Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
учебно-методический материал
Статья о дидактических играх на уроках в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovaya_i_uchebno_poznavatelnaya_deyatelnost.docx | 28.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»
Карачинцева Галина Николаевна
учитель начальных классов
ГБОУ школы №335
Пушкинского района
г. Санкт-Петербург
Дети младших классов, а особенно подготовительный класс и первоклассники, подвижны, эмоциональны, у ребят повышенная утомляемость – значит, требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Поскольку ведущей деятельностью детей – дошкольников была игра, то придя в школу, происходит смена ведущей деятельности на учебную. И конечно возникает вопрос: как же сделать так, чтобы переход от одной ведущей деятельности к другой происходил безболезненно? Одним из спасительных средств в этой проблеме является игра.
Еще Сухомлинский говорил: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это светлое огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Но и на сегодняшний день актуальность игровых технологий не угасла.
Сущность применения игровых технологий заключается в том, что игра является характерной и своеобразной формой активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. Игра первая учит разумному и сознательному поведению. Это первая школа мысли для ребёнка. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд.
Игра – одно из важных средств умственного и нравственного воспитания детей. И как только ребёнок пришёл в школу, то ведущая деятельность из игровой превращается в учебную и основным видом деятельности ребёнка должно стать учение. Поэтому в начальной школе необходимо заложить в учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младшего школьника: преобладание непроизвольного внимания над произвольным, слабая концентрация, сложность переключаться быстро с одного вида деятельности на другой. Учитывая все эти особенности психики младшего школьника, необходимо широко использовать игровые формы активности детей.
Игры в своем развитии переходят от предметных к ролевым. А от ролевых к дидактическим. Поэтому очень высока роль дидактические игры в процессе обучения детей 6-7 лет.
Сначала ребенок проявляет интерес к игре, а затем и к учебному материалу. Таким образом, у учащихся постепенно формируется интерес к учебному предмету. Также формируются навыки учебной деятельности. Умения анализировать, сравнивать, обобщать интерес ребенка к дидактической игре из игрового действия трансформируется в умственную задачу.
Структурные составляющие дидактической игры:
- Дидактическая игра дидактическая задача;
- игровая задача;
- игровые действия;
- правила игры;
- результат ( подведение итогов).
Дидактическая игра стимулирует наглядно-образное мышление, произвольное внимание, способствует продуктивному запоминанию материала. Запоминание происходит быстрее, материал помнится дольше, воспроизводится точнее. Дидактическая игра является необходимым средством воспитания познавательной активности детей, развивает мыслительные процессы. Именно в игре дети с большим желанием готовы преодолевать трудности. Она помогает превратить любой учебный материал в увлекательное занятие, способствует созданию позитивного настроя у ребенка и как следствие, помогает легче усвоить знания. Игра помогает ребенку без особых усилий овладеть необходимыми знаниями.
Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. Содержание дидактической игры помогает осуществить учебные задач, которые учитель ставит на уроке. Игра помогает не только освоить, но и систематизировать учащимся знания и умения.
Игры, игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии – вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, помогает повысить активность детей, усвоить знания.
Все игры, используемые в ходе учебного процесса, требуют от детей:
- воспроизводящей деятельности;
- исполнительской деятельности;
- преобразовательской деятельности;
- поисковой деятельности;
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности
С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.
Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность
К этой группе относятся игры, способствующие формированию вычислительных навыков, навыков правописания. Это «Математическая рыбалка», «Кот-буквоед», «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко», «Определи курс корабля»
Игры, требующие от детей преобразующей деятельности.
В этих играх нужно преобразовать слова, числа, задачи в другие, логически связанные с ними. Игры «Числа перебежчики», «Придумай слова из слова», «Собери круговые примеры»
Игры, включающие элементы поисковой деятельности.
Дети должны выявить закономерность, которая является ключом к данному заданию. Ученики очень любят игры данной группы. Им нравится сравнивать, анализировать. Находить общее и различия, интересен поиск недостающего: «Определи закономерность», «Найди ключ», «По какой тропинке ты пойдешь».
В своей практике я стараюсь на всех уроках использовать игры. Продумываю поэтапное распределение игр на уроке. Если в начале урока, цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. Следовательно, игра может быть проведена на любом этапе урока, а также на уроках разного типа.
Например, на уроках обучению грамоте, на этапе мотивации к учебной деятельности очень часто использую игру «Доскажи словечко». Ученикам очень нравится отгадывать слова.
