МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Ольга Борисовна Сахияева

В статье представлен опыт работы по организации сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями тьютором. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Аннотация: в работе представлен опыт тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на начальном уровне школьного образования. Представлена апробированная модель организации тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), документация тьютора, модель тьюторского сопровождения.

В статье представлен опыт работы по организации сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями тьютором. В учреждениях нашего типа (школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья) осуществляется комплексное психолого-педагогического сопровождение каждого обучающегося, ввиду специфики дефекта. Исходя из выше сказанного, проблема возникает в силу введения штатной единицы «тьютора» в образовательные организации, т.к. зачастую происходит дублирование деятельности тьютора с деятельностью других специалистов службы сопровождения.

Если речь идет об образовании и сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями, то необходимо понимать, что тьюторское сопровождение обучающихся с умственной отсталостью будет осуществляться эффективно, если:

  1. учтены психолого-педагогические условия организации тьюторского сопровождения обучающегося с умственной отсталостью;
  2. осуществлено взаимодействие всех участников образовательных отношений. При организации такого сопровождения обучающегося данной нозологической категории        необходимо        руководствоваться                не        только        нормативно-правовым обеспечением, но и положениями Л. С. Выготского о наличии у каждого умственно отсталого ребенка сохранных функций, опираясь на которые мы можем развивать его потенциальные         возможности,                которые         получили                 название        «зона        ближайшего развития»,                в        том        числе        помнить        о        роли                специально        организованного

(коррекционного) обучения для эффективного развития ребенка.

В методической литературе можно встретить множество синонимичных понятий касаемо именно тьютора. Это и посредник, и координатор, и помощник, и

персональный сопровождающий. Данный ряд можно продолжать, но главная функция все же будет определена через проблемы ребенка. Поэтому, когда у обучающегося (особенно в период адаптации) возникают проблемы в коммуникации, то на помощь к нему приходит тьютор, который поможет в налаживании коммуникативных контактов [4]. А также будет способствовать формированию социально-уверенного поведения своего подопечного.

Период адаптации к новым условиям у каждого обучающегося индивидуален и отслеживается командой педагогов. В нашей образовательной организации в сентябре и в мае каждого учебного года происходит заседание психолого-педагогического консилиума, в рамках которого обязательно принимают участие не только специалисты, сопровождающие ребенка, но и родители (законные представители) обучающихся. В период проведения данного мероприятия заполняется «Карта рекомендаций», которая является обязательной для выполнения всеми участниками образовательных отношений. В конце учебного года обсуждаются итоги работы, принимаются коллегиальные решения при планировании образовательного маршрута ребенка на следующий учебный период. Одним из ключевых моментов является понимание того, насколько успешно прошла адаптация ребенка, произошли ли процессы социализации.

Понятие «социализация» является самым важным при проектировании образовательного процесса для обучающихся с умственной отсталостью. Под

«социализацией» понимают процесс усвоения человеком правил, норм поведения, моральных ценностей, знаний, умений, навыков и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с другими людьми [1].

Обратимся к документации тьютора.

Тьютор ведет следующую документацию:

  1. Мониторинг, который позволяет определить готовность обучающегося к пребыванию в школе; позволяет увидеть начальные навыки и умения необходимые для освоения адаптированных основных образовательных программ.
  2. Программу тьюторского сопровождения// Индивидуальный план работы (составляемый по полугодиям).
  3. Дневник наблюдения, в котором фиксируются значимые проявления поведения ребенка с целью отслеживания динамики, важно отслеживать именно положительную динамику.
  4. Портфолио достижений (результаты учебной деятельности, фото поделок, письменные работы, видеоматериалы, перечень достижений за определенный период времени.

Тьютор ведет документацию в соответствии с действующими методическими рекомендациями и соответствующими локальными актами. В нашей образовательной организации созданы условия, отвечающие современным требованиям, которые позволяют предоставлять образовательные услуги обучающимся различных нозологических  категорий:  для  детей  с  легкой  умственной  отсталостью

(интеллектуальной недостаточностью); для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития; для детей с расстройством аутистического спектра.

С появлением такой штатной единицы как «тьютор» в школе-интернате произошли преобразования в действующей модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся и была создана «Модель организации тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью на начальном уровне школьного образования».

Механизм введения тьюторского сопровождения.

  1. Проектирование и разработка необходимых локальных актов и методическое обеспечение тьютора внутри образовательного учреждения: положение о порядке организации тьюторского сопровождения.
  2. Подготовка кадров (прохождение курсов повышения квалификации).

Обратимся к представленной модели сопровождения, в которой прежде всего заложен принцип взаимодействия и командной работы.

