Семинар-тренинг для педагогов ОУ «Психолого-педагогическая культура учителя»
методическая разработка
Цель: содействие развитию у педагогов стремления к совершенствованию, активизация осознанных усилий, направленных на развитие своей профессиональной компетентности.
Задачи:
1. Настроить участников на работу, создать условия для эффективного сотрудничества.
2. Определить критерии, характеризующие психолого-педагогическую культуру учителя.
3. Помочь раскрыть свои личностные качества, осознать себя как педагога-профессионала; способствовать развитию позитивного самовосприятия.
4. Активизировать внутренние ресурсы участников.
5. Снять эмоциональное напряжение.
Время: 2 часа .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 28.75 КБ |
gornaya_vershina.docx | 15.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-тренинг для педагогов ОУ
«Психолого-педагогическая культура учителя»
Автор-составитель: Звягина О.Н.
Аудитория: педагоги ОУ
Цель: содействие развитию у педагогов стремления к совершенствованию, активизация осознанных усилий, направленных на развитие своей профессиональной компетентности.
Задачи:
1. Настроить участников на работу, создать условия для эффективного сотрудничества.
2. Определить критерии, характеризующие психолого-педагогическую культуру учителя.
3. Помочь раскрыть свои личностные качества, осознать себя как педагога-профессионала; способствовать развитию позитивного самовосприятия.
4. Активизировать внутренние ресурсы участников.
5. Снять эмоциональное напряжение.
Время: 2 часа .
Приветствие.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Пожалуй, начнем нашу встречу с цитаты: «Педагог соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера и гибкость дипломата». Согласны ли вы с ней? Скорее всего, единогласно согласны.
Да, труд педагога – это каждодневная работа не только с учащимися, но и регулярная работа над собой. Поэтому тема нашей встречи «Психолого-педагогическая культура учителя».
Упражнение «Знакомство»
Цель: формирование обще группового запроса.
Все по кругу называют свое имя, кратко рассказывают о себе, говорят о своих ожиданиях по отношению к предстоящему тренингу.
В рамках этого тренинга мы постараемся найти и осмыслить, над какими же собственными качествами и характеристиками необходимо работать педагогу. Итак, приступим.
Упражнение «Мяч по кругу»
Цель: снятие психофизического напряжения, активизация группы.
Участники встают в круг. Руки с открытыми вверх ладонями на уровне талии.
Задание: прокатить мяч по кругу так, чтобы он не упал на пол.
Сначала пустите мяч по кругу по часовой стрелке, а затем – против часовой стрелки.
- Можно ли было уклониться от выполнения упражнения?
- Что помогло справиться с этим заданием?
Уверена, что такие ваши качества как уважение, внимание друг к другу, активность, вовлеченность каждого сделают нашу работу интересной и продуктивной.
Упражнение «Мой образ»
Цель: раскрытие своих личных качеств, осознание себя как педагога-профессионала.
Мы с вами живем в мире людей и в мире вещей. И много знаем о качествах вещей, например, что хрустальная ваза очень хрупкая, что шерсть мягкая и теплая и т.д. Мир людей требует не меньшего познания, поэтому, живя и вступая во взаимодействие с другими нам необходимо знать как свои особенности, так и качества других людей. Сейчас я раздам вам листки бумаги, где каждый из вас нарисует себя неким метафорическим образом. Это может быть что угодно – растение, животное, предмет мебели, пища, химический элемент и т.д. Качество рисунка не имеет никакого значения, и ваши художественные способности также никто не будет подвергать критике, поэтому можете смело приступать. На выполнение задания у вас 10 минут.
Обсуждение: сейчас я попрошу вас положить свои рисунки и по очереди рассказать о том, кто изображен на этом рисунке от первого лица. Постарайтесь определить цель и смысл вашего изображения.
Мини-лекция «Психолого-педагогическая культура педагога»
А что же означает термин «педагогическая культура» и каковы ее структурные компоненты? Педагогическая культура это совокупность высокого уровня развития всех компонентов педагогической деятельности и такого же уровня развития и реализации личностных качеств педагога, его способностей и возможностей.
В чем заключается психологическая компетентность современного педагога?
Упражнение «Идеальный учитель»
Цель: определить критерии, характеризующие педагогическую культуру педагога ОУ.
Давайте с вами подумаем и назовем качества идеального педагога. Для эффективной работы я предлагаю объединиться в группы. А сделаем это так: поиграем в считалку «Слива, груша, яблоко». Теперь все одинаковые фрукты объединяются в одну группу. У нас образовались три замечательные группы.
Каждая из групп в течение 5 минут попытается дать определение и сформулировать требования к педагогической культуре современного учителя образовательного учреждения. Первая группа делает это от имени администрации, вторая дает определение с точки зрения родителей, третья - с точки зрения педагога.
Портрет современного педагога
1. Приоритетные ценности
Профессионально важными качествами для учителя являются любовь к детям, стремление понять и помочь им. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью для педагога, ему не стоит рассчитывать на
любовь и доверие ребят, даже если он прекрасно знает свой предмет и владеет методикой преподавания.
Гуманистическая направленность деятельности учителя:
- учителю близки интересы и проблемы учеников;
- безусловное принятие ребенка.
2. Психоэмоциональное состояние
Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы.
При информационных и эмоциональных перегрузках, имеющих место в школе, возможны нарушения дви-
гательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.
Благополучное психоэмоциональное состояние:
- самообладание в экстремальных ситуациях и умение принимать верные решения;
- эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность учителя.
3. Самооценка
Самооценка или самовосприятие - это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяются его самооценкой.
Позитивное самовосприятие:
• легко создает на уроке атмосферу живого общения, оказывает психологическую поддержку;
• доверяют людям и ждут от них дружелюбия;
• ученика всегда воспринимают как личность, заслуживающую уважения.
4. Стиль преподавания
На формирование стиля преподавания оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или
осложнять выполнение педагогом своих профессиональных обязанностей.
Демократический стиль деятельности учителя:
• Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные
качества учеников.
• Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.
5. Уровень субъективного контроля
Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности в отношениях с людьми и относительно фактов собственной жизни человек готов взять на себя.
Высокий уровень субъективного контроля:
• принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами;
• обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе.
Поведенческие характеристики, в которых проявляются профессионально значимые личностные качества:
Эмпатичность
Рефлексивность
Общительность
Гибкость личности
Способность к сотрудничеству
Эмоциональная привлекательность
Психолого-педагогическая культура педагога:
- Наблюдательность, внимательность, психологическая проницательность, развитые прогностические способности
- Умение адекватно воспринимать себя и окружающих, общаться с разными людьми
- Стремление к эмоциональной стабильности, отзывчивости, доброжелательности, великодушию, милосердию
- Чувство собственного достоинства, самоуважения
- Рефлексия, самоконтроль, критическое мышление
- Способность решать конфликты
- Контроль своих эмоций, сдержанность.
Что бы узнать, чему в себе нам стоит уделить внимание, выполним следующее упражнение.
Упражнение «Колесо баланса»
Опыт показывает, для того чтобы достичь совершенства, очень важно понять, что вызывает дисбаланс, чтобы вы хотели изменить, что идет не так как надо?
Перед вами круг, имеющий несколько секторов. Каждый сектор характеризует некоторые качества педагога (критерии психолого-педагогической культуры), которые могут помогать, а может быть напротив осложнять профессиональную деятельность.
Отметьте оценку на области круга. 10 баллов из 10 будут означать, что вы абсолютно довольны этим параметром. Выберите один или несколько секторов, позитивные изменения в котором для вас наиболее желательны.
Обсуждение.
Упражнение «Изменение поведения»
Цель: создание внутреннего состояния, которое поможет сформировать желаемый стиль поведения.
Инструкция:
- Спросите себя, какие личностные ресурсы такие, как уверенность, сосредоточенность, ясность, спокойствие или энтузиазм, нужны Вам, чтобы достигнуть желаемого результата в профессиональной деятельности. Убедитесь, что избранное ресурсное состояние полезно в ситуации, спросите себя: «Если бы у меня было это состояние, помогло бы оно мне достигнуть цели. Если «нет», то подберите другое ресурсное состояние.
