Доклад на семинаре для заместителей директоров по УВР - 22.03.2018
учебно-методический материал

ДОКЛАД «Обеспечение специальных образовательных условий для реализации адаптированных образовательных программ общего образования, предусмотренных современными требованиями»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pavlova_e.v._-_doklad_-_22.03.2018.doc122.5 КБ
Office presentation icon pavlova_e.v._-_22.03.18_-_kopiya.ppt1.04 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

__________________________________________________________ 

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                          8 (496)249-00-55;  8(496)247-68-02        

        

Слайд 1.

ДОКЛАД

«Обеспечение специальных образовательных условий для реализации адаптированных образовательных программ общего образования, предусмотренных современными требованиями»

        

Слайд 2.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12  закреплено   понятие Обучающийся  с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями  заключается  в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.        

Слайд 3.

МОУ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»  ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого с учетом его индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личных склонностей путем создания в школе адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, эмоционального и физического развития каждого обучающегося.

Слайд 4.

Школа основана в 1986 году и начала она свою деятельность как начальная коррекционная школа, где было только  6 классов – комплектов, в которых  обучалось 90 учащихся.

Первый выпуск  состоялся в 1991 году. Путевку в жизнь  тогда получили 19 выпускников.

        

Слайд 5.

В 2016 году школа отметила свой 30 летний юбилей.

Слайд 6.

За 30 лет работы школы свидетельство  об обучении получили 512 выпускников.  

        

Слайд 7.

Согласно Постановлению Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации  от 10 июля 2015 года N 26 «Об утверждении (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 августа 2015 года, регистрационный N 38528) школа работает в режиме пятидневной учебной недели, уроки проводятся только в первую смену и их продолжительность составляет 40 минут.

Слайд 8.

Для предупреждения переутомления в течение недели для обучающихся с ОВЗ организуется  облегченный учебный день в среду или четверг.

Каникулы соответствуют календарному графику работы школы.

Слайд 9.

На начало 2017-2018 учебного года в школе создано 25 классов и 6 групп продленного дня, в которых работают 42 педагогических работника, из них: 25 классных руководителей,  6 воспитателей группы продленного дня,  социальный педагог, педагог – психолог, педагог-организатор.

По стажу работы коллектив опытный: 16 педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 20 – первую.  

Слайд 10.

На сегодняшний день в школе обучаются и получают коррекционную и социально-психологическую помощь 286 детей, из которых:

Слайд 11.

- дети-инвалиды - 94

- дети с ОВЗ  -192

- обучаются на дому  - 48, в том числе из них 42 ребенка-инвалида

- 4  ребенка обучаются по семейной форме образования

- детей, воспитывающихся в многодетных семьях -83

- воспитываются в семьях, находящихся в ТЖС - 13

- воспитываются в приемных семьях                 - 11

- переданы под опеку                                          - 13

Слайд 12.

С 01.09.2016 года в  школе действует федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Слайд 13.

  Данный стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.

Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 года  для обучения по адаптированным образовательным программам,  осуществляется по ним до завершения обучения.  

В связи с этим  стандарт применяется только в 1 и 2 классах, а в  3-9  классах обучение проводится по программам под редакцией В.В. Воронковой, допущенным Министерством образования Российской Федерации.

Слайд 14.

Федеральный государственный образовательный   стандарт образования обучающихся с умственной  отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  представляет собой совокупность обязательных  требований при реализации адаптированных основных  общеобразовательных программ        в организациях,  осуществляющих образовательную деятельность.

Стандарт  разработан на основании следующих нормативно - правовых документов:

  • Конституция Российской Федерации
  • Закон Об образовании в Российской Федерации
  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Конвенция ООН о правах инвалидов.

Слайд 15.

Цель введения ФГОС НОО  обучающихся с УО:  Введение в образовательное пространство всех  детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их  проблем.

Слайд 16.

В ходе организации образования детей с умственной отсталостью, основополагающим становится учёт их возрастных, типологических и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей детей с интеллектуальными нарушениями.

Слайд 17.

К особым образовательным потребностям, прописанными в ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и являющимися общими для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относятся:

  • раннее получение специальной помощи средствами образования;
  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
  • научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
  • доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
  • удлинение сроков получения образования;
  • систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;
  • специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
  • обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
  • развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой;
  • стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Слайд 18.