Сопровождение ребенка прежде всего организуется в триаде тьютор – ребенок – родители (законные представители). Результаты деятельности зависят от правильного построения образовательного маршрута обучающегося и от эффективного взаимодействия с другими педагогическими работниками и родителями (законными представителями) ребенка. В модели представлены специалисты и педагоги, которые в разной степени взаимодействуют с тьютором в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Курирующую и контролирующую функцию выполняет председатель психолого-педагогического консилиума школы-интерната. Определено пространство, в рамках которого организуется тьюторское сопровождение: на уроках и классных часах, на индивидуальных и групповых занятиях со специалистами, на занятиях по внеурочной деятельности и дополнительному образованию, на прогулках и переменах, во время проведения общешкольных мероприятий.

Также в представленной модели организации тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обозначен перечень документов, которые необходимы тьютору для качественного выполнения своих функциональных обязанностей.

Кроме ведения ряда документов, тьюторы формируют отчет о достигнутых результатах два раза в учебном году (в декабре и в мае). Достаточно наглядным для всех участников образовательных отношений является отчет в формате видео и презентации с текстовыми пометками. В школе-интернате программа тьюторского сопровождения создается с целью обеспечения сопровождения различных форм

коррекционно-развивающей        и        образовательной        деятельности        конкретного обучающегося.

Рисунок 1. Модель организации тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на начальном уровне

школьного образования.

Цель работы тьютора заключается в организации условий для успешного включения ребенка с особенностями развития в среду школы. Средствами достижения цели и задач, обозначенных в тьюторских программах могут быть: организация и школьного пространства; понимание тьютором и учителем зон ближайшего развития ребенка, понимание необходимости соблюдения принципов и правил коррекционно-развивающего обучения.

Данный специалист, выполняя свои функциональные обязанности, составляет программы (индивидуально для каждого обучающегося), ведет учет сформированности навыков и умений, фиксирует достижения обучающихся и ежедневно заполняет дневник наблюдения (индивидуально для каждого обучающегося). Он осуществляет свою деятельность в тесном контакте с классным руководителем, учителями- дефектологами, педагогом-психологом, логопедом, социальным педагогом, медицинским работником, обучающимися, руководителями школьных методических объединений, родителями (законными представителями), администрацией школы-интерната в рамках своей компетенции. Взаимодействие с обучающимися и работниками школы- интерната происходит ежедневно (тьютор и обучающийся, тьютор и другие дети, тьютор и родители обучающегося), а также в рамках психолого-педагогического консилиума, совместно с учителем, совместно со специалистами, совместно с родителями (законными представителями), и другими специалистами.

По результатам первичной диагностики, на основании рекомендаций Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся данной нозологической категории программа тьюторского сопровождения направляется на достижение конкретной цели, составляется ежегодно. В программу включаются несколько разделов:

  1. Пояснительная записка (учебная и психологическая характеристика ребенка, рекомендации ПМПК, семейный заказ к тьюторской программе, особенности возраста, индивидуальные особенности подопечного).
  2. Цель. Задачи работы.
  3. Ожидаемые результаты.
  4. Формы работы.
  5. Индивидуальный план работы (основная цель работы, общие задачи, конкретные задачи, примерные сроки решения поставленных задач).

Рисунок 2. Структура индивидуального плана работы.

Сроки

Цель

Задачи

Приемы,

способы достижения

Примечание

(динамика)

В течение учебного года индивидуальный план работы с обучающимся, включенный в программу, дополняется. Это зависит от показателей развития обучающегося, от динамики его продвижения по заданной траектории. Ежедневно

тьютор фиксирует изменения, происходящие в процессе взаимодействия, в дневнике наблюдения, что позволяется точечно отслеживать все результаты.

Тьюторское сопровождение является одним из важных составляющих в организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью на начальном уровне школьного образования, а организация тьюторского сопровождения является сложным процессом, при правильном организации которого, происходят качественные изменения личностных результатов обучающихся с умственной отсталостью; процесс эффективного взаимодействия всех участников образовательных отношений в рамках тьюторского сопровождения зависит, прежде всего, от компетенций самого тьютора.

Эффективность тьюторского сопровождения зависит от соблюдения следующих факторов:

  • выявлены основные принципы работы;
  • определены зоны ближайшего и актуального развития обучающегося;
  • определены формы и методы работы с обучающимся;

–созданы        психолого-педагогические        условия        организации        тьюторского сопровождения обучающегося;

–организован        процесс        эффективного        взаимодействия        всех        участников образовательных отношений.

