Конспект урока по литературному чтению 3 класс
план-конспект урока (3 класс)
Тема: И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги…" Картины природы.
Тип: изучение нового материала.
Цели:
- Расширять знания детей о жизни и творчестве И.А. Бунина.
- Продолжать работу над осознанным и выразительным чтением.
- Пополнять словарный запас.
- Формировать у учащихся умение определять средства художественной выразительности.
- Развивать мышление, воображение, речь.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
Буковецкая Ирина Анатольевна
3 - А класс, 16.12.2019
Тема: И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги…" Картины природы.
Тип: изучение нового материала.
Цели:
- Расширять знания детей о жизни и творчестве И.А. Бунина.
- Продолжать работу над осознанным и выразительным чтением.
- Пополнять словарный запас.
- Формировать у учащихся умение определять средства художественной выразительности.
- Развивать мышление, воображение, речь.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся выразительно читать стихотворение; находить в тексте художественные средства выразительности; выбирать интонацию, темп, ставить логическое ударение; анализировать текст; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
личностные: формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к другому мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла обучения.
Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; познавательные - овладеть логическими действиями сравнения и обобщения; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Метапредметные связи: русский язык, изобразительное искусство.
Ресурсы урока: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, 3 класс, карточки для словарно-лексической работы, презентации.
Ход урока:
- Проверка готовности к уроку. Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Пожелаю вам сейчас
Новых знаний, в добрый час.
Речевая разминка
На сосне сидит сова,
Под сосной стоит лиса.
На сосне сова осталась,
Под сосной лисы не стало.
2. Проверка домашнего задания
а) Чтение стихотворения «Полевые цветы»
- Вы изучали стихотворение «Полевые цветы» Ивана Алексеевича Бунина и дома должны были подготовить выразительное чтение этого произведения.
б) Ответы на вопросы
- Почему автора привлекают полевые цветы? Какими они представлены?
в) Выразительное чтение стихотворения «Детство»
г) Ответы на вопросы
- Назовите тему этого стихотворения (Описание впечатлений от прогулки в солнечном бору)
- Каким настроением проникнуто стихотворение? Подтвердите это строчками из текста («Весело мне было…»)
3. Подготовка к восприятию новой темы. Сообщение темы урока
Слайд 1 Презентация 1
- Природой восхищаются не только художники, но и поэты, писатели, мы с вами.
Слайд 2 Презентация 1
- Напомню вам некоторые факты из жизни Бунина.
- Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже, в старинной дворянской семье. Он очень много путешествовал и хорошо знал русский, английский, французский языки. Для стихов Бунина характерна задушевная интонация. В них отразилась любовь поэта к России, родной земле, природе.
- У И.А. Бунина много произведений посвящено теме природы. Как вы думаете, о чём мы будем говорить? (Сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Густой зеленый ельник»)
4. Изучение нового материала
а) Первичное восприятие
- Послушайте стихотворение И.А. Бунина и постарайтесь понять отношение поэта к природе.
Демонстрация презентации 2
- Вам понравилось это стихотворение? Почему?
- Какое настроение вызвало это стихотворение? (Радость, чувство восхищения)
- Что вызывает в вас эту радость?
б) Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание
Рыбка
Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Иголочка
Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5.
Язычок вперёд тяну, подойдёшь и уколю.
И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...
Вкусное варенье
Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз.
Цветочный магазин
Предлагаю вам глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек.
Свеча
Подуйте на воображаемый огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку.
в) Чтение стихотворения детьми
- Откройте учебники на странице 176.
- Прочтите самостоятельно, найдите трудные для вас слова и подчеркните их.
г) Словарно-лексическая работа (в парах)
- Вы будете выполнять задание на листочках. Предлагаю соотнести новое трудное слово, которое встретилось в тексте с его лексическим значением. Работать будете в парах.
- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
Слайд 3, 4 Презентация 1
1 строфа
Ельник – лес, в котором растут ели.
Тонконогий олень – олень, у которого тонкие ноги.
Тяжкие рога – тяжёлые рога.
2 строфа
Зубом скрёб – зубом грыз.
Остинка – уменьшительно – ласкательная форма слова «ость»: тонкая длинная щетинка на колосе у злаков; в данном случае речь идёт о хвойных иголочках.
Макушка ёлки – верхушка ёлки.
3 строфа
Размеренный след – определённая мера для следа.