К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), относятся:

  • выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами;
  • введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира;
  • овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой;
  • возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
  • психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и другими обучающимися;
  • психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации;
  • постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.

Слайд 19.

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивается:

  • существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек» и другие;
  • созданием оптимальных путей развития;
  • использованием специфических методов и средств обучения; дифференцированным, «пошаговым» обучением;
  • обязательной индивидуализацией обучения;
  • формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;
  • обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;
  • дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;
  • организацией обучения в разновозрастных классах (группах);
  • организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома).

Слайд 20.

Таким образом, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлен на обеспечение равных возможностей получения качественного образования обучающимися указанной категории вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, степени  ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей.

Слайд 21.

Стандарт является основой для  разработки и реализации образовательной  организацией  адаптированной основной образовательной  программы общего образования  обучающихся с умственной отсталостью.

Слайд 22.

На основании данного стандарта в нашей школе  обучение в 1 и 2 классах  ведется по двум вариантам адаптированной образовательной программы:

1 вариант предназначен  для обучающихся, имеющих умственную отсталость легкой степени;

2 вариант - для обучающихся с умственной отсталостью умеренной степени.

Слайд 23.

В процессе освоения АООП сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП на другой.

Вариант  обучения  ребенку определяет ПМПК и  заключение данной комиссии  является обязательным  документом для зачисления в нашу школу.

Слайд 24.

О "взаимодействии  в работе территориальной психолого-медико-педагогической комиссии  и психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений по комплексному психолого – педагогическому сопровождению обучающихся" расскажет Комракова Татьяна Александровна, член районной ПМПК, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

Слайд 25.

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями)  имеет специфические особенности:

  • Он не предполагает уровней обучения
  •  Ориентирован на весь срок получения образования
  •  Имеет два варианта
  •  Не цензовое образование
  • Описаны личностные и предметные результаты обучения  (метапредметных нет)

Слайд 26.

Стандарт включает в себя требования:

  • к структуре АООП
  • условиям реализации АООП
  • и к результатам освоения АООП

Слайд 27.

В основу Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный подходы.

Слайд 28.

Адаптированная  основная общеобразовательная  программа (АООП)  для умственно отсталых детей самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией в соответствии со стандартом и с учетом примерной АООП 

Слайд 29.

И  соответствует основной цели  образования детей с умственной отсталостью ― введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, ориентированного на норму развития.

Слайд 30.

Обязательная часть учебного плана по 1 варианту по ФГОС   представлена следующими учебными предметами:

  • "Русский язык», «Чтение», «Речевая практика».
  • «Математика».
  • «Мир природы и человека».
  • «Музыка»
  • «Изобразительное искусство».
  • Физическая культура – предметом «Физическая культура».
  • Технология – предметом «Ручной труд».

Слайд 31.

Обязательная часть учебного плана по 2 варианту по ФГОС   представлена следующими учебными предметами: Речь и альтернативная коммуникация».

  • «Математические представления».
  • «Окружающий природный  мир»;
  • «Человек»;
  • «Окружающий социальный мир».
  • «Музыка и движение»;
  • «Изобразительная деятельность».
  • «Адаптивная физкультура».

Коррекционно-развивающие занятия.

Слайд 32.

Коррекционно-развивающая область по 1 варианту представлена предметом "Ритмика" и  коррекционными  занятиями (логопедическими или психокоррекционными) . На реализацию коррекционно-развивающей области отводится до 6 часов в неделю от общего количества часов, предусмотренных на внеурочную деятельность.

Слайд 33.

Коррекционно-развивающая область по 2 варианту представлена такими предметами как:

  • сенсорное развитие
  • предметно-практические действия
  • двигательное развитие
  • альтернативная коммуникация
  • коррекционно-развивающие занятия

Слайд 34. Направления внеурочной  деятельности:

  • Спортивно-оздоровительное
  • Нравственное
  • социальное
  • общекультурное

Слайд 35

Стандарт определяет требования к условиям реализации АООП:

  • кадровые
  • финансовые
  • материально-технические
  • иные

Слайд 36

В реализации АООП участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который соответствует  квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах, с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В процессе реализации АООП во 2-а классе организовано участие тьютора.