Представленная «Модель организации тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью», также может быть перенесена в условия инклюзивной практики в общеобразовательную организацию.

Все действия тьютора и его деятельность по сопровождению обучающегося с умственной отсталостью напрямую связаны с удовлетворением особых образовательных потребностей обучающегося. Деятельность тьютора всегда будет направлена на формирование социально-уверенного поведения обучающегося с интеллектуальными нарушениями, через приобретение обучающимся определенного опыта, максимально расширяющего область развития его «жизненной компетенции», в том числе и на освоение академического компонента, который является второстепенным в проектировании образовательного процесса для обучающихся по Федеральному государственном образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант

2. Важно помнить, что говорить о качественной работе такого специалиста можно тогда, когда развиваются личностные результаты ребенка, его самостоятельность во время нахождения в образовательной организации, развиваются его коммуникативные навыки, а необходимость присутствия самого тьютора сводится к нулю, независимо от нозологической категории ребенка.

Список литературы.

  1. Авцинова, Г. И. Государственная политика в области социальной интеграции инвалиды: российский и зарубежный опыт / Г. И. Авцинова, В. И. Жуков. – М. : Изд-во Российского госуд. соц. университета, 2022. – 275 с.
  2. Карпенкова, И. В. Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях  реализации  инклюзивной  практики  в  общеобразовательных

учреждениях / И. В. Карпенкова, Е. В. Кузьмина. – М., МГППУ ; ИПИО, 2011. – 246 с.

  1. Ковалева, Т. М. Профессия «тьютор» / Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова, А. А. Теров, М. Ю. Чередилина. – Тверь : СФК-офис. – 246 с.
  2. Профессия «Тьютор» / Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова (Смолик), А. А. Теров, М. Ю. Чередилина. – Москва, 2022. – 246 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2024. – 78 с.
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Издательство «Омега-Л», 2024. – 142 с.


Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Аннотация: в работе представлен опыт тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на начальном уровне школьного образования. Представлена апробированная модель организации тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), документация тьютора, модель тьюторского сопровождения.

В статье представлен опыт работы по организации сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями тьютором. В учреждениях нашего типа (школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья) осуществляется комплексное психолого-педагогического сопровождение каждого обучающегося, ввиду специфики дефекта. Исходя из выше сказанного, проблема возникает в силу введения штатной единицы «тьютора» в образовательные организации, т.к. зачастую происходит дублирование деятельности тьютора с деятельностью других специалистов службы сопровождения.

Если речь идет об образовании и сопровождении обучающихся с интеллектуальными нарушениями, то необходимо понимать, что тьюторское сопровождение обучающихся с умственной отсталостью будет осуществляться эффективно, если:

  1. учтены психолого-педагогические условия организации тьюторского сопровождения обучающегося с умственной отсталостью;
  2. осуществлено взаимодействие всех участников образовательных отношений. При организации такого сопровождения обучающегося данной нозологической категории        необходимо        руководствоваться                не        только        нормативно-правовым обеспечением, но и положениями Л. С. Выготского о наличии у каждого умственно отсталого ребенка сохранных функций, опираясь на которые мы можем развивать его потенциальные         возможности,                которые         получили                 название        «зона        ближайшего развития»,                в        том        числе        помнить        о        роли                специально        организованного

(коррекционного) обучения для эффективного развития ребенка.

В методической литературе можно встретить множество синонимичных понятий касаемо именно тьютора. Это и посредник, и координатор, и помощник, и

персональный сопровождающий. Данный ряд можно продолжать, но главная функция все же будет определена через проблемы ребенка. Поэтому, когда у обучающегося (особенно в период адаптации) возникают проблемы в коммуникации, то на помощь к нему приходит тьютор, который поможет в налаживании коммуникативных контактов [4]. А также будет способствовать формированию социально-уверенного поведения своего подопечного.

Период адаптации к новым условиям у каждого обучающегося индивидуален и отслеживается командой педагогов. В нашей образовательной организации в сентябре и в мае каждого учебного года происходит заседание психолого-педагогического консилиума, в рамках которого обязательно принимают участие не только специалисты, сопровождающие ребенка, но и родители (законные представители) обучающихся. В период проведения данного мероприятия заполняется «Карта рекомендаций», которая является обязательной для выполнения всеми участниками образовательных отношений. В конце учебного года обсуждаются итоги работы, принимаются коллегиальные решения при планировании образовательного маршрута ребенка на следующий учебный период. Одним из ключевых моментов является понимание того, насколько успешно прошла адаптация ребенка, произошли ли процессы социализации.

