Выступление на РМО и на семинаре ресурсного центра по теме "Методическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью"
учебно-методический материал
Обобщение личного опыта работы при составлении рабочих программ, варианта КТП по ФГОС для работы с обучающимися с легкой умственной отсталостью.По всем предметам составляется «Лист оценки предметных результатов обучающегося» за учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo.docx | 23.03 КБ |
prezentatsiya.pptx | 621.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью
Бугакова Лариса Борисовна
учитель начальных классов
Слайд 2. Приём детей в школу-интернат осуществляется на основе рекомендаций ПМПК сформулированных по результатам его комплексного обследования, в которых указан вариант программы для обучающихся с умственной отсталостью: 1 вариант, 2 вариант или СИПР.
Слайд 3. В настоящее время я обучаю детей с лёгкой и умеренной умственной отсталостью, по АООП 1 и 2 вариантов.
Слайд 4. Обучение по 1 варианту провожу в соответствии с учебным планом по следующим предметам: «Чтение», «Русский язык», «Математика», «Мир природы и человека», «Речевая практика», «Ручной труд», «Изобразительное искусство». 3 обучающихся обучаются по 2 варианту по следующим предметам: «Речь и альтернативная коммуникация», «Математические представления», «Окружающий природный мир» и «Окружающий социальный мир», «Домоводство», «Изобразительное искусство».
Оценивание ведется только по 1варианту, обучающиеся 2 варианта не оцениваются. Для них заведен отдельный журнал, куда записываются темы уроков. В конце каждой четверти проводится мониторинг динамики учебных достижений обучающихся по 2 варианту.
Слайд 5. По всем предметам составляется «Лист оценки предметных результатов обучающегося» за учебный год. 4 раза в год проводится оценивание.
Оценка достижений предметных результатов производится путем фиксации способности обучающегося к выполнению учебного действия по следующей шкале:
0 – действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет).
1 – действие выполняет совместно с педагогом.
2 – выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной).
5 – выполняет действие самостоятельно
На основании сравнения оценок за год делается вывод о динамике усвоения программы каждым обучающимся по следующей шкале:
0 – отсутствие динамики или регресс.
1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.
2 – минимальная динамика.
3 – средняя динамика.
4 – выраженная динамика.
5 - полное освоение действия
Рабочую программу по предметам составляла с 1 по 4 классы.
Слайд 6. Исходными документами для составления рабочих программ являлись:
1. ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью.
2. Примерная АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью.
3. Методические рекомендации по составлению рабочих программам учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью.
4.«Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В. Воронковой,
Слайд 7. Рабочая программа имеет свои структурные элементы, которые четко выделены и соответствуют определенным требованиям к ним.
Обязательными структурными компонентами рабочей программы являются:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели с учетом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета;
3) описание места учебного предмета в учебном плане;
4) личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;
5) содержание учебного предмета;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
7) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
С 1 по 3 и с 5 по 7 разделы рабочая программа составляется также как для массовых школ.
Слайд 8. Имеются различия в составлении 4 раздела «Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета». В нём отсутствуют метапредметные результаты.
Сюда включаются формулировки результатов из АООП, где предполагается достижение двух видов результатов: личностных и предметных. Ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций.
Определяют два уровня овладения предметными результатами: минимальный - «Ученик научится» ориентируется на всех обучающихся класса.
и достаточный - «Ученик получит возможность научиться», рассматривается как повышенный и не является обязательным для всех обучающихся.
Обязательным приложением к рабочей программе является календарно-тематическое планирование.
В зависимости от реализуемого варианта АООП предлагается оформлять КТП в соответствии с прилагаемыми шестью формами.
Слайд 9. Предлагаю Вам рассмотреть вариант КТП, по которому работают в нашей школе.