Слайд 37

Организованы материально-технические условия:

  • трудовые мастерские,
  • в классах организованы учебные зоны и зоны отдыха
  • организация временного режима обучения
  • технические средства обучения
  • специальные учебники, рабочие тетради, дидактические материалы, компьютерные инструменты обучения

Слайд 38

Стандарт предусматривает удлинение сроков получения образования до 13 лет.

Слайд 39

Учебный план школы предусматривает  девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения детьми с умственной отсталостью  общего образования, профессионально-трудовой подготовки и их социальной адаптации и реабилитации.

Слайд 40

В 3-9  классах обучение проводится по программам под редакцией В.В. Воронковой, допущенным Министерством образования Российской Федерации.

Слайд 41

В 5 - 9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность (швейное дело, столярное дело, подготовка младшего обслуживающего персонала).

Из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, биология, география, история Отечества, изобразительное искусство, музыка и пение, физическая культура, социально-бытовая ориентировка.

Для занятий по трудовому обучению и социально-бытовой ориентировке (СБО) обучающиеся 5 - 9 классов делятся на 2 подгруппы.

Слайд 42

Социализация и адаптация обучающихся с ОВЗ невозможна  без трудовой подготовки. В школе сложилась определенная система трудового воспитания, которая включает в себя трудовое обучение и общественно полезный труд.

Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях.

Для коррекционной школы важнейшими задачами являются подготовка учеников к самостоятельной жизни и профессиональному труду.

Для решения данных задач школа располагает огромными возможностями. Прежде всего, это возможности учебного процесса (развитие интересов, способностей детей в процессе образования), расширение знаний о профессиях на уроках, организация бесед по профориентации, специально организованные внеклассные мероприятия профориентационной направленности, совместная работа с психологом по выявлению интересов, способностей детей и т.д.

Формирование трудовых навыков и профессионально-трудовая подготовка осуществляются на уроках трудового обучения,  а также в ходе  разнообразной внеурочной практической деятельности.

Слайд 43.

Трудовое обучение в 5-9 классах осуществляется в учебных профессиональных мастерских по  профилям:

Слайды 44-45.

Столярное дело 

Слайд 46

 Швейное дело

Слайд 47.

 Подготовка младшего обслуживающего персонала 

Слайд 48.

Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании  9 класса. Обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и получают документ установленного образца (свидетельство об обучении).

Экзамен проводится в соответствии с методическим письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2001 г. № 29/1448-6 «Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида».

Слайд 49.

Школа работает над темой – проблемой: «Ориентация обучающихся  на практическую жизнь».

Цель: Создать условия каждому ученику с недостатками умственного развития для обучения и воспитания социально адаптивной личности, развития чувства личной ответственности, способности к продуктивной деятельности, ориентированной на сохранение ценностей общественной и национальной культуры.

Цель обучения и воспитания детей с умственной отсталостью заключается в формировании у них способности самостоятельно жить в меняющемся обществе. На практике это означает, что наша школа создает  такие условия при которых дети учатся самостоятельно решать бытовые, коммуникативные, образовательные проблемы. 

Средством формирования способностей к преодолению трудностей социализации является разнообразная по содержанию и формам организации деятельность детей, как в самой школе, так и за её пределами. 

Слайд 50

Для удовлетворения познавательных потребностей детей и развития их творческих способностей в школе работают кружки:

Слайды 51-54

  • «Фантазия»
  • «Кисточка»
  • «Умелые руки»
  • «Техническое творчество»
  • «Веселые нотки»
  • «Арлекино»
  • Организована групповая занятость детей по интересам – ответственные воспитатели групп продленного дня.

Слайды 55-61

Основной составляющей  учебно-воспитательной работы является участие детей во внеклассных мероприятиях. Участие детей во всех общешкольных мероприятиях помогает заполнить их досуг интересными и познавательными, веселыми и развлекательными мероприятиями, заинтересовать и включить ребят в жизнедеятельность коллектива.

Дети принимают участие в школьных, районных и областных  творческих конкурсах и спортивных соревнованиях и занимают призовые места.

Слайд 62

В 2017 году   школа впервые приняла  участие в Московском областном чемпионате "Абилимпикс-2017" и  призером по компетенции "резьба по дереву" стал обучающийся 9-а класса Страхов Кирилл.

Слайды 63-67

С 2006  года  школа принимает активное участие и в областном конкурсе «Лучший по профессии» и «Конкурсе художественной самодеятельности» для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В областном учащиеся школы  неоднократно становились победителями и призерами .

