Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
учебно-методический материал

Статья о дидактических играх на уроках в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_i_uchebno_poznavatelnaya_deyatelnost.docx28.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие  игровой и  учебно-познавательной деятельности  младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Карачинцева Галина Николаевна

учитель  начальных классов

ГБОУ школы №335

Пушкинского района

г. Санкт-Петербург

        

        Дети младших классов, а особенно  подготовительный класс и первоклассники, подвижны, эмоциональны, у ребят повышенная утомляемость – значит, требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Поскольку ведущей деятельностью детей – дошкольников была игра, то придя в школу, происходит смена ведущей деятельности на учебную. И конечно возникает вопрос: как же сделать так, чтобы переход от одной ведущей деятельности к другой происходил безболезненно?  Одним из спасительных средств в этой проблеме является игра.

        Еще Сухомлинский говорил: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это светлое огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

        Но и на сегодняшний день актуальность игровых технологий не угасла. 

        Сущность применения игровых технологий заключается в том, что игра является характерной и своеобразной формой активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Игра есть практика развития.  Ребенок  играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет.  Игра первая учит разумному и сознательному поведению. Это первая школа мысли для ребёнка. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд.

     Игра – одно из важных средств умственного и нравственного воспитания детей.      И как только ребёнок пришёл в школу, то   ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельности ребёнка должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить в учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младшего школьника: преобладание непроизвольного внимания над произвольным, слабая концентрация, сложность переключаться быстро с одного вида деятельности на другой. Учитывая все эти особенности психики младшего школьника, необходимо широко использовать игровые формы активности детей.

         Игры в своем развитии переходят от предметных к ролевым.  А от ролевых к дидактическим. Поэтому очень высока роль дидактические игры в процессе обучения детей 6-7 лет.

        Сначала ребенок проявляет интерес к игре, а затем и к учебному материалу. Таким образом, у учащихся постепенно формируется интерес к учебному предмету. Также формируются навыки учебной деятельности. Умения анализировать, сравнивать, обобщать интерес ребенка к дидактической игре из игрового действия  трансформируется в умственную задачу.

Структурные составляющие дидактической игры:

  1. Дидактическая игра дидактическая задача;
  2. игровая задача;
  3. игровые действия;
  4. правила игры;
  5. результат ( подведение итогов).

        Дидактическая игра стимулирует наглядно-образное мышление, произвольное внимание, способствует продуктивному запоминанию материала. Запоминание происходит быстрее, материал помнится дольше, воспроизводится точнее. Дидактическая игра является необходимым средством воспитания познавательной активности детей, развивает мыслительные процессы. Именно в игре дети с большим желанием готовы преодолевать трудности. Она помогает превратить любой учебный материал в увлекательное занятие, способствует созданию позитивного настроя у ребенка и как следствие, помогает легче усвоить знания. Игра помогает ребенку без особых усилий овладеть необходимыми знаниями.

          Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. Содержание дидактической игры помогает осуществить учебные задач, которые учитель ставит на уроке. Игра помогает не только освоить, но и систематизировать учащимся знания и умения.

      Игры, игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии – вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, помогает повысить активность детей, усвоить знания.

Все игры, используемые в ходе учебного процесса, требуют от детей:

  • воспроизводящей деятельности;
  • исполнительской деятельности;
  • преобразовательской деятельности;
  • поисковой деятельности;

Игры, требующие от детей исполнительской деятельности

        С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию.  В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В  этой группе  игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной. 

Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность

        К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Это «Математическая рыбалка»,  «Кот-буквоед»,  «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко»,  «Определи курс корабля»

Игры, требующие от детей преобразующей деятельности.

        В этих играх нужно преобразовать слова, числа, задачи  в другие, логически связанные с ними. Игры «Числа перебежчики», «Придумай слова из слова», «Собери круговые примеры»

Игры, включающие элементы поисковой деятельности.

        Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию. Ученики очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего: «Определи   закономерность», «Найди ключ»,                       «По какой тропинке ты пойдешь». 


        В своей практике я стараюсь на всех уроках использовать игры. Продумываю поэтапное распределение игр на уроке. Если в начале урока, цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. Следовательно, игра может быть проведена на любом этапе урока, а также на уроках разного типа.

Например, на уроках обучению грамоте, на этапе мотивации к учебной деятельности очень часто использую игру «Доскажи словечко». Ученикам очень нравится отгадывать слова.