№ п/п | Тема урока | Дата | Планируемые результаты | Формируемые базовые учебные действия. | Основные виды деятельности | Материально-техническое обеспечение | ||
План | Факт | Личностные | Предметные |
Хотелось бы немножко остановиться на разделе про БУДы.- это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающихся. Существует четыре группы базовых учебных действий:
Личностные. Обеспечивают готовность ребёнка к принятию новой роли ученика; помогают познать себя и разобраться в своей собственной личности.
Познавательные. Сводятся к возможности воспринимать информацию, обрабатывать ее и на основе полученных данных делать новый вывод.
Коммуникативные. Обеспечивают способность взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в процессе обучения
Регулятивные. Обеспечивают успешную работу на любом уроке и на любом этапе обучения.
Практически все БУДы формируются в той или иной степени при изучении каждого предмета.
Слайд 10. При выборе БУД для рабочих программ я опиралась на таблицу из АООП, где указаны те учебные предметы, которые в наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.
Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
Группа БУД действий | Перечень базовых учебных действия | Учебный предмет |
Личностные учебные действия | осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга | Русский язык Чтение Устная речь |
Математика | ||
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей | Русский язык Чтение Устная речь | |
Трудовое обучение (Ручной труд) | ||
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; | Русский язык Чтение Устная речь | |
Музыка Изобразительное искусство | ||
Физическая культура | ||
Трудовое |
Слайд 11. В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволяет делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Согласно требованиям Стандарта уровень сформированности базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) определяется на момент завершения обучения школе.
Слайд 12. Рабочие программы разрабатывались также с учетом учебников, используемых в школе-интернате, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию.
Если в заключении ПМПК имеются рекомендации обучения ребёнка по СИПР, то эта программа разрабатывается с учётом индивидуальных возможностей и потребностей конкретного ребёнка, на основе АООП по 2 варианту. Чаще всего такие дети находятся на индивидуальном обучении на дому.
Слайд 13. СИПР имеет свою структуру, составляется лишь на один год, для него также нужны рабочие программы и КТП. Обучающиеся по СИПР не оцениваются. Проводится мониторинг результатов обучения не реже одного раза в полугодие.
Но пока у нас в учреждении таких детей не было, поэтому опыта составления СИПР у нас ещё нет.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определение варианта адаптированной программы (1вариант, 2 вариант, СИПР) осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного обследования.
У чебные предметы. (ВАРИАНТ 1) Русский язык Чтение Речевая практика Математика Мир природы и человека Музыка Изобразительное искусство Физическая культура Ручной труд У чебные предметы . (ВАРИАНТ 2) Речь и альтернативная коммуникация Математические представления Окружающий природный мир Домоводство Окружающий социальный мир Музыка и движение Изобразительная деятельность Адаптивная физическая культура У чебный план начального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Мониторинг и оценивание динамики обучения обучающихся по 2 варианту. 0 – действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет). 1 – действие выполняет совместно с педагогом . 2 – выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого . 3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу . 4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной). 5 – выполняет действие самостоятельно Оценка достижений предметных результатов «Лист оценки предметных результатов» за _________год ФИО обучающегося___________________________класс____ Знания и умения Четверти Итог Рекомендации 1 2 3 4 Названия и обозначения действий сложения и вычитания Оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 10 Оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20 Вести счет в прямом и в обратном порядке в пределах 10 Вести счет в прямом и в обратном порядке в пределах 20 Записывать и сравнивать числа в пределах 10 Записывать и сравнивать числа в пределах 20 Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 10 (без скобок) Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок)
Д окументы для составления рабочих программ 1 . ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью. 2. Примерная АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью. 3 . АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью ГКОУ КК специальной (коррекционной) школы-интерната ст-цы Тенгинской. 4 . Методические р екомендации по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. 5 . «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией В.В. Воронковой.