 За свои достижения школа  дважды награждалась сертификатами на сумму 20 000 рублей и 25 000 рублей от организатора конкурса благотворительного фонда «Абсолют помощь».

Слайд 68.

С 2013 года 13 обучающихся были удостоены  именной стипендии Губернатора Московской области.

Слайд 69.

Образование обучающихся с умственной отсталостью предполагает ту или иную форму и долю их обязательной социальной интеграции, что требует обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов общего образования.

 Для них должна быть предусмотрена возможность обращения к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получать индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов.

Также предусматривается организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей, включая сетевые ресурсы и технологии.

Слайд 70.

 О психологическом сопровождении ребенка в школе расскажет Ялунина Лилия Александровна, педагог-психолог первой квалификационной категории.

Слайд 71.

У нас в школе обучаются дети  с умственной отсталостью  умеренной, тяжелой и глубокой степени, с ТМНР и  получают образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, на основе которой, образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР) для каждого ребенка.

О структуре специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
обучающегося с умственной отсталостью  и ее  реализации  в условиях надомного обучения расскажут учителя надомного обучения Логанцова Анастасия Анатольевна и Воробьева Юлия Львовна.

Слайд 72.

Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод о том, что  современная школа, работающая с учащимися с ОВЗ,  должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это  возможно  только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении  на уроках, поддерживающих и даже инициирующих процессы развития личности и ее психологические потенциалы.

А для этого урок как образовательное пространство должен быть территорией дифференциации, на котором всем учащимся интересно и  психологически безопасно. Именно поэтому в последние годы обострился интерес к определению этого важного социально-психологического феномена, разворачиваются исследования, позволяющие измерять дифференциацию обучения   урока, проектируются условия, при которых она обеспечивается. 

Следует добавить, что системно - деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой коррекционной школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников базовые учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Слайд 73

Спасибо за внимание!

Сейчас вы пойдете на уроки и должны будете  определить согласно стандарту  для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) применение учителями деятельностного и дифференцированного подхода  при проведении урока. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Павлова Елизавета Васильевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе «Обеспечение специальных образовательных условий для реализации адаптированных образовательных программ общего образования, предусмотренных современными требованиями» 22 марта 2018 года

Слайд 2

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 закреплено понятие Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ ) - это «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Слайд 4

Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 августа 2015 года, регистрационный N 38528)

Слайд 5

Для предупреждения переутомления в течение недели для обучающихся с ОВЗ должны иметь облегченный учебный день в среду или четверг. Продолжительность учебной нагрузки на уроке не должна превышать 40 минут, за исключением первого класса. Продолжительность перемен между уроками составляет: не менее 10 минут, большой перемены(после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут, вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая. продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью - не менее 30 минут (за исключением категории обучающихся с ТМНР), обучение которых осуществляется по СИПР. Рекомендуется организовывать на открытом воздухе ежедневные динамические паузы в 45 минут.

Слайд 6

Квалификация кадров Учебный год 2015/16 2016/17 2017/18 Всего педагогов 40 42 42 Высшей квалификационной категории 14 15 16 Первой квалификационной категории 14 15 20 Соответствие должности 0 7 4 Без категории 12 5 2 На 01 сентября 2017-2018 учебного года в школе создано 25 классов : 1-4 классы - 10 5-9 классы - 15 группы продленного дня – 6

Слайд 7

Количество обучающихся за последние 3 года Учебный год Количество классов Всего обучающихся Обучаются на дому Обучаются по семейной форме образования 2015-2016 19 213 28 0 2016-2017 20 255 32 2 2017-2018 25 286 48 4

Слайд 8

Социальный паспорт школы На 20.03.2018 года в школе обучается 286 детей, из которых: дети-инвалиды - 94 дети с ОВЗ -192 обучаются на дому - 48, в том числе из них 42 ребенка-инвалида 4 ребенка обучаются по семейной форме образования детей, воспитывающихся в многодетных семьях -83 воспитываются в семьях, находящихся в ТЖС - 13 воспитываются в приемных семьях - 11 - переданы под опеку - 13

Слайд 9

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки РФ № 1598 от 19.12.2014) Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) (Приказ Минобрнауки РФ № 1599 от 19.12.2014)

Слайд 10

применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 года для обучения по адаптированным образовательным программам, осуществляется по ним до завершения обучения

Слайд 11

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность . Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации, Закона «Об образовании» и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов; региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

Слайд 12

Цель введения ФГОС НОО обучающихся с УО: Введение в образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем.