  • Я сижу, едва не плача,

             Очень трудная …..(задача)

  • По коридору топот ног,

То зовет всех  в класс …(звонок)

  • Крыша в шапке меховой,

Белый дом под головой.

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла …(зима).

Так же на этих уроках я использую разнообразные игры, направленные на формирование правильного, сознательного чтения и безошибочного письма.   

1. Игра «Чей голосок?»

     - Как поют комарики? (З-з-з…)

     - Как рычит собака? (Р-р-р…)

     - Как воздух выходит из шарика? (С-с-с…) и т.д.

     2. Игра «Угадай-ка»

     Загадываю загадки, отгадки в которых начинаются с изучаемой буквы. Например:

     На бахче у нас растёт,                      Яркий, сладкий, налитой,

     Как разрежешь, сок течёт,               Весь в обложке золотой.

     Свеж и сладок он на вкус,                Не с конфетной фабрики -

     Называется …    (арбуз).                  Из далёкой Африки.   (апельсин)

     Для девчонок и мальчишек              Рисовать решил я дом.

     Есть, друзья, немало книжек.          Открываю свой …    (альбом)

     Это ж первою была,

     Я сама её прочла.    (азбука)

     3. Игра «Твёрдый – мягкий»

    Я называю слова с изучаемыми звуками. Дети поднимают синий квадратик, если слышат твёрдый согласный звук, зелёный квадратик – если слышат мягкий согласный звук. Например: сон, лень, сосна, встань, нитка, книга, Наташа, Дина, Нина.

     4.Игра «На что похожа буква?»

    Предлагаю детям пофантазировать, на что похожа буква М?

     Взявшись за руки, мы встали

     И на М похожи стали.

     Палочка и палочка,

     Между ними галочка.

     И понятно сразу всем:

     Получилась буква М.

     

     5. Игра «Скороговорки»

     Мыла Мила мишку с мылом,          Крошка кошка на окошке

     Мила мыло уронила.                        Кашку кушала по крошке.

     Уронила Мила мыло,                       У Кондрата куртка коротковата.

     Мишку мылом не домыла.              Коля колет колья.

     6. Игра «Кто больше?»

     - Придумайте слова, в которых звуки [ с ] , [ с' ] в начале, в середине, в конце слова;

     - Назовите предметы в классе, в названии которых есть звуки [ с ], [ с' ].

     7. Игра «Кто больше запомнит слов».

Читаю текст, в котором все слова начинаются с изучаемой буквы. Дети должны запомнить как можно больше слов. Например: Носорог нашёл наволочку. Нюхал. Надкусил – невкусно. Напялил на носорожью ножищу. Не залезает. Нахлобучил на нос. Надевал набекрень, наискосок, наклонял налево, направо. Никак! – Нет! Нам, носорогам, непонятный наряд не нужен! – насупился носорог.

     9. Игра «Слоговой аукцион»

     Учитель просит детей придумать слова с изученными слогами. Например: тарелка, тапочки, танец, Таня, таракан.

        Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к  игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.

        Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра - это эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации   деятельности учащихся;

- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

- способствует преодолению пассивности учеников;

- способствует усилению работоспособности учащихся.

Использование игровых технологий способствует: 

- повышению интереса, активизации и развитию мышления;

-  использованию знаний в новой ситуации;

- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

- идет передача опыта старших поколений младшим;

- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

        Игровые технологии используются в педагогической практике давно, но с приходом ИКТ в образовательный процесс они взошли на новую ступень, так как специально подобранные компьютерные дидактические игры позволяют повысить показатели эффективности процесса обучения. В этом и заключается новизна игровых технологий.

       Урок, включающий в учебный процесс игры и игровые моменты, помогает ученику серьёзный труд сделать занимательным. Дети работают с интересом, легко переключаются с одного вида деятельности на другой. Это оказывает положительное влияние на результат обучения. Важно, что активизируется их познавательная деятельность, развиваются коммуникативные навыки, регулятивные учебные действия, навыки самоконтроля и самооценки. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Аннотацияпредставляет собой краткое описание работы« Патриотическое воспитание младших школьниковв условиях реализации ФГОС НОО»        Концепция программы ФГОС НОО ...

Возможности исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС

lt;«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» А. Сент-Дьердьи Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в ...

«Правовое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Выступление на РМО учителей начальных классов по вопросу о правовом воспитании младших школьников....

Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС

Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение...

Формирование УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС

Формирование предметных и метапредметных умений младших школьников в условиях внедрения ФГОС....

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В данной статье говорится о формировании читательской активности младших школьников  в условиях реализации ФГОС...