Мой опыт участия в международном проекте
проект (2 класс)

Опыт участия в международном российско-финского экспериментально-исследовательском проекте «Умелый класс» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_uchastiya_v_mezhdunarodnom_proekte.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

В 2018-2019 учебном году наша школа стала участником международного российско-финского экспериментально-исследовательского проекта «Умелый класс» : формирование социальных навыков как метод профилактики эмоциональных и поведенческих проблем у детей. В феврале 2019 г. наша школа заключила договор с МГППУ( факультет юридической психологии)  и стала участником международного проекта «Умелый класс». Учителя (Назарова Е.В.- 4в класс. Стецко И.А.- 2д класс, Витулева С.В.- 1а класс), педагоги - психологи (Вершинина Л.А., Семенова Т.П.) и зам. директора по УВР Слепухина Т.М. прошли обучение на инструктивном семинаре в Москве  для участников апробационных площадок проекта. Классы были выбраны не случайно. Участие       в     данном проекте было очень актуально для этих  классов:

-высокая наполняемость свыше 30 чел.;

- проблемное поведение многих детей;

- трудности адаптации в 1 классе;

- пассивность или беспомощность многих родителей при проблемах в поведении ребенка.

Так выбор объяняет Стецко И.А.: «Методика «Умелый класс» меня заинтересовала с самого начала. В моём классе 31 человек, 17 из которых мальчики. Ребята очень подвижные, все отличаются лидерскими качествами и, ко всему прочему, очень избалованы. Вся моя каждодневная работа с детьми и родителями сводилась к объяснению норм поведения и моим призывам к воспитанию детей. Я понимала, что работу надо строить иначе: так, чтобы сами дети называли то, чему бы им следовало научиться. Постоянно говорить только о проблемах очень сложно и неприятно.»

Проект «Умелый класс» – обучающая игра, созданная для начальной школы. Цель проекта – улучшение успеваемости и атмосферы в классе, обучение социальным навыкам и укрепление психического здоровья детей.

Программа основанная на методике «Детские навыки» (Kid´s Skills), автором которой  является Бен Фурман – содиректор Хельсинского института краткосрочной терапии, психиатр, психотерапевт, тренер, консультант в области психологии и психотерапии. Автор более 20 книг, из которых переведены на русский язык «Никогда не поздно иметь счастливое детство», «Хостинг терапевтических бесед», «Детские навыки: Практические и игровые решения детских проблем» и др.

У любого ребенка в разные периоды жизни случаются определенные проблемы. Это могут быть страхи, дурные привычки или трудности в обучении чему-либо. Обычно они разрешаются сами по себе, но иногда могут длиться довольно долго, и тогда взрослые начинают искать возможности их решения. Это метод преодоления детских проблем позитивным и приятным способом через обучение новым навыкам. Основная идея этого метода довольно проста. Мы не говорим о проблемах, а только о приобретаемых навыках. Какой бы ни была проблема ребенка, всегда есть навык, которому этот ребенок может научиться, чтобы преодолеть проблему. Метод Навыки Ребенка требует нового способа мышления. Следует не говорить  о проблемах , а только о навыках, которым нужно овладеть ребенку. И это не всегда легко.

Бен Фурман создал мобильное приложение Kids Skills App, где рассматривается широкий спектр детских проблем. И есть предложения какие навыки ребенку хорошо бы освоить, если ребенок страдает от той или иной проблемы. Например, ребенок бьет детей. Вы можете сказать, что ребенку нужно перестать бить других детей. Но это не навык для освоения. Это всё ещё относится к проблеме. А чему же ребенку нужно научиться вместо этого?  Контролировать свой гнев.

1 этап. Первый этап длился 2-3 недели, в течение которых родители познакомились с возможностью принять участие в проекте, дали своё письменное согласие,  ученики написали письмо директору школы с просьбой разрешить им принять участие, сформулировали и записали почему для их класса это действительно важно. Ученики 1 и 2 классов с нетерпением ждали и переживали, дадут ли им это разрешение. Радость не знала границ, когда СлепухинаТ.М. пришла на классный час и в торжественной обстановке зачитала разрешение директора. Сами дети были хорошо замотивированы  в начале эксперимента. Им очень хотелось стать известными на весь мир, чтобы их выбрали для участия в эксперименте, показали по телевизору, хотели получить сертификат за овладение навыком, не подвести свою школу, поучаствовать в празднике с пирожными. После ребята совместно  по методике стали изучать один из шести основных школьных навыков. Выбор у каждого класса был свой.

