Семинар – тренинг для педагогов «Развитие познавательной активности с помощью технологии РКМЧП»
методическая разработка

Мехнина Татьяна Васильевна

Цель мероприятия: изучить и проанализировать возможности приёмов и методов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» при проведении занятий для развития познавательной активности обучающихся.

Целевая группа: педагоги, не применяющие в своей практике технологию «Критическое мышление».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-trening.docx111.17 КБ
Файл kriticheskoe_myshlenie_prezentatsiya.pptx1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Семинар – тренинг для педагогов

«Развитие познавательной активности с помощью технологии РКМЧП»

Дата проведения:

Цель мероприятия: изучить и проанализировать возможности приёмов и методов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» при проведении занятий для развития познавательной активности обучающихся.

Целевая группа: педагоги, не применяющие в своей практике технологию «Критическое мышление».

Время проведения:

Необходимое оборудование: цветок из бумаги с лепестками синего, зеленого, красного, желтого цветов по 5 лепестков каждого цвета

Задание для И.И.: подготовить презентацию по Критическому мышлению с включением подробной информации по стадиям (вызов, осмысление, рефлексия) + основная информация про стадии на бумажных носителях по 5 шт.

Задание для А.Г.: подготовить выступление (презентацию) и памятки – по 5 шт. (бумажный носитель) с описанием приёмов Критического мышления (оформить в таблицу «приём – описание – стадия), указать, на каких стадиях урока могут использоваться. (Связаться с Масловой А.Г. и выяснить – какие приёмы она собирается использовать в своём практическом задании + добавить несколько своих)

Задание для А.Г.: подготовить текст (материал) для практического задания по приемам технологии «Критическое мышление»

Задание для А.С.: подготовить дискуссию «Лестница успеха» (материал прилагается), можно использовать свой.

Ход мероприятия:

Приветствие. Добрый день, уважаемые коллеги, я приглашаю вас принять участие в семинаре – тренинге. Желаю вам удачного дня и хорошего настроения.

Слайд 1. Создание положительной эмоциональной обстановки. Упражнение «Цветик-семицветик». Приглашаю вас встать в круг, зарядимся хорошим настроением и добрыми пожеланиями на всё время работы. Давайте передавать этот цветок друг другу, отрывая от него по лепесточку разного цвета с пожеланием. Передадим свои чувства, пожелания, настроение. В этом нам помогут пожелания на лепестках цветка. (Участники становятся в круг, либо сидя на месте и передают друг другу цветок, отрывая листок и говорят пожелания, которые написаны на лепестке). У каждого учителя лепесток согласно цвета лепестка участники (объединяются в группы).

Подвести учителей к теме тренинга, мотивировать на изучение темы. Просмотр видеоролика «Критическое мышление» (4 мин.)

https://www.youtube.com/watch?v=J7G5XWyiOUY

Педагоги формулируют тему и цель тренинга.

Слайд 3. Сегодня перед нами стоят следующие задачи:

  1. Познакомиться с технологией развития критического мышления;
  2. Приобрести практический опыт использования некоторых приемов;
  3. Наметить пути использования технологии в собственной педагогической деятельности.

Слайд 4.  Упражнение «Ожидания и опасения» (3 мин.) На шаблонах (яблоко, лимон) написать положительные ожидания и опасения от мероприятия.

Слайд 5. Знаком ли вам такой термин «Критическое мышление»?

Как вы его понимаете? Что, по-вашему, такое «Критическое мышление»?

Как вы думаете, как связаны мыслительные процессы, происходящие в вашем разуме с понятием «критическое мышление»?

Что ж давайте именно об этом сегодня поговорим и подробнее остановимся на методах и приёмах критического мышления.

Презентация «Критическое мышление»

Предлагаю внимательно посмотреть презентацию и по ходу просмотра подготовить вопросы, по 4 от группы.

Осмысление. Развитие внимания при просмотре презентации, умение задавать вопросы.

Мозговой штурм «Понятийное колесо» (5 мин.) Первый вопрос задаёт ведущий: Как вы поняли - Что такое критическое мышление? Далее передает мяч в группы. Учителя кидают мяч из группы в группу.  Задают вопросы, приготовленные во время просмотра теоретического материала в презентации. Кидая мяч от одной группы к другой.  Группа, которая задает вопрос другой группе оценивает правильность ответа.