- Я сижу, едва не плача,
Очень трудная …..(задача)
- По коридору топот ног,
То зовет всех в класс …(звонок)
- Крыша в шапке меховой,
Белый дом под головой.
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла …(зима).
Так же на этих уроках я использую разнообразные игры, направленные на формирование правильного, сознательного чтения и безошибочного письма.
1. Игра «Чей голосок?»
- Как поют комарики? (З-з-з…)
- Как рычит собака? (Р-р-р…)
- Как воздух выходит из шарика? (С-с-с…) и т.д.
2. Игра «Угадай-ка»
Загадываю загадки, отгадки в которых начинаются с изучаемой буквы. Например:
На бахче у нас растёт, Яркий, сладкий, налитой,
Как разрежешь, сок течёт, Весь в обложке золотой.
Свеж и сладок он на вкус, Не с конфетной фабрики -
Называется … (арбуз). Из далёкой Африки. (апельсин)
Для девчонок и мальчишек Рисовать решил я дом.
Есть, друзья, немало книжек. Открываю свой … (альбом)
Это ж первою была,
Я сама её прочла. (азбука)
3. Игра «Твёрдый – мягкий»
Я называю слова с изучаемыми звуками. Дети поднимают синий квадратик, если слышат твёрдый согласный звук, зелёный квадратик – если слышат мягкий согласный звук. Например: сон, лень, сосна, встань, нитка, книга, Наташа, Дина, Нина.
4.Игра «На что похожа буква?»
Предлагаю детям пофантазировать, на что похожа буква М?
Взявшись за руки, мы встали
И на М похожи стали.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
5. Игра «Скороговорки»
Мыла Мила мишку с мылом, Крошка кошка на окошке
Мила мыло уронила. Кашку кушала по крошке.
Уронила Мила мыло, У Кондрата куртка коротковата.
Мишку мылом не домыла. Коля колет колья.
6. Игра «Кто больше?»
- Придумайте слова, в которых звуки [ с ] , [ с' ] в начале, в середине, в конце слова;
- Назовите предметы в классе, в названии которых есть звуки [ с ], [ с' ].
7. Игра «Кто больше запомнит слов».
Читаю текст, в котором все слова начинаются с изучаемой буквы. Дети должны запомнить как можно больше слов. Например: Носорог нашёл наволочку. Нюхал. Надкусил – невкусно. Напялил на носорожью ножищу. Не залезает. Нахлобучил на нос. Надевал набекрень, наискосок, наклонял налево, направо. Никак! – Нет! Нам, носорогам, непонятный наряд не нужен! – насупился носорог.
9. Игра «Слоговой аукцион»
Учитель просит детей придумать слова с изученными слогами. Например: тарелка, тапочки, танец, Таня, таракан.
Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.
Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра - это эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;
- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
- способствует преодолению пассивности учеников;
- способствует усилению работоспособности учащихся.
Использование игровых технологий способствует:
- повышению интереса, активизации и развитию мышления;
- использованию знаний в новой ситуации;
- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
- идет передача опыта старших поколений младшим;
- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;
- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.
Игровые технологии используются в педагогической практике давно, но с приходом ИКТ в образовательный процесс они взошли на новую ступень, так как специально подобранные компьютерные дидактические игры позволяют повысить показатели эффективности процесса обучения. В этом и заключается новизна игровых технологий.
Урок, включающий в учебный процесс игры и игровые моменты, помогает ученику серьёзный труд сделать занимательным. Дети работают с интересом, легко переключаются с одного вида деятельности на другой. Это оказывает положительное влияние на результат обучения. Важно, что активизируется их познавательная деятельность, развиваются коммуникативные навыки, регулятивные учебные действия, навыки самоконтроля и самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»
Аннотацияпредставляет собой краткое описание работы« Патриотическое воспитание младших школьниковв условиях реализации ФГОС НОО» Концепция программы ФГОС НОО ...
Возможности исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС
lt;«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» А. Сент-Дьердьи Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в ...
«Правовое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»
Выступление на РМО учителей начальных классов по вопросу о правовом воспитании младших школьников....
Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение...
Педагогическая поддержка личностного становления и развития младших школьников в условиях реализации ФГОС.
Статья ФГОС о педагогической поддержке ученика педагогом...
Формирование УУД младших школьников в условиях реализации ФГОС
Формирование предметных и метапредметных умений младших школьников в условиях внедрения ФГОС....
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В данной статье говорится о формировании читательской активности младших школьников в условиях реализации ФГОС...