеском возрасте происходят формирование мировоззрения, поиски идеала, своего места в жизни! Опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Важно учесть и другое. Пересматривается традиционная система оценок успеваемости школьников. Все чаще мы слышим, что пятибалльная — изжила себя. На смену ей идет другая, основанная на накоплении учеником достижений в той или иной области знаний, которая может быть выражена в участии детей в олимпиадах, конкурсах, турнирах и иных видах деятельности, как в рамках школьной программы, так и вне ее. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления, а значит — начитанности. В «портфель» достижений войдут материалы, характеризующие читательскую деятельность детей: сочинения, рефераты, отзывы, дневники чтения. От того, читают ли дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности, судьба России, ее будущее. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Никакие ссылки на занятность  и нехватку времени неуместны, поскольку речь идёт о развитии задатков мышления и воображения, без чего невозможно формирование личности. Во многих семьях сегодня поощряется многочасовое пользование средствами массовой информации. В результате - у детей всё меньше возникает побудительных поводов для развития собственной речи: с телевизором и компьютером не беседуют. Большинство учителей – филологов старших классов говорят о затруднениях в преподавании, которые вызваны отсутствием у многих школьников  необходимых навыков чтения и письма. В ближайшем будущем только люди с высоким уровнем мыслительных способностей могут рассчитывать на  востребованность.

Надо начинать…с себя. Затрудняетесь в выборе книги? Дома нет нужной литературы? Есть детские библиотеки с неплохими фондами и специалистами.  Помогите малышу научиться ориентироваться в книжном море: научите выбирать книжки на полках библиотеки, какие книги предпочитаете читать вы и другие члены семьи, как сложилась ваша библиотека. Обращайте внимание на то, кто написал книгу, рассказывайте ребенку о детских писателях. И самый популярный вопрос, задаваемый родителями: как заставить ребёнка читать? Но не надо заставлять ребенка читать, будьте для него личным примером.

                Чтение – как и любая другая деятельность – должно быть ребенку доступно и интересно. Ребенок должен чувствовать живой (неподдельный!) интерес взрослого к чтению, видеть, что мама и папа тоже умеют и любят читать. С ребёнком нужно делиться  впечатлениями о прочитанном. Любая деятельность ребенка должна быть для него успешна. Интерес к чтению можно развить в любом возрасте, так пусть помощь  родителей  будет действенной! По данным исследований, именно родителям в подавляющем большинстве обязаны наши читающие дети  пробуждением интереса к книге. Специалисты по возрастной психологии утверждают, что материнская педагогическая деятельность играет решающую роль для всей последующей жизни человека, в том числе она определяет и отношение  к книге и чтению.  Книга должна войти в круг семейных хобби. Необходимо возродить забытые традиции семейного чтения – при таком время препровождении члены семьи станут ближе друг к другу, а вечера эти запомнятся на всю жизнь.

Для изучения интереса к чтению  школьников  нами было проделано следующее:

  • анализ результатов проверки техники чтения учащихся с 2 - 5, 9 классы   в начале  и в середине года;
  • опросник для учащихся «Хороший ли я читатель?»;
  • выявление самых читающих семей по результатам опроса работников библиотеки №19

Проведённая в начале года проверка техники чтения показала, что  63 % учащихся  с 2

по 5,9 классы читают ниже нормы. Выборочная совокупность составила 138 человек.

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

9 класс

50%

33%

27%

58%

70%

          Повторная проверка техники чтения состоялась в декабре.  Она показала, что уже  52 % из 94 учащихся не укладывались в норму.            

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

9 класс

25%

16%

10%

46%

65%

              Проведя сравнительный анализ (прил.8), полученный по итогам проверки техники чтения в сентябре и декабре, мы пришли к выводу о необходимости привлечения родителей к решению  данной проблемы.

     Нами было проведено анкетирование среди учащихся.

По данным анкеты для детей мы получили следующие результаты:

1.   83% учащихся начали читать самостоятельно в возрасте с 5 до 8 лет; 17 % позже стали самостоятельными читателями – в возрасте с 8 до 12 лет;

2.    Читателями библиотеки с 5 до 8 лет стали 32% опрошенных; с 8 до 12 лет 68%;

3.    95 %  учащихся  пользуется книгами из  библиотеки № 19 и школьной библиотек; только 5% опрошенных  пользуется книгами из домашней библиотеки;

4.    69%  учеников в год прочитывает от 0 до 10 книг; 31 % от  10 до  25 книг и больше;

5.  35%  учащихся ответили, что у них в семье принято читать вслух; 65% сказали: «Нет!»;

6.   15% опрошенных вели или ведут читательские дневники; 85% никогда этого не делали;

7.   48%  характеризуют себя как хорошего читателя; 27% как нормального;25% учеников считают себя плохими читателями.

Анализ теоретических и исследовательских  работ, посвященных  проблеме снижения интереса учащихся к чтению, показывает, что данная проблема  относится к числу наиболее актуальных в образовании. Семья формирует основы мировоззрения человека, его образ жизни и ценностные ориентиры. Одной из безусловных ценностей семьи является традиции семейных чтений.

Семейные чтения – это главный путь широкого приобщения детей к миру книги.

Слова, которыми хочется закончить своё выступление "Люди перестают мыслить - когда перестают читать."

                                  Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие традиций семейного чтения: проблемы и перспективы

В школу приходят около 70 %  детей, у которых не развит интерес к чтению. В своей статье я хочу поделиться опытом работы  школьного методического объединения по проблеме формирования устойчи...

Возрождение традиций семейного чтения произведений иностранной детской литературы, как средство воспитания личности

Что  может сделать учитель, чтобы книги становились  постоянными собеседниками детей, их учебниками жизни?  Как организовать учебно-воспитательную  работу так, чтобы интересно было...

Уроки внеклассного чтения как средство развития читательских интересов младших школьников

Внеклассное чтение в начальной школе является необходимым и важным звеном в области обучения младших школьников языку. Цель этих занятий - обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтени...

Родительское собрание: «Давайте читать вместе. Возрождая традиции семейного чтения». (« Как приобщить ребенка к чтению»).

Цель: формирование педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребенка....

Возрождение традиций семейного чтения произведений иностранной детской литературы, как средство воспитания личности

Согласно стандартам ФГОС второго поколения [5] важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическа...

«Методы и формы руководства чтением. Лэпбук – средство развития читательского интереса обучающихся»

Главной задачей учителей, школьного библиотекаря, родителей является воспитание интереса и любви к книге, стремления общения с ней. Сейчас, когда наши дети читают всё меньше и меньше, необходимо стара...

Статья на тему: «Внеурочная деятельность как средство развития интереса к чтению у младших школьников в работе с детской книгой»

В материале представлен педагогический  опыт учителя начальных классов по теме: " Внеурочная деятельность как средство развития интереса к чтению у младших школьников в работе с детской книг...