Рефлексивное обсуждение: Чему научило вас данное задание? Что помогало вам при выполнении задания? Что мешало?

Педагоги дают оценку данного задания и своего участия в нем (Лестница самооценки – одна на группу)

Выступление с презентацией по Критическому мышлению с включением подробной информации по стадиям (вызов, осмысление, рефлексия).

Работа с полученной информацией: предлагаю каждой группе рассказать про одну из стадий (стадии выбираются жребием), для этого вы можете воспользоваться дополнительной литературой (на столах), кроме того необходимо привести примеры из своей практики, если такие были. На подготовку отводится 3 минуты.

Стадия «…»

Теоретические сведения о стадии

Возникающие трудности

Пример из практики

Выступление (презентация) с описанием приемов Критического мышления.

Но как же методически правильно построить урок с применением данной технологии? Какие виды работы (приемы) целесообразно использовать? Давайте попробуем обобщить все вышесказанное, ответить на эти вопросы и заполнить таблицу. На выполнение работы 5 мин. На представление работы 1-2 мин.

Педагоги заполняют таблицу:

Тип урока

Работа с информационным текстом

Работа с художественным тестом

Вызов

?

?

Осмысление

?

?

Рефлексия

?

?

В результате заполнения получаем следующую таблицу «Модель урока технологии «Критическое мышление»

Тип урока

Работа с информационным текстом

Работа с художественным тестом

Вызов

Мозговой штурм; кластер; рассказ; подсказка, тонкие и толстые вопросы и т.д.

Рассказ- предположение по ключевым словам (по заголовку); графическая систематизация материала (кластеры и таблицы), верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки, словарная работа, рассматривание иллюстраций и т.п.

Осмысление

Маркировка текста;

ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов и т.п.

Чтение с остановками; маркировка текста; дневник, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

Рефлексия

Возвращение к кластеру

Кластер, составление словаря по тексту произведения, написание сочинения, исследование по отдельным вопросам

Задание А.Г.

Задание А.С.

Слайд 7. Синквейн. В заключении предлагаю составить стихотворение из пяти строк, в котором вы выразите свое отношение к сегодняшнему мероприятию:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Слайд 8. Надеюсь, сегодняшнее мероприятие принесло для вас что-то новое и полезное. А главное, помните «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.»  Вдохновляйте детей, и вы увидите результат.

Приложение «Лестница успеха»

Лестница успеха: секретная формула превращения отстающих учеников в успевающих. Не ставьте крест на отстающих учениках. Примените к ним правильный подход! Это ваша главная задача, как учителя. Давайте начнем с простых рекомендаций, а после перейдем к главной формуле.

Пятерка, как абсолют? Для отстающих учеников пятерка – недостижимая вершина. Кто захочет стараться, если заранее известно, что успех недостижим? Вот почему нельзя мерить всех одной линейкой. Пускай «четыре с минусом» станет таким же праздником, как и «пять». Это не значит, что нужно снизить требования. Это значит, что учеба должна приносить удовлетворение всем, а не только тем, кто получил «пять».
Я
сная цель. Учеба – не вещь в себе. Мы учимся в школе не ради пятерок, но ради знаний, а знания имеют конкретный прикладной аспект. Неуспевающие ученики зачастую не понимают, что они делают в школе и зачем им учиться. Помогите им найти свой путь к цели, где каждый новый шаг — это возможность отпраздновать свои достижения, обдумать дальнейшие шаги и настроиться на успех.

Это звучит очевидно, но попробуйте задать ученикам простой вопрос: «Зачем вы учитесь в школе?».
Поощрение прогресса – двигатель прогресса. Поощряя даже незначительные достижения, вы стимулируете академическую успеваемость. Ваша главная цель сделать так, чтобы ученик стал учителем и наставником самому себе. Низкая самооценка —  это главный враг успеха, а радость маленьких побед —  это путь к большим победам.
Лестница успеха. Что такое «лестница успеха»? Это стратегия. Она дает возможность ставить глобальные цели и достигать их.  

Как это работает?