- Зафиксируйте данные ресурсы на макете дерева. Сделайте столько ветвей сколько вам необходимо.
- Работайте с каждым ресурсом по порядку.
- Вспомните ситуацию из прошлого, когда вы имели желаемое состояние, т.е. у вас был тот ресурс, который вам нужен. Чем больше эта ресурсная ситуация похожа на планируемую, тем лучше, но это не имеет решающего значения. Вы можете взять ресурс из личной жизни (интерес к чему – либо, хобби, какая-то социальная ситуация или, например, особый случай), или из учебы (презентация, которая прошла хорошо или, например, успешная встреча). Вспомните то время так, как будто вы находитесь там прямо сейчас. Вспомните то, что вы видели, что слышали и что вы чувствовали.
- Когда вы достигнете пика переживания сделайте характерный жест, сжав большой и указательный пальцы или выдохните воздух из легких, или скажите себе определенное слово и представьте определенную картину перед мысленным взором. Постановка якоря на ресурсном состоянии касанием, мысленным звуком и картинкой облегчит достижение желаемого состояния, когда вы этого захотите.
- Теперь разбейте это состояние, обратив свое внимание на что – то другое. Посмотрите вверх, огладите комнату или встаньте и подвигайтесь.
- Теперь перейдите к следующему личностному ресурсу, который был бы полезен (первым ресурсом могла бы быть уверенность, вторым может быть, например, сосредоточенность).
Визуализация «Горная вершина»
Цель: помочь увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны; смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем, способствовать повышению уверенности в себе.
Обсуждение.
Рефлексия.
Мне было бы интересно узнать ваше мнение о нашем занятии.
- Что сбылось в ожиданиях, а что осталось не реализованным?»
- Что было полезным?
- Что было важно для вас, почему?
- Что понравилось, что не понравилось, что было трудно, что легко, что порадовало.
- Что мешало, что помогало…в работе на тренинге.
- Что возьмете с собой в жизнь? Как и когда вы сможете использовать полученные навыки? Зачем? Что от этого будете иметь лично вы?
Спасибо за активное участие. Я получила огромное удовольствие от работы с вами.
Предварительный просмотр:
«Горная вершина»
Устройтесь поудобнее, займите такое положение, которое кажется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до конца упражнения не открывайте их и не шевелитесь.
Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул тела все больше наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное. Воздух свободно заполняет легкие и легко покидает их. Кончики пальцев правой руки как будто касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев. Возникает ощущение, что рука постепенно погружается в теплую воду. Эта волшебная вода омывает вашу правую кисть, расслабляет ее и подымается вверх по руке... До локтя... Еще выше... Вот уже вся ваша рука погружается в приятную теплоту, расслабляется... По венам и артериям правой руки бежит свежая обновленная кровь, даруя ей отдых и питая новыми силами... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично... А теперь ваш внутренний взор обращается к пальцам левой руки.
Текст, приведенный выше, полностью повторяется для левой руки. В конце обязательно дать установку относительно дыхания и сердца.
Обратите луч своего внимания к ногам. Ступни расслабляются. Они чувствует приятное тепло, напоминающее тепло от огня, горящего в камине. Ощущение такое, как будто ваши ноги стоят на каминной решетке. Доброе, ласковое тепло поднимается по ногам вверх, даруя живительное расслабление и отдых мышцам... Напряжение исчезает... И вот уже мышцы ног расслабляются - от кончиков пальцев до бедра... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично...
Есть еще один источник тепла в вашем теле. Он - в районе солнечного сплетения. Словно маленькое солнышко пропитывает своими животворящими лучами ваши внутренние органы и дарит им здоровье, помогает лучше функционировать... Расправляются, расслабляются мышцы живота и груди... По всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отдыха... Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе, в нижней части затылка... Вы чувствуете, как скопившееся здесь напряжение растворяется и исчезает... Уходит... Если вы лежите, то ваша спина ощущает добрую силу земли через поверхность, на которой вы лежите... Эта сила позволяет вам расслабиться и вливает в ваше расслабленное тело новую, свежую энергию... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично...