Слайд 13

Стандарт учитывает особенности развития детей Возрастные Типологические Индивидуальные Особые образовательные потребности детей с интеллектуальными нарушениями общие для всех детей с уо специфические для детей с легкой степенью умственной отсталости для детей с умеренной, тяжелой, глубокой степенью умственной отсталости, ТМНР

Слайд 14

К общим потребностям относятся : Раннее получение специальной помощи средствами образования; Обязательная непрерывность коррекционно-развивающего процесса , реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы; Научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования; Доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования; Удлинение сроков получения образования; Систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; Специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; Использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся; Стимуляция познавательной активности , формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Слайд 15

Особые образовательные потребности детей с легкой степенью умственной отсталости Выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; Введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира; Овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации , обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающего с окружающей средой; Возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих; Психологическое сопровождение , оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и другими обучающимися; Психологическое сопровождение , направленное на установление взаимодействия семьи и организации; Постепенное расширение образовательного пространства , выходящего за пределы организации.

Слайд 16

Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой степенью умственной отсталости, ТМНР Существенное изменение содержания образования Создание оптимальных путей развития ; Использование специфических методов и средств обучения; Дифференцированное, «пошаговое» обучение; Обязательная индивидуализация обучения; Формирование элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания; Обеспечение присмотра и ухода за обучающимися; Дозированное расширение образовательного пространства внутри организации и за ее пределами; Организация взаимодействия специалистов и семьи

Слайд 17

Функции федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МАКСИМАЛЬНОЕ РАСШИРЕНИЕ ОХВАТА ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ ОБРАЗОВАНИЕМ, ОТВЕЧАЮЩИМ ИХ ВОЗМОЖНОСТЯМ И ПОТРЕБНОСТЯМ; КАЖДОМУ ОБУЧАЮЩЕМУСЯ С ОВЗ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА НАЧАЛЬНОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЯЖЕСТИ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ, ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ВИДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ; ГАРАНТИРУЕТ ОБУЧАЮЩЕМУСЯ С ОВЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ОБЩИХ С НОРМАЛЬНО РАЗВИВАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ И ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, СОЗДАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА; ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА ВАРИАНТА ОБРАЗОВАНИЯ, АДЕКВАТНОГО ВОЗМОЖНОСТЯМ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОВЗ, ОТВЕЧАЮЩЕГО ЖЕЛАНИЮ СЕМЬИ И РЕКОМЕНДАЦИЯМ СПЕЦИАЛИСТОВ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СЕМЬЕ ВСЕЙ ПОЛНОТЫ ИНФОРМАЦИИ О ДИАПАЗОНЕ ВОЗМОЖНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ РЕБЁНКА; СОПОСТАВИМОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ НА ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; МЕХАНИЗМ РЕГУЛЯЦИИ ПРОЦЕССА ИНТЕГРАЦИИ / ИНКЛЮЗИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ; СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ И СТИМУЛИРОВАТЬ ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, МОДЕРНИЗАЦИЮ МЕХАНИЗМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМ И СПЕЦИАЛИСТОВ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Слайд 18

Стандарт является основой для разработки и реализации образовательной организацией ( самостоятельно ) адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью;

Слайд 19

Варианты требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью Предназначен для детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 Предназначен для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития Вариант 2

Слайд 20

В процессе освоения АООП сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП на другой. Основанием для этого является заключение ПМПК . Перевод обучающегося с одного варианта программы на другой осуществляется организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП по рекомендации ПМПК и с учетом мнения родителей (законных представителей) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Слайд 21

Комракова Татьяна Александровна Взаимодействие в работе ТПМПК и ПМПк образовательных учреждений по комплексному психолого – педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ

Слайд 22

Специфические особенности ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями ) Не предполагает уровней обучения Ориентирован на весь срок получения образования Имеет два варианта Не цензовое образование Описаны личностные и предметные результаты обучения (метапредметных нет)