1. Ученик рисует лестницу с долгосрочной целью на вершине (топ-цель).

https://mega-talant.com/uploads/images/1%20%281%29.jpg

2. Ступенью ниже ученик указывает цель, предшествующую топ-цели.

https://mega-talant.com/uploads/images/2%20%281%29.jpg

3. Двигаясь вниз по лестнице, ученик создает план достижения топ-цели. В конечном итоге, добираясь к тому, что нужно сделать на этой неделе (или сегодня), чтобы приблизиться к топ-цели.

https://mega-talant.com/uploads/images/3%20%281%29.jpgВыглядит просто, не правда ли?

Что это дает?

1.Развитие целеустремленности

Осознание того, что любая глобальная цель состоит из простых шагов на пути к ней, развивает целеустремленность и позволяет сосредоточиться на пути к простым промежуточным целям, не рассеивая энергию под гнетом «непосильности» основной цели.

2. Дофаминовая стимуляция

Гормон дофамин дает чувство радости и успеха. Он выделяется, когда человек добивается поставленной цели и стимулирует достижение новых успехов. Долгий и тяжелый путь к большой цели может оказаться непосильным, но движение от одного успеха к другому, где в конце пути происходит закономерная кульминация, по силам каждому.
3. Связь с реальностью

Когда цель разбита на несколько этапов, становится ясно, что работает, а что нет. Так стратегия успеха становится пластичной и легко подстраивается под обстоятельства.

Резюме

Формула «Лестница успеха» — ключ к повышению успеваемости. Примеры академических топ-целей: «закончить четверть без двоек», «научиться писать без ошибок» и т. п. При работе по этой методике отстающим ученикам нужна помощь учителя. Каждую неделю проверяйте как происходит движение по лестнице.  Помните, что продуктивная работа с учителем стимулирует не меньше, чем сам успех.

Иногда промежуточные цели включают в себя суб-цели. Учитель может помочь в их создании и реализации. Проявите фантазию, чтобы адаптировать эту методику для каждого ученика, а также терпение и настойчивость. Результаты не заставят себя долго ждать!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цветик- семицветик

Слайд 2

Цели семинара-тренинга Познакомиться с технологией развития критического мышления; Приобрести практический опыт использования некоторых приемов; Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.

Слайд 3

Развитие познавательной активности…

Слайд 4

Ожидания и опасения

Слайд 5

Вопросы Знаком ли вам такой термин «Критическое мышление»? Как вы его понимаете? Что, по вашему, такое – критическое мышление? Как вы думаете, как связаны мыслительные процессы, происходящие в вашем разуме с понятием «Критическое мышление»?

Слайд 6

Понятийное колесо

Слайд 7

Синквейн 1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна ; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Слайд 8

Помните «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.» Уильям Уорд

Слайд 9

Спасибо за работу!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности учащихся при помощи использования проблемных ситуаций на уроках.

Статья о том, как способ усвоения материала сменяется способом управления процессом выхода из проблемной ситтуации, а точнее процессом самостоятельного поиска и решения проблемы....

Психологическое просвещение педагогов "Развитие познавательной активности" (с презентацией)

Психологическое просвещение педагогов "Развитие познавательной активности" (с презентацией)Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной...

Развитие познавательной активности учащихся при помощи использования проблемных ситуаций на уроках

Под познавательным интересом различные его исследователи понимают особую избирательную направленность личности на процесс познания, избирательный характер которой выражается в той или иной предметной ...

"Методический семинар".Пояснительная записка к презентации «Проектно-исследовательская технология как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и внеурочной деятельности

Пояснительная записка к  презентации  «Проектно-исследовательская технология как средство развития познавательной активности учащихся  на уроках и   внеурочной...

Семинар-тренинг для педагогов ОУ «Психолого-педагогическая культура учителя»

Цель: содействие  развитию  у  педагогов  стремления  к  совершенствованию, активизация осознанных усилий, направленных на развитие своей профессиональной компетентности....

Краткий сценарий практического семинара- тренинга для педагогов начальной школы «Развитие самостоятельности младшего школьника»

Семинар актуален перед началом учебного года. Он акцентирует внимание педагогов начальной школы на развитие у ученика личностного качества - самостоятельности....