Развитие познавательной активности учащихся при помощи использования проблемных ситуаций на уроках
статья на тему
- Под познавательным интересом различные его исследователи
- понимают особую избирательную направленность личности на процесс
- познания, избирательный характер которой выражается в той или иной
- предметной области. Он (интерес) наполнен активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями и отношениями личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.
- Подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности
- по той причине, что он
- - способствует формированию глубоких и прочных знаний;
- - развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;
- -создает более благоприятный фон для протекания всех психических процессов.
- В своей педагогической деятельности мы стремимся к становлению у детей устойчивого, личностного познавательного интереса, хотя и имеем в виду некоторые последовательные этапы, возникающие при его развитии:
- - ситуативный, эпизодический интерес - относительно неустойчивый и
- неглубокий;
- - устойчивый, активный интерес – проявляется в эмоционально-
- познавательном отношении к предметам, объектам или какому-либо виду
- деятельности;
- - личностный интерес – этот интерес является отражением направленности личности.
- В какой-то мере решению проблемы активизации познавательных
- интересов младших школьников способствует технология проблемного обучения. Основа ее заключается в том, что ученики на уроке могут ставить и решать проблемы, причём непременно в диалоге с учителем.
- Это проблемные ситуации, ситуации, при которых ученик ХОЧЕТ решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен САМ их искать. Такое решение становится твоим навсегда, и ученик прочно овладевает этими, самостоятельно открытыми знаниями. Урок начинается уже с проблемной ситуации и центральной частью технологии являются проблемно-диалогические методы. Проблемный диалог – это не только особая форма обучения, при
- которой учебные задачи ставятся в виде нерешённых проблем, но и тип
- взаимоотношений в процессе совместной познавательной деятельности.
- Использование диалога позволяет осуществлять личностно ориентированный
- образовательный процесс, развивает речь, самостоятельность ребёнка.
- При постановке учебной проблемы используются основные три метода:
- - побуждающий от проблемной ситуации диалог,
- - подводящий к теме диалог,
- - сообщение темы с мотивирующим приёмом.
- Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
- Говоря о технологии проблемно-диалогического обучения необходимо определить некоторые приемы создания проблемной ситуации.
- Систематизация приёмов создания проблемной ситуации на основе подхода, предложенного Мельниковой Е.Л кандидатом психологических наук, г.Москва.
- Технология:
- Тип проблемной ситуации: «Удивление»
- Тип противоречия: Между двумя ( или более ) положениями
- Приемы создания проблемной ситуации:
- 1). Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения;
- 2). Обнаружить разные мнения учеников поставленным вопросом или практическим заданием
- Тип противоречия: Между житейским представлением учащихся и научным фактом
- Приемы создания проблемной ситуации
- 1).Обнажить житейское представление учащихся вопросом или
- практическим заданием “на ошибку”
- 2). Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью
- Тип проблемной ситуации: «Затруднение»
- Тип противоречия: Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
- Приемы создания проблемной ситуации:
- 1). Дать практическое задание, не выполнимое вообще
- 2). Дать практическое задание, не сходное с предыдущими
- 3). Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими
- 4) Доказать, что задание учениками не выполнено.
- При введении в учебный процесс учебных проблем, способ усвоения материала сменяется способом управления процессом, выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками. Кроме того, обыденные учебные задачи оказывают положительное воздействие на эмоции ребят. Они делятся радостными впечатлениями, что превратились из учеников в настоящих ученых. По результатам рефлексии им более всего нравится «спорить», они чувствуют нужность, когда получается решить проблему и помочь своей группе.
- Этот опыт, опыт работы в режиме решения проблемной ситуации очень ценен еще и потому, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы. Они убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом видеть в каждом мнении ребенка живую мысль, помочь каждому совершить путь исследования и открытия.
- Используемая литература:
- 1.Амонашвили Ш.А. Обучение оценка, отметка. М., 1980.
- 2.Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением Педагогическая психология. М., 1991.
- 3. Грачева Н. В. Педагогические условия активизации познавательной направленности младших школьников-Киров -2003.
- 4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2004.
- 5. Дейкина М Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения Просвещение 2002
- 6. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.
- 7. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
- 8. Эльконин Д.Б Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте. Психология детства.- М. 2001
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности учащихся при помощи использования проблемных ситуаций на уроках
Под познавательным интересом различные его исследователи
понимают особую избирательную направленность личности на процесс
познания, избирательный характер которой выражается в той или иной
предметной области. Он (интерес) наполнен активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями и отношениями личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.
Подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности по той причине, что он
- способствует формированию глубоких и прочных знаний;
- развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;
-создает более благоприятный фон для протекания всех психических процессов.
В своей педагогической деятельности мы стремимся к становлению у детей устойчивого, личностного познавательного интереса, хотя и имеем в виду некоторые последовательные этапы, возникающие при его развитии:
- ситуативный, эпизодический интерес - относительно неустойчивый и
неглубокий;
- устойчивый, активный интерес – проявляется в эмоционально-
познавательном отношении к предметам, объектам или какому-либо виду
деятельности;
- личностный интерес – этот интерес является отражением направленности личности.
В какой-то мере решению проблемы активизации познавательных
интересов младших школьников способствует технология проблемного обучения. Основа ее заключается в том, что ученики на уроке могут ставить и решать проблемы, причём непременно в диалоге с учителем.
Это проблемные ситуации, ситуации, при которых ученик ХОЧЕТ решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен САМ их искать. Такое решение становится твоим навсегда, и ученик прочно овладевает этими, самостоятельно открытыми знаниями. Урок начинается уже с проблемной ситуации и центральной частью технологии являются проблемно-диалогические методы. Проблемный диалог – это не только особая форма обучения, при
которой учебные задачи ставятся в виде нерешённых проблем, но и тип
взаимоотношений в процессе совместной познавательной деятельности.
Использование диалога позволяет осуществлять личностно ориентированный
образовательный процесс, развивает речь, самостоятельность ребёнка.
При постановке учебной проблемы используются основные три метода:
- побуждающий от проблемной ситуации диалог,
- подводящий к теме диалог,
- сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Говоря о технологии проблемно-диалогического обучения необходимо определить некоторые приемы создания проблемной ситуации.
Систематизация приёмов создания проблемной ситуации на основе подхода, предложенного Мельниковой Е.Л кандидатом психологических наук, г.Москва.
Технология:
Тип проблемной ситуации: «Удивление»
Тип противоречия: Между двумя ( или более ) положениями
Приемы создания проблемной ситуации:
1). Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения;
2). Обнаружить разные мнения учеников поставленным вопросом или практическим заданием
Тип противоречия: Между житейским представлением учащихся и научным фактом
Приемы создания проблемной ситуации
1).Обнажить житейское представление учащихся вопросом или
практическим заданием “на ошибку”
2). Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью
Тип проблемной ситуации: «Затруднение»
Тип противоречия: Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
Приемы создания проблемной ситуации:
1). Дать практическое задание, не выполнимое вообще
2). Дать практическое задание, не сходное с предыдущими
3). Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими
4) Доказать, что задание учениками не выполнено.
При введении в учебный процесс учебных проблем, способ усвоения материала сменяется способом управления процессом, выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками. Кроме того, обыденные учебные задачи оказывают положительное воздействие на эмоции ребят. Они делятся радостными впечатлениями, что превратились из учеников в настоящих ученых. По результатам рефлексии им более всего нравится «спорить», они чувствуют нужность, когда получается решить проблему и помочь своей группе.
Этот опыт, опыт работы в режиме решения проблемной ситуации очень ценен еще и потому, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы. Они убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Задача учителя при этом видеть в каждом мнении ребенка живую мысль, помочь каждому совершить путь исследования и открытия.
Используемая литература:
1.Амонашвили Ш.А. Обучение оценка, отметка. М., 1980.
2.Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением Педагогическая психология. М., 1991.
3. Грачева Н. В. Педагогические условия активизации познавательной направленности младших школьников-Киров -2003.
4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2004.
5. Дейкина М Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения Просвещение 2002
6. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.
7. Федеральный государственный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
8. Эльконин Д.Б Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте. Психология детства.- М. 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
В статье даны описания приемов, способы и правила создания проблемных ситуаций....
Использование проблемных ситуаций на уроках
Проблемное обучение — это современный уровень развития дидактики и передовой педагогической практики. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе пр...
Использование проблемных ситуаций на уроках для формирования учебной мотивации у учащихся 3 класса.
Использование проблемных ситуаций на уроках для формирования учебной мотивации у учащихся 3 класса. Цель: использование проблемной ситуации на уроках как средства повышения школьной мотивации.Мет...
Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.
Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее ...
Развитие познавательной активности учащихся при помощи использования проблемных ситуаций на уроках.
Статья о том, как способ усвоения материала сменяется способом управления процессом выхода из проблемной ситтуации, а точнее процессом самостоятельного поиска и решения проблемы....
Обобщение пед опыта. Тема:«Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся»
Данный материал содержит: актуальность проблемы, ее новизну. Ставятся задачи и раскрываются условия для решения проблемы....
Презентация Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида...