Психологическое просвещение педагогов "Развитие познавательной активности" (с презентацией)
статья на тему
Психологическое просвещение педагогов "Развитие познавательной активности" (с презентацией)
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti.doc | 35.5 КБ |
razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti.pptx | 95.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность.
Ряд ученых рассматривают познавательную активность как естественное стремление школьников к познанию.
Мы рассмотрим данное понятие как педагогическое явление – двусторонний взаимосвязанный процесс, при котором конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную.
При Репродуктивно-подражательной активности уровень собственной активности личности недостаточен, при этом Опыт в учебной деятельности накапливается через усвоение образцов. Имея уровень так называемой Воспроизводящей активности, ученик должен запомнить и воспроизвести полученные знания, овладеть способами применения знаний по образцу.
При Поисково-исполнительской активности имеет место большая степень самостоятельности. Ученик не просто принимает задачу, но и сам отыскивает средства ее выполнения. Интерпретирующая активность предполагает выявление смысла, проникновение в сущность явления, стремление познать связи между явлениями, овладеть способом применения знаний в новых условиях.
На самом высоком уровне - Творческой активности задача может ставиться самим школьником, и пути ее решения избираются новые, нестандартные. Это не просто проникновение в сущность явлений, их взаимосвязи, а попытка найти для этой цели новый способ.
Степень проявления активности обучающегося в учебном процессе – это динамический, изменяющийся показатель.
Психолого-педагогические особенности каждого уровня проанализированы. Попробуем определить основные направления работы по активизации познавательной деятельности обучающихся разных групп.
При низкой познавательной активности ученики охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях так же легко теряют интерес к учению. Эпизодически могут удивлять учителя быстрыми правильными ответами. Удержать внимание таких учеников можно вопросами, которые задают сами дети. Несложное задание – в конце урока ученики должны задать 5 – 6 вопросов по теме – помогает школьникам вычленять главное и «включаться» в тему на протяжении всего урока. При торопливости в ответах будет полезно воспользоваться планом ответа, рисунком-подсказкой, таблицей, опорным сигналом или алгоритмом учебного действия (Естественно, если учитель научит им пользоваться)
Детей со средним уровнем познавательной активности одни называют «зубрилками», за усидчивость и прилежание; другим кажется, что учеба дается им слишком легко. Такая кажущаяся легкость – результат более ранних усилии ученика (умения сосредоточится, внимательно знакомиться с условиями задания, актуализировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант). Эти ученики постепенно привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи (особенно если учитель часто ориентируется на более слабых), тогда они уже больше не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Основными стимулирующими приемами можно назвать все проблемные, частично поисковые и эвристические ситуации. Но когда это трудно, можно предложить особые ролевые ситуации.
Педагогическая работа с обучающимися творческого уровня строится на специальных приемах, стимулирующих творческую деятельность в целом. Творчество – это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Творчество не возможно без развития образного мышления и воображения.Начнем рассмотрение способов развития этих процессов с оригинальной методики отечественного исследователя Г.С.Альтшуллера.
- Кроме решения чисто инженерных задач ТРИЗ используют в разных профессиональных сферах для разных возрастных категорий. Методикам ТРИЗ можно успешно обучать детей любого возраста – от дошколят до старшеклассников.
- В качестве творческого тренинга можно предлагать школьникам «Три слова»: за пять минут нужно придумать не менее пяти предметов и явлений, которым бы были свойственны все три определения.
- В заданной проблеме участникам предлагается выделить все возможные достоинства (плюсы), недостатки (минусы), и особенности, не подходящие к двум первым категориям (интересно).
- А здесь с помощью ассоциаций зашифрованы названия химических элементов. Нужно определить, каких именно. Для этого не нужны специальные познания в химии – достаточно представлений, которыми владеет человек, живущий в наше время. Подобных приемов множество. Главное – что они направлены на развитие у учащихся самой потребности в творческой деятельности, в стремлении к самоактуализации через различные виды творчества.
И в заключении, несколько слов о том, как выстраивать урок с учетом уровней познавательной активности. Структура подобных занятий предусматривает не менее четырех основных моделей, где главным критерием урока должна стать включенность в учебную деятельность всех без исключения обучающихся на уровне их потенциальных возможностей.
Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, к слову, как и взрослый. Поэтому не надо делить детей на талантливых и остальных. Лучше творите с детьми сами!
Педагог-психолог А.В.Савенкова
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Результат усилий педагога в организации познавательной деятельности обучающегося Форма самоорганиза-ции и самореализации обучающегося Познавательная активность – это:
Классификация познавательной активности Не сформирована Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Нулевая активность Относительная активность Привычно-исполнительская активность Творческая активность Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога. Активность учащихся проявляется лишь в определенных учебных ситуациях (зависит от интересного содержания урока, необычных приемов преподавания и т. д.), определяется в основном эмоциональным восприятием. Позиция учащихся обусловлена не только эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приемами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие учебной задачи и самостоятельность в ходе ее решения. Позиция учащихся характеризуется готовностью включаться в нестандартную учебную ситуацию, поиском новых средств для ее решения.
С.Л.Рубинштейн Низкая познавательная активность « Легче бывает делать свое дело в доброжелательном, чем недоброжелательном окружении. Недоброжелательность… сковывает, парализует, особенно чувствительных и неустойчивых людей. В доброжелательной атмосфере они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны»
Средняя познавательная активность Роли в учебных ситуациях: Эксперт (Подключение к технологии оценивания устных и письменных ответов одноклассников) Наблюдатель (Наблюдение за темпом урока) Мудрец (Подведение итогов занятия) Хранитель знаний и другие
Г.С.Альтшуллер Высокая познавательная активность « Человек без воображения не способен делать открытия и находить новые пути решения стоящих перед человеком задач»
Некоторые приемы активизации творческого воображения ТРИЗ (Теоретическое решение изобретательских задач): => Представьте себе, что течение времени резко изменилось – замедлилось/ускорилось в 10 раз. Какой бы стала наша жизнь? Три определения => Круглый, красный, кислый «Плюс, минус, интересно» => Что случится, если все машины перекрасить в желтый цвет? => Как, на Ваш взгляд, сложилась бы судьба Дубровского, если бы он все-таки женился на Маше?
Ассоциирование => Т.М.Афанасьева Некоторые приемы активизации творческого воображения Растение Жизнь Горение Уголь Богатство Характер Металл Жесть Посуда Посуда Пища Ложка Блеск Чистота Запах Газ Свет Реклама С О Au Fe Al Ag Cl Ne
Основные модели уроков для работы с детьми, имеющими разные уровни познавательной активности Линейный (с каждой группой по очереди); Мозаичный (включение в деятельность той или иной группы в зависимости от учебной задачи); Активно ролевой (подключение обучающихся с высоким уровнем познавательной активности для подключения остальных) Комплексный (совмещение всех предложенных вариантов)
Пожелания педагогам, работающим с детьми Будьте терпеливы Не ждите «быстрых» результатов Помните о доброжелательности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс.Презентация. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.
Презентация к мастер-классу "Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника."...
Мультимедийная презентация как средство повышения познавательной активности младших школьников
Выступление по теме "Мультимедийная презентация" может быть использовано на заседаниях педагогического совета, МО, конференциях и т.д.Здесь Вы найдете теоретическую часть, подкрепленную презентацией, ...
Развитие познавательной активности младших школьников через применение мультимедийных презентаций
Статья раскрывает основные способы и приемы применения мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе....
презентация "Игра – как средство развития познавательной активности младших школьников на уроках русского языка."
В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно м...
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
Психологическое просвещение педагогов "Личностное развитие и саморазвитие учащихся в учебной и внеурочной деятельности. Формирование индивидуально-личностных позиций"
Психологическое просвещение педагогов" Личностное развитие и саморазвитие учащихся в учебной и внеурочной деятельности. Формирование индивидуально-личностных позиций"Воспитательная парадигма школы тре...
Темы занятий по психологическому просвещению педагогов начальной школы в условиях внедрения ФГОС
Данный материал является основой, планом создания программы по психологическому просвещению педагогов начальной школы, содержт основные положения программы, показывает логику работы по теме экзистенци...