Собачий гон – (гнать – охотиться, загонять)
4 строфа
Долина – открытая местность.
Бешено – изо всех сил.
В избытке свежих сил – много новых сил.
Стремительность – быстрота.
Слайд 5 Презентация 1
- Кто из вас выполнил задание без ошибок? Оцените работу своей пары.
- Придумайте название этому стихотворению. («Красавец олень», «Красота побеждает смерть», «Густой зелёный ельник у дороги…», «Красота»)
- Как вы думаете, почему сам автор не дал никакого названия своему стихотворению? (Название лишает читателя возможности самому проникнуться чувством восхищения перед красотой зверя)
- События происходят в лесу. Какое значение имеет лес для человека и общества? (Лес является одной из составляющих частей окружающей среды человека, влияет на климат, наличие чистой воды и чистого воздуха, обеспечивает места для комфортного проживания и отдыха людей, сохраняет разнообразие живой природы. Лес – «зелёные лёгкие планеты». Лесные насаждения является главной средой обитания примерно для трёх четвертей всех видов растений, животных и грибов, большинство этих видов без леса существовать не могут)
Физминутка. Повторяй движения.
Слайд 6 Презентация 1
5. Первичное повторение и закрепление новых знаний и умений
а) Анализ содержания стихотворения
Слайд 7 Презентация 1
- В стихотворении (каком?) (кто?) описывает (кого?) (где?)
- Стихотворение можно разделить на … части.
Слайд 8 Презентация 1
- В первой части автор говорит о впечатлении, производимом (чем?) (кем?)
- Для создания величественного образа природы автор использует эпитеты (имена прилагательные): ельник …, снега ….
Слайд 9 Презентация 1
- Главный герой стихотворения - …. Автор любуется им, использует эпитеты …, видит … рога, … зуб.
- Движения оленя царственно красивы: «след его …»
Слайд 10 Презентация 1
- Кульминация (главный момент в стихотворении) «И вдруг …» восклицательное предложение помогает показать ….
- И. А. Бунин не показывает тех, кто охотится, все внимание приковано к …, который (что делает?)
Слайд 11 Презентация 1
- В финале звучит заветная мысль автора. Он хочет, чтобы красота одержала победу над…(чем?)
Слайд 12 Презентация 1
- Как вы думаете, действительно ли герой - рассказчик этого стихотворения наблюдал события, которые он описывал?
- Как он понял о том, что произошло в лесу? (По следам)
- Чьи следы увидел автор? (Следы оленя)
- Как изменяются оленьи следы? («И вдруг – прыжок!»)
- Чьи ещё следы появляются на снегу? (Охотничьих собак)
- Какой пейзаж появляется перед нами в конце стихотворения?
- Чем закончилась погоня? (Олень спасается)
- В чём красота оленя? («Могучий, тонконогий, к спине откинув тяжкие рога»)
- Что можно сказать о рассказчике, который по следам смог восстановить происшедшие события? (Он - наблюдательный человек)
- Умение читать следы на снегу – большое искусство, которое доступно только очень наблюдательным людям. Таков автор этого стихотворения.
- Любит ли он природу?
- Где и почему происходит перелом настроения? («И вдруг – прыжок!» - смысл поединка жизни и смерти, красоты и смерти)
6. Рефлексия, оценивание
- Что вас взволновало больше всего при изучении данного произведения?
- О чём задумались? (Такие люди, как И.А. Бунин умеют любить и ценить природу, поэтому он сумел нарисовать удивительные словесные картины)
- Это произведение написано 100 лет назад, но сегодня мы изучаем его и любуемся замечательными картинами природы. Почему? (Стремление спасти красоту от гибели по - прежнему актуально, и потому прекрасное стихотворение Бунина звучит очень современно)
- Приближается Новый год. По традиции в домах устанавливают ёлки. Растёт лесная красавица несколько десятилетий и вдруг…Срубили, нарядили, украсили комнату на время и выбросили. Ели и сосны необходимы жителям леса, а мы можем нарядить искусственную ель, новогодний праздник от этого не станет менее весёлым и радостным. Помните, природные запасы не бесконечны.
7. Домашнее задание
- Подготовить выразительное чтение стихотворения, нарисовать иллюстрацию, подписать цитатой из стихотворения.
- Благодарю за работу на уроке. Вы очень старались. Молодцы! (Выставление отметок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...