1класс- «Умение самостоятельно разрешать споры»

2 класс-«Умение держать себя в руках»

3 класс-«Мы помним, что перед ответом нужно поднимать руку»

Методика состоит из 15 шагов.  

2 этап. На втором этапе ученики также изучали навыки, но на этот раз каждый ученик выбирал один из 22 предложенных навыков «Умелого класса» и по методике работал над ним. Учитель, родители, одноклассники, друзья и пр. помогают ему в этом.

Учебно-образовательный процесс нашей школы отличается от финских школ. Учителям пришлось адаптировать и дополнить методику своими приёмами:

  • Для поддержания мотивации к работе над навыком в классном уголке висела «напоминалка» ( предложила Назарова Е.В.)
  • Ежедневная рефлексия в виде раскрашивания символа навыка (рисунок «рукопожатие», «ладони» «робот с пирожными»)  способствовала у учащихся внутреннему самоконтролю своего поведения. (предложила Стецко И.А.) В конце каждого дня дети оценивали свою работу. Например,  раскрашивали робота- мальчика и робота-девочку(умение держать себя в руках назвали «РОБОТ»)разными цветами. Красный- мне не удалось сегодня держать себя в руках, жёлтый- я старался, но было трудно, зелёный- у меня получилось.
  • Ежедневный анализ результатов в группах, запись в дневники наблюдений( блокнотики)
  • Индивидуальные консультации для родителей.

   

      Когда второй этап завершен, учитель и ученики согласны с тем, что ученикам удалось освоить навыки или добиться значительных успехов, класс подал заявку для получения награды «Умелый класс». Родители организовали долгожданный праздник. Трогательным моментом праздника было вручение зам. директора по УВР  Т.М. Слепухиной  Сертификата участия в международном проекте, дети с воодушевлением рассказывали завучу о том, как тренировали навык, кто им помогал, называли того, кого хотели бы отблагодарить.

Мы получили большое количество плюсов от участия в проекте:

  • Дети стали контролировать своё поведение и поведение одноклассников.
  • Во время работы учителя больше стали разговаривать с детьми, узнали о них много нового.
  • Узнали о проблемах, которые раньше были скрыты отучителя.
  • Атмосфера стала более дружелюбной (поддерживали друг друга, благодарили, хвалили, стремились не подвести свой класс).
  • В первые же дни улучшилась дисциплина.
  • А самое главное, что это отмечали и дети и родители ( по отзывам детей).

А вот родители отнеслись по-разному:

-изучили книгу и работали дома только пятеро из трех классов;

- многие с улыбкой слушали мои впечатления об успехах детей, не понимая, почему они дома совсем другие. Даже казалось, что они не верят тому, о чём говорит им учитель;

-некоторые игнорировали просьбы пройти тестирование и поддержать детей дома( причина- отсутствие времени у родителей)

-на втором этапе , в ходе формирования индивидуального навыка, в работу включились только  32% всех родителей.

В нашей школе в 2018-2019 уч.г. были 3 экспериментальных и 3 контрольных класса  в параллели 1,2,3 кл. В 2019-2020 уч.г. контрольные классы станут экспериментальными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый опыт участия в сетевом проекте "В лесу родилась ёлочка"

https://sites.google.com/site/elockaigolochka/veb-portfolio-komand/ekoerudity визитная карточка, узнали, что такое синквейнhttps://realtimeboard.com/ru/app/24599128/C-kem-druzhit-el\'-(zveri)/...

Участие в Международном конкурсе «Творческие разработки педагогов 2014 года» на сайте вконкурсе.рф Тема: «Гостевой этикет от Древней Руси до наших времён»

Кочаловская Наталья Михайловнаучитель начальных классов ГБОУ школа-интернат№11, г. МоскваУчастие в Международном конкурсе «Творческие разработки педагогов 2014 года» на сайте вконкурсе.рф Тема: ...

Опыт участия в мероприятиях, проводимых издательским домом "Первое сентября"

Доклад зачитан на педагогическом совете школы в 2011-2012 учебном году...

Опыт участия в международном исследовании PIRLS 2016

Опыт участия в международном исследовании PIRLS 2016...