Опыт участия в международном исследовании PIRLS 2016
материал по чтению

Бондарева Инна Викторовна

Опыт участия в международном исследовании PIRLS 2016

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pirls.docx5.1 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт участия в международном исследовании PIRLS-2016

 PIRLS-2016 Международное исследование качества чтения и понимания текста для учащихся 4-х классов.Именно четвертый год учебы выбран не случайно: умение читать и понимать текст становится в этом возрасте залогом успешной учебы в будущем.Данное исследование проводится один раз в пять лет на представительных выборках учащихся.

Цель проекта: сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в разных странах; выявить различия в национальных системах образования с целью совершенствования процесса обучения чтению.

Основная задача PIRLS-2016 изучение динамики качества чтения,

По данным PIRLS  в России Российские школьники лидируют в мире по качеству чтения и понимания текстов. В 2006 они заняли первое место среди 46 стран, в 2011 году повысили свои результаты, но оказались на втором месте среди школьников из 42 стран, участвовавших в исследовании. Всего в тестировании в 2016 учебном году приняли участие 4577 учащихся 4 классов из 206 образовательных организаций 42 регионов страны. В мае 2016 года в нашей школе проводилось тестирование учащихся 4 классов в рамках международного исследования «Изучение качества чтения и понимания текстов» PIRLS-2016. Так получилось, что выбор пал на 4 «В» класс (учитель Бондарева И.В.). В исследовании PIRLS использовались 16 вариантов теста. Варианты теста, представленные в тетрадях 1-15, состоят из двух частей, в каждой из которых давался художественный или научно-популярный текст и вопросы к нему. Вариант 16 же состоял из тетради R с вопросами и Книги для чтения, включающей два текста. При выполнении первой части теста учащиеся должны прочитать первый текст из Книги для чтения, а затем ответить на вопросы в тетради R, а при выполнении второй части теста – прочитать второй текст из Книги для чтения, а потом ответить на вопросы в тетради R. Около половины заданий теста в любом варианте составляли задания с выбором ответа, один из которых правильный; остальная часть заданий – со свободными ответами, при выполнении которых учащиеся должны были сами написать свой ответ в специально отведенном для этого месте.

Для сбора информации о состоянии факторов, позволяющих интерпретировать результаты исследования, в инструментарий PIRLS входили:

 Анкета для учащегося (вторая часть заданияPIRLS)

 Анкета для учителя

 Анкета для родителей

 Анкета для администрации школы

Анкета для учащихся предназначена для сбора информации об учащихся, их семьях и школах, в которых они обучаются. Так, учащиеся отвечали на вопросы о числе книг у них дома, о ресурсах, которыми  располагает их семья, об общении с родителями в связи со школьными делами, об использовании компьютера. Более половины вопросов анкеты относились к занятиям чтением: чтение на уроках в школе и после школы; использование библиотеки; отношение к чтению и причины, по которым ребенок читает.

Анкета для учителя начальной школы позволила получить информацию о демографических характеристиках учителей, об особенностях школ, в которых они преподают, а также о некоторых аспектах их работы вообще и их работы в тестируемом классе в частности. Большой блок вопросов был посвящен обучению чтению и русскому языку в тестируемом классе. Эти вопросы касались времени, отводимого на обучение этим предметам; организационных форм работы с учащимися; учебников, по которым ведется обучение; используемых средств обучения; работы с разными видами текстов; видов деятельности, направленных на совершенствование навыков или стратегий понимания текстов; использования на уроках компьютеров и книг из классной библиотеки; домашних заданий и оценки учебных достижений по чтению; повышения квалификации в связи с обучением чтению.

Анкета для родителей содержала вопросы, касающиеся занятий с ребенком до школы, посещения ребенком детского сада, подготовленности к школе. Родители также отвечали на вопросы о домашних заданиях своего ребенка, о школе, в которой он учится, об общении с ребенком в связи со школьными делами, о роли чтениях в их семье, а также на ряд вопросов о них самих и их профессиональной деятельности.

Анкета для администрации школы предназначена для получения данных о характеристиках школы, ее ресурсах, участии родителей в ее деятельности, атмосфере в школе, учителях и деятельности администрации, а также об особенностях обучения чтению.

Но анализ выполнения отдельных заданий международного теста показал некоторые трудности, с которыми столкнулись мои учащиеся. В частностиэто отсутствие привычки обращаться к тексту всякий раз, когда надо уточнить какую-либо информацию, что приводит к двум типичным проблемам: во-первых, учащиеся плохо различают информацию, сообщенную в тексте, и информацию, которой владеют на основе своего личного опыта, а во-вторых, они ограничиваются приблизительным, неточным вычитыванием информации из текста. Если вопрос требовал развернутого ответа, дети испытали трудности, связанные с самим процессом письменного выражения мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О возможности использования инструментария международных исследований PIRLS и TIMSS для формирования УУД у младших школьников

Рассмотрены возможности инструментария международных исследований качества образования для формирования и диагностики УУД в начальной школе...

Участие в Международном конкурсе «Творческие разработки педагогов 2014 года» на сайте вконкурсе.рф Тема: «Гостевой этикет от Древней Руси до наших времён»

Кочаловская Наталья Михайловнаучитель начальных классов ГБОУ школа-интернат№11, г. МоскваУчастие в Международном конкурсе «Творческие разработки педагогов 2014 года» на сайте вконкурсе.рф Тема: ...

Подготовка к международному тесту "PIRLS"( 4 класс)

Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с Вами материалами, которые я смогла найти по данной теме....

Мой опыт участия в международном проекте

Опыт участия в международном российско-финского экспериментально-исследовательском проекте «Умелый класс»...

«Активные методы и приемы обучения на уроках литературного чтения. Задания Международного исследования PIRLS»

В данном материале можно познакомиться с различными методами и приемами работы на уроках литературного чтения, а так же с заданиями Международного исследования PIRLS/...