Развитие устной речи учащихся на уроках ритмики
методическая разработка

Светлана Васильевна Алексеева

Применение элементов логопедической ритмики на уроках ритмики, цель которых - выработка слуховых и речевых навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_ustnoy_rechi_na_urokah_ritmiki.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РБ

ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №2»

ПЕДЧТЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

«Развитие устной речи

на уроках  ритмики»

 

                                                 

                                                                                    Учитель ритмики:

                                                                    Алексеева Светлана Васильевна

г. Улан-Удэ

2017-2018 уч.г.

Речь - одна из центральных, важнейших психических функций. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной мере зависит от развития речи. Речь лежит в основе овладения грамотой и другими дисциплинами. Она является основным средством общения людей между собой. Речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка на всех этапах его развития.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение и его личность в целом.

Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; если же их не понимают, то они раздражаются, замыкаются в себе. При обучении ребенка в школе недостатки речи могут привести к неуспеваемости. Особенно важное значение, имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.

На уроках ритмики я использую элементы логоритмики.  Логопедическая ритмика - одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Логоритмические занятия направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические чувства. Ритмо-речевые фонематические упражнения, способствующие развитию и коррекции речи и фонематического слуха ребенка, формированию артикуляционного аппарата, правильному интонированию и акцентированию, совершенствованию свободной речи, активному общению со сверстниками и педагогом.

Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы и основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.

Логопедическая  ритмика  включают  следующие элементы:

  • артикуляторная гимнастика;
  • чистоговорки;
  • пальчиковая гимнастика;
  • пальчиковые игры;
  • дыхательная гимнастика;
  • логоритмические упражнения;
  • музыкальные игры со словами.

   Известно: чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. С другой же стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи,

 ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память.

  Основной принцип построения урока ритмики - тесная связь движения с музыкой и включение речевого материала. Слово вводится в самых разнообразных формах: это тексты песен, хороводов, драматизации с пением, инсценировок на заданную тему, команды водящего в подвижных играх. Введение слова дает возможность создавать целый ряд упражнений, руководимых не музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющим сохранять при этом принцип ритмичности в движениях.

Логопедическая (артикуляторная) гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата: (губ, щёк, языка, нёба), развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляторная гимнастика показана детям для профилактики нарушений звукопроизношения и для коррекции нарушений речи.

   Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет: улучшить кровоснабжение артикуляторных органов, укрепить мышечную систему языка, губ, щек, научить ребенка удерживать определенную артикуляторную позу, увеличить амплитуду движений, уменьшить спастичность (напряженность) органов артикуляции.

Чистоговорки. Одним из игровых упражнений, которое используется для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, является чистоговорка, благодаря им быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы.

  Чистоговорка - ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения, ещё их  называют логопедическими загадками. Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. Рифмы и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки - чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи. Чистоговорки помогают не только улучшить дикцию ребенка, но и совершенствуют звуковую сторону речи.

  Чистоговорки - это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого - то звука при регулярном их повторении.

Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться). Дыхание, как «энергетическая система» занимает особое место в процессе речи, а дыхательная гимнастика положительно влияет на технику речи. Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы.

Пальчиковая гимнастика. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

  Многие ведущие специалисты пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

  Тренировку пальцев рук нужно начинать с массажа кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

  Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и  улучшают  письмо и рисование. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и развивает способности ребенка к рисованию, письму. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию

Логоритмические упражнения - песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга. Ритмизированное слово в сочетании с движением облегчает речь ребенку, имеющему речевые патологии.

Музыкальные игры со словами, способствующие развитию речи, внимания, логики, мышления, умению ориентироваться в пространстве;

Танцевальные движения и танцы. Танцевальные термины пополняют словарный запас  детей. Например, слова: приседание, покачивание, поскок, кружение, плавно, легко, нежно, грациозно, синхронно, пластично и др. Названия танцев: «Дыхание востока», «Вдохновение», Осенний вальс», «Весёлая прогулка», танец  ветра, птиц, снежинок, сказочных героев и многие другие помогают детям понять трудные и малознакомые слова. Танцы и танцевальные движения народов мира помогают познакомиться с культурой разных стран.

  Таким образом, с помощью элементов логоритмики воспитываются общие и речедвигательная функции детей. Методические приемы сводятся к одному: к максимальному использованию музыкального и двигательного ритма в целях оздоровления речевой мелодии, речевого ритма.

Список литературы:

  1. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. «Музыка и движение», М.:  Просвещение, 1984 г.
  2. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика», Санкт-Петербург, 2000 г.
  3. Власова Т.М., Пфафенродт «Фонетическая ритмика», М.: Учебная литература, 1997 г.
  4. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика», М.: Гуманитарный издательский центр         «Владос», 2002 г.
  5. Воронкова В.В. «Дифференцированный подход в коррекционно-развивающем обучении умственно отсталых школьников 1-4 классов». – М., 2001. 
  6. Забрамная С.Д. «Психолого-педагогическая диагностика умственно отсталых детей». – М., 1995 г. 
  7. Зейгарник Б.В. «Психология личности: норма и патология». - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998 г. 
  8. Медведева Е.А. «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика». М.: «Академия» 2002 г. 
  9. ЦОР – цифровые образовательные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые шаги по развитию связной речи учащихся на уроках письма.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью...

Развитие устной речи учащихся.

Доклад по теме "Развитие устной речи учащихся в начальных классах"....

Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках в начальной школе.

Речевое развитие младших школьников – актуальная задача современного этапа обучения русскому языку. Повышенное внимание к этой проблеме не случайно: ведь речь – это канал для развития интеллекта, пока...

Развитие устной речи учащихся первого класса на уроках обучения грамоте (русского языка)

Задача развития устной  речи у учащихся – одна  из серьезных задач, стоящих перед школой. Исследования как в прошлом (Ф.И.Буслаев, К.Д.Ушинский, И.И.Срезневский, Н.С.Рождественский, М.Т.Бара...

Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 4 класс, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталость

Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности4 класс, учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталостьТема урока...

Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературного чтения

Развитие речи – важная задача обучению родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, ...