Понятие «социализация» является самым важным при проектировании образовательного процесса для обучающихся с умственной отсталостью. Под

«социализацией» понимают процесс усвоения человеком правил, норм поведения, моральных ценностей, знаний, умений, навыков и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с другими людьми [1].

Обратимся к документации тьютора.

Тьютор ведет следующую документацию:

  1. Мониторинг, который позволяет определить готовность обучающегося к пребыванию в школе; позволяет увидеть начальные навыки и умения необходимые для освоения адаптированных основных образовательных программ.
  2. Программу тьюторского сопровождения// Индивидуальный план работы (составляемый по полугодиям).
  3. Дневник наблюдения, в котором фиксируются значимые проявления поведения ребенка с целью отслеживания динамики, важно отслеживать именно положительную динамику.
  4. Портфолио достижений (результаты учебной деятельности, фото поделок, письменные работы, видеоматериалы, перечень достижений за определенный период времени.

Тьютор ведет документацию в соответствии с действующими методическими рекомендациями и соответствующими локальными актами. В нашей образовательной организации созданы условия, отвечающие современным требованиям, которые позволяют предоставлять образовательные услуги обучающимся различных нозологических  категорий:  для  детей  с  легкой  умственной  отсталостью

(интеллектуальной недостаточностью); для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития; для детей с расстройством аутистического спектра.

С появлением такой штатной единицы как «тьютор» в школе-интернате произошли преобразования в действующей модели психолого-педагогического сопровождения обучающихся и была создана «Модель организации тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью на начальном уровне школьного образования».

Механизм введения тьюторского сопровождения.

  1. Проектирование и разработка необходимых локальных актов и методическое обеспечение тьютора внутри образовательного учреждения: положение о порядке организации тьюторского сопровождения.
  2. Подготовка кадров (прохождение курсов повышения квалификации).

Обратимся к представленной модели сопровождения, в которой прежде всего заложен принцип взаимодействия и командной работы.

Сопровождение ребенка прежде всего организуется в триаде тьютор – ребенок – родители (законные представители). Результаты деятельности зависят от правильного построения образовательного маршрута обучающегося и от эффективного взаимодействия с другими педагогическими работниками и родителями (законными представителями) ребенка. В модели представлены специалисты и педагоги, которые в разной степени взаимодействуют с тьютором в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Курирующую и контролирующую функцию выполняет председатель психолого-педагогического консилиума школы-интерната. Определено пространство, в рамках которого организуется тьюторское сопровождение: на уроках и классных часах, на индивидуальных и групповых занятиях со специалистами, на занятиях по внеурочной деятельности и дополнительному образованию, на прогулках и переменах, во время проведения общешкольных мероприятий.

Также в представленной модели организации тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обозначен перечень документов, которые необходимы тьютору для качественного выполнения своих функциональных обязанностей.

Кроме ведения ряда документов, тьюторы формируют отчет о достигнутых результатах два раза в учебном году (в декабре и в мае). Достаточно наглядным для всех участников образовательных отношений является отчет в формате видео и презентации с текстовыми пометками. В школе-интернате программа тьюторского сопровождения создается с целью обеспечения сопровождения различных форм

коррекционно-развивающей        и        образовательной        деятельности        конкретного обучающегося.

Рисунок 1. Модель организации тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на начальном уровне

школьного образования.

Цель работы тьютора заключается в организации условий для успешного включения ребенка с особенностями развития в среду школы. Средствами достижения цели и задач, обозначенных в тьюторских программах могут быть: организация и школьного пространства; понимание тьютором и учителем зон ближайшего развития ребенка, понимание необходимости соблюдения принципов и правил коррекционно-развивающего обучения.

Данный специалист, выполняя свои функциональные обязанности, составляет программы (индивидуально для каждого обучающегося), ведет учет сформированности навыков и умений, фиксирует достижения обучающихся и ежедневно заполняет дневник наблюдения (индивидуально для каждого обучающегося). Он осуществляет свою деятельность в тесном контакте с классным руководителем, учителями- дефектологами, педагогом-психологом, логопедом, социальным педагогом, медицинским работником, обучающимися, руководителями школьных методических объединений, родителями (законными представителями), администрацией школы-интерната в рамках своей компетенции. Взаимодействие с обучающимися и работниками школы- интерната происходит ежедневно (тьютор и обучающийся, тьютор и другие дети, тьютор и родители обучающегося), а также в рамках психолого-педагогического консилиума, совместно с учителем, совместно со специалистами, совместно с родителями (законными представителями), и другими специалистами.