Программы учебных предметов, коррекционных курсов должны содержать : 1) Пояснительную записку , в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса ; 2) О бщую характеристику учебного предмета, коррекционного курса с учетом особенностей его освоения обучающимися; 3) О писание места учебного предмета в учебном плане ; 4) Л ичностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса; 5) С одержание учебного предмета, коррекционного курса; 6) Т ематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; 7) О писание материально-технического обеспечения образовательной деятельности .
Л ичностные: - осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; - воспитание уважительного отношения мнению других, истории и культуре других народов; - овладение социально-бытовыми навыками , используемыми в повседневной жизни; и др. Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета Предметные : Учащиеся должны уметь: Учащиеся должны знать: Минимальный уровень: - осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами; - пересказ содержания прочитанного текста по вопросам; - участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий; - выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений. Достаточный уровень: - чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами; - ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту; - определение основной мысли текста после предварительного его анализа; - чтение текста молча с выполнением заданий учителя; - определение главных действующих лиц произведения; оценка их поступков; - чтение диалогов по ролям; - пересказ текста по частям; - выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
№ п / п Тема урока Дата Планируемые результаты Формируемые базовые учебные действия. Основные виды деятельности Материально-техническое обеспечение План Факт Личностные Предметные Личностные . Обеспечивают готовность ребёнка к принятию новой роли ученика; помогают познать себя и разобраться в своей собственной личности. Познавательные. Сводятся к возможности воспринимать информацию, обрабатывать ее и на основе полученных данных делать новый вывод. Коммуникативные . Обеспечивают способность взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в процессе обучения Регулятивные . Обеспечивают успешную работу на любом уроке и на любом этапе обучения. Календарно-тематическое планирование. Виды базовых учебных действий (БУД)
Группа БУД Перечень базовых учебных действий Учебный предмет Личностные базовые учебные действия осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга Русский язык Чтение Речевая практика Математика способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей Русский язык Чтение Речевая практика Ручной труд положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию Русский язык Чтение Речевая практика Музыка Рисование Физическая культура Ручной труд целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей Русский язык Чтение Речевая практика Мир природы и человека самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей Русский язык Чтение Математика Ручной труд понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в обществе Русский язык Чтение Речевая практика Физическая культура Ручной труд готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе Русский язык Чтение Речевая практика Мир природы и человека Связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов
Мониторинг всех групп БУД Лист оценки сформированности базовых учебных действий у учащегося класса ___________________________________________ (ф.и.о) Виды БУД Сентябрь Декабрь Май Родитель Учитель Учитель музыки и ритмики Учитель ИЗО Учитель физ-ры Воспитатель Средний балл Родитель Учитель Учитель музыки и ритмики Учитель ИЗО Учитель физ-ры Воспитатель Средний балл Родитель Учитель Учитель музыки и ритмики Учитель ИЗО Учитель физ-ры Воспитатель Средний балл Личностные результаты освоения 1. Личностные 1.1 Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, а также как члена семьи, одноклассника, друга. 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Учебники
Структура СИПР включает 1. Общие сведения о ребенке. 2. Характеристику с оценкой развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребенка. 3. Индивидуальный учебный план. 4. Содержание образования в условиях организации и семьи. 5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре. 6. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР. 7. Перечень задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося. 8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании ШМО Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью .
Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса в начальной школе в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)Внеурочная деяте...
Приказ о создании рабочей группы по сопровождению внедрения ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Обоснование необходимости. Состав рабочей группы....
Адаптированная основная общеобразовательная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Пояснительная запискаЦель коррекционной работы Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...
Тема выступления «Современные подходы во взаимодействии школы и семьи в аспекте ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) ...
Выступление на методическом объединении по теме: «Формирование навыков чтения у обучающихся с умственной отсталостью с использованием современных методов и приемов»
Выступление на методическом объединении по теме: «Формирование навыков чтения у обучающихся с умственной отсталостью с использованием современных методов и приемов»....
МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
В статье представлен опыт работы по организации сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями тьютором....
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
В статье представлен опыт работы по организации сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями тьютором....