Слайд 23

Стандарт включает в себя требования к структуре АООП структуре АООП (в том числе к соотношения обязательной части и части формируемой участниками образовательных отношений) и их объему вариант 1 – 70% - 30% Вариант 2 - 60% - 40% условиям реализации АООП (кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям) результатам освоения АООП

Слайд 24

Подходы Дифференцированный Деятельностный Обучение как процесс организации речевой, познавательной и предметно-практической деятельности , обеспечивающий овладение содержанием Развитие личности зависит от характера организации доступной деятельности (в первую очередь, учебной) Разработка содержания и технологий образования , определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня познавательного и личностного развития с учетом особых образовательных потребностей Ориентация на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта Разнообразие организационных форм , обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности

Слайд 25

Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) Самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией в соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОДОБРЕНА решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), имеющими инвалидность , дополняется индивидуальной программой реабилитации (ИПР) в части создания специальных условий получения образования

Слайд 26

Разделы АООП целевой содержательный организационный пояснительная записка программа формирования базовых учебных действий учебный план планируемые результаты программы отдельных учебных предметов система специальных условий система оценки достижения результатов программы курсов коррекционно-развивающей области программа духовно-нравственного / нравственного развития программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни программа внеурочной деятельности Программа коррекционной работы ( для 1 варианта ); программа сотрудничества с родителями ( для 2 варианта ) Структура АООП

Слайд 27

Обязательные предметные области и учебные предметы (1 вариант) Предметная область Учебный предмет 1 Язык и речевая практика Русский язык Чтение (литературное чтение) Речевая практика 2 Математика Математика (математика и информатика) 3 Естествознание Мир природы и человека Природоведение Биология География 4 Человек и общество Основы социальной жизни Мир истории История Отечества Этика Обществоведение 5 Искусство Музыка Рисование 6 Технология Ручной труд Профильный труд 7 Физическая культура Физическая культура (Адаптивная физическая культура)

Слайд 28

Обязательные предметные области и учебные предметы (2 вариант) Предметная область Учебный предмет 1 Язык и речевая практика Речь и альтернативная коммуникация 2 Математика Математические представления 3 Окружающий мир Окружающий природный мир Человек Домоводство Окружающий социальный мир 4 Искусство Музыка и движение Изобразительная деятельность 5 Технология Профильный труд 6 Физическая культура Адаптивная физическая культура

Слайд 29

Коррекционно-развивающая область (1 вариант) Ритмика Коррекционные занятия (логопедические или психокоррекционные) Содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР На реализацию коррекционно-развивающей области отводится до 6 часов в неделю от общего количества часов, предусмотренных на внеурочную деятельность

Слайд 30

Коррекционно-развивающая область (2 вариант) Сенсорное развитие Предметно-практические действия Двигательное развитие Альтернативная коммуникация Коррекционно-развивающие занятия Содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР

Слайд 31

Направления внеурочной деятельности (1 вариант) Спортивно-оздоровительное направление Общекультурное направление Нравственное направление Социальное направление Формы организации внеурочной деятельности внеурочной деятельности Индивидуальные и групповые занятия Экскурсии Кружки Секции Соревнования Общественно полезные (трудовые) практики и т.д. Социальная интеграция

Слайд 32

Требования к условиям реализации АООП кадровые финансовые материально-технические иные Создание комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся , построенной с учетом их образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), нравственное развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся В АООП должен быть представлен контроль за состоянием системы условий

Слайд 33

Кадровые условия В реализации АООП участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который соответствует квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах , с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В процессе реализации АООП во 2-а классе организовано участие тьютора.

Слайд 34

Материально-технические условия Организация пространства, в котором осуществляется реализация АООП (трудовые мастерские, в классе организованы учебные зоны и зоны отдыха) Организация временного режима обучения Технические средства обучения Специальные учебники, рабочие тетради, дидактические материалы, компьютерные инструменты обучения

Слайд 35

Варианты сроков освоения ФГОС

Слайд 36

Учебный план школы предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения детьми с умственной отсталостью общего образования, профессионально-трудовой подготовки и их социальной адаптации и реабилитации.

Слайд 37

Обучение в 3-9 классах Проводится на основании Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 вариант) утвержденных приказом Министерства образования Российской Федерации № 29/2065-п от 10 апреля 2002 года по программам под редакцией В.В. Воронковой, допущенным Министерством образования Российской Федерации.