По результатам первичной диагностики, на основании рекомендаций Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся данной нозологической категории программа тьюторского сопровождения направляется на достижение конкретной цели, составляется ежегодно. В программу включаются несколько разделов:

  1. Пояснительная записка (учебная и психологическая характеристика ребенка, рекомендации ПМПК, семейный заказ к тьюторской программе, особенности возраста, индивидуальные особенности подопечного).
  2. Цель. Задачи работы.
  3. Ожидаемые результаты.
  4. Формы работы.
  5. Индивидуальный план работы (основная цель работы, общие задачи, конкретные задачи, примерные сроки решения поставленных задач).

Рисунок 2. Структура индивидуального плана работы.

Сроки

Цель

Задачи

Приемы,

способы достижения

Примечание

(динамика)

В течение учебного года индивидуальный план работы с обучающимся, включенный в программу, дополняется. Это зависит от показателей развития обучающегося, от динамики его продвижения по заданной траектории. Ежедневно

тьютор фиксирует изменения, происходящие в процессе взаимодействия, в дневнике наблюдения, что позволяется точечно отслеживать все результаты.

Тьюторское сопровождение является одним из важных составляющих в организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью на начальном уровне школьного образования, а организация тьюторского сопровождения является сложным процессом, при правильном организации которого, происходят качественные изменения личностных результатов обучающихся с умственной отсталостью; процесс эффективного взаимодействия всех участников образовательных отношений в рамках тьюторского сопровождения зависит, прежде всего, от компетенций самого тьютора.

Эффективность тьюторского сопровождения зависит от соблюдения следующих факторов:

  • выявлены основные принципы работы;
  • определены зоны ближайшего и актуального развития обучающегося;
  • определены формы и методы работы с обучающимся;

–созданы        психолого-педагогические        условия        организации        тьюторского сопровождения обучающегося;

–организован        процесс        эффективного        взаимодействия        всех        участников образовательных отношений.

Представленная «Модель организации тьюторского сопровождения обучающихся с умственной отсталостью», также может быть перенесена в условия инклюзивной практики в общеобразовательную организацию.

Все действия тьютора и его деятельность по сопровождению обучающегося с умственной отсталостью напрямую связаны с удовлетворением особых образовательных потребностей обучающегося. Деятельность тьютора всегда будет направлена на формирование социально-уверенного поведения обучающегося с интеллектуальными нарушениями, через приобретение обучающимся определенного опыта, максимально расширяющего область развития его «жизненной компетенции», в том числе и на освоение академического компонента, который является второстепенным в проектировании образовательного процесса для обучающихся по Федеральному государственном образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант

2. Важно помнить, что говорить о качественной работе такого специалиста можно тогда, когда развиваются личностные результаты ребенка, его самостоятельность во время нахождения в образовательной организации, развиваются его коммуникативные навыки, а необходимость присутствия самого тьютора сводится к нулю, независимо от нозологической категории ребенка.

Список литературы.

  1. Авцинова, Г. И. Государственная политика в области социальной интеграции инвалиды: российский и зарубежный опыт / Г. И. Авцинова, В. И. Жуков. – М. : Изд-во Российского госуд. соц. университета, 2022. – 275 с.
  2. Карпенкова, И. В. Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях  реализации  инклюзивной  практики  в  общеобразовательных

учреждениях / И. В. Карпенкова, Е. В. Кузьмина. – М., МГППУ ; ИПИО, 2011. – 246 с.

  1. Ковалева, Т. М. Профессия «тьютор» / Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова, А. А. Теров, М. Ю. Чередилина. – Тверь : СФК-офис. – 246 с.
  2. Профессия «Тьютор» / Т. М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова (Смолик), А. А. Теров, М. Ю. Чередилина. – Москва, 2022. – 246 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2024. – 78 с.
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Издательство «Омега-Л», 2024. – 142 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О готовности МОУ Урлукская СОШ к переходу на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Доклад "О готовности  МОУ Урлукская СОШ к переходу на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"...

Алгоритм составления СИПР для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития (1 класс)

В СОШ № 1 г.Белоярский в 2016-2017 учебном году обучаются по специальным индивидуальным программам развития двое учащихся первого класса. Вашему вниманию хочу предложить алгоритм составления СИПР для ...

Адаптированная основная общеобразовательная программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Пояснительная запискаЦель коррекционной работы Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Адаптивная физическая культура» для обучающихся 1 класса на 2020 – 2021 учебный год по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предмету: «Адаптивная физическая культура»для обучающихся 1 классана 2020 – 2021 учебный годпо адаптированной основной общеобразовательной программе образова...

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация"для обучающихся 2 Д класса (адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2

Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 2 классов является приложением к адаптированной основной общеобразовательной программе образования ...