Теперь ваш внутренний взор обращается к лицу. Расслабляются мышцы лица... Уходит напряжение из скул... Из челюстей... Губы становятся мягкими и податливыми... Разглаживаются морщинки на лбу... Веки перестают подрагивать... Они просто сомкнуты и неподвижны... Все мышцы лица расслаблены... Легкий, прохладный ветерок омывает ваше лицо... Он приятен и добр - этот воздушный поцелуй... Воздух несет вам свою целебную энергию... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично...
Все ваше тело наслаждается полным покоем... Напряжение спадает, растворяется, уходит... Усталость улетучивается... Вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности, покоя... Покоя, наполняющего вас новыми силами, свежей и чистой энергией...
Вы расслаблены и свободны. Вы можете оказаться там, где вам хочется быть. Там, где вам хорошо. Для кого-то, может быть, это его собственный дом, для кого-то - это уголок двора, где он любил прятаться в детстве. А для кого-то - просто полянка в летнем лесу, где можно валяться в траве и увидеть над собой ослепительную голубизну... Побудьте немного в этом месте. Напитайтесь позитивной энергией этого дорогого для вас места...
А теперь пойдем дальше... Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами... Мгновение - и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под вами... Далеко внизу - игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...
Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...
Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и не доступной для других вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените - стоят ли они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и силой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучавших вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки...
Пауза.
Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое восприятие мира... Поблагодарите его... Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия.
Сейчас я начну считать от семи до одного. С каждой следующей цифрой вы станете все больше выходить из состояния расслабленности - вплоть до того момента, когда я назову цифру «один» и вы встанете отдохнувшими, бодрыми, полными новых сил и энергии.
Итак, семь... Вы чувствуете, как к вам возвращается ощущение собственного тела... Вялость и апатия отступают. Вы начинаете возвращаться в свое нормальное состояние. Шесть... Ваши мышцы наполняются силой и энергией... Вы пока неподвижны, но пройдет несколько мгновений, и вы сможете легко встать и начать двигаться... Пять... Сохраняется состояние спокойствия, но оно начинает наполняться ощущением силы и возможности действовать... Расслабленность заменяется собранностью... Четыре. Вы чувствуете, что окончательно пришли в себя и уже готовы к проявлению активности. Бодрость и энергия все больше наполняют вас. Три. Пошевелите ступнями. Вы полностью чувствуете свои ноги и способны легко напрячь мышцы. Пошевелите пальцами рук. Медленно сожмите пальцы в кулак. Два. Не открывая глаз, поворочайте головой. Вы бодры, наполнены силой и энергией. Вы хорошо отдохнули. Вы спокойны и уверены в себе. Один. Открыли глаза. Встали. Не делайте это слишком быстро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого педагогические аспекты деятельности учителя в период адаптации первоклассников
В работе представлены психологические особенности готовности детей к школе, деятельность учителя в период адаптации первоклассников....
Повышение психолого-педагогической культуры учителей начальной школы
Данный материал является долгосрочным проектом, в котором принимают участие, непосредственно, педагоги начальной школы. Результат превзошёл ожидания...Качество образования повысилось!...
Психолого-педагогические основы культуры общения
Данный материал можно использовать для развития культуры речи учащихся...
Статья на тему: "Психолого-педагогические условия общения учителя с младшими школьниками."
Какой стиль общения является самым оптимальным для общения учителя с младшими школьниками?...
Совместное выступление педагога- психолога и учителя-логопеда «Психолого-педагогическая поддержка при переходе к субъектно-ориентированному обучению»
Субъектно-ориентированное обучение мы рассматриваем как здоровьесберегающий ресурс,который способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся....
Выступление на ШМО на тему "Психолого-педагогические основы деятельности учителя-дефектолога" 23.03.2018
Выступление на ШМО воспитателей. В докладе рассматриваются основные Психолого-педагогоические основы деятельности учителя-дефектолога"...
Методический семинар для педагогов "Технологии психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ"
Сознательное участие семьи в процессе социальной, педагогической и медицинской реабилитации ребенка важнейшее условие социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Об этом можно узнать ...