Слайд 38

Обязательные учебные предметы в 5-9 классах чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика, биология, география, история Отечества, изобразительное искусство, музыка и пение, физическая культура, социально-бытовая ориентировка

Слайд 39

Социализация и адаптация обучающихся с ОВЗ невозможна без трудовой подготовки. В школе сложилась определенная система трудового воспитания, которая включает в себя трудовое обучение и общественно полезный труд. Формирование трудовых навыков и профессионально-трудовая подготовка осуществляются на уроках трудового обучения, а также в ходе разнообразной внеурочной практической деятельности.

Слайд 40

Трудовое обучение Трудовое обучение в 5-9 классах осуществляется в учебных профессиональных мастерских по профилям: Столярное дело Швейное дело Подготовка младшего обслуживающего персонала

Слайд 41

Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании 9 класса. Обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и получают документ установленного образца (свидетельство об обучении). Экзамен проводится в соответствии с методическим письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2001 г. № 29/1448-6 «Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида».

Слайд 42

Цель обучения и воспитания детей с умственной отсталостью заключается в формировании у них способности самостоятельно жить в меняющемся обществе. На практике это означает, что наша школа создает такие условия при которых дети учатся самостоятельно решать бытовые, коммуникативные, образовательные проблемы. Средством формирования способностей к преодолению трудностей социализации является разнообразная по содержанию и формам организации деятельность детей, как в самой школе, так и за её пределами.

Слайд 43

Кружковая деятельность Для удовлетворения познавательных потребностей детей и развития их творческих способностей в школе работают кружки: «Фантазия» – руководитель Иванова Г.Н. «Кисточка» - руководитель Глинская Е.Н . «Умелые руки» - руководители Рулев В.А., Ишков А.П. «Техническое творчество» – руководитель Акишина В.А. «Веселые нотки» – руководитель Ольская И.В. «Арлекино» - руководитель Мищенко В.А. Организована групповая занятость детей по интересам – ответственные воспитатели групп продленного дня.

Слайд 44

Образование обучающихся с умственной отсталостью предполагает ту или иную форму и долю их обязательной социальной интеграции, что требует обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов общего образования. Для них должна быть предусмотрена возможность обращения к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получать индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов. Также предусматривается организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей, включая сетевые ресурсы и технологии.

Слайд 45

Ялунина Лилия Александровна Психологическое сопровождение ребёнка в школе.

Слайд 46

Специальная индивидуальная программа развития СИПР Логанцова Анастасия Анатольевна Воробьева Юлия Львовна

Слайд 47

Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод о том, что современная школа, работающая с учащимися с ОВЗ, должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении на уроках, поддерживающих и даже инициирующих процессы развития личности и ее психологические потенциалы .

Слайд 48

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО УВР, СЛУШАТЕЛЕЙ ГОДИЧНЫХ КУРСОВ АППО(КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ) по теме: ФГОС, РЕАЛИЗАЦИЯ

Образовательная программа начального общего образования, первый год реализации Выступление на ГОРОДСКОм СЕМИНАРе ДЛЯ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ ПО УВР, СЛУШАТЕЛЕЙ ГОДИЧНЫХ КУРСОВ АППО(КАФЕДРА КО...

Городской семинар-практикум для заместителей директоров, завучей, методистов, учителей - предметников "Оценка и технологии достижения метапредметного образовательного результата в средней школе".

В данном разделе опубликована программа городского семинара- практикума для заместителей директоров, завучей, методистов, учителей-предметников "Оценка и технологии достижения метапредметного образова...

Семинар заместителей директоров по УВР, методистов образовательных организаций "Модернизация системы внутришкольного контроля в свете требований федеральных государственных образовательных стандартов"

В данном разделе опубликована программа семинара заместителей директоров по УВР, методистов  образовательных организаций "Модернизация сисемы внутришкольного контроля в свете требований федеральн...

Классный час "Мы патриоты России" проведенный в рамках семинара заместителей директоров по воспитательной работе" "Формирование у учащихся общенациональных ценностей"

Цели занятия:1.      Формирование у молодого поколения чувства патриотизма, уважение к родной стране, ее истории; показать значение Родины в жизни каждого человека; раскрыть з...

Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок

Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...

Доклад на семинаре для зам. директоров по ВР_17.01.2018

Доклад на семинаре - совещании для зам. директоров по воспитательной работе «Законодательные основы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации» 17.01.2018...