Первый опыт участия в мониторинговых визитах
статья

Фоос Светлана Леонидовна

Первый опыт участия в мониторинговых визитах

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Первый опыт  участия в мониторинговых визитах:

лучшие практики, проблемные зоны»

        БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области» осуществлял мониторинг в Москаленском МР 30 сентября 2019 г. с целью выявления и оказания методической помощи на основе экспертной оценки реализации ФГОС среднего общего образования, ФГОС дошкольного образования, ФГОС для детей с ОВЗ, образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей.

По результатам мониторинга бюджетное учреждение «Институт развития образования Омской области» разработал рекомендации для муниципальной системы образования.

В настоящих рекомендациях указаны комплексные мероприятия по направлениям:

  • качество условий образовательного процесса (в т.ч. требования к условиям реализации ФГОС);
  • качество образовательного процесса;
  • качество управления деятельностью образовательных организаций.

Проведение данного мониторинга коснулось начальной школы только  ФГОС для детей с ОВЗ.

На экспертизу было представлено

  • АООП – 7 шт.
  • АОП/СИПР – 3 шт.
  • Рабочие программы – 2 шт.
  • Учебное занятие – 1 шт.

1. Адаптированная основная образовательная программа, АОП (учебный план, психолого-педагогическое сопровождение, коррекционная работа)

Проблемы, выявленные в ходе мониторинга

Не в каждой программе в Пояснительной записке есть описания контингента школьников данной образовательной организации и их особых образовательных потребностей

Частично разработана система учета достижения планируемых предметных и личностных результатов, результатов освоения обучающимися адаптированной образовательной программы.

В разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной образовательной программы» отсутствуют: цели оценочной деятельности; критерии, инструментарий оценивания личностных результатов.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП не позволяет осуществить оценку динамики учебных достижений обучающихся.

Не представлены систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения базовыми учебными действиями.

В учебном плане имеются ошибки в наименовании учебных дисциплин и предметных областей, в распределении часов на коррекционно-развивающую область.

2. Рабочие программы

Структура рабочих программ по предметам частично соответствует требованиям ФГОС для обучающихся с ОВЗ и нарушением интеллекта.

В представленных программах частично представлена Пояснительная записка, не обоснована актуальность разработки данной программы, не обозначены нормативные документы

Общая структура курса и его структурные элементы прописаны не полностью.

В данных рабочих программах не представлены планируемые результаты и диагностический инструментарий, для отслеживания динамики.

Не во всех программах прописаны основные виды учебной деятельности обучающихся и формы организации в  тематическом планировании. Не описано методическое и материально-техническое обеспечение деятельности.

Предполагаемые меры/мероприятия по решению выявленной проблемы

- обучение педагогов по написанию АООП, АОП, СИПР  рабочих программ для обучающихся с ОВЗ;

- провести экспертизу для выявления соответствия требованиям ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

- для улучшения качества работы педагогов рекомендовано использовать методические рекомендации «Актуальные вопросы введения ФГОС образования обучающихся с ОВЗ», Выпуск 1, БОУ ДПО «ИРООО» 2017 год (Под ред. Посашковой И.П.)

- для улучшения качества СИПР рекомендовано использовать методические рекомендации «Организация образования обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями в
развитии» БОУ ДПО «ИРООО» 2019 год (сост. И.П. Посашковой)

3. Учебное занятие

Урок в 1 классе  инклюзия ребенка с ОВЗ. Отмечена большая пропедевтическая коррекционная работа на уроке, а также частые смены видов деятельности и связь с другими предметами.

Рекомендации:

1. Организовать работу на уроке для детей, которые обучаются по ООП, и работу с ребенком с ОВЗ,  включать его в совместную деятельность с классом, а не только индивидуальную  форму  работы;

2. Обратить внимание при проектировании занятия на компетентность в области постановки целей и задач, на организацию контрольно-оценочной деятельности;

  3. Освоить технологии формирующего оценивания

Хочется остановиться на индивидуальной программе профессионального развития педагога (ИППРП), которая должна быть  «настольной книгой» педагога. Каждый педагог обязан заниматься самообразованием и повышать уровень профессионального мастерства. Чтобы ИППРП не носила формальный характер, педагогу необходимо проанализировать свою профессиональную деятельность и выявить те проблемные зоны, которые необходимо проработать и устранять в процессе работы.

Рекомендации ИРООО по ИППР педагогов:

1. Проектировать ИППР на основе выявленных профессиональных затруднений, с учетом проблематики, по которой педагог проходил обучение; (не все курсы совпадают с темами ИПППР)

2.  ИППР носят формальный характер.

В 2020 году на базе ресурсно-методического центра планируется проведение курсов повышения квалификации по теме  «Разработка АООП, АОП и СИПР для обучающихся с ОВЗ»

Положительный опыт работы с детьми ОВЗ  в Москаленском районе   « Москаленский лицей» – «школа успешного развития», то есть школа нового качества образования.

Школа, которая находится постоянно в режиме развития и творческого поиска прогрессивных технологий, методик, роста профессионализма участников образовательного процесса на педагогическом и управленческом уровнях.

 Москаленский лицей является  консультационным центром в муниципалитете

 Основными задачами консультационного  центра  являются:

- оказание содействия развитию инновационной инфраструктуры системы

образования ;

- оказание информационных, консультационных  услуг руководителям, педагогам, родителям (их представителям) по актуальным вопросам развития системы образования;

- оказание методической помощи по введению ФГОС общего образования, для

детей с ОВЗ, профессионального образования;  образовательной организации, муниципальной системы

образования;.

Наш консультационный центр тесно сотрудничает со школами: «Исилькульская адаптивная  школа-интернат» г Исилькуль, «Щербакульская адаптивная школа-интернат» р.п.  Щербакуль , «Полтавская адаптивная школа-интернат» р.п.Полтавка, с комиссией ПМПК  г.Исилькуля.

Проводят семинары для образовательных и дошкольных организаций, для родителей детей с особыми образовательными потребностями, участвуют в научно-практических конференциях

Последнюю пятницу каждого месяца оказывают  методическую помощь ,консультационную помощь в работе с детьми  особыми образовательными потребностями..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый опыт реализации ФГОС в начальной школе

универсальные учебные действия, принцип минимакса, портрет ученика начальной школы....

Первый опыт участия в сетевом проекте "В лесу родилась ёлочка"

https://sites.google.com/site/elockaigolochka/veb-portfolio-komand/ekoerudity визитная карточка, узнали, что такое синквейнhttps://realtimeboard.com/ru/app/24599128/C-kem-druzhit-el\'-(zveri)/...

Опыт участия в мероприятиях, проводимых издательским домом "Первое сентября"

Доклад зачитан на педагогическом совете школы в 2011-2012 учебном году...

Опыт участия в разработке и реализации программ сопровождения детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Оксаной Павловной разработаны адаптированные образовательные программы по чтению и развитию речи, письму и развитию речи, математике для обучающегося по индивидуальной программе (обучение на дому) Тют...

Опыт участия в разработке и реализации программ сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

План работы с опекаемыми детьмиФормы работы с опекаемой семьёйПлан индивидуальной работы с ученицей 1 "А" класса Истоминой Н.Характеристика ученицы 1 "А" класса Истоминой Н....

Опыт участия в международном исследовании PIRLS 2016

Опыт участия в международном исследовании PIRLS 2016...

Мой опыт участия в международном проекте

Опыт участия в международном российско-финского экспериментально-исследовательском проекте «Умелый класс»...